Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности организаций АПК на основе инноваций в сбытовой деятельности'

Повышение конкурентоспособности организаций АПК на основе инноваций в сбытовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / сбытовая деятельность / организации агропромышленного комплекса. / innovations / sales activity / organization of agribusiness industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набоков Владимир Иннокентьевич, Некрасов Константин Викторович

Конкурентоспособность организаций агропромышленного комплекса в значительной мере определяется их инновационной деятельностью. Важное направление инновационной деятельности данных организаций – их сбытовая сфера. В современных условиях необходимы новые формы сбытовой деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набоков Владимир Иннокентьевич, Некрасов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF AGRIBUSINESS INDUSTRY ON THE BASIS OF INNOVATIONS IN SALES ACTIVITY

Competitiveness of the organizations of agribusiness industry is determined by their innovative activities. An important issue of innovation activity of these organizations is their sales activity. In modern conditions new forms of organizations sales activity are needed.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности организаций АПК на основе инноваций в сбытовой деятельности»

УДК 338.4

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ В СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Набоков Владимир Иннокентьевич.

Нижневартовск, профессор кафедры ОП и СД по экономике филиала ЮурГУ, nv1472@yandex.ru.

Некрасов Константин Викторович.

Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры экономики и организации производства.

Аннотация. Конкурентоспособность организаций агропромышленного комплекса в значительной мере определяется их инновационной деятельностью. Важное направление инновационной деятельности данных организаций - их сбытовая сфера. В современных условиях необходимы новые формы сбытовой деятельности организаций.

Ключевые слова: инновации, сбытовая деятельность, организации агропромышленного комплекса.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF AGRIBUSINESS INDUSTRY ON THE BASIS OF INNOVATIONS IN SALES ACTIVITY

Nabokov Vladimir.

South Ural State University Branch in Nizhnevartovsk, professor of the Department of Economics, nv1472@yandex.ru.

Nekrasov Konstantin.

Ural State Agrarian University, associate professor of the Department of Economics and Industrial Management

Abstract. Competitiveness of the organizations of agribusiness industry is determined by their innovative activities. An important issue of innovation activity of these organizations is their sales activity. In modern conditions new forms of organizations sales activity are needed.

Key words: innovations, sales activity, organization of agribusiness industry.

В современных условиях приоритетной задачей российских организаций агропромышленного комплекса является повышение их конкурентоспособности, что непосредственно связано с инновационной деятельностью данных организаций.

Инновационную деятельность организаций следует рассматривать как целенаправленную, многопрофильную, объединенную единым технологическим процессом, зависящую от природно-климатических условий, рисковую деятельность по созданию и распространению инноваций.

Исследование показало, что инновационную деятельность осуществляют лишь отдельные организации агропромышленного комплекса. Так, в Свердловской области совокупный уровень инновационной активности организаций, занятых производством пищевых продуктов, включая напитки и табак, составил в 2015 году лишь 13,6%. Это означает, что 86,4% организаций в силу разных причин не осуществляют инновационную деятельность. Основными причинами этого являются, прежде всего, недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства и высокая стоимость нововведений [9].

При этом инновационно-активные организации, занятые производством пищевых продуктов, в 2015 году осуществляли в основном технологические инновации, удельный вес таких организаций, в общем их количестве, составил 11% от общего количества организаций. Организационные инновации осуществляли лишь 6% организаций, маркетинговые - 7%. В последнем показателе просматриваются элементы распределительно-сбытовой и логистической деятельности указанных организаций.

Это требует совершенствования инновационной составляющей распределительно-сбытовой и логистической деятельности организаций АПК.

Следует заметить, что в последние годы в данной деятельности наблюдаются существенные изменения, в значительной мере отражающие современные процессы, происходящие в экономике, социальной и информационной сферах.

Так, фундаментальный сдвиг в организацию работ по сбыту вырабатываемой предприятиями агропромышленного комплекса продукции вносит концепция маркетинга. Производители данной продукции перестают быть простыми поставщиками ее в торговую сеть. Они должны эффективно воздействовать на торговую сеть своих товаров, предлагая посредникам консультации и услуги: как товары должны быть выложены в магазине и сколько места занимать, как рекламировать новый товар и т.д., а также показывать розничным торговцам или оптовикам, что иметь дело с их товарами выгодно, и подсказать им, как можно увеличить прибыль от продажи данных товаров. Точно так же и производители товаров должны быть в курсе, какие задачи перед конечными покупателями ставят продавцы их продукции (посредники), так как запросы конечного потребителя приобретают для них исключительное значение.

Организации агропромышленного комплекса должны постоянно проводить анализ системы распределения, форм и методов сбыта. При этом выявлять роль каждого канала распределения продукции в общей программе по реализации продукции, эффективность каналов сбыта, определять размеры издержек. Ос -новной целью такого анализа являются: определение степени эффективности сложившихся форм сбыта, и разработка рекомендаций по использованию новых форм сбыта [4, с.97].

Для продвижения товаров от производителя к потребителю организации агропромышленного комплекса должны широко использовать следующие

основные каналы: прямая продажа товаров потребителям, продажа товаров через оптовых и розничных посредников, сбыт продукции через независимых агентов.

В настоящее время все большее распространение получает форма прямых продаж продукции потребителям. Благодаря прямым связям организации агропромышленного комплекса получают возможность лучше изучать рынок своей продукции, налаживать тесное сотрудничество с основными потребителями, проводить с ними совместные научные исследования по повышению качества продукции. Непосредственный сбыт продукции производителя потребителю ускоряет не только цикл реализации, но и оборот капитала, что позволяет при одной и той же норме прибыли извлекать большую массу прибыли. Ранее прямые продажи были характерны для нефтяных, угольных, сталелитейных и прочих компаний, поставляющих основные виды сырья для обрабатывающей промышленности [2,с.126].

Организации агропромышленного комплекса при реализации своей продукции целесообразно иметь и использовать свои сбытовые филиалы. С помощью региональных сбытовых филиалов организация-производитель продукции получает возможность держать под своим контролем весь процесс реализации и доставки своей продукции потребителям, а также рационально использовать своих специалистов по сбыту и техническому обслуживанию и т.п. Поставщик, организуя продажу через свои сбытовые филиалы, добивается нескольких преимуществ. Сбытовые филиалы становятся средством прямого воздействия на рынок, дают возможность организациям АПК за счет присвоения части торговой прибыли увеличивать свои прибыли. Располагая в составе филиала грамотными техническими специалистами, данная организация может предложить своей клиентуре экспертную консультацию. Уровень самостоятельности этих филиалов, свобода принятия ими решений и правовая форма определяются в конкретных случаях по-разному.

Развитие информационных технологий также вносит радикальные коррективы в организацию прямых продаж. Широкое распространение получают телемаркет, заказ товаров по электронной почте и электронная коммерция. Организации АПК могут в любое время дня и ночи общаться с любым другим пользователем с помощью открытых универсальных стандартов практически с нулевыми затратами. Растущее число интернет-сайтов позволяет потребителям заказывать любое количество и ассортимент продукции, а в ряде случаев задавать необходимую ему рецептуру продовольственных продуктов.

В последние годы фокус внимания компаний-производителей переместился с товаров и трансакций на построение длительных отношений с потребителями. Основной задачей переговоров о поставках товаров становится не их цена, а предоставление покупателю общей выгоды. Потребители также стремятся к созданию партнеров. Изучение опыта японских фирм позволяет сделать вывод о том, что долговременная кооперация с небольшим количеством производителей является наилучшим способом снижения издержек, повышения качества и стимулирования инноваций.

Для построения и укрепления отношений доверия необходимо, во-первых, оценить перспективы партнерского соглашения с потребителем; во-вторых, изучить принципы работы друг друга; в-третьих, предусмотреть стратегии восстановления доверия, которое позволяет устранить трудности к удовлетворению обеих сторон.

Таким образом, происходящие в организациях агропромышленного комплекса и их внешней среде процессы настоятельно требуют совершенствования их распределительно - сбытовой и логистической деятельности, внедрения востребованных практикой инноваций, что повысит их конкурентоспособность.

Библиографический список:

1. Дьякова Н.В., Некрасов К.В., Набоков В.И Государственное регулирование инновационной деятельности организаций. Аграрный вестник Урала. 2012.№11 -1(103).С.76-78.

2. Зырянов А.В., Зуева О.Н., Набоков В.И. Логистика домохозяйств и размещение торговых предприятий / Под ред. А.В.Зырянова; Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства. - Москва: Экономика,

2010.- 242c.

3. Набоков В.И., Грицова О.А. Маркетинговый подход к управлению качеством образовательных услуг вуза. Аграрный вестник Урала. 2015.№7 (137).С.86-90.

4. Набоков В.И., Некрасов К.В.Инвестиционная политика государства как фактор, способствующий инновационному развитию АПК. Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. № 3 (28). С. 77-80.

5. Набоков В.И., Некрасов К.В.Особенности инновационной деятельности на предприятиях агропромышленного комплекса. Аграрный вестник Урала.

2011. № 12-1. С. 63-64.

6. Набоков В.И., Некрасов К.В. Повышение конкурентоспособности предприятий АПК на основе инновационной деятельности. Аграрный вестник Урала. 2012. №1.С.83-86.

7. Набоков В.И., Скворцов Е.А., Саакян М.К., Скворцова Е.Г. Кадровые аспекты применения робототехники в сельском хозяйстве.Вестник Государственного аграрного университета Севернрго Зауралья. 2015. №4 (31). С. 149-153.

8. Петров Е.А., Мингалев В.Д., Набоков В. И. Перспективы развития молочного скотоводства и рынка молока в условиях ВТО. Аграрный вестник Урала. 2013.№12. С.95-97.

9. http://www.aks.ru - Сайт Федеральной службы государственной статистики (Госкомстат Российской Федерации - Росстат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.