Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности компаний калийной отрасли России и Белоруссии за счет совершенствования сбытовой политики'

Повышение конкурентоспособности компаний калийной отрасли России и Белоруссии за счет совершенствования сбытовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
КАЛИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СБЫТ / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Т.В., Султани А.Н.

Калийные компании России и Белоруссии, разрабатывая уникальные месторождения калийных солей, обеспечивают более 35 % мирового производства калийных удобрений. Поэтому экономическая эффективность от их деятельности значительно влияет на мировой рынок калия. Являясь экспортно-ориентированными компаниями (более 80 % производимой продукции экспортируется) «Беларуськалий», «Уралкалий» и «Сильвинит» испытывают ряд проблем, связанных с перевалкой удобрений в страны дальнего зарубежья (Бразилия, Индия, Китай). Поэтому в целях повышения конкурентоспособности данных предприятий необходимо разработать эффективную логистическую цепочку, которая бы учитывала их геополитические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономаренко Т.В., Султани А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности компаний калийной отрасли России и Белоруссии за счет совершенствования сбытовой политики»

УДК 662.363.2 339.13

Т.ВЛОНОМАРЕНКО. канд. экон. щук. доцент, stvajmilm А.Н.СУЛТАНИ. студентка, onnt sultan¿%spnu.nt

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

T.V. PONOM ARENKO, PhD in ес\9 associate professor, stv aniailru A.N.SULTANI. student, ûnnl sultaniïÇ\pmi.rn Samt-Petershurg State Mining Institute (Technical University)

1 ЮНЫШЕНИ Е КОИКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМ ПЛИ И Й КАЛИЙНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ

Калийные компании России и Белоруссии. дорабатывая уникальные месторождения калийных сожн. обеспсчииаюг более 35% мирового производства калийных удобрений. Поэтому экономическая эффективность от их деятельности '.начнтслыю влннет на мировой рынок ГС1ЛМЯ Являясь ^кепортночфиентированиыми КОМПАНИЯМИ (более 80 % ПрОМТВОДИ" мой проекции экспортируется) «Бсдар у с ькалий», «Урал кал нй» н «Сильвинит» испытыва-ют ряд проблем. евзткшпых с перевалкой удобрений в страны дальнего прубежм (Брат-лия. Июня. Китай). Поэтому в целях повышении конкурентоспособности данных предприятий необходимо разработать >ффекп1ни>ю логжггическ> ю цепочку которая бы у «опивала их геополитические особенности

Имчеёые ачола: калий. коикл реитоспособиосп. ебьп. транспорт

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF RUSSIAN AND BELORUSSIAN POTASH COMPANIES OWING TO PERFECTION OF SALE POLICY

Tlic potassium companies of Russia and Belorussia de\ eloping tl>e unique deposits of potas* shim sails. provide more than 40% of live world production of potassium fertilizers Therefore economic efficiency from their activity considerably influences lo the world maiict of potassium. Being the companies which expon more tlum 80 % producible products «Beiaruskati». «Uralkali» and «Silvmite» have problems with tlbc transport of fertilizers in Brazil. India China. Therefore for the increase of competitiveness of these enterprises it is accessary lo develop an effective logistic chain which would take into account their geopolitical features Key words: potash, compctilhencss. sale, transport

Калийные компании России и Белоруссии. разрабатывая уникальные месторождения калийных солей, обеспечивают более 35 % мирового производства хлористого калия (см таблицу) [I, 3. 4] Поэтому ключевым фактором их успешного развития является разработка маркетинговой стратегии, позволяющей использовать преимущества концентрации производителей калия в странах СНГ одновременно сгладив недостатки концентрированного мировою рынка калийных удобрений. 230 -

Для определения уровня концентрации мирового производства калия традиционно используют коэффициент концентрации рынка и индекс Херфиндаля Хиршмана

При количестве действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используют коэффициент рыночной концентрации. рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, и индекс рыночной концентрации Херфиндаля Хиршмана [2J

ISSN 0135 3500. Записки Горного института. Т.186

Онэгэьк гфов)»с^ателн к»лнйвш yjod^üBfl » 2КК г

|| к'лмнмнп <. i|\iii:i y . f • ^ i ^ — ¿ >

Iм-' 1 ПЬ и,-

1 111,1 . ! с1» jr.líj i

. •1г-члш vvp'i. • kílllj/n no:.- i и«:

1 " M's К ' и lj.im

J iiiii l'sinlN OH i 1 1 mi

- kj >in mi.:

í им • lYnuiiiu ».i М/

( v4 • • v^i ik-

1 м»м 1 viri m:i .^.vn X

--ii ipui. j» k.mii

т liLk II ;|SIM ii

1I»»IJI 1

I- кг >м:м мм г 1 1 m| • i imi 14 H • 1 J r> s

-i Ни» klllll .i.u

И и* .1.1 С

HCÍI.' | • II .1 b 1

i»» v» Г.кч -iiiiíiim 11:1 ¡xjiuii:ii м л .i^iiiiiii.s

г>р|1'п|»ч г.| к''|11»|п11| ч. isi mu г|к'м ||'л | 11

Для определении уронр^ концентрации мирового ркшкд КЛЛП11НЫ\ v добран 1111 н<-

нолиуеня юзффиипен! копией 1рлшш. расоштлиимн по трем кампаниям с или-^ол^шен л>л£и ъ ммросом протколстое

-¿Л..

.-I

ис < "Л'- - к о и в I комизм I ришт рынка лля тре^ комплиик Л', г^иралепиая п про-1Л?И1<1\ дОлн МО КруI 1Ш?1 и .чОЪчГкшуЮ-шего субъекта. действующего еш товарном ринке; /г число рассматриваемых п-II11 их хо ю I иич су 1> ьею он. АС \ г-

яующи* на ланном тпв&рноч рмнке л = >

Д|1Я каЛИННОИ отрасли коэффициент

концентрации по трем компаниям о 2М6 г. состдиил 42.0"

Дим 01 1ределеIши iiiiiciKiiii.HOi.iM конку* |нгниии лрнменшмсл ццлже Хгрфпншшя Х|ф1]|мяня ИИ! Чем выше чиачгтге индекса, кы влиятельнее крупненш с* предлрпгп ся

НИ( -¿.У;.

-I

и* л - oóuiee ихшч^а*) чо^йсibvhmijun су e-i.»ihTOK .aeiivTn\iMiin\ na ллнпом тоглр-

110^ рЫ11*2.

Индекс Хср|]|1с1сд:иа-.\нршман:1 млро-яого риикд длинных удобрении В г

сосаьлял I'MJJS

При прпмем^иии МЭИМОПЛЛЬНМХ криге-РИГУ рйНЖНрОВЛНПЯ [-| рЫН4>К Лифф$реН1111-

pv'ott* iij три уровня концентрации: I. i vi vm> И'ШкИцХшиМ С. 1<\.' » /iV/j

lljl Ikil'J..............: . |*II4I

С'|с............... I.5 71- ЦГ«1

..........

И ех%>.пя 11 < вьгги vi кскньгч рнечеп i г npi т?д<з н н их данных можко заключит!,, что МНрОООЙ рынок КОПИЙ является Cp*JH<íKOH-uOi прирОиаммым. При >тОм пну I рсннпс рылкн K¿LMIUÍHblN ЛрОНлйОДШСНеН, VK.HJH-НЫХ Л TtolVlUUC 1Тр»Нг ЯНЛЯЮТСЯ HKICOVOKOH-I ItíHTpf ipr>RÍÍ Н Н Kl\1IГ

Крупнейшие пропчооднтелп кмиГшыч

yjOSptfl IIIН ОСуШÜCI15.1ЯЮI JKCllOpI i КОН-

LlVICUHpOBJHHbJe г^гдинюеы.- KIKillüHIKI.

кмнаккне 1оташ Корп «MojaHK>. «Атриум Иик<> - чере-í кКаипотекс». ■«Белкам«

Jlllík II ^УpüIK¿UU1ÍÍ» i.\О •«beilDpvC-

LlKJLfl КПЛ1ШН0Я КОМ ПИ □ I Я>.\ Благодаря оЛьсДК-

ненню усилии по сбытч', данные юмпании нмеки tti>>Kio■h.ht-LK i ь следом ic. ^ipui^inn оени па.киее oói-dMon'<рпсе ov^r víJniue«« и «лкпю«

чй1Ъ KúHifXinu но ыыЮцлОи им ц^н?;.

I Скольку ttM'iieíiujiiM фактором ус-пешмог-о рд íRiiTifü гяпнйних компаний ящд-ется политика устиГнсквиго l'Ó&it¡i продчк-UI1II, ÁL OUIlOUllOH обы?М Otl ружаемы.ч рос* cnik'fc'MMii и íw.iüpyccKOii ».¿итПиыми пиниями VilOÓ|KrKHH иричодивсх ИЛ LjpjHbl

лхтьиегл юруое^ья. лш ттниеиня

TIIR НОС Til Л^ЯТйЛКНО^ТИ VOMnaWHii на*н>ч:ОДН-мо достичь енкжения затрат по транспортировке именно ы л01 регион

ОД!ГИМ (И пярмянтоя МО-КС т 6KITI> со панне П>Н4:1>ЛЛДЛрОЫКК4^К Тре КД1 СНГОЕЧ>К Kt^t-

I iluijiii jmióo coj>jáiiiic консоринх ма но со« ь чес гному cotí iy пролукапп » Kmaíi и при-иирете hi гкт собетл^ннит судкя

(Члно грухтол^ечмостыо тыс т и

СТОИМО^Т^Ю МЛН ,101-1sip0R í^o сроком ио пюьчовання v предыдущего владельца

2&1

CÚ л л /7.-С1 50/С?

Ю ;ici можсг iWih iipnoifCTCHo н КНР no спи rtnnoii креашмий jjhiiiiii. i.s. крелм uy

Л^Т RKtaaH к'нт^^м ИЗ ЛЬГОТНИК УСЛОВНА* ЛЛШЪ npir УСЛОЯ1Г1Г ГТ|>1 Hwif с тем 1(Я сулня К1Г-ИГк'ГТОЮ I ipOl ГЛЛУСГЫ*!. Дэнное CyjHO oyj^l

исполиосаис -in« перечалки \лоореипй крч'ПЕюйшему им г>;>ртсjiys Kictjhv гш мар-шр> iy Вин I Си п. 1С (Лйшмн) Ш.шчДм (|ч 11 • rail к

(XHQHHKIC MOW ШСЛН НррСК'1» ГЦЖМ1КИ L*y дни ДЛИ 11 KjHL'lH^P I И| ЮЫК11 IT> It IBi 1 fl JipiUVk-Щ1П следующие (я «ГИС.ПИТеле - в тысяч** дол-лнрпи: f 'жямснйтглс - p тысячах pvonciH'

1 II4.MIUK' |4II\.MI.I X V.4-.J 5 Jj'lJ'^J

1 ».ми W "nilt.MMM " • IVSMH

H Ii\mn + hVlXW :>V ПЖ1А1Л11к! 1 s-..i 11»1 J ^h IH *

1 <i. и н нг :i;ii'sxi;u i ir.. i iy-i'

\.»IMIIIt i:?i ?'•>: 1:

1 1 kllll.lL •,ll\Al li LI lfHIILIhi|>'

l7TS.nl' v-.Ч 1 '/i 1

i .:> i:|>si i jk'n . •Ilk' ll.lH :?hihi.nr«

1 I\ I.»II.I4 i > 'ib.»..... Ii.'i^uir* м «irv И i/n I

1 1» II4M.I npmM.ln-....... 1 JS-i.'Jii

Кягчет >кг>нг>ммч*скч>го '¿(j^aira про^ь-

тл показал. чи> голог^ая прибыл*» от фрама cy^wa сос тати шс. долларои США

11лi ( 17.c:>0s%twc. руо.

Д|1Я KOHUQHI ill 1|>,>Н;КНН011 грс il Л N Н Г OHi.1 i i КОМПАНИИ эффект fty.H^T 'ЩНЛКУ-МТЬСЯ R еле-дунми^м. Ьлаюдарн «.<>juclh11ю консорциума l* суоочею)ioii компанией предприятие получит М) jmqahqclh фрахта судил по ггф.л 5до ¡Зо^ее obirojhNM пенам Так. по ^нныч "Бюллетеня мнропого рынка минеральны*

уиООр-ь HIIMS> I I |. МИН 11Ч ¿111 ЬНсЫ иен hi I рйН С-гтлрт) фовхн для к 1Л] I in сы х удобрений гти ДДННО!*У мдригрчту СОСТОЯЛАСТ 10Й ДОЛ.ПЯ|ХИ* США ^ юнну. № ю *реч* ка*. имей ь рн<* гюрялении собстпеппое сулио. компания

сможст ] 1С ппль ховлть с™ по цене в дол-лоров СШ А tohhv ОС* С1пи:ен11Я собственной рентабельности Учитывай, что uehsi

yuuuptfllllm llo koli iрамa 4 il Kl1l<lcm lollau-.1ЯГГ ЗМ' ДО.IJIklphH ikl lOHH>\ yje.lbHblil HiC l*toi iwdl'ti i фр:<лтл в цене ектлтея с .io до Дай ил л стратегия позволит компаниям повысит* свою ьонкуреитоспособ* Iь на рынке ГчишГи iu\ уиоОрешш.

Вышы

К» ОСШВ.Ш]1]1 аналша мкрового прон> И0ЛСТГС1 kxiniinKi4 ч.поорсинй был сделдн вывело том. что на1>5олее ку $шч5> местом юм-iijiihm мшшеюч uohmociu 11 ере щи i mi yjoGpe-ним к Сфйны . lA'ibHei О ^руОежм УчтывЗи reorpaijiimecx^e оахччнкос*т рэистлпжсник компи к ii i. било ли io рекомендация о covin-

I И111 NOl »СОЛ IUI lp4>U<ll II lOU I peiui ii11U150 ii KW ujhiiii и щювгдея рзичеj nptkikia иоьлjikii ДИНКОЙ компанией СТЕННОГО 1УДНЯ. что

оо^спбчпщяет значительную жономию при пореwPKcyaoopoiniii г- Китай

КURtfMOTT3ЛФИЧТГКИЙ гттмсгж

1 мч*, (s ji;i|».i.lui4 ».uoji in.uiju к|«ч1 j

. "|viini I :1<|щ цг.,||(п1 a a a l.imi in

IV+H'v .|.чч \ in Hup .'-^'Л м iVrN^a J i II -

5l< |/i b\. iJIL.I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 I.X" 111 *J |: %v лги ироичдипг? jii;i nr<<. и riishk" •• «4 iitt'lllhi ps'lhiihuihmii ь 4ui[\|k«v |A:4ILke J.|JILKJI ! ФЧ' 14 ilUj'^ .d J"«"^ j N I«"«* /« 44

i m'jim ¡и i r i mpi i:: n< < ii.ii;i < ч i . i iи м, г. • 11 <(<ч

.k|\iiiii и. i ^|||| lilm i il il in s.iki (мчщкчкп-!

i'l^idi . ip.' is lit i iii hi/.""s sms ijsy^:, к \uu ii

я . s . shh i

\ Vpiiixiibiii ' H|i||||iu и ) |.||. 4,>n K-j mikIiI'I . |"i Юл i] oi и и ih |ч:| Гон si i., is i.i lil|« /<4s >sss lirsi|k<l| j i' • "i Г1 |,1lfJf| - I IVU'^H ITK'I » Ъ-Y. I <:V|<iif.

KlUlbH ч. ¿Il!>7 hi. I. - fl |"KC j||,I I.

I L4'l :i:-li С, «. ' J^11иl:l< кии ч.нп k >iu ни ji

i' i "s,k" |«l,lllll|.ri ^ь'1'l.pi'j - K'.kiixi ov imu IiIiл Vs\a\s

|ijLi-«Jiw:i | • iji си. си in.ii i * >.< ;iiii..

KLKSKLNCLS

I I llvfil.llii il.il ' I |lj1j,4'l I III III :|r ^ 4 I.<1111 /|| Л I I >l Chilli Mlv | I'kvUil'iK' 4>MH.c| - I'KC sh .illji ..'N. «J.*..

IciHI vji ru* I :ni'j (.11.' in*

I :\\'4IU\ .ippiPS I|1«i 'Iv i"1! sillsiH 4 -Ii*.!

»Ss.lii;iUj:i i \ ihc hm1i|4<:UI:Sciiv.-. >U.K uii ll'ic iTiiii ITsUtol'l AS Ifsini ^ U-l v i ».K' i I'/K VKJ.LT.II 'ПИКИ. ihhvK J 1Ч' Hii^Lil I alcfsiiI' ll i ""IlkUil ^ik* | l.kc-

li<.Mii." МММ«.» - I ill h:ip Vviss< I;h.ji" ш. -

I .111^ и'Пи' ril:i

11| ill; ill I )|Vm..| silc 11 loci t4 'M U -j1IIIVC| - I \\X sis-liUp «^11 ss ..ii:ilfcs:ilj.b'isjn - ^.:iiiu:iI ii:|k.ML ul Ил: ^un ii».- ol'JSC ''.H.jlk.ili' 1 :IIIL LIU' iu<

4 |4v.:i\ll fs!ip (ImkuI Ч'С |l lii'in^im, 4ii.iiivc| -

i ill iillj: vv.л [i :l.i-ilil^nii liмп l.;irii* l'li'

H чу1 IHMl'l py КО^ОДНТЙДК 1ГЯНл i КОН кау к. ДО! 1^нт fli. Н<*}Ю.Ч\ tfVilKO

ISSN 0135 3500. JiS/jиски Гоьного инапи<К1чп<.\ T.ISC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.