Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности банковского сектора посредством внедрения комплекса инновационных кросс-канальных банковских технологий'

Повышение конкурентоспособности банковского сектора посредством внедрения комплекса инновационных кросс-канальных банковских технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ БАНКОВ / ЦИФРОВОЙ БАНК / НЕОБАНК / КРОСС-КАНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / COMPETITIVENESS OF BANKS / CUSTOMER-ORIENTED BANKS / DIGITAL BANK / NEO-BANK / CROSS-CHANNEL BANKING INFRASTRUCTURE / BIG DATA TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомаева Л.Р.

В статье проводится анализ направлений для повышения конкурентоспособности традиционных банков в условиях цифровизации экономики и активного развития инновационных финансовых институтов, предоставляющих банковские и финансовые услуги в режиме online. Особое внимание уделено процессу работы кросс-канальной банковской инфраструктуры на основе анализа данных социальной сети, а также вопросам, связанным с пониманием структуры клиентской базы, ценообразованием относительно расходов на создание нового продукта или услуги и, наконец, возможностью прибыльного управления полученной в результате обработки клиентской базой. Определен комплекс инновационных кросс-канальных банковских технологий, способствующих повышению конкурентоспособности банковского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE BANKING SECTOR BY IMPLEMENTING THE COMPLEX OF INNOVATIVE CROSS-CHANNEL BANKING TECHNOLOGIES

The article analyzes the areas for improving the competitiveness of traditional banks in the conditions of digitalization of the economy and the active development of innovative financial institutions that provide banking and financial services online. Particular attention is paid to the process of cross-channel banking infrastructure based on the analysis of social network data, as well as issues related to understanding the structure of the customer base, pricing regarding the costs of creating a new product or service and, finally, the possibility of profitable management of the resulting customer base. The complex of innovative cross-channel banking technologies that enhance the competitiveness of the banking sector has been identified. Keywords: competitiveness of banks, customer-oriented banks, digital bank, neo-bank, cross-channel banking infrastructure, big data technology

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности банковского сектора посредством внедрения комплекса инновационных кросс-канальных банковских технологий»

Магомаева Л.Р.,

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Информационные системы в экономике», Институт прикладных информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета имени акад. М.Д. Миллионщикова E-mail: rumanovna@gmail.com

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ИННОВАЦИОННЫХ КРОСС-КАНАЛЬНЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

JEL classification: G1

В статье проводится анализ направлений для повышения конкурентоспособности традиционных банков в условиях цифровизации экономики и активного развития инновационных финансовых институтов, предоставляющих банковские и финансовые услуги в режиме online. Особое внимание уделено процессу работы кросс-канальной банковской инфраструктуры на основе анализа данных социальной сети, а также вопросам, связанным с пониманием структуры клиентской базы, ценообразованием относительно расходов на создание нового продукта или услуги и, наконец, возможностью прибыльного управления полученной в результате обработки клиентской базой. Определен комплекс инновационных кросс-канальных банковских технологий, способствующих повышению конкурентоспособности банковского сектора.

Ключевые слова: конкурентоспособность банков, клиентоориентированность банков, цифровой банк, необанк, кросс-канальная банковская инфраструктура, технологии больших данных

L.R. Magomaeva

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE

BANKING SECTOR BY IMPLEMENTING THE COMPLEX OF INNOVATIVE CROSS-CHANNEL BANKING TECHNOLOGIES

The article analyzes the areas for improving the competitiveness of traditional banks in the conditions of digitalization of the economy and the active development of innovative financial institutions that provide banking and financial services online. Particular attention is paid to the process of cross-channel banking infrastructure based on the analysis of social network data, as well as issues related to understanding the structure of the customer base, pricing regarding the costs of creating a new product or service and, finally, the possibility of profitable management of the resulting customer base. The complex of innovative cross-channel banking technologies that enhance the competitiveness of the banking sector has been identified.

Keywords: competitiveness of banks, customer-oriented banks, digital bank, neobank, cross-channel banking infrastructure, big data technology

Введение

Финансовая индустрия сегодня движется в сторону модели data driven company, т.е. модели развития, поддерживаемой посредством искусственного интеллекта, что определяет естественные вызовы и ограничения. Одним из наиболее важных вызовов мировой финансовой системы сегодня выступает нарастание конкурентной борьбы между инновационными финансовыми институтами и банками, вставшими на путь операционной и цифровой трансформации.

Отличительными особенностями инновационных финансовых институтов выступают их практически полная транспарентность, применение алгоритмов для работы с аналитической информацией, низкие тарифы на банковские продукты и

услуги, а также применение простых бизнес-моделей, что позволяет в значительной степени сокращать затраты и удерживать конкурентные преимущества.

При этом, по мере того как цифровиза-ция банкинга продолжает развиваться, потребители все чаще выбирают мобильные и онлайн-каналы традиционных игроков рынка, отдавая предпочтения им, а не компаниям, представляющим исключительно банковские приложения, что объясняется большим доверием к традиционным банкам, чем к инновационным финансовым институтам, которые не располагают физическими офисами для обслуживания клиентов.

Материалы и методы

В исследовании использованы методы системного, структурного, функционального анализа экономической действительности; объективные оценки и определения векторов развития функциональной основы для повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций. Инструментальная база исследования реализована посредством использования таких методов, как наблюдение и метод научных абстракций.

Возможности по поддержанию высокой клиентоориентированности и удовлетворения потребностей в высокотехнологичных продуктах и услугах и, как следствие, повышению конкурентоспособности традиционного банка определяют необходимость дальнейшего развития кросс-канальной банковской инфраструктуры.

По мнению Дж. Хайдмана [1], социальные сети как глобальный источник неструктурированной кросс-канальной информации пока не исчерпали свои возможности для получения новых идей. Каналы социальных сетей, использующие режим рейтингования пользователей, являются глобальным источником данных для развития искусственного интеллекта, поскольку позволяют оценить не только поведение пользователей, но их предпочтения, вкусы, привычки и уровень интеллекта.

С нашей точки зрения, глобальное поле неструктурированной информации,

размещенной в социальных сетях, действительно является новым направлением развития для кросс-канальной банковской инфраструктуры. Совершенствование алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей в части использования новых технологий распознавания образов, объектов и моделей их поведения предопределили качественное новое понимание банками важности информации, полученной из социальных сетей для разработки новых продуктов и услуг, ориентированных на конкретные потребности клиентов [2].

В соответствии с этим выстраивается и концепция функционирования кросс-канальной банковской инфраструктуры, способной к самоанализу и выявлению основных, наиболее существенных характеристик и моделей поведения клиента в целях последующего сегментирования определенной клиентской группы (рис. 1).

С нашей точки зрения, практическое применение кросс-канальной банковской инфраструктуры для определения потребности клиентов в конкретных продуктах и услугах является важным направлением ее дальнейшего развития, особенно учитывая рост пользователей данных социальных сетей.

Несмотря на популярность использования подобных технологий в западной практике банков и в инновационных финансовых институтах, в российской практике далеко не все традиционные банки используют принципы построения кросс-канальной банковской инфраструктуры с применением данных из социальных сетей. Среди основных - Сбербанк, ВТБ, «Альфа-банк», «Хоум-кредит», «ОТП-банк» и др., входящие в десятку крупнейших розничных банков России. Многочисленные опросы крупнейших отечественных банков свидетельствуют о том, что многие из них уже окончательно модифицировали ско-ринговую модель на многофакторную поведенческую модель на основе нейросете-вых технологий искусственного интеллекта.

Использует социальную сеть

Дает доступ к данным соцсетей на сайте банка

•Клиент

>

Проводит конечную сегментация клиента и выявляет потребности в продуктах

•Банк

Рисунок 1 - Процесс работы кросс-канальной банковской инфраструктуры на основе анализа данных социальной сети (составлен автором)

Внедрение больших данных в единую кросс-канальную информационную инфраструктуру банка позволяет отказаться от технологии анкетного анализа клиента, требующей:

- повышенных трудозатрат кредитных аналитиков, специалистов службы безопасности, андеррайтеров;

- использования информационных данных из различных официальных источников в целях подтверждения основных характеристик клиента;

- применения дорогостоящих информационных систем в банке, нуждающихся в последующей модернизации и совершенствовании.

Вместе с тем существует и ряд ограничений в практической реализации использования данных социальных сетей как для традиционных банков, так и для инновационных финансовых институтов, связанных этическими проблемами при использовании персональных данных в части:

- введения в действие федерального закона «О персональных данных» [3], учитывающего регламентацию процедуры ис-

пользования персонифицированной информации, а также процедуру обработки и хранения персональных данных при наличии согласия клиента;

- необходимость проведения скоринга соцсетей в отношении клиентов, предоставивших согласие на обработку персональных данных;

- необходимость дальнейшей легитимизации процесса использования данных социальных сетей в целях анализа поведения клиентов.

Оставляя в стороне вопросы этического характера при использовании данных социальных сетей, рассмотрим основные направления развития кросс-канальной информационной инфраструктуры традиционного банка в условиях конкурентной борьбы за клиента с инновационными финансовыми институтами в периметре бизнес-задач банка. С нашей точки зрения, смещение акцента со структурирования данных на неструктурированные данные в условиях конечного сегментирования информации о клиентах, изучения их потребностей, формирования психологического

портрета, выстраивания бизнес-коммуникаций характеризует качественную сторону кросс-канальной банковской инфраструктуры.

Как справедливо отмечают некоторые специалисты [4], для большинства кредитно-финансовых организаций задача по формированию кросс-канальной банковской инфраструктуры стала возникать на фоне реализации проекта, инициируемого Центральным банком России по созданию корпоративного хранилища данных, объединяющего информацию о клиентах и используемых ими банковских продуктах с целью проведения глубокой аналитической работы.

В связи с этим для реализации глобальной задачи по созданию кросс-канальной информационной инфраструктуры в традиционном банке возникает ряд существенных вопросов, связанных с пониманием структуры клиентской базы, ценообразованием относительно расходов на создание нового продукта или услуги и, наконец, возможностью прибыльного управления полученной в результате обработки клиентской базы, т.е. монетизации продуктов информационной инфраструктуры.

Рассмотрим каждый из указанных вопросов. Анализ данных показателей клиентов необходим в целях дифференцирования клиентской базы с точки зрения притока и оттока активных клиентов за определенный промежуток времени, определения степени охвата определенными банковскими продуктами или услугами, определения среднего количества продуктов на одного клиента и пр.

Как показывают исследования [2], специфика российского банковского розничного рынка заключается в высокой мобильности клиентской базы: в то время как зарубежные банки в течение года привлекают и теряют порядка 4-5% клиентской базы, для российских банков этот показатель часто превышает 20%, что в основном отражает роль зарплатных проектов в привлечении клиентов, что создает дополнительные затраты на разработку программ по восстановлению клиентской базы и удержание клиен-

тов за счет продажи дополнительных продуктов или оказания дополнительных услуг. В отдельных случаях широко применяются программы лояльности для клиентов, что создает дополнительные привилегии для особо ценных клиентов.

Отдельный вопрос состоит в ценообразовании расходов на создание нового продукта или услуги, создаваемых банком для клиента. Данный показатель должен отражать все фактические и потенциальные доходы и расходы, приходящиеся на каждого клиента в течение его предполагаемого срока сотрудничества с банком, однако достижение этой цели для большинства традиционных банков остается недостижимым ввиду несовершенства учетных систем и отсутствия единой учетной политики по расчету косвенных доходов или расходов. Так, по данным исследования международной консалтинговой компанией МсКшБеу [5], проведенный анализ структуры клиентской базы российских банков с точки зрения создаваемой стоимости позволил выявить следующие параметры: 15-20% самых рентабельных клиентов приносят порядка 80-85% прибыли, худшие 20-30% клиентов убыточны, а остальные находятся в зоне балансирования точки безубыточности.

Данные о клиентах, сегментируемые по группам, аккумулируются в кросс-канальной банковской инфраструктуре для управления доходами банка от обслуживания клиентской базы, что дает возможность выделить следующие направления деятельности банка: наращивание клиентской базы за счет притока новых клиентов, развитие отношений с уже обслуживающимися в банке клиентами и их удержание (табл. 1).

Как видно из представленной таблицы, группировка клиентов с точки зрения ценообразования банковских продуктов и услуг позволяет определить дальнейшую стратегию традиционной кредитно-финансовой организации по развитию клиентской базы и выделить приоритетные направления по повышению клиентоориентирован-ности и конкурентоспособности на рынке банковских услуг.

Таблица 1 - Применение кросс-канальной банковской инфраструктуры для управления доходами от обслуживания клиентской базы (составлена атором)

Лучшие клиенты Рентабельные клиенты Убыточные клиенты

Привлечение клиентов Предложение кредитов на длительный срок по пониженной ставке при наличии денежных средств на счете клиента Стимулирование оформления депозитов и сберегательных сертификатов при открытии текущих счетов Снижение тарифов за текущее обслуживание

Предложение более выгодных продуктов для клиентов, перечисляющих заработную плату на счет в банке (зарплатный проект) Предложение более выгодных продуктов для клиентов, перечисляющих заработную плату на счет в банке (зарплатный проект

Развитие клиентов Изменение условий ценообразование по текущим продуктам в целях стимулирования привлечения средств на депозиты и сберегательные счета Создание новых предложений по наиболее привлекательным продуктам; использование дополнительных программ лояльности Повышение стоимости текущего обслуживания, включая введение дополнительных комиссий по картам

Разработка индивидуальных предложений для клиентов, имеющих текущие депозиты в сторонних банках Создание новых предложений по специализированным продуктам, ориентированным на возраст клиента

Удержание клиентов Введение системы раннего предупреждения оттока клиентов

Применение на практике кросс-канальной банковской инфраструктуры в целях управления прибылью клиентской базы позволяет также получить дополнительную аналитическую информацию по трансакци-онным данным, таких как доля положительных решений по приобретению карт, частоте снятия наличных денежных средств и посещений офиса банка, среднемесячном остатке на начало и конец месяца, а также возрасте и местожительстве клиентов. Разделяя позицию Б.Т. Моргоева [6], можем констатировать, что неравномерность рыночного развития банковского сектора в России, а также асимметричность клиентской базы при отсутствии единых параметров для ее группировки предопределяет необходимость поиска новых направлений его развития, включая использование данных управления клиентской базы при одновременном применении разнообразных программ лояльности для клиентов. Иными

словами, применение кросс-канальной информационной инфраструктуры фактически позволяет снизить затраты банков на приобретение дорогостоящих СЯМ-систем, а также более рационально использовать ресурсы са11-центров по работе с клиентами при получении обратной связи.

С нашей точки зрения, применение традиционным банком исходной кросс-канальной инфраструктуры и ее последующее обновление позволяют выявить дополнительные характеристики наиболее востребованных продуктов, стоимости продуктов, формы и кросс-каналы для их получения в условиях постоянного информационного взаимодействия банка и клиента, что будет способствовать повышению конкурентоспособности кредитно-финансовой организации на рынке банковских услуг.

Для успешного внедрения подобной инфраструктуры в практическую деятельность банка необходимо учитывать последовательность предложений продуктов и

услуг для клиентов, технические условия их реализации, принимая во внимание существующие продуктовые линейки инновационных финансовых институтов, функционирующих на рынке банковских услуг. Поэтому дальнейшее развитие кросс-канальной информационной инфраструктуры традиционного банка будет определяться максимальной оптимизацией и персонали-зацией продуктового предложения для клиента, что определяет необходимость соблюдения следующих условий:

- возможности оперативной модификации имеющихся банковских продуктов и услуг и методики оценки риска (т.е. умение банка быстро конструировать новый продукт или услугу при изменении базовых условий);

- повышения эффективности тестирования новых кросс-каналов для продажи продуктов и форм взаимодействия с клиентами.

Выполнение данных условий должно быть учтено во всех аспектах банковской деятельности, включая клиентскую, учетную и тарифную политику и пр. Иными словами, в условиях конкурентной борьбы с инновационными финансовыми институтами традиционный банк должен проявлять максимальную гибкость при разработке нового продукта или услуги, а также при тестировании новых способов взаимодействия с клиентами, выбирая наиболее удобные и доступные для них каналы.

Преимущества использования кросс-канальной банковской инфраструктуры достаточно очевидны, однако их практическое внедрение требует системного подхода. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что специфика кредитно-финансовой сферы тесно связана с выбором информационных технологий и ресурсов, которые используют банки. Поэтому интегрированные бизнес-концепции в банковской деятельности становятся предпосылкой для достижения лояльности клиентов и повышения конкурентоспособности банка с целью сохранения занимаемых позиций на рынке банковских услуг.

Результаты и обсуждение

Для повышения конкурентоспособности традиционного банка в условиях циф-

ровизации финансового сектора экономики, по мнению автора, необходимо внедрение следующих кросс-канальных банковских технологий:

1. Фрагментарное внедрение кросс-канальной информационной системы.

Практика показывает, что процесс комплексной реализации и настройки кросс-канальной информационной системы в банке предопределяет формализацию аналитического процесса, включающего сбор и обработку данных о клиентах, создание конкретных технологий для сегментации и определения клиентских групп, а также наличие возможности по одновременному функционированию продуктового блока и блока информационной инфраструктуры банка, позволяющих повысить эффективность каналов продаж. И если настройка аналитического процесса реализуется практически во всех банках, то возможности одновременного функционирования продуктовой и информационной инфраструктуры на практике уделяется недостаточно внимания.

В первую очередь это объясняется тем, что на начальном этапе работы с клиентской базой ощутимый результат можно получить и без существенной инфраструктурной поддержки. Так, на практике зачастую первичное предложение является более результативным, чем последующее, что объясняется отсутствием преобразований в существующих бизнес-процессах (недостаточность контакта с клиентами, неинформированность клиентов об изменении продуктов или услуг банка). В связи с этим выходом из сложившейся ситуации может стать корректировка существующей системы мотивации сотрудников, реализующих повторные продажи продуктов или услуг банка.

2. Приобретение и внедрение дорогостоящей информационной системы в практическую деятельность банка.

С нашей точки зрения, возможность увеличения кросс-продаж в условиях недостаточной автоматизации будет справедлива лишь для небольших кредитно-финансовых организаций. Для крупных банков данное условие просто неприменимо.

Например, при внедрении технологии искусственного интеллекта в крупном банке возникает необходимость автоматизации всех процессов. Цифровизация банковского бизнеса также предопределяет переход на более современные информационные технологии, отсутствие которых полностью изменяет выход новых продуктов на рынок. В среднем для отечественных банков срок выхода нового продукта составляет от одного года до двух лет. Использование передовых информационных платформ сокращает время выхода нового продукта на срок от четырех до шести месяцев.

3. Многоканальность взаимодействия банка с клиентом.

В практике отечественных банков зачастую используется всего несколько каналов для взаимодействия с клиентами и получения обратной связи. Работа в многоканальной среде означает необходимость прогнозировать не только продукт, который должен быть предложен клиенту, но и канал и формат взаимодействия банка с клиентом, в ходе которого возникает возможность формализации индивидуального продуктового предложения. Кроме того, использование различных каналов для получения обратной связи открывает совершенно иные возможности для дальнейшего повышения качества обслуживания клиентов и конкурентоспособности банка.

Подобные системы голосовой оценки ценности клиента для банка широко используются в американских банках. В результате сообщения о закрытии счета или карты происходит автоматическая оценка ценности клиента и автоматическая переадресация на специалиста, работающего с высокоценными клиентами. Такая система позволяет не только удержать клиента, но и выявить причины, по которым может быть потенциально закрыт счет при одновременном предложении индивидуальных условий для обслуживания (например, более низкой процентной ставки по кредиту или скидки на приобретение банковских услуг). В случае с низкоприбыльными клиентами система автоматически дает завершить процесс закрытия счета или карты без выяснения причины.

4. Использование технологий больших данных.

Ранее мы уже упоминали необходимость повсеместного применения технологий анализа больших данных (онлайн-кон-тент, социальные сети, цифровые данные, видеоматериалы) в банковской деятельности, позволяющих осуществить перенос неструктурированных данных в структурированную форму. Как отмечают специалисты [7], основной объем неструктурированных данных сегодня приходится на банковский сектор экономики, аккумулирующий активы крупных компаний и организаций из различных сфер бизнеса.

Следует отметить, что, наряду с проблемой анализа больших неструктурированных данных, такая информация несет в себе и ряд неоспоримых преимуществ при условии использования технологий по ее структуризации в части увеличения объема продаж кредитных продуктов при использовании комплексной информации о клиентах, сокращения убытков от анализа недостоверной или искаженной информации.

С нашей точки зрения, перспективы использования кросс-канальной банковской инфраструктуры не носят ограниченного характера. Кроме того, на основе детального анализа продуктового поведения клиента банком могут быть разработаны дополнительные алгоритмы, позволяющие адаптировать голосовое меню в са11-центре для первичной идентификации причин закрытия счета и последующей переадресации предложения, наиболее подходящего данному клиенту. Иными словами, система обратной связи должна осуществляться в режиме реального времени, минимизируя операционные издержки банка, связанные с обработкой звонков и изучением степени удовлетворенности клиентов.

Кроме того, наиболее перспективным направлением для дальнейшего развития кросс-канальной информационной инфраструктуры банка для повышения его конкурентоспособности выступают данные социальных сетей, объединяющих в себе различные характеристики клиентов и позволяющих выстроить их сегментацию в рамках продуктовых предложений.

Заключение

Приоритетные направления совершенствования кросс-канальной банковской инфраструктуры в условиях мировой глобализации экономики и активного развития инновационных финансовых институтов позволяют существенно снизить затраты на управление персоналом, увеличить количество каналов обслуживания и повысить качество предоставляемых продуктов и услуг, разрабатывая индивидуальный подход для каждого клиента при наличии большего доверия со стороны клиента, чем цифровым банкам, тем самым укрепляя конкурентные позиции традиционных банков на рынке банковских услуг. В то же время взвешенный подход к определению стоимости клиента для банка выявляет новые возможности для расширения уже существующих программ лояльности, их корректировки и последующего планирования стратегии работы с клиентами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. J. Heidemann, M. Klier, F. Probst, Online social networks: A survey of a global phenomenon, Computer Networks, vol. 56(18), 2012, pp. 3866-3878.

2. 2. Скоринг в социальных сетях: возможности использования данных социальных сетей в сегменте розничных банковских услуг. Ноябрь 2014 [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/events/2014/assets/cem3 /krasnov-terekhov.pdf

3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61801/

4. Греф Г.О. Новые направления развития банковских информационных технологий [Электронный ресурс]: http://www.banki.ru/investment/

5. Исследование прибыльности клиентской базы банков [Электронный ресурс]: http://vestnikmckinsey.ru/finance

6. Моргоев Т.Б. Неравномерность рыночной корпоратизации банковского сектора в РФ // Финансы региона. - 6(45) 2007. - С.143-148.

7. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation. In: Havard Business Review, Vol. 68, №. 3, 2012. p. 79-91.

8. Kollmann T. What is e-entrepreneur-ship? - fundamentals of company founding in the net economy. In: Int. J. Technology Management, Vol. 33, №. 4. 2010. pp. 322-340.

9. K. Rupanagunta, D. Zakkam, H. Rao. How to Mine Unstructured Data. Article in Information Management, June 29, 2012.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. J. Heidemann, M. Klier, F. Probst, Online social networks: A survey of a global phenomenon, Computer Networks, vol. 56(18), 2012, pp. 3866-3878.

2. 2. Scoring in social networks: the possibility of using data from social networks in the segment of retail banking services. November 2014 [Electronic resource]: https://www.pwc.ru/ru/events/2014/as-sets/cem3/krasnov-terekhov.pdf

3. Federal Law "On Personal Data" dated July 27, 2006 No. 152-FZ [Electronic resource] : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_61801/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gref G.O. New directions of development of banking information technologies [Electronic resource]: http://www.banki.ru/in-vestment/

5. Исследование прибыльности клиентской базы банков [Electronic resource]: http://vestnikmckinsey.ru/finance

6. Morgoyev TB The unevenness of the market corporatization of the banking sector in the Russian Federation // Finance of the region. - 6(45) 2007. -pp. 143-148.

7. K. Rupanagunta, D. Zakkam, H. Rao. How to Mine Unstructured Data. Article in Information Management, June 29, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.