Научная статья на тему 'Повышение коммуникативных навыков изучающих иностранные языки при помощи медиа материала'

Повышение коммуникативных навыков изучающих иностранные языки при помощи медиа материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ВИДЕО МАТЕРИАЛ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ИЗУЧАЮЩИЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ГОВОРЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС / COMMUNICATIONAL SKILLS / VIDEO / EDUCATIONAL PROCESS / EFFECTIVE USE / LANGUAGE LEARNERS / SPEAKING / LISTENING / WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Анастасия Андреевна

В статье рассматривается необходимость повышения коммуникативных навыков обучающихся иностранным языкам. Автор анализирует использование видео материала на занятиях по иностранным языкам в качестве одной из наиболее эффективных методик изучения иностранных языков. Автор статьи анализирует методы работы с видео материалом и эффективность влияния на коммуникативные навыки, такие как говорение, письмо аудирование. В статье доказана необходимость использованиявидео материала на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение коммуникативных навыков изучающих иностранные языки при помощи медиа материала»

Improving foreign language learness' communicative skills by using media material Solovyeva A. (Russian Federation)

Повышение коммуникативных навыков изучающих иностранные языки при

помощи медиа материала Соловьева А. А. (Российская Федерация)

Соловьева Анастасия Андреевна /Solovyeva Anastasia - кандидат исторических наук,

старший преподаватель,

кафедра иностранных языков гуманитарных факультетов,

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в статье рассматривается необходимость повышения коммуникативных навыков обучающихся иностранным языкам. Автор анализирует использование видео материала на занятиях по иностранным языкам в качестве одной из наиболее эффективных методик изучения иностранных языков. Автор статьи анализирует методы работы с видео материалом и эффективность влияния на коммуникативные навыки, такие как говорение, письмо аудирование. В статье доказана необходимость использования видео материала на занятиях.

Abstract: the article stresses the idea of using different types of media materials for class activities to increase communicational skills of language learners. The author divides video materials into special groups and investigates techniques of implementing the video in the process of education. Besides it, the article shows the variety of combinational skills which could be trained by using videos.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, видео материал, обучение, эффективное использование, изучающие иностранные языки, говорение, аудирование, лексический запас.

Keywords: communicational skills, video, educational process, effective use, language learners, speaking, listening, writing.

Подготовка к занятиям направленным на тренировку специфических навыков, таких как говорение, письмо и аудирование требуют от преподавателя иностранного языка дополнительных усилий, но оно определенно того стоит. Упражнения типа: заполните пропуски, найдите верные и неверные утверждения недостаточно увлекают учащихся. Значимый и интересный материал вовлекает учащихся в изучение иностранных языков с большим энтузиазмом.

Правильно подобранный материал и его вариативность позволяют учащимся с интересом постигать иностранные языки. Задания коммуникативного типа мотивируют не только учащихся, но и преподавателя, они позволяют успешнее достигать результатов в обучении.

Одним из современных и хорошо известных способов создать значимый контекст для изучения английского языка является использование медиа материала, который может быть представлен в различных формах (визуальных, аудио и печатных видах). Медиа материалы могут быть интегрированы в языковые занятия при помощи выборок из радиопрограмм, телешоу, газет и различных тематических видео файлов.

Преподаватели английского языка по программам ESL/EFL утверждают, что использование видео материалов, таких как The Simpsons, The Big Bang Theory и других известных американских и британских сериалов, а также радиопрограмм, хорошо воспринимается учащимися и позволяет более успешно овладеть знаниями. К тому же они являются прекрасным ресурсом для преподавателей, пытающихся сфокусироваться на более интересном контексте занятий [4].

Внедрение видео в контекст урока создает визуально привлекательную и интерактивную атмосферу на занятиях. Использование такого материала заставляет преподавателя быть более изобретательным в подготовке к таким занятиям. По мнению британских EFL преподавателей визуальный эффект просто необходим, иначе контекст может остаться абстрактным для изучающих язык [1].

Видео материал можно условно поделить на несколько групп, данное деление материала будет зависеть от длительности видео, уровня владения языком, изучаемой тематики.

К первой группе можно отнести учебное видео, оно очень эффективно на занятиях, т. к. его длительность варьируется от 1 минуты до 6 минут и зависит от уровня знаний учащихся, более того, оно тренирует грамматические структуры и тематическую лексику. Всегда относится к тематике учебного материла и подкрепляется грамматическими привалами и набором необходимой лексики. Данный тип видео прост и эффективен в использовании на занятиях. Учебные фильмы создаются и используются во всемирно известных ESL изданиях Кембридж, Оксфорд, Макмиллан.

Ко второй группе относятся полнометражные художественные и документальные фильмы, а также сериалы на иностранном языке длительностью от 40 до 90 минут. Данный источник видео требует особого внимания и подготовки со стороны преподавателя. Более того, они должны подбираться в соответствии c заданной темой и аудиторией, где минимальный порог знаний учащихся

будет соответствовать среднему (Pre-intermediate, Intermediate) уровню согласно международной шкале знаний. Данный видео материал требует дополнительного тематического обсуждения до и после просмотра, изучения лексики и более сложных грамматических конструкций, иначе такое видео может быть утомительно для аудитории, в случае если тема не проработана заранее. Более того, просмотр лучше всего проводить во внеаудиторное время.

К третьей группе отнесем аудентичные видео и селф-видео (self-video), данные видео очень полезны на занятиях, имеют широкую тематику: советы по приготовлению блюд, модные тенденции, новости и мнения людей на различные темы. Данный тип видеоматериала требует особой подготовки для преподавателя - поиск видео, адаптация его к занятию и лексико-грамматическое сопровождение. Данные видео файлы можно найти в Интернете на популярных сайтах, таких как YouTube. Примерами таких материалов могут служить кулинарные советы Дж. Оливера (Jamie Oliver cooking advice), видеоблоги популярные в сети, интервью и. т. д. Их можно адаптировать к учащимся с любым уровнем знаний и подобрать соответственно теме обучения.

Не менее важной частью этой группы будут селф-видео, снятые как самим преподавателем, так и учащимися. Данный тип видео очень полезен т. к. помогает на практике усвоить и применять изучаемую лексику и грамматические конструкции. Лучшее применение таких видео в качестве закрепления материал; ученики могут создать видео по различный темам: представить прогноз погоды, среду обитания, свой гардероб и многое другое. Запись видео позволяет раскрепоститься, усвоить материал, и, что немало важно, услышать и увидеть себя со стороны, научиться не бояться аудитории при разговоре на иностранном языке и не думать, как это выглядит.

Помимо различных типов видео материалов существуют разные способы работы с ними на занятии. Так британский лингвист Дж. Хармер [3 с. 310] выделяет несколько техник использования фильмов и других видео материалов:

- «беззвуковой просмотр», когда видеоряд проигрывается без звука, а ученики должны дополнить его своей речью;

- «заморозка фрагмента» - учащиеся должны предугадать дальнейшие события;

- «частичный просмотр» - экран частично закрывается листом бумаги так, что учащиеся могут увидеть только небольшую часть картинки, это позволяет им быть более сосредоточенным на контексте;

- «прослушивание без изображения» - прежде чем посмотреть видео, учащимся предлагается прослушать его без просмотра. Британский ESL преподаватель Ш. Яссай утверждает, что данная методика пробуждает интерес учащихся, помогает сфокусироваться им на модели речи, учащиеся могут слушать и угадывать происхождение услышанных звуков, а интерес, вызванный прослушиванием, заставляет их активно участвовать в обсуждении [5 с. 13].

Идея использования видео материала важна для обучения учеников таким навыкам, как говорение, аудирование, грамматика, письмо, а также увеличивает лексический запас.

Видео может использоваться для обучения грамматическим структурам Активного и Пассивного залога, неличным формам глагола, речевым оборотам и. т. д. Для этого хорошо подходит техника «заморозки фрагмента». Преподаватель, остановив кадр, может задавать вопросы, используя изучаемые грамматические структуры, например: «What is she doing?», «What is hе going to do?», «What will happen next?» и. т. д. В одном из курсов «Face to face» издательства Кембридж используется видео на тему, которое не только показывает, как правильно использовать обороты «So do I», «Neither do I» в английской речи, но и тут же предлагает учащимся записать свой голос поданым видеорядом для тренировки, усвоенной конструкции [4].

Использование видео материала является неотъемлемой частью для изучения лексики и пополнения словарного запаса. Подходящей методикой является «прослушивание без изображения», можно записать звуки шумной улицы, общественного транспорта, кухонной утвари и. т. д, а учащиеся будут пробовать угадать предметы, затем сравнивая их с видео. Более того, создание собственного видео требует от учащихся особой подготовки, подбору и закреплению выученной лексики.

Использование видео не менее важно и для улучшения навыков письма. Просмотренные видео не только дают темы для размышления, но и помогают развить воображение учащихся. Использование методик «Частичный просмотр», «прослушивание без изображения» могут использоваться для тренировки письма, когда преподаватель просит написать историю, сказку, размышление об услышанном, что помогает ученикам развить письменную речь.

Более того, просмотр фильмов и различных видео фрагментов заставляет учащихся участвовать в обсуждении, высказывать мнение на увиденное, дискутировать с другими и уметь взаимодействовать, что резко повышает навыки устного говорения, особенно если видео правильно подобрано преподавателем.

Подводя итог, необходимо заметить, что подходящие обучающие материалы не так уж трудно найти. Эффективное занятие необязательно требует использования дорогостоящего оборудования, необходимо разбавлять рутинные занятия и увлекать учащихся, и использование видео материала является доступной и действенной методикой обучения иностранным языкам.

Литература

1. ESL teaching resources for English language teachers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://oxfordseminars.com/esl-teaching-resource/ (дата обращения 10.04.2015).

2. Hammer J. The practice of English language teaching 4th edition Harlow UK: Pearson Longman, 2007. 310p.

3. Redston Ch. Face 2 Face Pre-intermediate Student’s book 3rd edition. Cambridge University press 2013.

4. Teach ESL Teaching English as a second language. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://esl.about.com (дата обращения 07.04.2015).

5. Yassai Sh. Using original video and sound effects to teach English. English teaching forum volume 50 number 1, 2012. 13p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.