ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 4
Н.А. Куликова, ст. преп. кафедры государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
В статье обозначены основные критерии оценки проводимых государством мер в области социальной политики. Подчеркивается важность роли государственного управления в повышении качества и уровня жизни населения, что приводит к изменениям в социальной структуре общества, стабилизируя ее. Выделены основные направления деятельности, на которые должно быть ориентировано государственное управление в достижении социально-экономической стабильности в стране с учетом последствий кризиса.
Ключевые слова: государственное управление, социальная политика, уровень жизни населения, качество жизни населения, социальная дифференциация.
In article the basic criteria of the estimation, measures spent by the state in the field of social policy are designated. Importance of role of the government in improvement of quality and population standard of living that leads to changes in social structure of society is underlined. The basic directions of activities on which the government in achieving of social and economic stability in the country taking into account crisis consequences should be focused are allocated with the crisis point of view.
Key words: public administration (government), social policy, population standard of living, quality of life, social differentiation.
Каждое государство регулирует общественные отношения, выступает институтом, объединяющим сообщество людей в систему, для реализации определенных функций. Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Однако надо иметь в виду, что определение России как социального государства подвергается критике, так как полноценное осуществление принципов такого государства зависит от реализации его функций, ориентированных в первую очередь на улучшение характеристик качества жизни.
Один из видных теоретиков концепции социального государства, Лоренц фон Штейн, отмечает, что основной принцип государства состоит в том, что развитие отдельных личностей становится степенью развития самого государства. Он выделяет два условия осуществления этого принципа. Это: 1) всеобщность государствен-
* Куликова Наталья Александровна, e-mail: [email protected]
3 ВМУ, социология и политология, № 4
33
ного устройства, свобода для каждой личности и 2) сама деятельность государства, которая проявляется в форме государственного управления. Социальная функция, согласно Лоренцу фон Штейну, состоит в гармоничном разрешении противоречий интересов, т.е. в том, чтобы способствовать свободному межклассовому движению и помогать малоимущим слоям населения. На уровне государственного управления это осуществляется в следующих управленческих функциях:
— создания условий для свободного развития каждой личности;
— стимулирования социальной мобильности;
— содействия рынку труда1.
Существует ряд подходов к выделению функций социального государства. Рассмотрим некоторые из них.
Так, согласно одному из подходов, функции социального государства отождествляются с самим социальным государством, а под функциями государства понимается целенаправленная деятельность по удовлетворению потребностей людей в пище, жилье, общественном статусе, самореализации. Функции социального государства связываются с решением следующих вопросов: увеличением потребительского спроса, повышением производительности труда и изменением роли человека в производстве относительно того, как здравоохранение, образование и наука обеспечивают экономический рост.
Другой подход определяет функции социального государства через его деятельность в социальной среде, т.е. через влияние и воздействие государственного управления на совокупность окружающих человека социальных субъектов, групп интересов, социальных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своей жизнедеятельности. Однако, хотя специфика социальной среды во многом определяется характером сложившихся межличностных отношений, правовых и социально-психологических отношений между различными социальными группами, слоями, сообществами, нельзя упускать из виду экономический фактор. В совокупности они образуют специфику социальной среды, которая во многом определяет качество жизни человека.
На современном этапе социально-экономического развития России одной из важнейших задач является формирование социальной политики, направленной на создание условий стабильной жизнедеятельности человека, с реализацией функции поддержки качества жизни населения за счет осуществления мер социальной политики, среди которых повышение уровня материальной обеспеченности, повышение уровня здоровья и безопасности условий
1 См.: Штейн Л. фон. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.
жизни людей, повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие, обеспечение занятости и достойных условий труда, повышение удовлетворенности образовательными услугами, обеспечение прав и свобод.
Качество жизни, выступающее целостным критерием социально-экономического развития страны, благодаря своей комплексности отражает происходящие в обществе изменения, например, ухудшение условий жизнедеятельности человека приводит к социальной напряженности и к тому, что органы государственного управления должны вмешиваться в корректировку социально-экономической политики страны. При этом использование значений показателей качества жизни населения может служить критерием оценки проводимых реформ и изменений внутри страны.
Использование качества жизни как критерия определения устойчивости развития общества, улучшения социальной среды, совершенствования человеческих ресурсов актуально, так как количественные критерии отдельных показателей уровня жизни не отражают всех тенденций развития общества, поскольку необходимо принимать во внимание целый комплекс потребностей, интересов и ценностных ориентаций граждан. Выделение и интеграция объективной и субъективной составляющих качества жизни позволяют ответить на вопросы, связанные с соотношением уровня жизни (как объективного параметра) и удовлетворенности жизнью.
Выделяют множество критериев оценки качества жизни населения в социальном государстве, которые выступают как сравнение параметров и характеристик жизни домохозяйства с принятыми за эталон сравнения, который устанавливается органами государственной власти. Определение же значений показателей качества жизни осуществляется путем их измерения на основе результатов официальной статистики, экспертных опросов, социологических исследований.
При интегральном подходе к качеству жизни необходимо проводить ряд мониторингов и социологических исследований, отражающих субъективный компонент.
Субъективный компонент качества жизни остается недостаточно изученным и в теоретическом и в эмпирическом плане. Он состоит в мере удовлетворенности жизнью, что подразумевает сочетание нескольких показателей, и одним из центральных являются ценностные ориентации, которые становятся источниками мотивации поведения и потребностей людей. В соответствии с ценностями строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях; их основой является структура интересов, убеждений, мировоззрений, детерминированные социальными отношениями между ин-
дивидом и обществом2. Субъективные оценки, включенные в категорию качества жизни, могут дифференцироваться по регионам, социальным и демографическим группам, тем самым позволяя дать более точную оценку состояния общества. Измерение субъективных оценок качества жизни информирует органы государственного управления о существовании и возникновении в обществе социальных напряженностей3. Так, рассмотрение субъективной составляющей в трудовой сфере может быть важным инструментом разработки социальной политики и способствовать реализации такой функции социального государства, как проведение политики полной занятости, регулирование системы соглашений между работодателями и наемными работниками.
Согласно данным исследований, проведенных на базе Института социологии РАН4, работа занимает в жизни россиян второе место по значимости после семьи, при этом ей уделяется больше времени, нежели семье (около 47% населения работают сверхурочно). А в каждом пятом случае работа по основному месту трудоустройства не позволяет обеспечить своим семьям приемлемый уровень существования и требуются подработки. Это говорит о том, что уровень заработной платы достаточно низок. Особенно если говорить о таких видах экономической деятельности, как сельское хозяйство, образование, предоставление социальных услуг, здравоохранение, т.е. это те сферы, которые должны обеспечивать качественный рост уровня жизни населения.
Таблица 1
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности (январь 2009 г.)5
Рублей
Всего: 17 119
В том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8151
Добыча полезных ископаемых 30 977
2 См.: Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006.
3 См.: Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // РЭЖ. 2010. № 3 (311).
4 См.: Аникин В.А. Работа в жизни россиян // Социологические исследования. 2009. № 12 (308).См.:
5 Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. 2007. № 6(278).
Рублей
В том числе: 36 942
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 15 272
Текстильное и швейное производство 7422
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 8362
Обработка древесины и производство изделий из дерева 9790
Образование 12 097
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14 126
В январе—ноябре 2009 г. отношение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и сферы предоставления социальных услуг к ее уровню в обрабатывающих производствах составило 89%, работников образования — 79%.
Следует отметить, что нематериальные стороны в работе для россиян также важны. В России неудовлетворенность заработной платой, утомительность и бесперспективность профессиональной деятельности компенсируются большим числом благоприятных факторов. На низкую заработную плату в большей степени жалуются малообеспеченные (около 32% недовольных заработной платой относятся к низшим стратам российского общества), однако этим же людям нравятся иные стороны их работы, не связанные с доходом и карьерными перспективами. Среди 67% россиян, которым не нравится уровень их заработной платы, распределение относительно профессий и специальностей следующее: 21% — специалисты, 15 — офисные служащие, 14 — торговля и бытовое обслуживание, 17% — рабочие средней и низкой квалификации.
Таблица 2
Что нравится или не нравится населению РФ в их работе (в % от числа работающих)6
Нравится / не нравится Доля от числа работающих (в %)
Независимость / жесткая регламентированность 7/6
Карьерный рост / бесперспективность 7/14
Высокий доход / низкая зарплата 9/36
Возможность проявления инициативы / нет простора для инициативы 17/8
6 См.: Аникин В.А. Указ. соч.
Нравится / не нравится Доля от числа работающих (в %)
Общественная полезность / бессмысленность 13/1
Хороший психологический климат в коллективе / плохие отношения в коллективе 29/3
Работа является одним из критериев определения степени социального неравенства, а также сферой, определяющей общую удовлетворенность человека своей жизнью. Рост угрозы безработицы и последствия кризиса привели к тому, что в 2009 г. сократилась доля россиян (с 26% в 2003 г. до 18%), которые удовлетворены ситуацией у себя на работе. Можно говорить о том, что работа сегодня является одним из основных критериев дифференциации жизненных шансов и влияет на качество жизни при ее оценке респондентом.
Изучение социально-психологических механизмов, опосредующих удовлетворенность условиями жизнедеятельности, возможно на основе систематизации субъективных показателей качества жизни. Мы определили качество жизни как интегральный показатель, который включает объективные и субъективные параметры. К первым относятся показатели уровня жизни, ко вторым — ценностные ориентации, потребности, т.е. восприятие человеком своего качества жизни через личностные позиции.
Качество жизни населения
Объективные показатели
- Уровень жизни
- Среднедушевые денежные доходы
- Среднемесячная номинальная заработная плата
- Средний размер назначенных пенсий
- Величина прожиточного минимума
- ВВП на душу населения
Субъективные показатели
- Демографическая ситуация
- Услуги образования
- Условия труда и занятости
- Здравоохранение
- Личная безопасность
и психологический комфорт
- Жилищные условия
- Экологическая ситуация
- Политический климат
- Культура, досуг
Рис. 1
Итак, качество жизни связывается с оптимизацией условий жизни людей и включает в себя совокупность социально-экономических показателей, таких, как доходы, достигнутый уровень потребления, жилищные условия, экологическая среда обитания, личная безопасность и психологический комфорт, социальное благополучие, политический климат, демографические характеристики, обеспеченность потребительскими благами длительного пользования, услуги образования, здравоохранения, культуры, условия труда и занятости. Часто категорию качества жизни объединяют с материальным достатком, однако мы считаем это неверным. Качество жизни связано не столько с величиной дохода, хотя и зависит от него, сколько с соответствием дохода человека его потребностям и представлениям о достойной жизни.
Рассмотрим такой объективный параметр оценки качества жизни, как доходы населения, которые являются одним из обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей.
Таблица 3
Распределение общего объема денежных доходов населения7
Годы 2000 2005 2006 2007
Денежные доходы. Всего % 100 100 100 100
В том числе по 20%-м группам населения:
первая (с наименьшими доходами) 5,9 5,4 5,4 5,1
вторая 10,4 10,2 10,1 9,8
третья 15,1 15,2 15,1 14,8
четвертая 21,9 22,7 22,6 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 46,7 46,5 46,8 47,8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов, в разах) 13,9 15,2 16,0 16,8
Коэффициент фондов, определяемый как соотношение между средними доходами 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, показывает, что в России высокий уровень социального расслоения, обусловленный высокодоходным нефтегазовым сектором экономики при низких доходах в других отраслях экономики, а также низким размером минимальной оплаты труда и прожиточного минимума. Эти объек-
7 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
тивные критерии уровня жизни включены в структуру качества жизни населения, однако анализ только этих критериев недостаточен. Субъективные оценки респондентов, систематизированные на основе социологических исследований, могут дать важную информацию по дифференциации различных социальных групп. Таким образом, совокупность компонентов, определяющих качество жизни населения, представляет собой систему условий жизнедеятельности домохозяйства и позволяет анализировать социально-экономические проблемы в обществе, выявлять социальные стандарты.
В экономически развитых странах, позиционирующих себя как социальные государства, категория качества жизни во многом характеризует уровень экономического развития общества, ориентированного на удовлетворение потребностей населения. Государство активно участвует в регулировании доходов населения с целью снижения их дифференциации, а также выполняет целый ряд социальных обязательств.
В России показатели дохода носят неточный характер. Региональная дифференциация стоимости потребительской корзины, занижение респондентами своих доходов, специфика расходов до-мохозяйств — учет этих факторов приводит к тому, что реальный уровень жизни домохозяйств и их уровень доходов в значительной степени различен. Так, качественные характеристики (тип иждивенческой нагрузки) играют важную роль наравне с количественными (уровень иждивенческой нагрузки). Наибольший риск для уровня жизни домохозяйства представляют больные и пенсионеры; низким уровнем жизни характеризуются и многодетные, неполные семьи. Следует отметить, что у жителей крупных населенных пунктов, а также относительно благополучных регионов больше шансов оказаться в составе благополучных слоев населения. Различие среднедушевых денежных доходов в июне 2009 г. позволяет выделить пять групп субъектов Федерации, отличающихся по данному показателю. Так, денежные доходы: 1) в 4963,6— 10 573,5 руб. характерны для Республик Калмыкия и Алтай, Орловской, Кировской областей и др.; 2) в 10 573,5—14 874,6 руб. — для Волгоградской, Псковской, Томской, Смоленской областей, Приморского края и других субъектов РФ; 3) в 14 874,6—20 895 руб. — для Республики Башкортостан, Новосибирской, Амурской, Мурманской областей и др.; 4) 20 895—32 667,3 руб. — для Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов, Тюменской, Московской областей, Республики Саха (Якутия), Камчатского края, г. Санкт-Петербург и др. субъектов; 5) в 32 667,3—47 275,1 руб. — для г. Москвы, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов8.
8 www.gks.ru
Дифференциация уровня денежных доходов населения в регионах не является четким критерием, получаемым на основе статистических данных. Например, она отличается в регионах Севера в результате зональных надбавок к заработной плате и компенсируется удорожанием жизни в неблагоприятных природных условиях. Также существенная разница наблюдается между нефтегазовыми регионами и регионами с сельскохозяйственной ориентацией.
При оценке устойчивости развития региона с помощью анализа заявленных показателей, включенных в категорию качества жизни, необходимо: 1) рассматривать уровень территориальной дифференциации показателей при воздействии факторов, не связанных с социальным развитием региона; 2) структурно обосновывать показатели анализа по критериям доступности, достоверности и обоснованности; 3) выделять минимальный набор базовых показателей, позволяющих делать оценки для органов государственного управления.
Отметим, что финансовый кризис 2008 г. создал негативные условия для реализации социальной политики, обеспечения социального минимума и возможностей социально-экономического развития граждан. Стали меняться потребности и ценностные ориентации различных социальных групп. Рост безработицы, уменьшение числа вакансий, изменение режима работы (сокращенная рабочая неделя, снижение или полный отказ от бонусов и премий и т.д.) — все это привело к ухудшению качественных характеристик жизнедеятельности домохозяйства и продиктовало необходимость мер по созданию условий трудовой занятости населения, которые позволят поддерживать определенный жизненный стандарт. Наряду с этим остаются проблемы низкого уровня заработной платы в целом по России, ее значительная дифференциация, а также противодействие инфляционных процессов, усилившихся в условиях кризиса, приросту заработной платы. И хотя уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, остается ниже, чем в некоторых развитых странах, тем не менее в сравнении с декабрем 2008 г. (7,8%) он вырос (2009 г. — 8,2%)9.
К последствиям финансового кризиса, оказавшим влияние на интегральные показатели качества жизни, можно также отнести снижение розничной торговли на 5,5%10; ухудшение потребительских ожиданий и сокращение потребительских расходов. Тем не менее сейчас наблюдаются положительные сдвиги в значении индекса потребительской уверенности по сравнению с 2008 г., которые связаны с повышением доли позитивных оценок населением
9 См.: ЕршовМ., ЛохмачевВ., ТатузовВ., Танасова А. Экономика РФ в 2009 году // РЭЖ. 2009. № 11—12.
10 Там же.
собственного материального положения. Так, хотя в 2009 г. наблюдался рост реальных доходов населения на 1,9% и изменения в экономике страны, все же потребительская активность населения
осталась незначительной.
%
5
0 -5 -10 -15 -20 -25 -30 -35
_40 —i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i—i— I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
кварталы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Годы
Рис. 2. Индекс потребительской уверенности11
Это отражается на уровне потребления услуг здравоохранения, образования, а также на уровне жилищных условий, которые напрямую определяют качество жизни.
Использование критериев качества жизни наряду с объектив -ными показателями уровня благосостояния населения позволяет анализировать социально-экономические и культурные изменения характеристик различных групп общества в отдельные периоды развития страны (как кризисные, так и характеризующиеся экономическим ростом).
При исполнении социальным государством своей функции, направленной на повышение качества жизни населения, целесообразно рассматривать опыт различных стран. Здесь существует специальная методика расчета агрегированных показателей качества жизни.
Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он содержит в себе три компонента: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и уровень экономического развития (ВВП на душу населения) — и исчисляется как средний из трех величин. ИРЧП, во-первых, отражает уровень развития сфер общества и их соотношение друг с другом. Во-вторых, является критерием сохранения индивидов (реальный доход и продолжительность жизни) и их развития (гра-
11 www.gks.ru
мотность, образование). В-третьих, ИРЧП — это результат целенаправленных усилий различных общественных институтов. ИРЧП можно соотносить с критериями социальной стратификации современного общества: если раньше социальное расслоение определялось экономическими критериями (отношением к средствам производства), то сегодня в качестве дифференцирующих признаков наряду с первым выступают размер дохода, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д.12
В 2006 г. Россия занимала 65-е место в списке, составленном в соответствии с индексом ИРЧП (в России он был равен 0,797). В 2007 г. — 67-е место (индекс был равен 0,802). В 2008 г. — 73-е место (индекс был равен 0,806). Лидером индекса развития человеческого потенциала в 2008 г. стала Исландия. Следует учитывать, что индекс вычисляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2008 г., реально соответствуют 2006 г. Как уже отмечалось, динамика ИРЧП имеет большое значение для анализа результатов социально-экономической политики государства.
Однако ИРЧП учитывает лишь некоторые аспекты жизнедеятельности человека, а именно те, которые влияют на формирование человеческого потенциала (улучшение здоровья, приобретение знаний и навыков), а такой аспект, как дальнейшая реализация приобретенного потенциала, не учитывается, т.е. отсутствует возможность оценки устройства социальной среды конкретной страны, функционирование которой напрямую зависит от мер государственного управления.
Для реализации социальным государством такой своей функции, как повышение качества жизни населения, России требуется разработка унифицированной и полной системы его оценки, которая могла бы обеспечить и направить работу органов государственного управления по достижению целей социально-экономического развития страны. На основе такой оценки традиционно выделяют следующие направления деятельности государственных органов:
— поддержание занятости (обеспечение граждан возможностью трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников). По результатам исследований, в 2007 г. работали 70,5% (незанятых было 29,5%). По данным 2008 г., ситуация ухудшилась: работали только 64,4% (незанятых — 35,6%)13;
12 См.: Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. 2007. № 6 (278).
13 См.: Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // РЭЖ. 2010. № 3(311).
— обеспечение достойного уровня жизни (формирование эффективной системы налогообложения; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, сдерживание инфляции). По официальным данным 2009 г., рост инфляции составил 8,8%, таким образом, уровень инфляции в России остается высоким по сравнению с другими странами (например, Бразилией, КНР). Замедление же инфляции (в сентябре 2009 г. она составила в годовом выражении 10,7%, а к декабрю упала до 8,8%) сопровождалось ростом безработицы;
— улучшение жизнеобеспечения населения (сохранение и приумножение жилого фонда, развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи);
— совершенствование системы социальной защиты граждан (разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности). По данным исследований, эффективной считают современную систему социальной защиты всего 15,9% опрошенных, неэффективной — 50,3%14;
— охрана окружающей среды (обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны);
— формирование социокультурной среды (государственная поддержка системы образования и учреждений культуры). По данным 2008 г., 63,7% респондентов считают высшее образование необходимым15. Это позволяет сделать вывод, что органам государственного управления необходимо учитывать данный показатель качества жизни и реализовывать меры по повышению доступности образовательных программ для населения;
— развитие сферы здравоохранения (расширение сети учреждений, предоставляющих медицинские услуги, обеспечение высокого качества их работы и услуг, охват соответствующими услугами всех категорий населения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникин В.А. Работа в жизни россиян // Социологические исследования. 2009. №12 (308).
14 Там же.
15 Там же.
Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социс. 2009. №1 (297).
Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. Экономика РФ в 2009 году // РЭЖ. 2009. № 11—12.
Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // РЭЖ. 2010. № 3 (311).
Российский статистический ежегодник. М., 2008.
Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006.
Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии // Социологические исследования. 2007. № 6 (278).
Штейн Л. фон. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.
www.gks.ru