Научная статья на тему 'Повышение качества жизни как путь к устойчивому развитию региона в сложившихся социо-эколого-экономических условиях'

Повышение качества жизни как путь к устойчивому развитию региона в сложившихся социо-эколого-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белая Е. Н., Паршина А. С.

В данной статье рассмотрены проблемы социально-значимых объектов недвижимости, на примере Ставропольского края. Проанализировано их состояние с учетом нормативных требований. Выявлена и обоснована необходимость строительства образовательных учреждений, а также переоснащение и ремонт уже существующих объектов в сложившихся социо-эколого-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белая Е. Н., Паршина А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни как путь к устойчивому развитию региона в сложившихся социо-эколого-экономических условиях»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА В СЛОЖИВШИХСЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

© Белая Е.Н.*, Паршина А.С.*

Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт, г. Ставрополь

В данной статье рассмотрены проблемы социально-значимых объектов недвижимости, на примере Ставропольского края. Проанализировано их состояние с учетом нормативных требований. Выявлена и обоснована необходимость строительства образовательных учреждений, а также переоснащение и ремонт уже существующих объектов в сложившихся социо-эколого-экономических условиях.

Ключевые слова: устойчивое развитие региона, объекты социальной инфраструктуры, качество жизни, социо-эколого-экономические условия, здравоохранение, образование.

Определение устойчивого развития было сформулировано в Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В широком смысле концепция устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и природой. Суть концепции заключается в «достижении глобальной устойчивости, не подвергая риску способности окружающей среды поддерживать жизнь в будущем». Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривают два направления действия:

- решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;

- обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом.

В аспекте понятие «устойчивое развитие» можно рассмотреть как общенаучное направление, имеющее единый смысловое и функциональное содержание, включающее специфическое проявление экологических факторов зависимости от объекта исследования и форм проявления управления этим процессом.

При исследовании вопросов сложившихся региональных социо-эколо-го-экономической условий, необходимо определить основные направления и категории территориального развития, позволяющие увидеть и прогнозировать картину возможной перспективы развития региона.

* Заместитель заведующего кафедрой «Строительство».

* Студент.

Развитие и совершенствование социо-эколого-экономических процессов показывают, что оптимизация общественного развития невозможна без создания и использования комплекса условий, обеспечивающих нормальное осуществление всех вопросов жизнедеятельности людей, путем обеспечения необходимой социальной инфраструктурой .

В стратегии Социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года приоритетным направлением является создания комфортной среды жизнедеятельности. В основу стратегической модели градостроительного развития территории края положена идея гармонизации территориальной организации хозяйства и систем расселения [2].

Повышение качества жизни российских граждан - первостепенная задача государственной политики. Выполнение данного приоритета напрямую связано с обеспечением населения объектами социального назначения.

В ближайшей перспективе все большее значение должны приобретать системы территориального планирования с соблюдением главного принципа - комплексного подхода к развитию территории, так как краевая система расселения, так же как и многие другие региональные системы в целом, характеризуются неполноценностью выполняемых функций отдельными системами, вследствие недостаточности их экономической базы, социальной сферы, транспортной и инженерной инфраструктуры.

К социально значимым объектам относятся: социальный жилищный фонд (жилые помещения государственного и муниципального назначения, занимаемые жильцами по договорам социального найма); лечебно-оздоровительные объекты (больницы, поликлиники, дома престарелых и дома ребенка, санатории, спортивные комплексы и т.д.); учебно-воспитательные объекты (детские сады и ясли, школы, училища, техникумы, институты, дома детского творчества и т.д.); культурно-просветительские объекты (выставочные комплексы, музеи, дома культуры, цирки, театры, парки культуры и отдыха, планетарии, зоопарки, ботанические сады и т.д.). Для расчета нормативной обеспеченности субъектов Российской Федерации в социальных объектах недвижимости применяют специальные рекомендательные нормативы. Сравним реальное положение дел в отношении данных объектов на Ставрополье с существующими нормативными требованиями.

В крае 811 дошкольных учреждений. Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования в возрасте от 1 года до 7 лет, составляет 106,8 тыс. человек, или 49,5 % от общего числа детей этого возраста (52,6 % приходится на детей в городской местности, 45,9 % - на детей сельской местности). С учетом рекомендуемых 60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности согласно нормативной потребности налицо нехватка дошкольных учреждений в городской местности Ставропольского края. Необходимо создание дополнительных детских садов и групп кратковременного пребывания, чтобы возместить существующий недостаток учре-

ждений и обеспечить детям пребывание в коллективе, а матерям получить возможность полноценно заниматься трудовой деятельностью [1].

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях края наблюдается динамика сокращения выпускников. Согласно с опубликованными материалами Росстата с 2005 по 2012 года количество выпускников сократилось с 34044 человек до 24224, то есть уменьшилось на треть. В соответствии с сокращением числа учащихся сократилось и общее количество общеобразовательных учреждений, а именно за период с 2005 по 2012 год было упразднено 109 школ. Данная тенденция, несомненно, связана с тем, что для Ставропольского края характерна естественная убыль населения. Со стороны государства требуется предельное внимание к данной проблеме и усиление работы в направлении улучшения демографической ситуации, повышении рождаемости и поддержке материнства.

Особое внимание следует уделить техническому состоянию зданий. Основная часть образовательных учреждений края были построены по типовым проектам в 1960-80 гг. Третья часть зданий школ построены до 1950 года, из них около 7 % располагаются в здания 1890-1900-х гг. постройки и до сегодняшнего дня находятся в эксплуатации (нормативный срок эксплуатации которых давно закончен). За эти годы были не раз изменены нормы и требования, как к учебному процессу, так и к условиям его осуществления. Проведение ремонтно-восстановительных работ велось не регулярно, особенно в 90-е годы ХХ века. Степень физического износа конструкций общеобразовательных учреждений с каждым годом только увеличивается, за последние годы интенсивность износа составила 10 %. Что ставит техническое состояние зданий по интенсивности износа на одну ступень с отраслями: здравоохранения и предоставления социальных услуг, государственного управления, транспорта и связи. В 2010 году это привело к учетному износу зданий общеобразовательных учреждений на сумму в 84,4 млн. рублей, что равно степени износа 46,7 %. Из этого следует, степень годности зданий общеобразовательных учреждений равен 53,3 %, что в общем можно охарактеризовать как неудовлетворительное техническое состояние. Зачастую здания школ не удовлетворяют по объемно-планировочным решениям и не в состоянии обеспечить требуемый уровень воздушно-теплового режима, естественного и искусственного режимов освещения, защиты от шума и многих требований современной нормативной документации [3].

В связи со сложившейся ситуацией в «Постановлении правительства Ставропольского края об утверждении программы Министерства Образования Ставропольского края» от 29 декабря 2012 года были рассмотрены приоритетные направления политики по повышению уровня оснащения учебных заведений среднего и средне специального образования. Уже реализуется краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы», включающая внедрение новых дошкольных учреждений и переоснащение существующих учебных заведений среднего

образования. Создание условий для повышения качества образования и условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, активного включения их в социально-экономическую, культурную жизнь общества, края, а также развитие материально-технической базы государственных образовательных учреждений Ставропольского края. Требует обновления материально-техническая база системы образования в крае. Строительство новых и реконструкция имеющихся образовательных учреждений края позволят разгрузить существующие школы и создать условия для ведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями.

В 2012 году впервые с 1995 года естественный прирост края стал положительным (0,5). Этот факт является пусть и небольшой, но реальной надеждой на изменение тенденции сокращения численности учащихся общеобразовательных учреждений в будущие годы.

Подпрограмма «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений и Ставропольском крае на 2010-2012 годы» в рамках краевой целевой программы «Развитие образования в ставропольском крае на 2010-2012 годы» целью которой является: обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ставропольского края, в качественном общедоступном дошкольном образовании. В настоящее время потребность в образовательных услугах дошкольного образования превышает предложения, очередь на устройство ребенка в детский сад составляет более 22 тысяч детей. Это означает, что в крае не хватает около 160 дошкольных учреждений (при средней наполняемости 140 человек). При этом в целом по краю на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях края в настоящее время в среднем приходится 102 человека (в городах - 120). Особенно напряженная ситуация с местами в дошкольных образовательных учреждениях края сложилась в городах Ставрополе, Пятигорске, Железноводске, Ессентуки, Кисловодске, Невинномысске, а также в Предгорном, Георгиевском, Минераловодском, Новоалександровском и Шпаковском муниципальных районах края, где на 100 мест в дошкольном образовательном учреждении приходится 120-130 детей. Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, составляет в городе 58,6 процента, в селе - 39,7 процента, а в целом по краю - 49,3 процента.

Необходимо отметить, что первоочередной задачей управления образовательным пространством является оптимизация существующей инфраструктуры при этом необходимо учитывать целый ряд факторов: безопасность, расположение, доступность обслуживания для населения, санитарно-гигиенические требования к окружающей среде и внутренней среде здания, состояние почв, топографию, размер и форму участка, общественные и коммунальные услуги, стоимость и принятие выбора общественностью, наличие возможности дальнейшего развития учреждения и т.д. [4].

Практика принятия решений в градостроительном проектировании при размещении образовательных учреждений осуществлялась на основе дирек-

тивных распоряжении при выборе участка строительства образовательного учреждения. Вплоть до последнего времени при выборе участка кроме нормативного показателя номинального радиуса обслуживания другие градостроительные факторы не принимали во внимание. А в условиях урбанизации городов и связанная с этим опасная экологическая обстановка выдвигает на первый план анализ экологического риска участка образовательного учреждения так как показатели детской заболеваемости по экологически зависимым патологиям (болезни дыхательных путей и эндокринной системы) в Ставропольском крае занимают лидирующие места. При этом оценка экологического риска незаменима при рассмотрении проектных альтернатив и выборе оптимальных проектных решений как с экономической так и социальной позиции. Интерпретация воздействий как рисков призвана облегчить оценку значимости воздействий, их ранжирование и упростить процесс расстановки приоритетов при выборе мер по предотвращению и (или) снижению значимости возможных негативных экологических последствий для здоровья детей.

Список литературы:

1. Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.

2. Распоряжение Правительство Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221-рп «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года».

3. Белая Е.Н. Проблемы обеспечения общеобразовательных школ качественными условиями обучения // Инженерный вестник Дона. - 2012. -Т. 19. - № 1.

4. Белая Е.Н. Экономическая оценка мероприятий по минимизации экологического риска при реконструкции городской застройки // Вестник Сев-КавГТИ. - 2012. - № 13.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ЗАПАДНЫХ СТРАН

В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ

© Букин С.Н.*

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

г. Пенза

В статье проанализированы системы управления объектами жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) ряда развитых западных государств.

* Ассистент кафедры «Землеустройство и геодезия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.