Научная статья на тему 'Повышение качества ремонта и контроля металлоконструкций большегрузных технологических машин'

Повышение качества ремонта и контроля металлоконструкций большегрузных технологических машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРКА / РЕМОНТ / ОБОРУДОВАНИЕ / ДЕФЕКТ / ТРЕЩИНА / СВАРОЧНЫЕ ОБРАЗЦЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дрыгин М.Ю., Курышкин Н.П.

Активный рост объёмов добычи угля и недостаточные инвестиции в угольную отрасль России привели к тому, что более 86% технологических машин угольных разрезов находится в недопустимом техническом состоянии. Одной из наиболее значимых проблем является недопустимое состояние несущих металлоконструкций экскаваторов и карьерных самосвалов. Анализ показал, что дефекты этих металлоконструкций накапливались в течение длительного времени. Их устранение существующим методом ремонтной сварки было неэффективным дефекты возобновлялись вновь через 2…6 месяцев эксплуатации технологических машин. Авторами выявлены первопричины, не позволяющие выполнить качественное ремонтное сварное соединение. Апробирована и внедрена технология ведения ремонтных сварочных работ, позволившая без дополнительного повышения квалификации сварщиков на 85 % уменьшить количество дефектов сварных швов. В результате уже в первый год работы по новой технологии количество дефектов металлоконструкций оборудования было снижено на 35 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества ремонта и контроля металлоконструкций большегрузных технологических машин»

УДК 53.083 (430.1)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕМОНТА И КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

М. Ю. Дрыгин, Н. П. Курышкин

Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово, Россия

DOI: 10.25206/2310-9793-2017-5-2-123-129

Аннотация - Активный рост объёмов добычи угля и недостаточные инвестиции в угольную отрасль России привели к тому, что более 86% технологических машин угольных разрезов находится в недопустимом техническом состоянии. Одной из наиболее значимых проблем является недопустимое состояние несущих металлоконструкций экскаваторов и карьерных самосвалов. Анализ показал, что дефекты этих металлоконструкций накапливались в течение длительного времени. Их устранение существующим методом ремонтной сварки было неэффективным - дефекты возобновлялись вновь через 2...6 месяцев эксплуатации технологических машин. Авторами выявлены первопричины, не позволяющие выполнить качественное ремонтное сварное соединение. Апробирована и внедрена технология ведения ремонтных сварочных работ, позволившая без дополнительного повышения квалификации сварщиков на 85 % уменьшить количество дефектов сварных швов. В результате уже в первый год работы по новой технологии количество дефектов металлоконструкций оборудования было снижено на 35 %.

Ключевые слова: сварка, ремонт, оборудование, дефект, трещина, сварочные образцы.

I. Введение

Уголь является одним из важнейших ресурсов, стабилизирующих ситуацию в энергетической отрасли России. Преимущества открытого способа его добычи очевидны, поэтому более 70% всего объёма добываемого в России угля приходится на угольные разрезы. Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) является одним из крупнейших в России и мире [1]. В последние пять лет наблюдается устойчивый положительный рост объёмов экспорта угля, а за счет Кузбасса Россия занимает третье место в мире по экспорту угля после Австралии и Индонезии. Экспорт кузбасского угля осуществляется в 85 стран мира [2]. В то же время на протяжении последних двадцати пяти лет инвестиции в угольную промышленность были незначительными. Даже в наиболее стабильный 2010 год они составили примерно 5% выручки от продажи угля [3].

Однако, несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат, на угольных разрезах в основном проведена замена морально устаревшего технологического оборудования и технических устройств. Но эта замена лишь краем коснулась экскаваторного парка и парка карьерных самосвалов. Поэтому на разрезах продолжают эксплуатироваться технологические машины с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Это привело к тому, что 70% оборудования практически ежегодно проходит экспертизу промышленной безопасности, а более 86% оборудования находится в недопустимом техническом состоянии.

Рассматривая тенденции начала 2000-х годов, основой которых была повальная замена парка российских экскаваторов на гидравлические импортные, можно утверждать, что такая стратегия себя не оправдала. Преимущества, которые в первые годы работы показывала импортная техника, как правило, развеиваются уже на четвёртый-пятый год эксплуатации. Так, внедрение импортного оборудования потребовало помимо капитальных ещё и значительных текущих затрат на эксплуатацию, а жесткие требования по межремонтному обслуживанию обусловили необходимость полного пересмотра системы ТО. Так, в большинстве случаев такое оборудование содержится на постгарантийном обслуживании, требует постоянного присутствия сервисного инженера, а отсутствие какой-либо технической документации и сложность конструкции основных механизмов делает невозможным проведение ремонтов силами технических служб предприятий [4].

II. Постановка задачи

Вышеизложенное указывает на необходимость концентрации внимания на техническом состоянии технологических машин отечественного производства. Результаты оценки 123 единиц парка оборудования АО ХК «СДС-Уголь» (входит в тройку ведущих угольных компаний России) в рамках ежегодной дефектоскопии несущих металлоконструкций (стрел экскаваторов, рам и кузовов карьерных самосвалов и т. п.) дало результаты, явно указывающие на недопустимое техническое состояние оборудования (табл. 1). Обследования проводились визуально-измерительным контролем (ВИК), ультразвуковым контролем (УК) и методом магнитной памяти металла (МПМ).

ТАБЛИЦА 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ

Обследования Показатель

Количество проведённых обследований, в том числе: 123

- первичных 59

- проверок устранения 51

- экспертных и прочих 13

Проверено сварных швов методами ВИК, УК, МПМ количество 9885 шт.

протяжённость 3999 м

площадь 8812 м2

Суммарный объём переданных заключений 9118 страниц

Дефекты

Выявлено дефектов 5646 шт.

2 126 м

В том числе в первичных обследованиях 4554 шт.

1 600 м

Выявлено трещин 2679 шт.

523.3 м

Характер обследованных дефектов указывает на то, что дефекты накапливались на протяжении не менее 3...5 лет. Несмотря на то, что угледобывающие предприятия России, и в частности Кузбасса, поднадзорны органам Ростехнадзора, а 70 % оборудования практически ежегодно проходит экспертизу промышленной безопасности, обследования, входящие в обязательный перечень работ, необходимых для продления срока службы оборудования, выполняются с формальным подходом к диагностическим работам. Они выполняются фрагментарно, в минимальном объёме экспертизы промышленной безопасности, что явно недостаточно для недопущения возникновения дефектов такого рода.

Накоплению дефектов способствовал факт их несвоевременного устранения; так, в течение полугода из описанных в табл. 1 дефектов было устранено 29 % по количеству и 28 % по протяженности. Наименьшее количество дефектов устранено на АО «Черниговец» - 13 % по количеству и 18 % по протяженности. Большее на ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» - 51 % по количеству и 45 % по протяженности.

Более 90 % дефектов, обнаруженных на металлоконструкциях, подвергались неоднократному устранению и возобновлялись вновь. Причём исследования дефектов методом УК показало, что в более чем 98% случаев наблюдался непровар корня шва. На рис. 1. представлена фотография типичного ремонтного сварного шва с тыльной стороны. Как видно, практически по всей длине трещины, подвергшейся ремонту, виден непровар корня шва.

Рис. 1. Непровар корня ремонтного сварного шва

III. Теория

В отличие от сварки новых металлоконструкций, где сварщики выполняют заполнение подготовленной разделки будущего сварного соединения, процесс ремонтной сварки организован таким образом, что от сварщика требуется самостоятельное выполнение разделки и подготовки металлоконструкции к сварке. Основными фак-

торами, осложняющими данный процесс и не позволяющими выполнить разделку в соответствии с требованиями ГОСТ, являются [5, 6, 7]:

- криволинейность дефекта, а значит, и нелинейность требуемой разделки;

- различные пространственные положения дефекта;

- схождения нескольких параллельных дефектов (рис. 2);

- необходимость полного удаления наплавленного металла и околошовной зоны разрушенного сварного соединения, приводящая к 2.3-кратному увеличению ширины разделки (рис. 3);

- изменение толщины металла по линии распространения дефекта;

- отсутствие информации о толщине свариваемого металла.

Рис. 2. Разделка трещин на раме карьерного самосвала Рис. 3. Разделка разрушенного сварного соединения

Все это, осложняя работу сварщика, изначально не обученного выполнять разделку, приводит к типичной ошибке - выполнение узкой разделки на неполную глубину с оставлением неразделанного металла «на провар» (рис. 4), что не позволяет обеспечить полный провар корня сварного шва с образованием обратного валика.

Рис. 4. Неправильная разделка трещины для выполнения ремонтного сварного шва

IV. Результаты экспериментов С целью получения достоверной информации о причинах возобновляемости дефектов на ремонтных сварных швах и выявления причин непровара корня шва, была разработана методика, позволяющая смоделировать типовые условия работы сварщика, выполняющего ремонтные сварные соединения. Моделировалась много-проходовая сварка различных по толщине образцов металла при различных их пространственных положениях. Разделка швов выполнялась самими сварщиками. При этом сварщики 5, 6 разрядов варили образцы с толщиной металла 16 мм, а сварщики 3, 4 разрядов - 6 мм. Критерии оценки образцов соответствовали требованиям инструкций по капитальному ремонту экскаваторов ЭШ, ЭКГ и карьерных самосвалов БелАЗ 7555 и БелАЗ 75131. Последним дополнительным критерием была оценка сварного шва на наличие сварочных напряжений методом МПМ.

В эксперименте участвовали 193 сварщика предприятий АО ХК «СДС-Уголь». Анализ более 80 метров сварочных швов на 338 сварочных образцах показал результаты, приведенные в табл. 2.

ТАБЛИЦА2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СВАРОЧНЫХ ОБРАЗЦОВ

№ п/п Наименование критерия непроходного дефекта Наличие дефектов в образцах толщиной 16 мм, % Наличие дефектов в образцах толщиной 6 мм, %

1 Наплывы, неплавный переход к основному металлу 2 28

2 Неравномерная чешуйчатость 91 67

3 Высота гребешков более 1 мм 70 18

4 Волнистость вдоль сварного шва более 3.0 мм 30 39

5 Высота ступенчатости сварных швов более 2.0 мм 17 15

Неравномерное заполнение шва 0 14

Открытые кратеры 15 12

Поры 15 23

6 Свищи 7 11

Прожоги кромок 0 0

Перерывы шва 0 3

Трещины 0 3

7 Отклонения размеров шва от ГОСТ 100 99

Дефекты диаметром более 1 мм 100 93

8 Дефектов более 1 на 100 мм 100 92

Расстояние между дефектами менее 45 мм 100 91

9 Подрезы без исправлений 57 62

Подрезы глубиной более 0.5 мм 37 45

10 Смещение кромок образца 7 18

11 Непровар корня шва по всей длине 41 46

12 Изгиб образца (более 3 мм) 13 1

13 Напряженность магнитного поля сварного шва 61 0

Из табл. 2 видно, что количество непроходных дефектов образцов незначительно зависит от квалификации сварщиков. На образцах толщиной 16 мм и 6 мм наблюдались соответственно: неравномерная чешуйчатость (91 % и 67 %), отклонения размеров шва от требований ГОСТ (100 % и 99 %), непровар корня шва по всей его длине (41 % и 46 %).

На рис. 5 представлены результаты анализа качества выполнения сварных швов работниками предприятий, входящих в АО ХК «СДС-Уголь».

60,0

40,0

о4

3

са

В

3 20,0

£ 0,0

о

ВИК УК ВИК и УК

АО «Черниговец» ■ ЗАО «Салек»

ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» ■ ООО «Разрез Киселевский» ООО «СИБЭНЕРГОУГОЛЬ» ■ ООО «Шахтоуправление «Майское»

ООО «Барзасский карьер» ■ ООО «Шахта «Листвяжная»

Рис. 5. Результаты контроля образцов, выполненных сварщиками предприятий АО ХК «СДС-Уголь»

Количество образцов соответствующего качества по визуально-измерительному контролю только у сварщиков ООО «Шахтоуправление «Майское» составило 5.6 %. Остальные предприятия показали практически нулевой результат. По ультразвуковому контролю прошли образцы сварщиков ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» и составили 38.5 % от их общего количества. А совместным требованиям ВИК и УК удовлетворили лишь 5.6 % образцов, выполненных сварщиками ООО «Шахтоуправление «Майское».

Результаты анализа распределения дефектов по разрядам сварщиков, показанные на рис. 6, говорят об отсутствии зависимости качества сварочных швов от квалификации сварщиков. Так, с одной стороны, у сварщиков 6 разряда, казалось бы, закономерно больший процент соответствующих нормам ВИК сварных образцов (на 11.2 % больше, чем у сварщиков 5 разряда), но, с другой стороны, меньше (на 2.8 %) сварных швов, соответствующих требованиям УК, чем у сварщиков 5-го разряда. А совместным требованиям ВИК и УК соответствовали лишь 1.1 % образцов сварщиков 5-го разряда.

Рис. 6. Зависимость качества швов от разряда сварщиков АО ХК «СДС-Уголь»

Таким образом, результаты эксперимента по оценке сварочных образцов показали, что ни один из них не соответствовал требованиям, предъявляемым нормативной документацией. Наиболее частыми дефектами являлись дефекты, связанные с непроваром корня шва (рис. 7, а) и отклонениями поверхности шва по форме (рис. 7, б).

V. Обсуждение результатов Более 91% дефектов сварных швов, выявляемых ВИК, устраняется зачисткой поверхности шва (при необходимости с последующей подваркой и повторной зачисткой). Данный метод позволяет устранить такие дефекты как неравномерная чешуйчатость, наплывы, неплавный переход к основному металлу, превышение высоты гребешков, ступенчатость сварных швов, подрезы. Он не требует дорогостоящего повышения квалификации сварщиков и дополнительно повышает надежность сварного соединения за счет удаления макро- и микродопу-

стимых дефектов, являющихся концентраторами напряжений. Они в условиях знакопеременных нагрузок (при которых, как правило, и работают данные сварные соединения) влечёт за собой сокращение их ресурса работы за счёт появления и развития усталостных трещин.

Не менее важной проблемой является проблема ликвидации дефектов, выявляемых УК. Анализ результатов ультразвукового контроля сварочных образцов позволил сделать вывод, что 85% дефектов являются дефектами разделки (подготовки к сварке). Они напрямую не являются дефектами квалификации сварщика как специалиста, выполняющего сварной шов, а, в большей мере, сварщика как специалиста, его подготавливающего. Решение данной проблемы находится в области технологии ведения ремонтных работ. Так, внедрение метода сквозной разделки шва с установкой подкладной пластины позволяет решить данную проблему (рис. 8).

Рис. 8. Щелевая разделка разрушенного сварного соединения с установкой подкладной пластины

В целях апробации и внедрения данной технологии на ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» приказом по предприятию была предписано: при ведении ремонтных работ на металлоконструкциях выполнять разделку ремонтных швов с обязательной установкой подкладных пластин. Это мероприятие уже в первый год позволило в среднем на 35% сократить количество выявляемых дефектов металлоконструкций технологических машин в сравнении с другими предприятиями АО ХК «СДС-Уголь» (рис. 9).

Рис. 9. Среднее количество дефектов металлоконструкций, выявляемых за одно обследование

По результатам проверки электрогазосварщиков на восьми предприятиях АО ХК «СДС-Уголь» установлено, что на образцах сварщиков ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» в среднем на 25 % меньше дефектов (по ультразвуковому контролю), чем на других предприятиях. Причём на образцах, выполненных с подкладной пластиной, дефекты отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные исследования подтвердили надежность ремонтных сварных соединений, выполненных по внедрённой технологии. Так, количество непроваров корня шва уменьшилось на 85 %, а ходимость технологических машин увеличилась с 2...6 месяцев до практически бессрочной. За пять лет наблюдений более 98% сварных соединений сохранили целостность.

VI. Выводы и заключение

1. Дефекты металлоконструкций технологических машин накапливаются в течение продолжительного времени. Устранение этих дефектов ремонтной сваркой было малоэффективным - период работы ремонтного сварного соединения составлял 2.6 месяцев. Это связано с низким качеством ремонта и малыми объёмами устранения дефектов (за 6 месяцев устранено 29 % недопустимых дефектов от выявленных).

2. По результатам оценки экспериментальных сварочных образцов, выполненных 193-мя сварщиками 3.6 разрядов предприятий АО ХК «СДС-Уголь», ни один из 338 образцов не соответствовал требованиям нормативной технической документации.

3. Выявленные ультразвуковым контролем дефекты в 85 % случаев являются дефектами разделки (подготовки к сварке) и напрямую не являются следствием низкой квалификации сварщика как специалиста, выполняющего сварной шов.

4. Дефекты ремонтных сварных швов (91 %), выявляемые визуально-измерительным контролем, устраняются зачисткой поверхности шва.

5. Внедрение метода сквозной разделки с установкой подкладной пластины, позволило без повышения квалификации сварщиков сократить количество непроваров корня шва на 85 %, повысить срок службы ремонтных сварных соединений с 2.6 месяцев до практически бессрочного. Это позволило уже в первый год внедрения новой технологии сократить количество дефектов металлоконструкций оборудования на 35 %.

Список литературы

1. Arden H., Tverdov A. Resource and Reserve Valuation Practices in CIS Countries. Monograph 30. Mineral Resource and Ore Reserve Estimation // The AusIMM Guide to Good Practice. Second Edition. 2014.

2. Экономика России, цифры и факты. Ч. 5. Угольная промышленность. URL: http://utmagazine.ru/posts/10449-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-5-ugolnaya-promyshlennost (дата обращения: 25.05.2017).

3. Statistic review of Emerging Markets Information Service // Coal Mining Sector Russia. 2013. URL: http://www.emis.com/sites/default/files/Russia%20Coal%20Mining%20Sector%20Report.pdf.

4. Drygin M., Kurychkin N., Bakanov A. Strategy of Russian Coal Mining Enterprises' Excavator Park Technical State Correction // The 1st Scientific Practical Conference "International Innovative Mining Symposium (in memory of Prof. Vladimir Pronoza)". 2017. Vol. 15. DOI: 10.1051/e3sconf/20171503011.

5. Сварка. Резка. Контроль: справочник: / под ред. Н. П. Алёшина, Г. Г. Чернышова. В 2 т. Т. 1. М.: Машиностроение, 2004. 624 с.

6. Белянин П. Н., Колесников К. С., Адамов Е. О. [и др.]. Технология сварки, пайки и резки: энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Машиностроение, 2006. 767 с.

7. Васильев К. В., Вилль В. И., Волченко В. Н. [и др.]. Сварка в машиностроении / Под ред. Н. А. Ольшанского. В 4 т. Т. 1. М.: Машиностроение, 1978. 501 с.

УДК 535.241

ОПТОВОЛОКОННЫЙ МЕТОД ПИРОМЕТРИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ РАСПЛАВОВ

В. А. Захаренко, Я. Р. Веприкова

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

DOI: 10.25206/2310-9793-2017-5-2-129-134

Аннотация - В настоящее время существует научная проблема бесконтактного измерения температуры расплавов металлов. Проблема связана с необходимостью достижения заданных погрешностей измерений в условиях неопределённости коэффициентов черноты излучающих поверхностей. Целью работы являются обоснования нового метода измерений, при котором влияние коэффициента черноты элиминируется. Задача работы состояла в расчетном обосновании конструкции и материала специального тигля, помещаемого в расплав металла, который представляет собой излучатель в виде модели абсолют-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.