Научная статья на тему 'Повышение качества рабочей силы на российском рынке труда при использовании миграционных потоков с учетом мирового опыта'

Повышение качества рабочей силы на российском рынке труда при использовании миграционных потоков с учетом мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / МИГРАЦИЯ / LABOR FORCE / LABOR MARKET / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суходолова Ксения Александровна

Рассмотрен опыт ряда экономически развитых стран восполняющих дефицит высококвалифицированной рабочей силы за счет миграции с возможностью применения их опыта к российскому рынку труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING QUALITY OF LABOR FORCE IN RUSSIAN LABOR MARKET BY USING MIGRATION FLOWS AND INTERNATIONAL PRACTICES IN THIS SPHERE

The author studies international practices of filling the deficit of highly-qualified work force by migration outcomes as applied to the Russian labour market.

Текст научной работы на тему «Повышение качества рабочей силы на российском рынке труда при использовании миграционных потоков с учетом мирового опыта»

%

ю УДК 331.5.024.544(47) К.А. Суходолова

ББК 65.240(2Рос)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ <М НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

^ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА*

<М __

Рассмотрен опыт ряда экономически развитых стран восполняющих дефицит высококвалифицированной рабочей силы за счет миграции с возможностью применения их опыта к российскому рынку труда. Ключевые слова: рабочая сила; рынок труда; миграция.

K.A. Sukhodolova

IMPROVING QUALITY OF LABOR FORCE IN RUSSIAN LABOR MARKET BY USING MIGRATION FLOWS AND INTERNATIONAL PRACTICES IN THIS SPHERE

The author studies international practices of filling the deficit of highly-qualified work force by migration outcomes as applied to the Russian labour market.

Keywords: labor force; labor market; migration.

Россия занимает первое место в мире по площади территории (17,08 млн км2 или 11,46% от площади всей суши Земли) и 9-е место по численности населения (143,2 млн чел. в августе 2012 г.) [7]. Объем ВВП страны за II квартал 2012 г. составляет 14 571,1 млрд р. [Там же] и, по оценкам экспертов от 7% до 9% этой величины создают трудовые мигранты [2].

«к? Распад СССР и переход к рыночной экономике, а также межэтни-

Mg S ческие столкновения и войны середины 1990-х гг. привели к тому, что в

нЦ| России оказалось 3 млн беженцев и мигрантов, прежде всего, из бывших

gyl Союзных республик. Эти потоки продолжаются по сей день. При этом

^ | банкротство предприятий и сокращение высококвалифицированных ра-

| бочих мест в самой России стимулирует отток высококвалифицированна § ной рабочей силы из России за рубеж.

1нн | На сегодняшний день по числу прибывших в страну мигрантов Рос-

ок I сия занимает второе место в мире (после США) [3]. По различным оценок | кам, число мигрантов, проживающих в нашей стране, колеблется от

10 до 15 млн чел. [6]. Однако назвать точную цифру не представляется возможным, по причинам недостаточного учета нелегальных и незаре-

н

н

о

н

PQ

со

н

гистрированных мигрантов. Данная ситуация наиболее характерна для восточных регионов России [1]. У правительства нет методики учета мигрантов и расчета необходимого количества трудовых ресурсов. До сих пор реализуется «...сиюминутная миграционная политика, когда квоты то увеличиваются, то сокращаются — в зависимости от текущей

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Человеческие ресурсы и кадровая стратегия региона в условиях модернизации экономики» (регистрационный номер 6.2588.2011), реализуемого в рамках государственного задания Байкальскому государственному университету экономики и права (на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.).

© КА. Суходолова, 2012

Ю

%

тН

о

социально-экономическои и политической ситуации», в то время как российский рынок труда заполонен малоквалифицированной иностранной рабочей силой [2]. По оценкам специалистов в России работает более

11 млн гастарбайтеров, в то время как специалисты высокого класса считают иммиграцию в Россию непривлекательной.

Острая демографическая ситуация, связанная с депопуляцией населения и дефицитом трудовых ресурсов характерна не только для России, но и для ряда других стран, в том числе экономически развитых, которые восполняют дефицит рабочей силы главным образом за счет мигрантов. Какие проблемы при этом возникают и какие методы используются для обеспечения необходимого качества рабочей силы? Как мигранты влияют на национальные рынки труда данных стран? Ответ на эти вопросы можно получить, анализируя мировой опыт, а также опыт решения трудовых проблем ряда стран, находящихся на разных континентах: в Германии (Европа), в Канаде (Америка) и Японии (Азия). Но сначала дадим краткий анализ ситуации с мигрантами и трудовыми ресурсами в мире.

По оценкам экспертов суммарная численность международных мигрантов во всем мире постоянно растет, при этом, в развитых странах гораздо большими темпами (табл. 1) [5].

Таблица 1

Динамика международных мигрантов в мире, млн чел.

Группа стран 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. Рост за 1990-2010 гг., раз

Развитые страны 82 94 104 117 128 1, 6

Европа 49 62 58 65 70 1 4

США и Канада 28 32 41 52 50 1 8

Развивающиеся страны 73 72 74 78 86 1 2

Всего в мире 155 166 178 195 214 1 4

«К1 Яз =

й1

НА

ОЙ"

^ 1

1

^ Л £

ь Е « ? | 8Н! ЕнО а

£М1| МО I

нее

и

н

н

о

н

Р5

со

н

На сегодняшний день правительство России ставит задачу ускоренного экономического развития и модернизации страны. Это неизбежно потребует дополнительного притока рабочей силы, которой Россия из-за кризисной демографической ситуации не располагает. Совершенно очевидно, что на данном этапе нехватка рабочей силы и экономический рост будут обеспечиваться в основном за счет миграции, прежде всего, за счет привлечении иностранных граждан ближнего и дальнего зарубежья.

В этой связи, интересен опыт экономически развитых стран, но, прежде всего, обратимся к Германии (демографическая ситуация в которой сопоставима с российской), проводящей активную миграционную политику и столкнувшейся в последние годы с рядом этнических проблем.

Германия является наиболее экономически развитой страной ЕС и занимает территорию 357 тыс. км2 (63-е место в мире). На ее территории проживает 81,6 млн. чел. (15-е место в мире) [5]. ВВП страны оценивается в 2 932 млрд дол. (35,9 тыс. дол. на душу населения) (табл. 2). До 2010 г. эта страна занимала первое место в мире по объему экспорта промышленной продукции (сейчас на первое место вышел Китай).

Уже в послевоенный период, с началом бурного экономического развития, Германия стала испытывать нехватку рабочей силы. С тех пор политика страны строится с учетом привлечения иностранных работников. Стратегия интеграции, упрощение процедуры получения гражданства Германии (в начале 2000-х гг.) и принятие закона «Об иммиграции» (2005 г.) либерализировали миграционную политику и создали усло-

%

Ю вия для постепенного превращения Германии в страну иммигрантов.

В частности, были упрощены многие процедуры адаптации мигрантов на немецком рынке труда, использованы современные гуманитарные М| технологии для скорейшей интеграции мигрантов в немецкое общество,

^ обеспечены их права на безопасное проживание в стране.

5^ В результате, за несколько лет численность трудовых мигрантов в Гер-

мании достигала сотен тысяч человек. А перед мировым экономическим кризисом 2008 г. для обеспечения динамичного экономического развития Германия ежегодно привлекала из-за рубежа порядка 500 тыс. чел. [4]. Сейчас в стране проживает 10,8 млн мигрантов (примерно треть всех мигрантов ЕС), что составляет 13,2% численности населения Германии.

Однако, несмотря на столь высокую долю иностранной рабочей силы, правительство Германии продолжает курс по либерализации миграционного законодательства, главным образом, в части облегчения доступа на немецкий рынок труда квалифицированных специалистов, поскольку сейчас в Германии превалирует иммиграция неквалифицированной рабочей силы, при нехватке на рынке труда высококвалифицированных работников. Для изменения этой тенденции 1 апреля 2012 г. принят Закон «Об оценке и признании профессиональной квалификации, полученной за рубежом», обязывающий работодателей признавать некоторые иностранные дипломы. Речь идет, в первую очередь, о таких специальностях, работа по которым требует определенных квалификаций, например врачи, фармацевты, архитекторы, инженеры, учителя, воспитатели и социальные педагоги и проч.

Вместе с тем, большое количество мигрантов уже сейчас породило в Германии целый ряд социальных проблем: рост этнической преступности (особенно со стороны мусульманской молодежи), трудности интеграции приезжих в немецкое общество, языковые проблемы у детей трудовых мигрантов и ряд других проблем, о которых регулярно сообщает §ЦЦ¥ германские СМИ [4].

; Сложившаяся ситуация требует разработки долговременных про-

грамм миграции, например, таких, какие действуют в настоящее время ой § в Канаде.

^1 Канада занимает почти половину Северной Америки и прилегающие

^ | к ней острова, ее площадь — 9 985 тыс. км2 (2-е место в мире). На тер-

1 ритории Канады проживает 34,1 млн чел, а ВВП страны оценивается в

в 1 330 млрд дол. (39 тыс. дол. на душу населения) (табл. 2) [5].

§к§ Исторически сложилось, что Канада создана иммигрантами. На

в протяжении всей своей истории канадское общество развивалось под

воздействием мощного притока переселенцев из других регионов мира. к®! Миграционная политика Канады менялась, и эти изменения отражали

основные этапы экономико-демографического развития страны.

Миграционная политика Канады базируется на системе бальной 23 оценки претендентов на переселение, в которой оцениваются такие не-

обходимые для адаптации и интеграции показатели как возраст, уровень образования, знание языков (английского и французского) и проч. Основной акцент делается на привлечение в страну исключительно 1^ высококвалифицированных работников, обладающих образованием и

способных переучиваться в соответствии с быстроменяющимися потреб-СО ностями канадского рынка труда. Так же большое внимание уделяет вре-

Нменным мигрантам, как важному каналу привлечения рабочей силы.

Немаловажную роль в создании привлекательного для иммигрантов имиджа Канады сыграл высокий уровень жизни и ряд экономических

н

о

Ю

%

тН

о

«К1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« V I

8Н! Й§ о

ЕнО а

£мЦ

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

показателей (высоким уровнем дохода, социальной защищенности, предоставление бесплатного медицинского обслуживания и среднего образования, государственными социальными субсидиями и т.д.). В результате в 2010 г. количество мигрантов насчитывало уже 7,2 млн чел., что составило 21,% от постоянного населения страны.

Однако, несмотря на столь продолжительный опыт привлечения и работы с мигрантами, правительство Канады сталкивается с трудностями. Из-за огромного притока заявлений на иммиграцию и медленной их обработки срок ожидания может составлять 5-6 лет. Количество рассматриваемых дел на сегодня составляет 900 тыс., из них 600 тыс. приходится на категорию «квалифицированные работники» [9]. При этом Канада испытывает большую потребность в притоке квалифицированной иностранной рабочей силы, и никто не ставит под сомнение необходимость ее привлечения. Достаточно сказать, что в 2009 г. по категории «квалифицированные работники» было выдано 64,6 тыс. иммиграционных виз при общем количестве 252,2 тыс. Специалисты единодушно оценивают Канаду как одну из наиболее привлекательных стран для иммиграции и это подтверждается огромным числом желающих переехать сюда для работы и жительства. Полным антиподом Канады по вопросам привлечения иностранной рабочей исторически выступает Япония с ее закрытостью внутренних рынков, в том числе рынка труда.

Япония — островное государство, площадь которого составляет 377 944 км2, а численность населения — 127,4 млн чел. [5]. Это развитая страна с очень высоким уровнем жизни. Она занимает десятое место по индексу развития человеческого потенциала. ВВП страны оценивается в 4 308 млрд дол. (33,8 тыс. дол. на душу населения) и занимает третье место в мире (табл. 2). Япония считается четвертым по величине экспортером и шестым по величине импортером в мире.

Таблица 2

Демографическая ситуация и экономическое положение развитых стран в 2010 г.

Страна Численность населения, млн чел. Плотность населения, чел./км ВВП, трлн дол. ВВП на душу, тыс. дол. Количество мигрантов

всего трудоспо- собное млн чел. доля в постоянном населении

Германия 81,6 40,2 228,6 2,9 35,9 10,8 13,2

Канада 34,1 17,1 3,4 1,3 39,0 7,2 21,1

Япония 127,4 62,4 337,0 4,3 33,8 2,2 1,7

Россия 142,9 88,4 8,4 2,2 15,5 12,3 8,6

Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Это является следствием сдержанной миграционной политики японских властей. За период с 1950 по 2010 гг. число иностранцев, проживающих в Японии, возросло с 640 тыс. до 2,2 млн чел., или в 3,4 раза. А удельный вес зарегистрированных японскими властями иностранных граждан в общей численности населения возрос с 0,7% до 1,7%, или в 2,4 раза (см. табл. 2). Такой значительный миграционный приток за последние десятилетия обусловливается динамичным развитием экономики, повышением уровня жизни, относительно низким уровнем безработицы и постоянной нехваткой рабочей силы. Однако, несмотря на резкое увеличение притока иностранной рабочей силы, ее относительное количество остается неизменным.

%

Ю Среди экономически развитых государств мира Япония входит в груп-

пу стран с закрытой миграционной системой по допуску на рынок труда неквалифицированной рабочей силы. В соответствии с действующим М иммиграционным законодательством на неквалифицированную работу

могут претендовать лишь иностранцы японского происхождения, иност-5^ ранные студенты и стажеры, а предпочтения отдаются высококвалифи-

цированным работникам, обладающим современными, инновационными знаниями. В период 1990-х гг. в результате жесткой ограничивающей иммиграционной политики число мигрантов, имеющих разрешение на занятость, колебалось на низком уровне (80-110 тыс. чел. или 0,2% от общей численности рабочей силы Японии). Текущее привлечение иностранной рабочей силы не оказывает заметного влияния на японский рынок труда.

Однако подобная закрытая миграционная система порождает некоторые проблемы в социальной и правовой сфере. На сегодняшний день остро стоит проблема нелегальной иммиграции. Несмотря на запрет со стороны японского законодательства на использование неквалифицированной иностранной рабочей силы, малый бизнес активно привлекают трудовых мигрантов из-за рубежа на нелегальной основе. На текущий год по оценкам Службы иммиграции Японии на территории страны находится ориентировочно 160 тыс. нелегальных мигрантов, однако, эксперты оценивают их число в 1 млн чел. [8].

Важнейшими социальными проблемами миграционной политики Японии можно назвать трудности интеграции иностранцев в социально-закрытое японское общество и дискриминационное отношение японских властей к иммигрантам. Некоторым категориям работников (в частности, медицинским работникам, работникам социальной сферы и т.д.), прежде чем приступить к практике, необходимо сдать национальные экзамены по соответствующим областям знаний и получить статус постоянного резидента. Этот статус предполагает отсутствие §ЦЦ¥ ограничений на трудовую деятельность, но требует постоянной пере; регистрации. В настоящее время его имеют менее 1% населения. Для

данной категории населения существуют значительные ограничения в ой § правах и социальных гарантиях.

^1 Проблема стареющего населения особенно актуальна для японско-

^ | го общества. Япония занимает ведущее место в мировом сообществе по

1 продолжительности жизни и снижению рождаемости. Это влечет за сов бой острую нехватку рабочей силы и необходимость принципиального

§к§ перераспределения возрастной структуры населения страны. Однако

но в правительство Японии не рассматривает иммиграционный прирост как

ио 1 средство корректировки сложившейся негативной демографической си-

к®Э туации на рынке труда и предпочитает снижению очень высоких барье-

ров для мигрантов переориентацию семейной политики в сторону поощрения роста населения.

23 Подводя итог и примеряя зарубежный опыт привлечения иностран-

ной рабочей силы к российским условиям можно утверждать, что дальнейшая либерализация российского рынка труда еще больше увеличит количество зарубежных мигрантов, что, в свою очередь, породит ряд социальных и экономических проблем, характерных для стран ЕС, в частности, для Германии. Важно отметить так же, что миграционная состав-СО ляющая в привлечении рабочей силы должна стать лишь дополнением, а

Нне заменой или тем более вытесняющим фактором поиска и привлечения высококвалифицированных сотрудников на внутреннем рынке труда. Увеличение доли иностранной рабочей силы не должно происходить за

ю

%

<n

тН

о

(N

счет обострения социальной обстановки. Положительный опыт ведущих зарубежных стран свидетельствует о возможности эффективного контроля качества привлекаемой иностранной рабочей силы и снижении социальных рисков, повышении трудовых и экономических показателей.

Список использованной литературы

1. Винокуров М.А. Социально-демографическая политика в Восточной части России — стимулы и механизмы / М.А. Винокуров, В.Г. Былков // Молодежная политика и развитие человеческих ресурсов: материалы круглого стола (21 сент. 2000 г.). — Иркутск, 2000.

2. Известия: российская общественно-политическая газета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.izvestia.ru.

3. Миграция и денежные переводы: стат. справ. за 2011 г. 2-е изд. / Международный банк реконструкции и развития. — 2011.

4. Немецкая общественно-правовая медиакомпания Deutsche Welle [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dw-world.de.

5. Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.un.org.

6. Федеральная миграционная служба [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.fms.gov.ru.

7. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru.

8. Japanese Statistics Bureau and Statistics Centre [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stat.go.jp.

9. Statistics Canada [Электронный ресурс]. — URL: http://www.statcan.gc.ca.

SSI

Kg г g|l'

I

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£si|

E40 I ЙИ-І See

H

H

о

H

PQ

CO

H

References

1. Vinokurov M.A. Sotsial’no-demograficheskaya politika v Vostochnoi chasti Rossii — stimuly i mekhanizmy / M.A. Vinokurov, V.G. Bylkov // Molodezhnaya politika i razvitie chelovecheskikh resursov: materialy kruglogo stola (21 Sept. 2000 g.). — Irkutsk, 2000.

2. Izvestiya: rossiiskaya obshchestvenno-politicheskaya gazeta [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.izvestia.ru.

3. Migratsiya i denezhnye perevody: stat. sprav. za 2011 g. 2-e izd. / Mezhdunarodnyi bank rekonstruktsii i razvitiya. — 2011.

4. Nemetskaya obshchestvenno-pravovaya mediakompaniya Deutsche Welle [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.dw-world.de.

5. Organizatsiya ob’edinennykh natsii [Elektronnyi resurs]. — URL: http:// www.un.org.

6. Federal’naya migratsionnaya sluzhba [Elektronnyi resurs]. — URL: http:// www.fms.gov.ru.

7. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki RF [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.gks.ru.

8. Japanese Statistics Bureau and Statistics Centre [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.stat.go.jp.

9. Statistics Canada [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.statcan.gc.ca.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суходолова Ксения Александровна — аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: suhodolova.k.a@gmail.com.

Author

Sukhodolova Ksenia Aleksandrovna — post-graduate student, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: suhodolova.k.a@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.