Научная статья на тему 'Повышение качества профессиональной подготовки студентов и открытие лаборатории практического обучения в учреждении образования "Гродненский государственный медицинский университет"'

Повышение качества профессиональной подготовки студентов и открытие лаборатории практического обучения в учреждении образования "Гродненский государственный медицинский университет" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧА / ТРЕНАЖЕРЫ / СИМУЛЯТОРЫ / ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING OF A PHYSICIAN / TRAINING DEVICES / SIMULATORS / LABORATORY FOR HANDS-ON TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев В. В.

Важнейшим элементом формирования профессиональных компетенций врача является уровень овладения медицинскими манипуляциями. В статье рассматривается одно из наиболее перспективных направлений улучшения практической подготовки выпускников медицинских университетов использование в учебном процессе тренажеров и симуляторов. Открытие лаборатории практического обучения, базирующееся на виртуальных симуляционных медицинских технологиях, способствует повышению качества практического обучения студентов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AND SETTING UP THE LABORATORY FOR HANDS-ON TRAINING IN THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT "GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

The most important component of the professional expertise of a physician is his/her level of proficiency in medical manipulations. The article describes one of the most promising approaches to the improvement of practical training of graduates of medical universities using training devices and simulators in the educational process. Setting up the laboratory for hands-on training based on virtual simulation technologies in medicine contributes to increasing the quality of practical training of medical students.

Текст научной работы на тему «Повышение качества профессиональной подготовки студентов и открытие лаборатории практического обучения в учреждении образования "Гродненский государственный медицинский университет"»

УДК 378.4.147:61(476.6)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ОТКРЫТИЕ ЛАБОРАТОРИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ "ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

В. В. Воробьев

УО "Гродненский государственный медицинский университет", Гродно, Беларусь

Важнейшим элементом формирования профессиональных компетенций врача является уровень овладения медицинскими манипуляциями. В статье рассматривается одно из наиболее перспективных направлений улучшения практической подготовки выпускников медицинских университетов - использование в учебном процессе тренажеров и симуляторов. Открытие лаборатории практического обучения, базирующееся на виртуальных симуляционныхмедицинских технологиях, способствует повышению качества практического обучения студентов университета.

Ключевые слова: профессиональная подготовка врача, тренажеры, симуляторы, лаборатория практического обучения.

В современных условиях конкурентоспособность университета и его рейтинг в числе других профильных высших учебных учреждений являются одними из основных показателей реализации образовательной политики вуза. В свою очередь конкурентоспособность конкретного специалиста на рынке труда определяется более существенным, по сравнению с другими, объемом знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции и социальные роли. Востребованность выпускников вуза, удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников, несомненно, свидетельствует о качестве образования и конкурентоспособности образовательного учреждения [1].

Одной из основных профессиональных компетенций будущего врача является клиническое мышление. Его непосредственное формирование начинается на третьем курсе при преподавании пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии, других дисциплин, и включает обучение клиническому обследованию больного, основным проявлениям болезней и воспитание профессионально необходимых качеств будущего врача. Этот начальный этап клинической подготовки важен, так как на нем студент знакомится с правилами и приемами выявления основных клинических симптомов/синдромов болезней и отрабатывает практические навыки обследования пациента. При реализации данного этапа обучения следует учитывать, что главной целью медицинского образования является повышение качества подготовки специалистов для системы здравоохранения на основе высоких клинических, научных и этических стандартов в медицинском образовании, внедрения и развития инновационных образовательных технологий. Данная цель не может быть достигнута без использования личностно-ориентированного обучения, расширения возможностей отдельных обучающихся и применения новых способов активации их познавательной деятельности.

Образовательный процесс обучения студентов основам клинического обследования проводится с использованием традиционных и активных методов обучения на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин. Необходимо отметить, что получение студентами теоретических знаний не представляет больших сложностей - в распоряжении студентов учебники, учебные пособия, лекции, материал на электронных носителях, видеоматериалы и другое. Однако качество профессио-

Фото1 - Открытие лаборатории практического обучения в УО " ГрГМУ", Гродно, 12.02.2013

нальной подготовки студентов определяется не только объемом полученных теоретических знаний, но и тем, что умеет делать выпускник в своей практической деятельности. Вместе с тем, усвоение навыков практической медицины всегда трудно достижимо, нередко сопряжено с риском для реального пациента. Как правило, студент наблюдает за действиями преподавателя, а затем пытается повторить манипуляции. Накопление опыта занимает много времени. Организация учебных практик, как показывают ее результаты, опросы студентов также не снимают в полной степени проблемы практической подготовки. Это обстоятельство требует внедрения новых подходов к организации учебного процесса. Мировой опыт развития медицинского образования доказывает, что применение инновационных методов обучения, основанных на использовании тренажеров, имитаторов и симуляторов является единственным эффективным и безопасным способом для отработки практических навыков и умений, овладения методиками выполнения медицинских манипуляций. Таким образом, учитывая цели преподавания дисциплин и специфику проведения занятий, большинство базовых клинических навыков и сложные клинические умения, можно отрабатывать на достоверной, реалистичной имитации пациента.

Для обучения используются простейшие муляжи и тренажеры, которые способны предоставить студенту возможность для выполнения практического навыка, например, аускультация сердца при пороках, аускульта-

Фото 2 - Модуль для обучения по дисциплине "Акушерство и гинекология "

ция легкого при пневмонии отражающих реальную клиническую ситуацию. С внедрением современных симу-ляционных компьютерных технологий имеется возможность воспроизводить на манекене или на экране монитора различные сложные клинические ситуации, с которыми будущие врачи будут встречаться в практической деятельности. Согласно научным исследованиям, отработка практических навыков на компьютерных симуля-торах в сравнении с традиционными методиками обучения дает целый ряд преимуществ [2]:

- позволяет полностью воссоздать ход реальной медицинской манипуляции и отработать алгоритм действий;

- дает возможность проводить обучение студентов без риска для пациента;

- помогает предотвращать врачебные ошибки, проводить подробный анализ ситуации;

- позволяет проводить обучение так часто, как это необходимо, управляя в конкретной ситуации сложными сценариями;

- повышает эффективность обучения студентов новым, в том числе высокотехнологичным методикам, а также новым процедурам в рамках практикуемых методик;

- расширяет возможности оценки уровня полученных знаний и приобретенных навыков благодаря обратной связи;

- позволяет организовать обучение через игровой процесс, при проведении которого преподаватель и студент исполняют роль как врача, так и пациента;

- дает возможность отрабатывать редкие виды патологий столь же эффективно, как и распространенные заболевания или состояния.

В Гродненском государственном медицинском университете для повышения качества освоения студентами медицинских манипуляций создана лаборатория практического обучения (Фото 1). В лаборатории размещены около 100 изделий - имитаторы, манекены, тренажеры, модели, симуляторы различной сложности. Перечень оборудования охватывает весь спектр базовых медицинских манипуляций и навыков, таких как инъекции, навыки ухода, катетеризации, пункции, зондирования, наложения швов, аускультация, интубация, канюляция, гинекологические обследования, обследования в онкологии, ЛОР-обследование и другие. Для освоения более сложных практических навыков применяются манекен-симу-лятор родов, симуляторы реанимационных техник. Обучение по учебным модулям включает основные клинические направления - акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, педиатрия, терапия, хирургия. Оборудование по каждому модулю размещено в отдельных учебных аудиториях, что позволяет в графике реального учебного расписания проводить практические занятия со студентами всех факультетов (Фото 2).

Организация учебных занятий в лаборатории практического обучения дает возможность отрабатывать практические навыки в симулированной и стандартизированной среде, способствует развитию у студентов автоматизма и уверенности при выполнении процедур. Неоднократное повторение симуляции позволяет достигнуть высокого качества его выполнения.

Таким образом, студенты, освоившие практические навыки при помощи виртуального тренажера, увереннее и в более короткие сроки смогут перейти к методам физикального исследования непосредственно пациента. Усвоение практических навыков повысит мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию, будет способствовать формированию навыков клинического мышления.

Литература

1. Жук, А. И. О повышении уровня практической подготовки специалистов // Вышэйшая школа. - 2012. - .№4. -С. 3-9

2. Seymour N. E. Virtual Reality training improves operating performance: results of a randomized, double-blinded study / N. E Seymour., A. G Gallagher., S. A. Roman // Ann. Surg. - 2002. - №> 4. - P. 458-463.

IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AND SETTING UP THE LABORATORY FOR HANDS-ON TRAINING IN THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT "GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY"

V V. Varabyeu

Educational Establishment "Grodno State Medical University", Grodno, Belarus

The most important component of the professional expertise of a physician is his/her level ofproficiency in medical manipulations. The article describes one of the most promising approaches to the improvement ofpractical training of graduates of medical universities - using training devices and simulators in the educational process. Setting up the laboratory for hands-on training based on virtual simulation technologies in medicine contributes to increasing the quality ofpractical training of medical students.

Key words: professional training of a physician, training devices, simulators, laboratory for hands-on training.

Адрес для корреспонденции: vorobiov@grsmu.by Поступила 28.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.