Научная статья на тему 'Повышение качества подготовки специалистов в условиях непрерывного образования'

Повышение качества подготовки специалистов в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / CONTINUING EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL NEEDS / INDIVIDUAL TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Елена Витальевна

В статье аргументируется возможность совершенствования системы повышения квалификации на основе идеи непрерывного образования. Выделяются предпосылки и характеризуются принципы непрерывного образования, анализируется зарубежный опыт его организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the quality of continuing training of specialists

The article proves the possibility of improving the system of training based on the idea of lifelong education. Prerequisites are distinguished and principles of continuous education are characterized, the international experience of its organization is analyzed

Текст научной работы на тему «Повышение качества подготовки специалистов в условиях непрерывного образования»

Е. В. Филатова

(Кемерово)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье аргументируется возможность совершенствования системы повышения квалификации на основе идеи непрерывного образования. Выделяются предпосылки и характеризуются принципы непрерывного образования, анализируется зарубежный опыт его организации

В последние годы вопросам непрерывного образования уделяется значительное внимание. Так, в документе «Стратегия 2020» [7] отмечается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, в результате чего вакантные рабочие места вынуждены занимать непрофильные специалисты. В связи с этим внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров рассматривается как условие инновационного развития экономики.

Под непрерывным образованием понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [4].

Исследователи представляют систему непрерывного образования как комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, образовательной, профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [2, 3]. Систему непрерывного образования, создаваемую для удовлетворения потребностей общества, предлагается реализовать через широко разветвленную «образовательную сеть», которая позволит осуществить процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и разностороннего развития личности на протяжении всей жизни.

В деле организации системы непрерывного образования полезно присмотреться к мировому опыту. При решении назревших проблем в

обучении возможно использовать зарубежный опыт в таких областях, как подготовка компетентного специалиста; организация многоуровневого профессионального образования; разработка стандартов профессиональной деятельности; создание устойчивой структуры «предприятие - вуз».

Проблемой организации непрерывного образования, действующей в интересах современного производства и социальных потребностей общества, занимаются ученые разных стран мира. Общим положением, из которого исходят специалисты, является то, что главной целью системы непрерывного образования должно быть наращивание интеллектуального потенциала страны, повышение образовательного и культурного уровня населения, качество обучения и воспитания во всех звеньях системы образования.

Эксперты ЮНЕСКО в документе, подготовленном XIX Генеральной конференцией этой организации по вопросу о деятельности организации в области непрерывного образования, определяют его как «„.не ограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования, направленные на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества». Далее оно определяется как «средство связи и интеграции», дающее возможность синтезировать «ряд элементов» в уже существующей системе образования и как «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования» [10].

Как видно, в определении содержится важная мысль о том, что непрерывное образование является основополагающим принципом организации системы образования. Кроме того, на наш взгляд, заслуживает внимания положение

о том, что в развитии непрерывного образования важную роль должна сыграть действующая система образования. Речь идет не о создании новой системы образования, а об интеграции элементов существующей системы и элементов непрерывного образования в единую систему.

Институт образования ЮНЕСКО, проводящий с 1972 года исследования по проблеме непрерывного образования, принял определение непрерывного образования [10], в котором сильны культурный, социальный и экономический аспекты, признается множественность и разнообразие ценностей и сообществ. Ясно, что непрерывное образование не может быть сведено лишь к получению «высшего образования». В определении содержатся как традиционные, так и новаторские формы образования взрослых - неофициальное обучение, высшее образование, подготовка и переподготовка, профессиональное и непрофессиональное обучение. Также предъявляются требования к улучшению качества жизни через естественную и социальную окружающую среду, через поощрение к участию в сообществах и вовлечение, использование местных условий и ресурсов. Здесь явно акцентируются основные идеи - демократизация, всесторонность, индивидуализация, качество жизни, - которые являются частью работы по созданию системы непрерывного образования.

Технический директор Института образования ЮНЕСКО Р. X. Дейв рассматривает образование в его полноте, включая образование, полученное в домашних условиях, школе, сообществе, на рабочем месте и через средства массовой информации и в других ситуациях и структурах, для овладения и распространения просвещения, что отражено в определении: непрерывное образование - это «... всесторонний аспект, который включает официальное и неофициальное образование, проходящее через всю жизнь индивидуума для достижения наиболее полного развития в личной, социальной, профессиональной жизни» [9, с. 30].

Как неотъемлемая часть непрерывного образования в США рассматривается подготовка кадров. Американский педагог Н. Цетрон [8, с. 36] отмечает, что стране требуется более совершенная система профессионального образования. Так как следующее поколение, по подсчетам ученых, на протяжении жизни будет в среднем 5 раз полностью менять профиль работы, а это, естественно, потребует постоянной переподготовки, Н. Цетрон сформулировал ряд требований, удовлетворение которых позволит повысить качество образования взрослых:

- обеспечить гибкость курсов с учетом потребностей отдельных обучающихся, использовать индивидуальные учебные программы;

- привлекать преподавателей-почасовиков из промышленности, бизнеса;

- осуществить интеграцию бизнеса и промышленности с государственной системой образования. Фирмы, предприятия должны повышать квалификацию своих сотрудников. Для этого необходимо заключить договоры на обучение с образовательными учреждениями. Для обучающихся это возможность получить практический опыт, необходимый для эффективного вхождения в профессию.

Осуществление подобных требований может сделать более эффективным процесс обучения и профессиональной подготовки и в нашей системе образования. Необходимы меры, которые позволят избежать характерной для традиционной системы образования обособленности академической подготовки от практической, осуществить практическую направленность обучения на основе интеграции высших образовательных учреждений с предприятиями, что послужит базой для приобретения практических навыков.

На наш взгляд, позиции отечественных и зарубежных ученых-исследователей во многом совпадают, некоторые идеи уже воплощены в жизнь. Так, по мнению наших исследователей, система непрерывного образования призвана решать двуединую задачу: обеспечение развития личности, ее возрастающей потребности в получении различных знаний, независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, но с обязательным учетом индивидуальных особенностей, мотивов, интересов; удовлетворение потребностей производства в кадрах, имеющих необходимый уровень образования и профессиональной квалификации. Содержание этой задачи, стоящей перед системой образования, логично вытекает из общей ориентации современного общества на гуманизацию личности и демократизацию общественных отношений.

Мы полагаем, что наиболее полная формулировка требований к организации системы непрерывного образования в современных условиях выражена А. П. Владиславлевым [1]:

- быстрый количественный рост системы образования;

- большая гибкость и подвижность системы образования;

- всемерное развитие навыков самостоятельного получения знаний, способности ори-

ентироваться в огромном потоке информации, умения отбирать и осваивать необходимые знания;

- индивидуализация образования;

- необходимость организации в достаточном количестве таких видов и форм образовательных учреждений, в рамках которых каждому члену общества была бы предоставлена возможность получать любые потребовавшиеся ему знания.

Ясно, что часть этих требований можно реализовать в рамках существующей образовательной системы, но, однако, чтобы создать гибкую систему образования, нужны новые типы учебных заведений, развитие материальной базы, пересмотр сроков обучения, а учебно-воспитательный процесс нуждается в таких формах и методах, которые бы стимулировали активность личности, побуждали ее раскрывать свои потенциальные возможности.

Учитывая, что в разных регионах страны разрабатываются и проверяются различные модели непрерывного образования, характеризующиеся разнообразием форм и методов, необходимо определиться с принципами, на основе которых осуществляется реализация целей непрерывного образования. Мы смеем утверждать, что как область научного познания идея непрерывного образования по содержанию, организации и формам работы подчиняется не только общим принципам демократизма, гуманизма, дифференциации и индивидуализации, но и конкретизирующим принципам гибкости, единства и многообразия. Индивидуализация образования предполагает и общую подготовку широкого профиля, и профессиональную подготовку, соответствие которой требованиям конкретного производства может быть достигнуто при условии тесного контакта учебных заведений и предприятия. Непрерывное образование как педагогическая система представляет собой единство содержания, методов, приемов и форм приобретения, углубления и расширения общего и специального образования, социальной зрелости, профессиональной компетентности, эстетической, этической и умственной культуры, нравственного совершенствования через систему учебных заведений и в процессе самообразования.

Нами сформулированы следующие принципы профессиональной подготовки в условиях непрерывного образования:

- многообразие и гибкость, что предполагает разнообразные формы образования, возможность перехода из одного учебного заведения в

другое, а также возможность для преподавателя варьировать учебные программы, темы, разделы и сроки;

- единство и целостность системы, что предполагает обеспечение взаимосвязи и преемственности всех звеньев, неразрывную связь обучения и воспитания на всех этапах их развития, взаимосвязь и взаимодополняемость подсистем (элементов) образования, входящих в систему непрерывного образования, что означает возможность свободного перехода людей на новые, более высокие уровни образования. Также предполагается разнообразие учебных заведений и многообразие средств, форм и методов обучения, право выбора которых принадлежит преподавателю;

- интеграция образовательного процесса и практики. Принцип функциональной интеграции становится одним из базовых организационных принципов практико-ориентированного обучения. Одновременно он выступает в качестве важного методологического принципа, поскольку его реализация позволяет решить многие дидактические задачи, обогатить содержание образовательных программ;

- инновационность обучения. Инновационный подход к решению образовательных задач

- это возможность компенсации недостающих знаний инновационного характера у обучающихся, поскольку высшее профессиональное образование в силу своей функциональной специфики не в состоянии с должной степенью оперативности реагировать на изменения, происходящие на практике;

- принцип блочного построения содержательной структуры практики. При этом на различных этапах обучения в качестве базовых содержательных блоков выступают задания, направленные на формирование усложняющихся уровней компетентности; эти блоки заданий последовательно расширяются и углубляются, трансформируются в зависимости от целей и задач этапа обучения, специфики базы практики.

Изучение литературы, практики, сложившейся в стране и за рубежом, позволяет сделать вывод, что принципы, лежащие в основе деятельности системы непрерывного образования, могут реализовываться в рамках следующих подсистем непрерывного образования:

- подсистема допрофессионального образования. Цель этой подсистемы заключается в формировании у подрастающего поколения общеобразовательных научных знаний, общетрудовых умений, приемов творческой деятельности, ценностных ориентаций, обеспечивающих

осознанную, сочетающую личные интересы с общественными потребностями социальнопрофессиональную ориентацию и выбор пути подготовки к профессиональной деятельности. Эта цель реализуется дошкольными, внешкольными учреждениями и общеобразовательной школой;

- подсистема профессионального образования и воспитания. Ее цель - формирование у каждого члена общества профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное включение в профессиональную общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне; эта цель реализуется всеми видами профессиональных учебных заведений;

- подсистема поддержания на современном уровне и совершенствования общих и профессиональных знаний. Цель подсистемы - постоянное обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, навыков в рамках ранее достигнутого профессионального уровня; обогащение опыта творческой деятельности занятых в экономической сфере членов общества, обеспечивающее повышение эффективности их труда в условиях быстрого развития науки, техники, технологий. Эта цель реализуется всеми видами профессионального образования;

- подсистема образовательно-культурного совершенствования и самообразования. Цель ее

- формирование и совершенствование знаний, умений и опыта в различных областях науки, техники, культуры, спорта, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью, обеспечивающих удовлетворение разнообразных духовных и физических потребностей, их разностороннее развитие.

Учитывая смену целевой ориентации образования - от текущей производственно-необхо-

димой функции образования к перспективной, ориентирующей на развитие творческого потенциала личности, деятельность этих подсистем должна способствовать удовлетворению многообразных потребностей личности, но, по нашему мнению, данные подсистемы слишком изолированы друг от друга, что делает невозможным взаимосвязь между ними. Проблема стыковки разных этапов обучения сложна. Эта сложность и порождает многозначность ее решения. Но недостаточно просто предоставить людям благоприятные условия для получения или продолжения образования. Необходимо еще вызвать активное желание воспользоваться предоставленными возможностями. Иначе неизбежен «синдром образовательной индифферентности» населения. Понятно, что потребность в образовании должна сознательно, целенаправленно формироваться обществом. Для успешного осуществления образовательной деятельности общество должно быть готово удовлетворить потребность каждой личности в получении желаемого образования (по срокам, содержанию, способу, уровню), но для этого должно быть воспитано стремление людей к образованию.

Потребность личности в непрерывном образовании носит интегративный характер, объединяющий социальные, духовные и материальные запросы личности. Таким образом, можно выделить проблемы стимулирования непрерывного образования: требования к общей культуре, к образованию, к мотивации. Стимулирование непрерывного образования предполагает развитие и обогащение перспектив личности, расширение представления об образовании как о социальной ценности, позволяющей постигать все другие ценности, которые может предложить общество.

Литература

1. Владиславлев А. П., Камалдинова Э. Ш. О развитии концепции непрерывного образования. - М., 1998. - 136 с.

2. Гершунский Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. - 1987. - №8. - С.15-22.

3. Зуев В. М, Яценко В. Е. Непрерывное образование: проблемы и перспективы развития / под. ред. А. Я. Савельева. - М.: НИИ ВШ, 1988.

4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. // Вестник образования. - 2005. - №20. -С.10-42.

5. Митина А. М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрогогике // Педагогика. - №5. - 2005. - С.100-106.

6. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики // Вестник образования России. - 2008. - №14. - С.28-80.

7. Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов»: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Москва, 2-3 июля 2008 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biblio-globus.ru/ docs/ Delo-vaya_Rossia.pdf/. (дата обращения 01.12.2009).

8. Cetron M. Our Life at the Turn of the 21st Century // The Educati-

onal Digest. - 1999. - Vol. 54. - №8.

9. Dave R. H. Lifelong Education and the School Curriculum. - Ham-

burg, UNESCO Institution. - 1993.

10. Educational Reforms. Bulletin of the UNESCO Principal Regional Office for Asia and the Pacific, Number 29. - Bangkok, 1989. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eric.ed.gov/ERICDocs/data/ericdocs-2sql/content_storage_01/0000019b/80/21/87/26.pdf (дата обращения 01.12.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.