Научная статья на тему 'Повышение качества платных медицинских услуг как фактор эффективности деятельности медицинского (лечебного) учреждения'

Повышение качества платных медицинских услуг как фактор эффективности деятельности медицинского (лечебного) учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
436
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катуров А.В.

Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Катуров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества платных медицинских услуг как фактор эффективности деятельности медицинского (лечебного) учреждения»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО (ЛЕЧЕБНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

© Катуров А.В.*

НУЗ «Отделенческая больница на ст. Елец ОАО «РЖД», г. Елец

Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. Их наличие обусловлено утратой комплексного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской профилактики, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой экономики в отрасли.

Ключевые слова: здравоохранение, здоровье населения, медицинская помощь, платные медицинские услуги, госпитализация, диагностика заболевания, лечебно-оздоровительный центр, эффективность деятельности, повышение конкурентоспособности.

Здравоохранение как объект государственного управления представляет собой, с одной стороны, деятельность государства, а с другой - систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения и направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней, оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам [1]. Кроме того, здравоохранение - это структурированная организация медицинских и других тесно связанных с ними учреждений не медицинского профиля.

Проведенный Всемирной организацией здравоохранения анализ показал, что Россия существенно отстает от индустриально развитых стран мира по объему финансирования, но гораздо больше - по конечным показателям результативности деятельности системы здравоохранения. К числу таковых относятся [2]:

- показатели здоровья населения, на которые реально влияет отрасль;

- рациональность построения структуры оказываемой медицинской помощи;

- способность системы адекватно реагировать на потребности населения в обеспечении конкретной медицинской помощи в необходимый момент;

* Магистр политологии.

- внедрение современных стандартов оказания медицинской помощи;

- приемлемые сроки ожидания плановой помощи и проч.,

- справедливость распределения средств (уровень социальной защиты наиболее нуждающейся части населения).

В ситуации нехватки финансирования большинство государственных учреждений здравоохранения пытаются найти способы зарабатывания денег на нужды организации. Учитывая специфику организации работы лечебного учреждения и невозможность выдумать и предложить рынку новейшие услуги и технологии в медицине, чаще всего происходит подмена вида бесплатной медицинской помощи на платную. Такая практика недопустима. На самом деле, масштабы развития платных услуг до 2010 года во многом определялись отсутствием гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи населению. Только в 2010-2012 годах была изменена законодательная база в системе здравоохранения, что позволило внедрить порядки и стандарты оказания медицинской помощи, включающие в себя перечень манипуляций и лекарств, положенных при определенных заболеваниях. Они гарантировали положенный обьем медицинской помощи, в том числе на бесплатной основе в системе обязательного медицинского страхования [3].

Несмотря на это, всё больше граждан стали обращаться за платной медицинской помощью, надеясь на более качественное и профессиональное обслуживание. Но, незнание пациента своих прав, позволяет частным клиникам использовать своё положение не в пользу пациента. Потраченные деньги отнюдь не гарантируют высокое качество лечения. В ситуации, когда продавцом услуг является врач, больной неизбежно переплачивает - за дополнительные и не всегда нужные консультации, исследования, дни пребывания в стационаре и проч.

С другой стороны, платежи населения (особенно неформальные) никак не связаны с общественными приоритетами развития здравоохранения. Эти деньги не поддерживают развитие участковой службы и общих врачебных практик (здесь эти платежи как раз слабо развиты, участковым врачам платят реже и меньше), и наоборот, содействуют росту объемов узкоспециализированной помощи, во многих случаях искусственно поддерживая излишние мощности медицинских учреждений. Но еще большую тревогу вызывает то, что рост размеров государственного финансирования здравоохранения не имел видимого результата в отношении показателей доступности медицинской помощи. С каждым годом происходит увеличение обращаемости населения в частные клиники. Это, прежде всего, связано с чёткой организацией пребывания пациента в платной клинике, чего не скажешь про государственные учреждения.

Правильная организация ведения пациента должна предполагать тесную взаимосвязь в работе врачей стационара и поликлиник, при непосредственном участии страховой компании. Именно такая практика существует

в развитых странах. При заранее запланированных последовательных действиях в лечении пациент будет иметь представление о своём будущем и знать, что предстоит ему пройти и в какой последовательности. Мотивированность врачей в получении положительного результата от лечения значительно возрастает. Врач должен понимать, что каждый его шаг контролируется не только страховой компанией, но и самим пациентом.

В системе российского здравоохранения сформировались структурные диспропорции в отношении разделения медицинской помощи на первичную и специализированную. В развитых странах основной упор в развитии здравоохранения сделан на увеличение численности врачей первичного звена. Выведена закономерность: чем выше доля врачей первичного звена в общей численности врачей (ниже доля узких специалистов), тем меньше средств необходимо для достижения конечных результатов функционирования системы здравоохранения [4].

Наример, в российском здравоохранении доля врачей участковых служб не превышает 25 % против 45-55 % в западных странах. Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам у нас превышает 30 % от числа первых посещений, в то время как в западных странах 4-10 %. А поскольку врачи в поликлиниках не имеют мотивации к тому, чтобы больше делать самим и нести реальную ответственность за здоровье населения, вся надежда больного - на госпитализацию.

Уровень госпитализации и особенно длительность пребывания больных в стационаре в российском здравоохранении заметно выше, чем в европейских странах. Интегрированный показатель объемов госпитализации - число койко-дней на одного жителя - почти в два раза выше, чем в среднем по Европейскому союзу. Имея намного меньше средств, мы направляем их преимущественно в наиболее затратный сектор здравоохранения: доля стационарной помощи в общем объеме расходов на здравоохранение у нас составляет 60 % против 30-40 % в европейских странах.... Эти проблемы достались российскому здравоохранению в наследство от прошлого. Во времена СССР происходило наращивание коечного фонда. Упор был сделан на неспешное плановое обследование и лечение. При переходе на рыночные взаимоотношения эта система дала сбой, так как не была готова подстроиться под действмтельность. Контроль за изменениями должны были взять на себя страховые компании. Страховщики научились платить за фактические объемы лечения, но они никак не мотивированы к поиску более рациональных форм оказания медицинской помощи, не хотят и не умеют планировать предоставление медицинской помощи застрахованным. Страховые компании ничего не теряют в сложивщейся ситуации. Неэффективность системы оплачивают сами пациенты.

Эти и многие другие проявления структурных диспропорций дают основания для вывода: остаточный принцип финансирования здравоохранения

сосуществует с затратным принципом использования имеющихся средств. Система остро нуждается в дополнительных средствах, но без серьезной реструктуризации эти средства не дадут ожидаемых результатов.

Ключевая проблема здравоохранения - недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов, дефицит ответственности за состояние здоровья населения, отсутствие необходимой мотивации у медперсонала.

Формирование конкурентных преимуществ как процесс управления конкурентоспособностью и определяют конкурентные преимущества организации как характеристика объектов рыночных отношений [5]. В этом случае обеспечиваются конкурентные преимущества лечебного учреждения. Самым затратным подразделением в медицинском учреждении является стационар круглосуточного пребывания. Пребывания в нём пациента обходиться дорого и не всегда эффективно. По статистике, около 30-40 % пациентов не нуждаются в данном виде помощи. Нужно изменить не только структуру учреждения, но и менталитет граждан, считающих, что пребывание в стационаре это и есть путь к выздоровлению.

Например, для повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности лечебного медицинского учреждения предлагается организовать Оздоровительный и Диагностический Центр дневного пребывания. ОДЦ создаётся с целью предоставления клиентам профессиональной медицинской и профилактической помощи. Кроме этого, для обеспечения полной занятости имеющихся мощностей и кадрового потенциала, стабильного экономического положения учреждения, оптимального баланса расходов и доходов, для достижения самоокупаемости и рентабельности клиники.

Открытие центра будет направленно на улучшение лечебно-профилактической помощи, проведение диагностики и получения полной информации о состоянии организма пациента. Пациент получит гарантированную, качественную медицинскую помощь и возможность получить эффективное лечение и диагностику сверх обязательной программы по ОМС. Оказание подобных услуг может быть эффективным только тогда, когда они осуществляются квалифицированным медицинским персоналом в условиях специализированного отделения. При увеличении объемов платной лечебно-профилактической помощи оказываемые в ОДЦ, поступившие финансовые средства пойдут на приобретение более современного оборудования, для внедрения новейших технологий. Это позволит использовать высокоэффективные материалы, лекарства и приспособления. Кроме этого, часть денежных средств будут направлены на материальное поощрение работников ОДЦ, оказывающих медицинские услуги. Конечной целью внедрения новой ОДЦ являются:

- стабилизация умеренного уровня заболеваемости;

- развитие программы активного долголетия;

- снижение до минимума осложнений при различных заболеваниях;

- усиление роли реабилитации в послеоперационном периоде;

- развитие программы восстановления при «синдроме выгорания менеджера»;

- программы восстановления после беременности и родов.

Для реализации этой цели необходимы дополнительные финансовые средства, т.е. развитие платных услуг.

Введение новых платных услуг позволит ЛПУ решить следующие задачи:

- восполнить суммы недофинансирования;

- укрепить материально-техническую базу учреждения;

- удовлетворить спрос на дополнительные медицинские услуги;

- улучшить финансовое положение сотрудников за счет вторичной занятости;

- повысить рентабельность учреждения;

- обеспечить частичной самоокупаемости нового оборудования,

- улучшить сервисное обслуживание больных.

Исходя из поставленных целей, необходимо придерживаться следующей ценовой стратегии: достижение наилучшего качества за счет невысокой цены и высокого уровня сервисных услуг.

Уровень цен на платные медицинские услуги лечебного учреждения будет определяться:

- присутствием на рынке аналогичных услуг конкурентов;

- возможной реакцией населения на изменение цен, связанное с изменением качества медицинских услуг;

- предоставление скидок постоянным потребителям услуг и введением «карты постоянного клиента».

В целях получения высокого результата оценивается качество структуры ОДЦ в целом и ее подразделений, качество лечебного процесса и конечный результат. Все показатели оцениваются в виде коэффициентов. Оценка проводится по каждой кабинету и специалисту, участвующего в данной программе, а затем в целом по ОДЦ по итогам квартала, полугодия и года.

Руководство ОДЦ контролирует качество услуг посредством экспертной оценки показателей различных служб, которые отражают достижение конечного результата и удовлетворенность пациента оказанной услугой. Внешний контроль качества выполняют учредители, ОМС, Управление здравоохранения при лицензировании и аккредитации ЛПУ По полученным результатам коллективы отделений лечебного учреждения получают дополнительное материальное поощрение в виде премии. Также возможно распределение дополнительного материального поощрения по коэффициентам, т.е. в зависимости от вложенного труда.

В условиях современного рынка России с ростом числа конкурирующих на рынке медицинских услуг производителей существенно возрастает роль подходов в организации и продвижении услуг на рынке. Поэтому сфор-

мулируем предложения по проведению работ в области маркетинговых мероприятий и по стимулированию сбыта платных услуг.

1. Медицинская услуга будет обладать высоким потребительским качеством, если будут соблюдены следующие условия:

- медицинская услуга должна быть оказана в удобном для пациента месте (на дому, по месту работы, в лечебном учреждении) и в удобное время (в т.ч. вечернее время и в выходные дни);

- медицинская услуга должна быть оказана тем врачом, которого выбрал пациент;

- медицинская услуга должна причинить больному минимум неудобств (анонимность, отсутствие очередей, максимальный комфорт);

- медицинская услуга должна быть оказана, по возможности, с помощью аппаратуры, медикаментов и процедур которые предпочитает больной или более современными средствами;

- больной должен быть информирован о технологии оказания медицинской услуги и о влиянии ее на здоровье.

2. Важным моментом в выборе платных медицинских услуг будет являться политика ценообразования, определение границ общественной приемлемости цены и качества медицинских услуг.

3. Для поддержания имиджа ЛПУ который может как положительно, так и отрицательно влиять на маркетинговых успех медицинских услуг, необходимо создание своего фирменного стиля и поведения работников ЛПУ

4. Одним из главных элементов коммуникационной политики является реклама, которая должна быть объективной. Например, в рекламных целях можно выпустить фирменные проспекты, организовать выступление руководителей ЛПУ в печати, на телевидении, использовать ресурс собственных стендов вдоль территории учреждения, использовать стенды в холлах филиалов и партнеров по работе и т.д.

Реализация плана маркетинговых мероприятий потребует дополнительных финансовых затрат и времени, поэтому необходимо выделить из перечисленного те мероприятия, которые наиболее необходимо сразу реализовать.

Лишь при удовлетворении совокупности различных экономических и социальных факторов, появляется возможность обеспечить эффективное решение проблем, стоящих перед государством и лечебным учреждением в области здравоохранения [6].

Для этого необходимо:

- развивать здравоохранение, рассматривая его как часть экономики и культуры страны, способствующей созданию рабочих мест,

- способствовать эффективному развитию национальных индустрии: фармацевтической, медицинской техники и информационных технологий;

- увеличить расходы на здравоохранение, так как наблюдается прямая зависимость между демографическими показателями и расходами на здравоохранение в разных странах;

- выделить приоритетные направления для финансирования. Например, в качестве одного из таких направлений можно рассматривать профилактику заболеваний;

- совершенствовать непрерывное дополнительное образование медицинских работников через электронные информационно-образовательные системы, в том числе через Интернет и телемедицину;

- интегрировать социальную и медицинскую службы в единое министерство;

- повысить в целом активность и ответственность региональных служб здравоохранения;

- вовлечь частный сектор в систему государственного здравоохранения, в целях лучшего, высококультурного обеспечения населения медицинской помощью.

Список литературы:

1. Катуров А.В. Формы и методы государственного управления в РФ // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений; материалы международной научно-практической конференции (12 декабря 2013 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. А.Н. Плотников. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - 146 с.

2. Катуров А.В. Социально-экономические и политические факторы, влияющие на государственное управление здравоохранением в РФ // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития; Материалы международной научно-практической конференции (29 ноября 2013 г.) / Отв.ред. А.Н. Плотников. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - 207 с.

3. Катуров А.В. Проблемы и тенденции развития монетизации льгот // Мировая экономика и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции (22 января 2014 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. А.Н. Плотников. -Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - 107 с.

4. Катуров А.В. Состояние российской системы охраны здоровья населения и тенденции развития здравоохранения // Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации. Материалы международной научно-практической конференции (12 февраля 2014 г.) / Отв. ред. А.Н. Плотников. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - 167 с.

5. Галицких В.Н. Стратегическое управление как фактор социально-экономического развития региона // Социально-экономические и техниче-

ские системы: проблемы и решения. - Елец: Елецкий филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2012. - 170 с.

6. Галицких В.Н., Галицких Е.В. Влияние уровня и качества жизни населения на формирование человеческого капитала // Социально-экономические и технические системы: теоретические и прикладные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции. - Елец: Елецкий филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2013. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.