Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЮЗАБИЛИТИ / УВЕДОМЛЕНИЕ О СООБЩЕНИИ / ДИАЛОГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С СИСТЕМОЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дегтярев Ю.С., Боровской К.С.

В настоящее время электронная коммуникация получила широкое распространение. Возможность быть всегда «на связи» имеет и отрицательные стороны. Одной из которых является проблема потери концентрации при выполнении важных дел из-за получения уведомлений о сообщениях, которые не являются важными и срочными. В данной статье рассматривается подход к построению грамотного пользовательского интерфейса, который позволяет решить эту проблему. Результатом работы является спроектированное окно переписки в социальной сети с применением описанного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дегтярев Ю.С., Боровской К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF SOCIAL NETWORKING BY BUILDING AN APPROPRIATE USER INTERFACE

Nowadays electronic communications are widespread. The opportunity to be always online has its disadvantages one of which is the problem of losing concentration while doing important tasks due to getting notifications about messages that are not so important and urgent. This article deals with an approach to building an appropriate user interface that allows solving this problem. The result of the work is a designed dialog box in a social net with the use of the described approach.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА»

УДК 004.514.6

Дегтярев Ю.С. студент магистратуры 1 курса факультет Элитного образования и магистратуры

Боровской К. С. студент магистратуры 1 курса факультет Элитного образования и магистратуры Омский государственный технический университет

Россия, г. Омск

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ ГРАМОТНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО

ИНТЕРФЕЙСА

Аннотация:

В настоящее время электронная коммуникация получила широкое распространение. Возможность быть всегда «на связи» имеет и отрицательные стороны. Одной из которых является проблема потери концентрации при выполнении важных дел из-за получения уведомлений о сообщениях, которые не являются важными и срочными. В данной статье рассматривается подход к построению грамотного пользовательского интерфейса, который позволяет решить эту проблему. Результатом работы является спроектированное окно переписки в социальной сети с применением описанного подхода.

Ключевые слова: социальная сеть, пользовательский интерфейс, электронная коммуникация, юзабилити, уведомление о сообщении, диалог пользователя с системой.

Degtyarev Y.S. student master

1 course, The faculty of elite education and magistracy

Omsk State Technical University

Russia, Omsk Borovskoy K.S. student master

1 course, The faculty of elite education and magistracy

Omsk State Technical University IMPROVING THE QUALITY OF SOCIAL NETWORKING BY BUILDING AN APPROPRIATE USER INTERFACE

Abstract:

Nowadays electronic communications are widespread. The opportunity to be always online has its disadvantages one of which is the problem of losing concentration while doing important tasks due to getting notifications about messages that are not so important and urgent. This article deals with an approach to building an appropriate user interface that allows solving this

problem. The result of the work is a designed dialog box in a social net with the use of the described approach.

Keywords: social network, user interface, electronic communication, usability, message notification, user and system dialog.

С развитием информационных технологий в настоящее время расширяется коммуникативное пространство и на передний план выдвигается электронная коммуникация, предоставляющая пользователям неограниченные возможности для общения и потому занимающая особое место в жизни современного человека.

Возможности общения пользователей отличают социальные сети от других Интернет-ресурсов. Согласно статистике портала Hot Digital, общее время, потраченное пользователями на социальные сети, за один лишь октябрь 2016 года составило 83600 лет [1]. Одной из ключевых особенностей социальных сетей является высокий уровень интерактивности, при котором скорость обмена контентом и скорость общения зачастую не уступают общению вне сети.

При каждом получении уведомления от социальной сети большинство пользователей, независимо от того, чем они занимаются в данный момент, отвлекаются для того, чтобы прочесть сообщение. В связи с этим возникает проблема потери концентрации, и на выполнение работы за компьютером уходит гораздо больше времени.

В настоящее время социальные сети активно используются для ведения как делового, так и дружеского общения. Переключение внимания для прочтения уведомлений связано со страхом пропустить что-то важное, ведь человек не знает о содержании сообщения, которое ему пришло. Постоянное прерывание вырабатывает у людей плохую привычку, и они не могут ни на чем долго концентрироваться.

Человек, который отправляет сообщение, не задумывается о том, что он может отвлечь адресата от выполнения какого-либо важного дела. В большинстве случаев он задумывается лишь о том, что если не отправит сообщение как можно быстрее, то может забыть это сделать.

Поскольку в настоящее время общение в сети порой занимает у людей даже больше времени, чем живое общение, рассмотренная выше ситуация становится типичной (Рис. 1).

Отправитель «Отправлю сообщение, пока не забыл» -► Получатель

1 г г

Отправка сообщения Получение сообщения

г

Просмотр сообщения

«Занимаюсь делом, требующим концентрации»

«Вдруг я пропущу что-то важное ?»

Рис. 1. Типичная ситуация при общении в социальной сети Для предотвращения отвлечения внимания человека во время работы может быть применено изменение интерфейса окна социальной сети, в котором осуществляется переписка. Необходимо предоставить человеку возможность выставить ограничение на прием сообщений, не лишив его при этом возможности узнать о чем-то важном.

Данный подход может быть реализован блокировкой доставки сообщений на определенное время. Пользователь может отправить сообщение, которое будет ожидать на сервере того момента, когда получатель будет свободен, поменяв свой статус. В случае, если отправителю нужно сообщить получателю что-то важное, у него есть возможность «прервать получателя», нажав на соответствующую кнопку.

На Рис. 2 представлена схема, иллюстрирующая такой подход к решению проблемы нарушения концентрации пользователей сообщениями, которые не несут важной и срочной информации.

Рис. 2. Схема решения проблемы отвлечения пользователя

Проектирование пользовательского интерфейса - достаточно сложный процесс. Ниже приведены главные аспекты, которыми должен руководствоваться проектировщик.

Х.Юзабилити. Это термин, определяющий степень удобства, с которой пользователь может выполнять стоящие перед ним задачи, используя программный продукт. Хорошо продуманное юзабилити включает в себя логичность информационной и навигационной архитектуры, простоту освоения и использования продукта, понятность, обнаруживаемость и читабельность контента, а также явный призыв к действию.

2.Ценность. На сегодняшний день можно найти множество примеров программных продуктов, ценность которых находится под вопросом. Причиной можно назвать несоответствие функций продукта с пользовательскими потребностями. Пользователю гораздо больше ценен продукт, функционал которого совпадает с его потребностями. При этом, во время проектирования должны учитываться не только внешние, но и скрытые функциональные требования пользователей.

3.Доступность. Это качество характеризует степень доступности программного продукта для своих пользователей. От этого свойства зависит, будет ли востребован пользователями программный продукт. На практике об этом свойстве часто забывают, что приводит к потере клиентов и уменьшению прибыльности проекта. Во избежание проблем с доступностью

следует обратить внимание на ситуацию, в которой пользователь впервые сталкивается с программным продуктом и продумать пути решения возможных проблем, препятствующих установке ПО.

4. Привлекательность. Это эмоциональный аспект опыта взаимодействия, благодаря которому пользователь отдает предпочтение программному продукту. Многие продукты находят спрос, несмотря на недостаток вышеприведенных пунктов, поскольку являются достаточно привлекательными для клиентов своей целевой аудитории [2].

Важным этапом проектирования интерфейса является выбор структуры диалога пользователя с системой. Основные варианты структуры диалога представлены ниже.

1. Диалог типа «Вопрос-ответ». Основан на аналогии с обычным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Это наиболее известная структура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает.

2. Диалоги на основе меню. Является наиболее популярным вариантом организации запросов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером. Существует несколько основных форматов представления меню на экране:

1) список объектов, выбираемых прямым указанием, либо указанием номера;

2) меню в виде блока данных;

3) меню в виде строки данных;

4) меню в виде пиктограмм.

Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для работы с устройствами указания и выбора: меню представляет собой изображение тех объектов, которые выбираются пользователем.

3. Диалог на основе экранных форм. Допускает обработку на одном шаге диалога нескольких ответов. Такая структура обеспечивает высокий уровень поддержки пользователя: для каждого вопроса формы могут быть предусмотрены сообщения об ошибках и справочная информация. Пользователю можно также оказать помощь, включив некоторые элементы формата ответа в вопрос или в поле ответа. Эта структура позволяет повысить скорость ввода данных по сравнению со структурой типа «вопрос — ответ» и манипулировать более широким диапазоном входных данных, нежели меню; кроме того, с ней могут работать пользователи любой квалификации.

4. Диалог на основе командного языка. Очень часто используется в операционных системах и располагается на другом конце спектра структур диалога по отношению к структуре типа меню. При такой организации диалога программная система не выводит ничего, кроме постоянной подсказки (приглашения на ввод команды), которая означает готовность

системы к работе. Каждую команду вводят с новой строки и обычно заканчивают нажатием клавиши «ввод». Ответственность за правильность задаваемых команд ложится на пользователя. Система информирует о невозможности выполнения неверной команды, не поясняя, как правило, причин [3].

Поскольку за последние несколько лет социальные сети превратились в неотъемлемую часть виртуального пространства, повышение качества общения пользователей социальной сети является одним из важнейших вопросов, стоящих перед разработчиками программного обеспечения. Важная составляющая этого вопроса - грамотное построение пользовательского интерфейса. От этого во многом зависит привлекательность системы для конечного пользователя.

При традиционном подходе основное внимание разработчиков уделяется реализации необходимых функций программного продукта и избавлению от ошибок при его работе. Интерфейсной части уделяется внимание в основном с точки зрения визуальной привлекательности. Наиболее успешные разработчики программных продуктов формируют модели пользователя. С помощью таких моделей они адаптируют интерфейсы к определенным группам пользователей, пытаются понизить вероятность ошибок пользователя и исключить аварийные ситуации. При анализе действий пользователя необходимо учитывать психологические особенности различных групп пользователей, даже менталитет пользователей из различных стран и регионов [4].

На Рис. 3 представлено спроектированное окно переписки, в котором затрагиваются такие аспекты, как юзабилити, ценность и привлекательность. Использована структура диалога на основе меню. Данный подход помогает избежать проблемы случайных и бессознательных прерываний.

Окно переписки спроектировано в сервисе Balsamiq Mockups, служащем для построения прототипов пользовательских интерфейсов. В данном случае использовалось объединение двух типов структуры диалога пользователя с системой: диалог типа «Вопрос-ответ» и диалог на основе меню.

Рис. 3. Спроектированное окно переписки Описанный в статье подход отходит от задачи простой отправки сообщений и ставит перед собой новую более важную и полезную задачу создания высококачественного общения в отношениях между людьми.

Использованные источники:

1. Статистика Соцмедиа. Октябрь 2016 [Электронный ресурс]. URL: hot-^11а1.ги/2016/П/статистика-соцмедиа-октябрь-2016/

2. Федоров А.В. Современный подход в проектировании грамотного пользовательского интерфейса // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. - Воронеж, 2015. - С.97-100.

3. Иванов С.Ю. Проектирование интерфейса и модель пользователя // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. - С. 227-230.

4. Gavrilova T., Vasilyeva E. One Approach to Individualised Interface Design // Proceedings of X-th Conference «Knowledge-Dialogue-Solution», Varna, Bulgaria, 2003. P. 221-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.