УДК 378
А.Л. Ломакин
зам. директора,
МБОУ Каменищенская ООШ им. А.Д. Герасименко, Бутурлинский район Нижегородской области, магистрант, Арзамасский филиал ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация. В статье описывается опыт повышения качества образования школьников через проектную и исследовательскую деятельность, обобщается опыт проведения школьного фестиваля ученических проектов «Простые истины» и участие в интернет-проектах.
Ключевые слова: качество образования, проектная деятельность, исследовательская деятельность, личностно-ориентированное обучение, интернет-проект.
A.L. Lomakin, Arzamas branch Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION THROUGH THE PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES
Abstract. The article describes the experience of raising the quality of students' éducation through the design and research, it is generalized the experience of the school festival of student projects «Simple Truth» and participation in Internet projects.
Keywords: quality of education, design and research activity, personality-oriented teaching, Internet project.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определила, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [1]. Исходя из этого, в настоящее время в общеобразовательной школе возникает потребность поиска новых путей и средств формирования устойчивых и качественных знаний учащихся.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки учащегося, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].
Проблема обеспечения качества знаний школьников всегда была в центре внимания педагогов. В прошлом, в советское время, были одни педагогические ориентиры: подавляющую часть знаний ученики получали на уроках от учителя в готовом виде и транслировали эти знания, как правило, тому же учителю. Качество знаний достигалось за счет значительного числа часов, отводимых на преподавание отдельных предметов, ограниченного объема информационных ресурсов (часто при отсутствии их выбора), жесткой дисциплины и др. Но сегодня опираться на эти ориентиры невозможно, а порой и бессмысленно. Нельзя современных детей ограничить в выборе информации (Интернет с его ресурсами доступен практически везде). Значительно увеличился объем фактической информации, которую невозможно вписать в школьный учебник и изучить всё это на уроке. У детей появилась свобода выбора в изучении как отдельных курсов, так и самого места обучения с его особенностями.
В условиях введения ФГОС в начальной школе, а в перспективе - и в основной школе, естественным стало появление разнообразных технологий, опирающихся на фактическую деятельность учащихся и позитивно влияющих на качество их образования. Одним из таких методов заслуженно является личностно-ориентированное обучение, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-
ориентированного обучения предоставляет каждому ученику широкие возможности, в опоре на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъективный опыт [3].
В рамках личностно-ориентированного обучения очень интересен опыт организации различных конкурсов детских исследовательских работ с детьми младшего школьного возраста [4]. Так, в МБОУ Каменищенской ООШ им. А.Д. Герасименко Бутурлинского района Нижегородской области с 2008 года проводится школьный фестиваль ученических проектов «Простые истины». В фестивале принимают участие учащиеся 1-6 классов, а учащиеся 7-9 классов выступают в качестве их консультантов.
Цель фестиваля: повышение интеллектуального уровня учащихся, формирование их информационной культуры и грамотности, мотивация их к проведению исследовательской и проектной деятельности.
Задачи фестиваля: приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых им для успешного школьного обучения и личностного саморазвития; обучение и отработка навыков работы учащихся по пользованию библиотечно-информационными ресурсами и ресурсами сети Интернет.
Участники фестиваля представляют свой проект, разработанный ими в текущем учебном году на определенную тему. Тему проекта учащиеся выбирают самостоятельно или с привлечением заинтересованных лиц, по желанию самих учащихся. Разработанный проект может иметь приложения в виде презентаций, плакатов, схем, анкет, видеоматериалов, фотографий, рисунков и т.п., которые отражают содержание выбранной тематики.
С 2008 года в школьном фестивале приняли участие 126 учащихся, ими было представлено 57 проектов. Проекты, представленные участниками фестиваля, были разнообразными по содержанию и форме представления. Проекты, которые можно было реализовать в рамках обычного урока: «Самые известные часы в мире», «Этимология растений», «История десятичных дробей», «Заповедные места Бутурлинского района (озеро Карасное)», Книжка-раскладушка «Басни И. Крылова», «Колокольный звон Бухенвальда» и др.
Проекты, которые реализовываются вне уроков и имеют лишь описательный характер: «БезОпасная дорога», «Яковлевская церковь: вчера, сегодня, завтра», «Великие люди чудят по своему, или Странные привычки гениев», «Превращение колоска», «Фенечка - символ дружбы», «Современный Робинзон», «Коса - девичья краса», «Самые необычные дома мира», «Куклы Винкс. Откуда они?» и другие проекты.
Проекты, которые реализовываются вне уроков и содержат элементы исследований: «Живое Мертвое море», «Физика и детская игрушка», «Приходите к нам на чай», «Любая вещица в дело сгодится», «Мы подарок маме покупать не станем, приготовим сами», «Панно из осенних листьев "Жар-птица"», «Школьная мода», «История в танце».
Все проекты были разными по объему и качеству представления материалов, но конечная цель проектной и исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы научить школьников отбирать нужный материал, проводить учебные исследования и наблюдения.
Участники школьного фестиваля, освоив навыки проектирования и элементы сервиса Веб 2.0, стали участвовать в образовательных, сетевых и исследовательских интернет-проектах регионального и федерального уровней: Всероссийский сетевой образовательный проект «Я люблю русский язык» (2013 год, 2 команды: 1 место и диплом за активное участие), сетевой исследовательский интернет-проект «Кладовая полдневного светила» (2013 год, 1 место), межрегиональный интернет-проект «Нам жить на этой Земле» (2013 год, диплом за активное участие), сетевой учебный интернет-проект «Жемчужины Земли» (2014 год, сертификат участника), сетевой интернет-проект «Символы земли Нижегородской» (2014 год), «Святой витязь земли русской» (2014 год, грамота за активное участие) и др.
Успешному участию детей в интернет-проектах, а, следовательно, и обеспечению каче-
ства их образования, способствует методическая работа в школе. В 2013 году 10 педагогов из 12, или 83,3% от общего количества учителей школы, прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе Intel «Обучение для будущего» по теме: «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХ1 века». Освоив работу с передовыми образовательными технологиями, педагоги школы смогли разнообразить формы и методы работы с учащимися и вовлечь их в деятельность, положительно влияющую на уровень знаний.
Если образование в России в целом направлено на решение важнейшей задачи по развитию ребенка и формированию у него качественных знаний, то пример проведения школьного фестиваля ученических проектов «Простые истины» в обычной сельской школе, а также участие учащихся в интернет-проектах формирует личность каждого ребенка и способствует повышению качества их знаний.
Список литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Русинова Л.П. Педагогический словарь по темам: учебное пособие. - Сарапул, 2010.
- 143 с.
4. Семёнова Н.А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей [Электронный ресурс]: (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2011. - № 10. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17073547 (дата обращения: 18.07.2014).
5. Щуркова Н.Е. Краткий справочник педагогических технологий. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.