Научная статья на тему 'Повышение качества образования при подготовке экспертов-криминалистов в области судебного почерковеденья в Московском университете Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя'

Повышение качества образования при подготовке экспертов-криминалистов в области судебного почерковеденья в Московском университете Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА) / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / HANDWRITING EXPERT / WORK PROGRAM / MODERN METHODS OF MATHEMATICAL MODELING / TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (BACHELOR / MASTER) / MULTIMEDIA SUPPORT / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Роза Ватановна, Гулина Елена Георгиевна

Рассматриваются направления усовершенствования преподавания судебного почерковеденья в свете государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the quality of education in the preparation of the forensic experts in the field of forensic handwriting examination in Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Discusses ways of improving the teaching of forensic handwriting examination in the light of the state educational standard of higher professional education of the third generation.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования при подготовке экспертов-криминалистов в области судебного почерковеденья в Московском университете Министерства внутренних дел России имени В. Я. Кикотя»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.983 ББК 67.5

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ

В ОБЛАСТИ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНЬЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

РОЗА ВАТАНОВНА БОНДАРЕНКО,

доцент кафедры исследования документов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: bon_roz@mail.ru Научная специальность12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность;

ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА ГУЛИНА, старший преподаватель кафедры исследования документов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: elenkagulina@mail.ru Научная специальность12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются направления усовершенствования преподавания судебного почерковеденья в свете государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевые слова: почерковедческая экспертиза, рабочая программа, современные методы математического моделирования, двухуровневая система высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура), мультимедийное сопровождение, деловая игра.

Annotation. Discusses ways of improving the teaching of forensic handwriting examination in the light of the state educational standard of higher professional education of the third generation.

Keywords: handwriting expert, work program, modern methods of mathematical modeling, two-level system of higher professional education (bachelor, master), multimedia support, business game.

С развитием института специальных знаний в гражданском, административном и арбитражном процессе возрастает роль дисциплины «Почерковедение и почерковедческая экспертиза», являющейся неотъемлемой составляющей в образовательных программах подготовки специалистов квалификации «Судебный эксперт».

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по соответствующей специальности разработан при участии Центра обеспечения кадровой работы МВД России, РФЦСЭ Минюста России, Института криминалистики ФСБ России, Экспертно-криминалистического управления специального и криминалистического обеспечения ФСКН России, УМО образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы и является

основополагающим нормативным документом, в котором изложены требования к реализации основных образовательных программ при подготовке специалистов по данной специальности во всех образовательных учреждениях высшего профессионального образования в Российской Федерации.

В связи с присоединением Российской Федерации к Болонскому соглашению, предполагающему переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура), в 2007 г. в России был принят Федеральный закон, в соответствии с которым все отечественные вузы с 1 сентября 2009 г. должны были перейти на двухуровневую систему высшего образования.

Таким образом, «старая» система отечественного образования подверглась изменениям, что вызвало го-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рячую дискуссию педагогической общественности. В связи с этим в России появились два уровня высшего образования: бакалавриат, для получения которого необходимо отучиться четыре года, и магистратура -прибавляется еще два года. Законом предусматривается также подготовка специалистов. Положительным моментом данной программы является возможность обучения российских студентов в европейских вузах и признание наших дипломов в Европе. Таким образом, наши выпускники могут быть трудоустроены во всех государствах Европы.

При проведении дальнейшей работы по внедрению европейских образовательных стандартов в нашу высшую школу, с учетом укоренившихся традиций отечественного образования, наши бакалавры и магистры будут продолжать получать знания, как нам кажется, более высокого уровня по сравнению с зарубежными студентами. Но, имея в виду, более высокий уровень жизни за рубежом, выпускники отечественных вузов все-таки будут уезжать на работу из России за границу. Проблема «утечки мозгов» из страны неоднократно обсуждалась на правительственном уровне. Конечно, эта проблема обострится и при переходе органов внутренних дел на двухуровневую систему обучения. Так как, к примеру, США не готовит полицейских экспертов, то мы будем «поставщиками экспертных кадров» для Америки и других стран Европы.

Есть и положительные стороны обучения в западных вузах - это информационное обеспечение и отличная исследовательская база западных университетов.

Только решив задачи материально-технического обеспечения преподавательской и научно-исследовательской деятельности возможна реализация главной задачи - «...качественное совершенствование всех элементов ведомственной системы образования и повышение эффективности решения фундаментальных задач обеспечения безопасности и правопорядка через кадровое и научно-методическое обеспечение».

На сегодняшний день ряд российских вузов уже реализуют программы подготовки бакалавров, специалистов или магистров. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», и направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), приводится перечень специальностей, обучение по которым должно завершаться присвоением лицу, выполнившему план подготовки, квалификации (степени) «специалист». Весь список состоит из семидесяти одной специальности, среди которых специальность «Судебная экспертиза» - под кодом 031003.

В соответствии с учебным планом МВД России и на базе Примерной программы Волгоградской академии МВД России разработана рабочая программа «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» Московского университета МВД России. Хотелось бы, чтобы на изучение дисциплины «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» было выделено больше учебных часов по примеру прохождения дисциплины в Саратовском юридическом институте - в течение года. Но в рамках 350 часов, отпущенных на обучение по этой дисциплине, в Московском университете уменьшено количество часов по практическим занятиям, за счет чего увеличено количество контрольных экспертиз с 13-ти до 14-ти. В эти 14 контрольных экспертиз входят 12 по изучаемым темам и 2 - итоговых, которые проводятся в конце каждого семестра. Особенностью итоговых экспертиз является то, что вывод по материалам исследования курсантам заранее неизвестен. Цель итоговых контрольных работ заключается в объективной оценке знаний, полученных слушателями при прохождении данной дисциплины с целью присвоения им права самостоятельного производства почерковедче-ских экспертиз.

Для эффективного освоения учебного материала преподавателями дисциплины обновлены фондовые лекции и разработаны мультимедийные сопровождения по всем темам лекций.

Тема «Современные методы математического моделирования» перенесена со второго семестра на первый. На практических занятиях по этой теме планируется использовать таблицы «Частота встречаемости и идентификационной значимости ряда частных признаков в группе простых высоко выработанных почерков русской скорописи», что даст слушателям возможность в полном объеме изучить частные признаки почерка.

Практические и контрольные занятия проводятся в учебно-методических кабинетах, оснащенных компьютерной и спецтехникой.

Курс дисциплины «Почерковедение и почерковед-ческая экспертиза» заканчивается деловой игрой, задачей которой является выработка навыков и умений публичных выступлений в ходе судебного разбирательства по существу проведенного исследования.

К сожалению, учебная дисциплина «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» (специализация - криминалистические экспертизы), в соответствии с учебным планом МВД России проводится: самой первой из экспертных и до изучения «Технико-криминалистической экспертизы документов». Такое распределение занятий по указанным дисциплинам приводит к затруднениям в изучении некоторых тем почерковед-ческой экспертизы, особенно темы «Методика исследования подписей» и на данном этапе обучения приводит к неполному ее освоению.

В связи с увеличением количества преступлений в сфере экономики, связанных с подделкой документов, в которых объектами исследования являются подписи,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

необходимо в будущем увеличение количества часов по дисциплине «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» для повышения профессиональной подготовки экспертов-криминалистов.

Литература:

1. Проткин А.А., Лютов В.П. Анализ перспектив системы двухуровневого образования применительно к учебным заведениям МВД России // Судебная экспертиза: дидактика, теория, практика: Сб. науч. тр. М.: Московский университет МВД России, 2010. Вып. 6. С. 3-8.

2. Нургалиев Р.Г. Приоритет - подготовка кадров // Щит и меч. № 12(1076), 2007. 29 марта, С. 3.

3. Усков И.Н. О значении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности «Судебная экспертиза» для подготовки экспертов-криминалистов в образовательных учреждениях МВД России» // Судебная экспертиза: дидактика, теория, практика: Сб. науч. тр. М.: Московский университет МВД России, 2010. Вып. 5. С.11-15.

4.Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

References

1. ProtkinA.A. Liutov V.P. Analysis of the prospects of a two- tiered education with regard to educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia // Forensics : didactics, theory, practice : Coll. scientific . tr. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2010. Vol. 6. P. 3-8.

2. Nurgaliev R.G. Priority - Training // Shield and Sword, № 12 (1076), 29.03.2007. P. 3.

3. Uskov I.N. The significance of the educational standard of higher professional education of the third generation in «Forensics» to train forensic experts in educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia // Forensics: didactics, theory, practice: Coll. scientific. tr. M.: Moscow University of the MIA of Russia, 2010. Vol. 5. S. 11-15.

4. Federal Law of the Russian Federation of24.10.2007 № 232 -FZ On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation (in the establishment of levels of higher education)».

УДК 378.147 ББК 67.5

О СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

АЛЕКСАНДР ФОМИЧ ВОЛЫНСКИЙ,

профессор кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор; ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ ПРОРВИЧ, главный судебный эксперт НП «Коллегия судебных экспертов», доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор

E-mail: kse60@mail.ru

Citation-индекс е электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены дидактические особенности дополнительного профессионального образования современных кадров судебных экспертов-экономистов и специалистов-экономистов по «традиционным» и новым экспертным специальностям с точки зрения обеспечения надлежащего содействия следствию в раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, судебный эксперт, специалист, экономические преступления, судебно-кадастровая экспертиза, судебно-оценочная экспертиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.