Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмакина Д. В.

В работе построена система качества математической модели, характеризующая эффективность системы внеурочной деятельности. Представлены виды деятельности внеклассной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурмакина Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION BY CREATING AN EFFECTIVE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper presents a quality system of a mathematical model that characterizes the effectiveness of the extracurricular activity system. The types of extracurricular activities are presented

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 37

Бурмакина Д.В.

учитель математики и информатики МАОУ СШ № 139 (г. Красноярск, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в работе построена система качества математической модели, характеризующая эффективность системы внеурочной деятельности. Представлены виды деятельности внеклассной работы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, эффективность обучения, внеклассная работа, качество математического образования.

В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании.

Внеклассная работа по математике проводилась некоторыми педагогами в дореволюционных средних школах, но не в массовых, а только в специальных, обслуживающих интересы промышленной и торговой царской России. Царская Россия боялась роста революционной сознательности масс, отрицательно относилась к общению учителей с учениками и, тем более, к их совместным занятиям во внеурочное время. [1]

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

• учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;

• внеурочная деятельность».

Задачи внеурочной деятельности:

1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

2. Снижение учебной нагрузки обучающихся;

3. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

4. Улучшение условий для развития ребенка;

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом

решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

На мировом уровне изучение математики в школе перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и умений,

теперь необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного типа.

Важной целью является развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. [4]

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Принципы организации внеурочной деятельности:

• выбор оптимальных методов, форм, средств;

• наглядность;

• последовательность;

• доступность;

• научность;

• учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Важно, чтобы каждый ребенок на этом мероприятии работал активно,

увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся.

Внеклассная работа включает в себя различные виды деятельности и обладает следующими возможностями в обучении и воспитании личности:

• разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка;

• участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о многообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки;

• разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом, деятельности;

• в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.;

Еще одна важная проблема характерная для всех уровней образования: формирование математического мировоззрения. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы учитель знал не только, чему учить, как учить, но и зачем учить. Это связано с главной задачей школы - не только дать сумму знаний, но и воспитать человека. Выделим качества личности, на развитие которых влияет математика:

• умственное воспитание (способность логически мыслить, умение анализировать, умение критически осмысливать материал);

• творческий характер (способность самостоятельно добывать знания, ставить новые вопросы);

• формирование мировоззрения (понимание предмета, связи математики с другими науками);

• нравственный потенциал (патриотизм, толерантность).

Обучение математике с одной стороны традиционно изучено и

проверено. Но существование методики развития интереса к математике встает перед любым учителем.

Значительный вклад в развитие внеклассной работы внесли такие учителя - новаторы, как: Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. Б. Истомина, И. И. Аргинская, Л. В. Занков, Л.Г. Петервон, М. И. Моро и другие.

Итак, на внеклассных занятиях по математике необходимо ознакомление учащихся с материалом из истории математики. Это повышает интерес школьников к изучению математики. Поэтому нельзя отказываться от этого мощного фактора повышения эффективности занятий по математике.

Внеурочная деятельность по математике очень важна в развитии детей. Активное участие во внеурочных занятиях - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. Благодаря внеурочной деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе - это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике [Текст]: учеб, пособие, /З.Н. Альхова. - Саратов: Лицей, 2001. - 288 с.

2. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. -223 с.

4. Минхаирова, О. И. В математическом кружке. // Начальная школа. - 1993. - №6. - с. 38 - 40.

Burmakina D.V.

teacher of mathematics and computer science Secondary school No. 139 (Krasnoyarsk, Russia)

IMPROVING THE QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION BY CREATING AN EFFECTIVE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract: the paper presents a quality system of a mathematical model that characterizes the effectiveness of the extracurricular activity system. The types of extracurricular activities are presented.

Keywords: extracurricular activities, learning efficiency, extracurricular work, quality of mathematical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.