Научная статья на тему 'Повышение качества математического образования как педагогическая проблема'

Повышение качества математического образования как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬ / РЕЙТИНГ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанова Любовь Сергеевна

Статья посвящена проблеме повышения качества математического образования. Автором предлагается комплекс организационно-педагогических условий повышения качества математического образования студентов университета, посредством его модульнорейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанова Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества математического образования как педагогическая проблема»

_______________ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ...

УДК 378. 147

Рязанова Любовь Сергеевна

Соискатель кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры прикладной математики и вычислительной техники Магнитогорского государственного университета, гуагапоуа200б@гатЫег,ги, Магнитогорск

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ryazanova Lyubov Sergeevna

Competitor of department of pedagogics, the teacher of computer science at the department of applied mathematics and computer equipment at Magnitogorsk state university, ryazanova2006@rambler.ru, Magnitogorsk

IMPROVEMENT OF QUALITY OF MATHEMATICAL EDUCATION AS THE PEDAGOGICAL PROBLEM

Эффективная деятельность специалиста в современном информационном пространстве требует высокого уровня математической подготовки: развитого абстрактного мышления, навыков математического анализа, умения строить математические модели прикладных задач и решать эти задачи. Оставаясь фундаментальной наукой, математика является основой таких перспективных направлений как математические методы в экономике, педагогике, психологии и других науках. Вот, что говорит о ценности изучения математики академик А. Александров: «Пожалуй, я не знаю другого предмета, который с самых малых лет так приучал бы человека к думанию, как наша наука. Тут все навыки мышления, необходимые для того, чтобы проникнуть в суть любого явления: физического, биологического, исторического, социального» [5, с. 9].

Вместе с тем, ведущие математики России отмечают снижение качества математического образования: «Сегодня мы с горечью наблюдаем значительное снижение математической образованности нашего общества, падение его математической культуры... В самой же системе образования в самом тяжелом положении оказалась именно математика, как предмет, плохо соответствующий рыночной идеологии... Обеспокоенность состоянием математического образования в России выражают сегодня многие зарубежные ученые. Российское математическое образование было и все еще остается образцом для всего мира, и его разрушение может стать началом разрушения математического образования всего цивилизованного человечества,..» [9].

Проблема повышения качества математического образования актуальна как в свете мировых тенденций (технологизация и фундаментализация образования) так и направлений развития отечественного образования (ориента-

ция на качество образования, формирование умения анализа, самообучения, генерализация образования).

Можно выделить следующие направления повышения качества математического образования: 1) повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава; 2) улучшение технического оснащения вуза; 3) внедрение в образовательный процесс компьютерных и Интернет-технологий; 4) использование современных системы контроля качества образования.

Для повышения качества математического образования студентов университета мы использовали модульно-рейтинговую систему его оценки в сочетании с разработанным нами комплексом педагогических условий. Модульно-рейтинговая система оценки качества образования - один из вариантов кредитно-рейтинговой системы. Эксперименты по её применению в образовательном процессе проводится в Саратовском государственном университете, в Красноярском государственном университете, на кафедрах Горно-Алтайского университета, Магнитогорского технического университета, на кафедрах прикладной математики и вычислительной техники, алгебры и геометрии МаГУ, во многих других образовательных учреждениях.

Определим основные понятия, используемые в нашем исследовании. Различные аспекты математического образования отражены в работах В. М. Беркутова [1], Дж. Икрамова [3], 3. У. Колокольниковой [4],

А. А. Прокофьева [6], В. В. Садовничего [7] и др.

3. У. Колокольни ков а отмечает, что в современной педагогической теории нет устоявшегося определения термина «математическое образование» [4, с. 38]. Анализ литературы показал, что большинство исследователей определяют математическое образование через его результат [1; 3; 4; 7]. Основываясь на определении, данном В, М. Беркутовым [1, с. 9], мы понимаем качество математического образования студентов университета как интеграцию: математических знаний, умений, действенности математических умений, готовности к творческой деятельности - приобретённую ими в результате образовательной деятельности.

Под модульно-рейтинговой системой оценки качества математического образования студентов университета мы понимаем систему оценки интеграции: математических знаний, умений, действенности математических умений, готовности к творческой деятельности - приобретённой ими в результате освоения модульной программы. Основой модульно-рейтинговой системы являются модульная организация образовательного процесса и рейтинговая оценка знаний.

Модуль понимается нами, как организационно-методическая структура учебной дисциплины, характеризующаяся целями, методами их достижения (банком дифференцированных заданий) и средствами контроля.

Основываясь на определении, данном А. Чучалиным, О. Боевым [В, с, 38], мы определяем рейтинг, как количественный показатель качества образования студентов.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО...

Для мониторинга качества математического образования мы выделили следующие критерии.

Сформированностъ знаний. Проявление данного критерия оценивается по показателям: полнота содержания системы знаний, объём системы знаний, прочность знаний.

Сформированностъ умений. Показателями критерия выступают: полнота сформированное™ умений, прочность умений, осознанность умений.

Дейс?пвенность умений. Критерий оценивается по показателям: готовность решать типовые задачи, готовность решать нетиповые задачи, готовность решать задачи-проблемы (творческие задачи).

Инструментами проверки для перечисленных критериев, показателей выступали: результаты текущих и зачётных мероприятий, проверка результатов самостоятельной работы студентов, методы наблюдения, беседы, метод экспертной оценки.

Готовность к творческой деятельности. Показатели критерия: потребность в достижениях (инструмент проверки тест [2]); интернальность (инструмент проверки опросник А. К. Осницкого, Ю. С. Жуйкова «Методика определения ориентации субъектного контроля»); готовность к принятию творческих решений (тест В. И. Андреева «Оценка способностей к принятию творческих ответственных решений»),

В соответствии с указанными критериями нами определялся уровень качества математического образования студентов Магнитогорского государственного университета (высокий, низкий, средний).

Далее приведём комплекс организационно-педагогических условий повышения качества математического образования студентов университета, посредством применения модульно-рейтинговой системы: 1) обеспечение системности и целостности содержания учебного материала; 2) поощрение участия студентов в научно-исследовательских и прак-тико-ориентированных работах; 3) поддержание внутренней мотивации к образовательной деятельности у студентов университета; 4) использование в учебном процессе комплекса задач для самостоятельного решения с целью обеспечения приоритета систематической работы студентов в течение семестра.

Экспериментальная работа по проверке данного комплекса организа-ционио-педагогических условий, проводилась нами с 2005 по 2008 гг, на физико-математическом факультете, факультете информатики Магнитогорского государственного университета, и на технологическом факультете Магнитогорского государственного технического университета. Для достижения цели эксперимента нами были сформированы три экспериментальных группы и одна контрольная. В контрольной группе (К-1) применение модульно-рейтинговой системы оценки качества математического образования осуществлялось по традиционной методике. Экспериментальные группы отличались ориентацией на различные организационно-педагогических условия. В первой экспериментальной группе (Э-1) проверялось

комплексное влияние первого и четвёртого условия, во второй группе (Э-2) проверялось комплексное влияние второго и третьего условий. В третьей группе (Э-3) был реализован весь комплекс организационно-педагогических условий оценки качества математического образования студентов университета. Сравнение уровней качества математического образования проводилось между контрольной и экспериментальными группами одного курса. Уровень качества математического образования студентов определялся с помощью выделенных критериев.

В начале формирующего эксперимента был проведён начальный срез уровня качества математического образования студентов университета. Полученные данные представлены в табл. 1 и рис. 1.

Таблица 1

Распределение студентов по уровням качества математического образования (начало эксперимента)

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во 1 % Кол-во %

К-1 3 10, 34 17 58,63 9 31, 03

Э-1 4 13,33 18 60,00 8 26,67

Э-2 3 10,71 17 60,71 8 28, 57

Э-3 3 10, 00 16 | 53,33 11 36,66

Рис. 1. Распределение студентов по уровням качества математического образования (начало эксперимента)

По завершению формирующего эксперимента был проведён контрольный срез, позволяющий оценить изменения качества математического образова-

_________________ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ...

ния студентов университета. В табл. 2 и рис. 2 представлены полученные нами результаты.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням качества математического образования (конец эксперимента)

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

К-1 3 10, 34 20 68, 97 6 20, 69

Э-1 5 16, 67 21 70,00 4 13, 33

Э-2 3 10,71 20 71,43 5 17, 86

Э-3 5 16,67 22 77,33 3 6, 66

Рис. 2. Распределение студентов по уровням качества математического образования (конец эксперимента)

Как видно из табл. 2 и рис. 2, произошло увеличение числа студентов, имеющих средний и высокий уровни качества математического образования, снижение, имеющих низкий уровень. В экспериментальной группе Э-3, где мы проверяли эффективность всех выделенных нами условий в комплексе, это увеличение наиболее значительно. Результаты расчёта критерия «хи-квадрат» показали, что в третьей экспериментальной группе Х2(наб) > %2 (крит) , следовательно, повышение уровня качества математического образования студентов университета объясняется не случайными причинами, а применением нами разработанного комплекса организационно-педагогических условий.

Библиографический список

1. Беркутов, В. М. Развитие математического образования татарского народа (Хв. - начало ХХв.) [Текст] : дис, ... д-ра пед. наук В. М. Беркутов : 13. 00. 01. /

В. М. Беркутов. - Казань, 1993.-388 с.

2. Диагностика школьной адаптации и мотивации учения; методические рекомендации для учителей и школьных психологов [Текст] / сост: М. В. Панасенко, Т. М. Любицкая, Л. Г. Вахтина. — Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 74 с.

3. Икрамов, Д. Теория и практика развития математической культуры школьников [Текст] / Д. Икрамов. - Ташкент, 1983. - 123 с.

4. Колокольникова, 3. У. Математическое образование в Сибири конца XIX -начала XX века. [Текст]: дис.... канд. пед. наук 3. У. Колокольникова : 13. 00. 01. -Лесосибирск, 2004. - 224 с.

5. «...Потому что все оттенки мысли умное число передаёт» Разговор двух математиков - академика А. Александрова и шк. Учителя В. Рыжика, подслушанный с их разрешения нашим магнитофоном [Текст] / беседу записала Нина Пижу-рина // Уч. Газета. - 1994. - № 2. - с. 9.

6. Прокофьев, А. А. Вариативные модели математического образования учащихся классов и школ технического профиля [Текст]: дис.... д-ра пед. наук А. А. Прокофьев: 13. 00. 08. / А. А, Прокофьев. - Москва, 2005. - 375 с.

7. Садовничий, В. В. Математическое образование: настоящее и будущее [Текст] / В. В. Садовничий // Математика, приложение к газете «Первое сентября». -2000.-№40.-с. 1-6,23.

8. Чучалин, А. И. Кредитно-рейтинговая система [Текст] / А. И. Чучалин, О. В. Боев // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - с. 34—39.

Электронный ресурс

1. Гомо, Математикус. Заявление группы математиков, членов Оргкомитета всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» [Электронный ресурс]. - Электрон, ст. - Режим доступа к ст. : Ьцр://1іґе. ng.ru/education/2000-02-ll/4_homomatema. Ыт1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.