Научная статья на тему 'Повышение качества колес турбонасосного агрегата ЖРД'

Повышение качества колес турбонасосного агрегата ЖРД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества колес турбонасосного агрегата ЖРД»

УДК 621.55.13.17 Г.Г. Крушенко

Институт вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОЛЕС ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА ЖРД

Рабочие колеса (РК), входящие в состав турбонасосного агрегата ТНА [1] ЖРД, работают в условиях высоких нагрузок [2]: скорость вращения ротора ТНА достигает 50 000 об/мин, вибрация находится в диапазоне частот от 10 до 10 000 Гц, скорости движения жидких компонентов топлива - до 200 м/с., в связи с чем, к качеству РК предъявляются повышенные требования.

РК представляет собой деталь в форме диска, между ободом которого и ступицей, располагается несколько десятков тонкостенных лопастей сложного профиля. РК изготовляют литьем по выплавляемым моделям [3] из жаропрочного сплава на никелевой основе [4].

Из-за высоких силовых и температурных нагрузок, возникающих при работе РК, к качеству этих деталей предъявляются высокие требования, что вызывает их значительную отбраковку на каждой контрольной операции при выявлении разного рода дефектов, начиная от визуального осмотра и до рентгенопросвечивания. Применение «простых» мероприятий не во всех случаях не приводило к положительным результатам, что, по-видимому, можно объяснить незнанием всех факторов, определяющих качество отливок.

В связи с этим было принято решение применить метод экспертных оценок [5], основанный на априорном выявлении значения влияния отдельных факторов на возникновение тех или иных дефектов, что определяется на основании опыта специалистов, накопленного ими в предшествующей деятельности. С этой целью была разработана анкета экспертных оценок, в которой были указаны все виды выявленных дефектов (функций) на РК двух типоразмеров. В качестве независимых величин, влияющих на появление того или иного дефекта, были приняты, указанные в технологиях факторы. Таким образом, анкеты экспертных оценок по каждой детали включали по 8 видов дефектов и соответственно 21 и 19 фактор, предположительно влияющих на их появление. Ввиду относительной идентичности деталей, а, следовательно, аналогичности методологических подходов, вся процедура была подробно рассмотрена только для детали одного из типоразмеров. При этом в анкете были указаны 8 литейных дефектов и 21 фактор. Все число экспертов было разделено на 5 групп: 1 - научные сотрудники вуза, 2 - специалисты отдела металлурга предприятия, 3 - цеховые технологи, 4 - мастера, 5 - администрация цеха. Каждый эксперт внес в анкету соответствующие числовые ранги в графах, показывающие, с его точки зрения, связь рассматриваемого фактора и дефекта. При заполнении анкет не допускалось повторение числовых рангов по виду дефекта, за исключением случаев, когда группе факторов (от 2 до 11) присваивался соответствующий средний ранг, который для этой группы вычислялся как среднее арифметическое:

х>

Е a

_ п

= (1)

a

(х - О

Г к-

В случаях, когда эксперты в какой-либо группе, в общем по группе оценивали какое-то число факторов, но у отдельных экспертов некоторые из этих факторов не отмечались как значащие, анкета заполнялась средними рангами для всей группы неоцененных факторов, вычисленных, как указывалось выше, для равнозначащих факторов. Например, у экспертов группы 1 (вуз) по дефекту «недолив лопаток» значащими (то есть оцененными хотя бы од-

148

П=Х

ним экспертом) названы 15 факторов. У эксперта под номером 1 ранговая оценка дана семи факторам, тогда как остальным значимым факторам присваивается средний ранг, определяе-

мый как

I а

а

8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15

= 11,5

(2)

(хр - О

15 - (8 - 1)

Если в группе экспертов какие-то факторы не упоминались ни одним из экспертов, то они в статистическую обработку в дальнейшем не включались и выявлялись как незначащие.

По каждой группе, включающей т экспертов, и по обобществленному коллективу вычислялись: сумма рангов по факторам, сумма рангов по всей группе экспертов, средняя сумма рангов, отклонение от средней суммы рангов, квадраты отклонений от средней суммы рангов. По этим данным вычислялся коэффициент согласия-конкордации.

(3)

т2 (п3 - п) - т I Т

12

н

где Б =

1(Л1Х х=1

1

)2 - сумма квадратов отклонений от средней суммы рангов;

3

Т =

1(1 ]

12 е

1 ^ ) ; (1] - число одинаковых рангов в ]-ом ранжировании)

Коэффициент й позволяет оценить степень согласованности мнений экспертов и внутри одного коллектива, и в обобщенном, сводном коллективе. Максимально согласованность может быть оценена коэффициентом й =1 только в том случае, когда все эксперты дали одинаковую ранговую оценку всем учитываемым факторам. При обработке экспертных оценок в настоящей работе получены следующие коэффициенты согласия - минимальное й =

0,147 (группа 4 - мастера, деталь 1, дефект «корольки»), максимальное й = 0,966 (группа 4 -мастера, деталь 2, дефект «недолив лопаток»)

По полученным расчетным данным были построены 96 гистограмм ранговой оценки

п

п=х

1

п

п

влияния учитываемых факторов на появление конкретных дефектов, как по отдельным группам экспертов, так и по обобщенному коллективу.

Оценка, осуществленная по результатам обработки данных коллективов в обобщенном коллективе, характеризуется наибольшей полнотой привлечения факторов, высокой согласованностью и доверительностью. По всем дефектом на деталях обоих типоразмеров получена высокая доверительная вероятность (а > 0,999).

По обобщенному коллективу для детали каждого типоразмера установлена ранговая последовательность значимости факторов, анализ которой показал, что качество отливок по ряду факторов связано с процессом заполнения формы металлом. К ним относятся нетехно-логичность конструкции детали, конструкция литниковой системы, скорость заливки, высота струи, попадание инородных тел в оболочку при хранении и при заливке, температура заливки металла и температура формы. К косвенным факторам можно отнести прочность оболочки, вибрация формы при ее выемке из печи прокаливания и транспортировки к месту заливки. Полученные данные были использованы для изменения конструкции ЛПС, которая характеризуется наличием шаровой прибыли со щелевым подводом в нее металла, что обеспечило 100-процентную годность отливок по рентгеновскому контролю и уменьшило в 2,5-3

149

раза отсев на других контрольных операциях при одновременном уменьшении расхода дорогостоящего сплава до 3 кг на одну отливку.

Библиографический список

1. Добровольский, М. В. Жидкостные ракетные двигатели / М. В. Добровольский. - М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 488 с.

2. Прочность и ресурс ЖРД / Н. А. Махутов [и др.]. - М. : Наука, 2011. - 525 с.

3. Технология производства жидкостных ракетных двигателей : учебник / В. А. Моисе-

ев [и др.,]. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 381 с.

4. Жеребцов, С. Н. Исследование, разработка и внедрение технологии модифицирования никелевых сплавов ультрадисперсными частицами карбонитрида титана при электро-шлаковом переплаве с целью получения изделий с высокими физико-механическими свойствами : автореф. дис. ... докт. техн. наук : 05.16.02 / С. Н. Жеребцов. - М., 2011. - 39 с.

5. Clemen, R.N. Combining probability distributions from experts in risk analysis / R. N.

Clemen, R. L. Winkler // Risk Analysis. - 1999. -V. 19, Issue.2. - P. 187-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.