Научная статья на тему 'Повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве'

Повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENT / INVESTMENT POLICY / INDUSTRIAL CONSTRUCTION / DESIGN / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейланов Измет Максимович

Цель. Разработка комплекса практических мер, обеспечивающих повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве. Метод. Основу исследования составляет методология управления проектами, а также методы логического и статистического анализа принятия управленческих решений в инвестиционной деятельности. Результат. Раскрыт механизм включения объектов промышленного строительства в федеральную адресную инвестиционную программу. Определена последовательность проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов, оптимизирующая проектные решения с целью минимизации их сметной стоимости, в случае, если инвестирование осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Систематизированы качественные и количественные критерии интегральной оценки эффективности использования инвестиционных средств, направляемых в объекты промышленного строительства. Вывод. Последовательное проведение государственной инвестиционной политики направлено на развитие научно-технологического и научно-производственного потенциала промышленного строительства за счет обеспечения благоприятных условий для эффективной инновационной деятельности, выбора рациональных инвестиционных стратегий и приоритетных проектов, ориентированных на решение актуальных проблем повышения конкурентоспособности строительного производства. Успешная реализация государственной инвестиционной политики в промышленном строительстве во многом зависит от эффективности инвестиционного проектирования, начиная от точности формулировки инвестиционного замысла (идеи), в котором сконцентрированы и учтены интересы всех участников инвестиционной деятельности, и заканчивая разработкой согласованного комплекса действий по завершению проекта. Предложено создать единый реестр данных о стоимости и результатах реализации инвестиционных проектов с целью его использования при принятии решений о выделении средств федерального бюджета, планировании государственных капитальных вложений и согласовании проектной документации на новые объекты промышленного строительства, предлагаемые к финансированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мейланов Измет Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SCIENCE IMPROVING THE QUALITY OF INVESTMENT DESIGN IN INDUSTRIAL CONSTRUCTION

Objectives The development of a set of practical measures in order to improve the quality of investment design in industrial construction. Methods The basis of research comprises a project management methodology as well as methods for logical and statistical analysis of decisionmaking in investment activities. Results A mechanism of inclusion of industrial construction objects into the Federal targeted investment programme is revealed. The sequence of the state expert evaluation of investment projects is determined, which optimises the design solutions aimed at minimising their estimated cost if the investment is made with the involvement of the Federal budget. Qualitative and quantitative criteria are systematised for the integrated assessment of the effectiveness of investment fund usage sent to industrial construction objects. Conclusion The consistent implementation of the state investment policy is aimed at developing the scientific-technological and scientific-industrial potential of industrial construction by providing favourable conditions for effective innovation activity, selecting rational investment strategies and priority projects aimed at solving urgent problems of improving the competitiveness of construction. Successful implementation of the state investment policy in industrial construction largely depends on the effectiveness of investment design, starting from the accuracy of the formulation of the investment plan (idea), in which the interests of all participants in investment activities are concentrated and taken into account, and to the development of an agreed set of actions to complete the project. A unified register covering the data on the cost and results of investment projects is proposed to be created with the purpose of facilitating decision-making in the process of allocation of the Federal budget funds, planning of state capital investments and approval of project documentation for new industrial construction projects offered for financing.

Текст научной работы на тему «Повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве»

Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 44, №2, 2017 Heraldof Daghestan State Technical University.TechnicalSciences. Vol.44, No.2, 2017 _http://vestnik.detu.ru/ISSN (Print) 2073-6185 ISSN (On-line) 2542-095Х_

Для цитирования: Мейланов И.М. Повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2017; 44 (2):210-219. DOI: 10.21822/2073-6185-2017-44-2-210-219

For citation: Meylanov I.M. Improving the quality of investment design in industrial construction. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2017; 44 (2): 210-219. (In Russ.) D0I:10.21822/2073-6185-2017-44-2-210-219

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 69.003

DOI: 10.21822/2073 -6185-2017-44-2-210-219

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Мейланов И.М.

Дагестанский государственный технический университет, 367026, г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70, Россия

e-mail:derbent_dstu@rambler.ru

Резюме: Цель. Разработка комплекса практических мер, обеспечивающих повышение качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве. Метод. Основу исследования составляет методология управления проектами, а также методы логического и статистического анализа принятия управленческих решений в инвестиционной деятельности. Результат. Раскрыт механизм включения объектов промышленного строительства в федеральную адресную инвестиционную программу. Определена последовательность проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов, оптимизирующая проектные решения с целью минимизации их сметной стоимости, в случае, если инвестирование осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Систематизированы качественные и количественные критерии интегральной оценки эффективности использования инвестиционных средств, направляемых в объекты промышленного строительства. Вывод. Последовательное проведение государственной инвестиционной политики направлено на развитие научно-технологического и научно-производственного потенциала промышленного строительства за счет обеспечения благоприятных условий для эффективной инновационной деятельности, выбора рациональных инвестиционных стратегий и приоритетных проектов, ориентированных на решение актуальных проблем повышения конкурентоспособности строительного производства. Успешная реализация государственной инвестиционной политики в промышленном строительстве во многом зависит от эффективности инвестиционного проектирования, начиная от точности формулировки инвестиционного замысла (идеи), в котором сконцентрированы и учтены интересы всех участников инвестиционной деятельности, и заканчивая разработкой согласованного комплекса действий по завершению проекта. Предложено создать единый реестр данных о стоимости и результатах реализации инвестиционных проектов с целью его использования при принятии решений о выделении средств федерального бюджета, планировании государственных капитальных вложений и согласовании проектной документации на новые объекты промышленного строительства, предлагаемые к финансированию.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, промышленное строительство, проект, эффективность

ECONOMIC SCIENCE

IMPROVING THE QUALITY OF INVESTMENT DESIGN IN INDUSTRIAL

CONSTRUCTION

Izmet M. Meylanov

Daghestan State Technical University, Derbent Branch,

35 Khandadasha Tagieva Str., Derbent 368600, Russia

e-mail:derbent_dstu@rambler.ru

Abstract Objectives The development of a set of practical measures in order to improve the quality of investment design in industrial construction. Methods The basis of research comprises a project management methodology as well as methods for logical and statistical analysis of decisionmaking in investment activities. Results A mechanism of inclusion of industrial construction objects into the Federal targeted investment programme is revealed. The sequence of the state expert evaluation of investment projects is determined, which optimises the design solutions aimed at minimising their estimated cost if the investment is made with the involvement of the Federal budget. Qualitative and quantitative criteria are systematised for the integrated assessment of the effectiveness of investment fund usage sent to industrial construction objects. Conclusion The consistent implementation of the state investment policy is aimed at developing the scientific-technological and scientific-industrial potential of industrial construction by providing favourable conditions for effective innovation activity, selecting rational investment strategies and priority projects aimed at solving urgent problems of improving the competitiveness of construction. Successful implementation of the state investment policy in industrial construction largely depends on the effectiveness of investment design, starting from the accuracy of the formulation of the investment plan (idea), in which the interests of all participants in investment activities are concentrated and taken into account, and to the development of an agreed set of actions to complete the project. A unified register covering the data on the cost and results of investment projects is proposed to be created with the purpose of facilitating decision-making in the process of allocation of the Federal budget funds, planning of state capital investments and approval of project documentation for new industrial construction projects offered for financing.

Keywords: investment, investment policy, industrial construction, design, efficiency

Введение. Спад инвестиционной активности усилил тенденцию старения производственного потенциала страны. В ближайшие годы эта тенденция, скорее всего, распространится на все материальное производство, так как коэффициенты ввода основных фондов сближаются с коэффициентами их выбытия [1]. Выход из кризиса возможен только путем активизации инвестиционной деятельности по обновлению реального капитала в сфере промышленного строительства.

Практический опыт показывает, что при определенной структурной и терминологической разобщенности подходов к обоснованию целесообразности инвестиций, все они в определенной степени базируются на методике экономической оценки инвестиционных строительных проектов, принятой Международным центром промышленных исследований при ООН (ЮНИ-ДО) [2]. Вместе с тем отсутствие комплексного подхода к решению имеющихся проблем в увязке с требованиями, предъявляемыми современным российским законодательством к проектируемым объектам промышленного строительства еще на прединвестиционной стадии, затрудняет практику выполнения этих обоснований, к тому же и принятие оптимальных решений по инвестиционным проектам во многом зависит от вида инвестиций, стоимости инвестиционного проекта, конкуренции на инвестиционном рынке; от ограниченности финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; инвестиционного риска.

Причины, обусловливающие необходимость инвестирования в сферу промышленного строительства, могут быть различны, однако в целом их можно определить как: обновление

имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов производственной деятельности [3].

Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно легко, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Проблема существенно осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть ряд факторов: возможность изменения положения предприятия на рынке, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых сегментов рынка и т.д. [4].

Постановка задачи. Очевидно, что важным является вопрос об объеме инвестируемых средств. Поэтому особое внимание необходимо обратить на качество инвестиционного проектирования, которое предшествует принятию решения о вложении средств в строящийся объект. Кроме того, во многих строительных организациях весьма популярна практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т.е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой руководитель может принимать самостоятельные решения [5]. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых инвестиционных проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на критериях оптимальности, поэтому объективно встает задача повышения качества инвестиционного проектирования в промышленном строительстве.

Методы исследования. При всех положительных внешних проявлениях в экономике в настоящее время накапливается внутренняя напряженность, связанная с качественными изменениями факторов роста [6]. Тревожным симптомом на этом фоне стало замедление динамики инвестирования (табл. 1.) [7].

Таблица 1. Динамика инвестиции в основной капитал организаций, осуществляющих деятельность в строительстве (в фактически действовавших ценах)

Table 1. Dynamics of investment in fixed assets of organizations that carry out activities

in construction (in actual prices'

Годы млрд. руб. В % от общего объема инвестиций в основной капитал

2013 941,1 9,3

2014 949,2 9,1

2015 919,8 8,8

2016 852,2 7,8

При этом следует понимать, что инвестиции в промышленное строительство носят долгосрочный характер и ориентированы на отдаленный эффект.

По прогнозам экспертов Министерства экономического развития РФ, в 2017 году среднегодовой прирост инвестиций в 2017 - 2019 гг. составит 2,7%. Возрастет чувствительность инвестиционных проектов к рентабельности и срокам окупаемости проектов реального сектора экономики. Прогнозируется повышение спроса на рынке промышленного строительства и инжиниринга на ограниченное число малобюджетных объектов, предназначенных для длительного использования [7].

Необходимо отметить, что подавляющая часть инвестиционных ресурсов в последние годы формируется за счет частной собственности организаций (75,8% общего объема финансирования в 2016г.) (табл.2) [7].

Таблица 2. Объем работ, выполненных строительными организациями различных форм собственности (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей) Table 2. Scope of work performed by construction organizations of various forms of

ownersh ip (in actual prices, billion rubles)

2012 2013 2014 2015 2016

Объем выпол- 5714,1 6019,5 6125,2 6148,4 2620,2

ненных работ -

всего

в том числе ор-

ганизациями по

формам соб-

ственности:

государственная 179,6 176,9 150,3 159,0 145,3

муниципальная 21,5 22,8 17,4 17,2 16,5

частная 5057,8 5304,5 5500,4 5537,9 1987,2

смешанная рос- 107,4 96,4 109,3 93,3 57,1

сийская

прочие 347,8 418,9 347,8 341,0 414,1

^ Без субъектов малого предпринимательства.

При этом главная проблема заключается в сохраняющейся крайне ограниченной возможности внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления инвестиционного спада.

Как видно из таблицы 2, ситуацию на инвестиционном рынке усугубляют и резко сократившиеся объемы государственных инвестиций.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2016г. (с уточнениями на 1 января 2017г.), выделены ассигнования в размере 549,2 млрд.руб., из них из федерального бюджета - 526,4 млрд.руб. на строительство 1522 объектов капитального строительства, на реализацию укрупненных инвестиционных проектов [8].

Из общего количества объектов по 438 объектам было намечено провести только проектные и изыскательские работы. Из 443 объектов, намеченных к вводу в 2016г., введено в эксплуатацию 196 объектов, из них 165 - на полную мощность, 31 объект - частично.

На 1 января 2017 г. на 362 объектах техническая готовность составляла от 51,0% до

99,9%.

В счет годового лимита в 2016г. профинансировано из федерального бюджета 415,3 млрд. руб. (78,9%), из них на объекты сельского хозяйства - 6,3 млрд.руб. (99,0%), транспорта и связи - 275,9 млрд.руб. (90,1%), здравоохранения и предоставления социальных услуг - 30,7 млрд.руб. (87,9%), государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования - 21,8 млрд.руб. (63,1%), образования - 18,6 млрд.руб. (61,9%), строительства - 2,9 млрд.руб. (44,5%). Из бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников профинансировано 21,4 млрд.руб. На 1 января 2017г. полностью профинансировано 1072 объекта [8].

Как показало исследование, на неравномерность осуществления расходов федерального бюджета в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в течение 2016г. оказала влияние действующая практика включения в федеральный бюджет ассигнований на финансирование строительно-монтажных работ по объектам, не обеспеченным утвержденной в установленном порядке проектной документацией. Такая ситуация возможна, если завершение разработки проектной документации предусмотрено в том году, в котором осуществляется формирование Федеральной адресной инвестиционной программы, и при условии установления ограничения на право выполнения работ в отношении этих объектов и финансирование этих работ.

В этом случае выполнение работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов капитального строительства и их финансирование осуществляются после представления главным распорядителем в Минэкономразвития России документов, подтверждающих наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации, и внесения изменений в Федеральную адресную инвестиционную программу, отменяющих установленные ограничения [9].

Обсуждение результатов. В целях повышения эффективности государственных капитальных вложений и обеспечения их равномерности в течение года рекомендуем строго соблюдать установленный порядок формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы [9] :

1. Проверка достоверности сметной стоимости объектов проводится после принятия решения о необходимости их строительства, но до принятия решения о выделении конкретных объемов бюджетного финансирования.

В ходе государственной экспертизы проектной документации происходит проверка сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, с оценкой возможности оптимизации проектных решений без уменьшения конечных количественных показателей.

2. Создается банк данных (реестр) о стоимости и результатах реализованных инвестиционных проектов, используемый для подбора проектов-аналогов.

3. На основании заключений государственной экспертизы технические заказчики (застройщики или уполномоченные на это лица) и главные распорядители средств федерального бюджета принимают окончательное решение о целесообразности выделения средств на реализацию соответствующих проектов.

4. Объекты капитального строительства с финансированием в очередном году включаются в Федеральную адресную инвестиционную программу при утвержденной проектной документации и положительного экспертного заключения.

Соблюдение такого порядка позволит повысить уровень качества оценки эффективности предлагаемых к финансированию объектов промышленного строительства.

Приложениями к соглашению о предоставлении межбюджетных капитальных субсидий являются: паспорт инвестиционного проекта, титульные списки объектов капитального строительства, утвержденные государственным заказчиком субъекта РФ (муниципальным заказчиком) и согласованные с главным распорядителем средств федерального бюджета, а также график выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства [10].

Однако изменения в составе инвесторов пока не способствуют этому процессу, поскольку инвестиционный климат в стране остается прежним. Доходность инвестиций низка, внутренний рынок неустойчив, риски высоки, кредиты дороги, чрезмерен налоговый пресс, высока склонность к сбережениям. Эти факторы не позволяют оптимистически оценивать возможности повышения инвестиционной активности и перспективы технического перевооружения производства без существенной корректировки инвестиционной политики государства в сфере промышленного строительства [11].

Стратегической задачей строительной отрасли является восстановление инвестиционного потенциала, повышение эффективности инвестиционной политики, масштабов инвестиционной деятельности на основе расширения критериев отбора и улучшения качественных параметров инвестиционных проектов, совершенствования отраслевой и территориальной структуры инвестиций, мобилизации внутренних источников и привлечения внешних инвестиций, использования прогрессивных форм организации инвестиционного проектирования [11-12].

Следует заметить, что возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов в промышленном строительстве появились в связи с повышением роли и влияния региональных органов власти в вопросах управления региональной собственностью, крупнейшими предприятиями регионов, мобилизации в региональных бюджетах инвестиционных ресурсов, создании льготных условий налогообложения для инвесторов. Кардинальное повышение эффективности строительной отрасли может быть достигнуто только при комплексном

применении методов управления проектами и принципов инвестиционного проектирования, начиная с самых ранних стадий жизненного цикла проекта [12].

Основу концепции управления проектами составляет взгляд на проект как на управленческое изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени и средств Управление проектами включает функции планирования, организации, мониторинга и контроля по всем аспектам проекта для достижения его внешних и внутренних целей [13-16]. Задачами управления проектами являются:

1. Разработка и обоснование концепции проекта;

2. Оценка эффективности проекта с учетом факторов риска и неопределенности;

3. Технико-экономическое обоснование проекта;

4. Разработка сметы затрат и бюджета;

5. Системное планирование реализации проекта на всех стадиях жизненного цикла;

6. Оценка наиболее эффективных финансовых инструментов проекта;

7. Организация управления исполнителями проекта;

8. Организация управления качеством проекта;

9. Управление реализацией проекта;

10. Управление бизнес-процессами проекта;

11. Управление изменениями.

Концепция управления проектами является основополагающим документом системы управления проектом, обосновывающим инвестиционный замысел, необходимость инвестирования, определяющим основные параметры и стратегию реализации, объем автоматизации и планирование работ, используемые информационные технологии и т.д. Немаловажным этапом управления проектом является разработка комплекса технической документации проекта, включающего технико-экономическое обоснование (бизнес-план, чертежи, пояснительные записки) проекта, что в действительности и отражает процесс инвестиционного проектирования.

До окончательного утверждения проект и его сметная документация на строительство объектов подлежат комплексной государственной экспертизе. Цель и задачи экспертизы -обеспечить высокий технико-экономический уровень строительства объектов при обоснованных затратах материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Для проведения экспертизы техническая документация предоставляются техническим заказчиком или застройщиком (либо уполномоченным лицом) в государственный экспертный орган. В ходе экспертизы в зависимости от специфики, условий и видов строительства уточняется предметная область проверки.

В ходе экспертизы проверяется соответствие принятых решений обоснованию инвестиций, заданию на проектирование, техническим условиям и стандартам при согласовании места размещения объекта; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намеченного строительства с точки зрения социальной потребности в данном объекте; правильность выбора площадки строительства; обеспечение безопасности строительства, соблюдение норм и правил пожарной безопасности, соблюдение требований охраны труда и санитарные требования; устойчивость объекта строительства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; достоверность определения стоимости строительства; производится оценка экономической эффективности инвестиций.

Следует учесть, что одним из направлений проверки является оценка расчетов, указанных в смете проекта, для установления их соответствия сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационным и технологическим решениям, предусмотренным проектной документацией [16].

В то же время принятие решений об инвестировании должно происходить не только на основании оценки стоимости, а также с учетом положительного заключения публичного технологического и ценового аудита [17].

Учитывая изложенное, наряду с поэтапным повышением качества работы по оценке эффективности инвестиционных проектов в профильных федеральных органах исполнительной власти и внедрением процедур публичного технологического и ценового аудита крупных инве-

стиционных проектов с государственным участием представляется целесообразным проводить оценку возможности оптимизации проектных решений без уменьшения конечных количественных показателей.

Раздел, содержащий результаты такой оценки, должен являться обязательным в рамках заключения о достоверности определения сметной стоимости объектов промышленного строительства, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Окончательное решение о выборе оптимального варианта реализации проекта с учетом рекомендаций, изложенных в заключении экспертизы, должен принимать государственный заказчик [18].

По результатам государственной экспертизы выдается заключение, содержащее: краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений; технико-экономические показатели строительства; замечания и предложения по принятым проектным решениям; изменения и дополнения, внесенные в проект в ходе экспертизы; общие выводы о целесообразности инвестиций в проект; общие выводы об экологической безопасности, эксплуатационной надежности и социальной значимости объекта строительства; рекомендации об утверждении или отклонении проекта. Положительное заключение выдается в четырех экземплярах, отрицательное - в одном экземпляре.

Такой порядок государственной экспертизы проектной документации позволяет проводить на данном этапе оптимизацию проектных решений и, как следствие, повышения их экономической эффективности. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов, с помощью которых расчет экономической эффективности инвестиций может служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Интегральная оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проводится на основе качественных и количественных критериев [19].

В качестве критерия эффективности выбирается отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей результатов инвестиционного проекта путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующей сметной нормой, определяющей потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, как укрупненного норматива цены строительства, включенной в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов, а в случае ее отсутствия - путем сравнения с аналогичными проектами.

Вывод. Важной особенностью методов инвестиционного проектирования и методологии управления проектами является их целевая направленность на получение конечного результата с учетом возможных рисков в условиях жестких ограничений по срокам реализации и бюджету инвестиционного проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несогласованность действующих порядков оценки стоимости и эффективности инвестиционных проектов существенно усложняет процесс формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, что негативным образом влияет на исполнение федерального бюджета в части расходов инвестиционного характера.

Изложенные предложения направлены на минимизацию количества изменений, вносимых в Федеральную адресную инвестиционную программу в течение текущего финансового года, повышение финансовой дисциплины в сфере государственных капитальных вложений, обеспечение равномерности расходов инвестиционного характера, сокращение объемов неиспользованных остатков межбюджетных субсидий и повышение эффективности государственных капитальных вложений за счет их более обоснованной оценки.

Систематизированы качественные и количественные критерии интегральной оценки эффективности использования инвестиционных средств, направляемых в объекты промышленного строительства.

Предложено создать единый реестр данных о стоимости и результатах реализации инвестиционных проектов с целью его использования при принятии решений о выделении средств федерального бюджета, планировании государственных капитальных вложений и согласовании

проектной документации на новые объекты промышленного строительства, предлагаемые к финансированию.

Библиографический список:

1. Бюллетень «Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции». Федеральная служба государственной статистики, 2016г. [Электронный ресурс] http: //www .gks.ru/bgd/regl/b16_112/Main.htm.

2. Сорокина М. Ю., Крыжановский О. А. Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности инвестиций: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 610-613

3. Мейланов И.М., Эсетова А.М. Развитие форм государственной поддержки проектов промышленного строительства Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. Том 42 , №3, 2016 - С. 223-233 DOI: http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230

4. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. - М.: «Анкил», 2005. - 328 с.

5. Джалилова С.Ф Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве. Региональные проблемы преобразования экономики.-2013. - Т.35 - №1- С 170-175.

6. Федотовский А.Ю. Разработка метода оценки экономической эффективности инновационного проектного управления в строительной отрасли// Проблемы современной экономики. - 2009. -№ 1. - С. 5.

7. Статистический сборник «Россия в цифрах-2017», Росстат, 2017.

8. Состояние и перспективы строительной отрасли РФ в 2016 - 2017 гг. [Электронный ресурс] http: //www .indexbox.ru/news/sostoj anie -i -Perspektivy-stroitelnoj -otrasli-rf/9.

9. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 716

10. Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014, № 13.

11. Шабалин А.Н. Инвестиционное проектирование. - М.: МФПА, 2004. - 139 с.

12. Dahlgren E., Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267

13. Taylor J., Levitt R., Innovation Alignment and Project Network Dynamics: An Integrative Model forChange, Project Management Journal, 38, 3, 22-35, 2007.

14. C. William Ibbs, Young-Hoon Kwak. The benefits of Project Management: financial and organizational rewards to corporations. - Project Management Institute Education Foundation, 1997.

15. Linton J., Vonortas N. From Research Project to Research Portfolio: Meeting Scale and Complexity. Foresight-Russia, 2015, vol. 9, no 2, pp. 38-43. DOI: 10.17323/1995- 459x.2015.2.38.43

16. Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427

17. О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013, N 382. http://gge.ru/wp-content/uploads/2016/04/g

18. Приказом Минстроя России от 9 декабря 2015 г. № 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

19. Интегральная оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Методика, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58.

References:

1. Byulleten «Investitsionnaya deyatel'nost' v Rossii: usloviya, faktory, tendentsii. [Elektronnyy resurs]: ]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/Main.htm [Bulletin "Investment activity in Russia: condi-

tions, factors, trends - 2016 ". Federal service of state statistics. 2016. [Electronic resourse]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/Main.htm. (in Russ.)]

2. Sorokina M. Yu., Kryzhanovskiy O. A. Otechestvennye i zarubezhnye metodiki otsenki effektivnosti investitsiy: sravnitel'nyy analiz. Molodoy uchenyy. 2014;4:610-613. [Sorokina M. Yu., Kryzhanovskiy O. A. National and foreign methods of evaluation of investment efficiency: comparative analysis. Molodoy uchenyy. 2014;4:610-613. (in Russ.)]

3. Meylanov I.M., Esetova A.M. Razvitie form gosudarstvennoy podderzhki proektov promyshlennogo stroitel'stva Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2016;42(3):223-233 DOI: http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230. [Meylanov I.M., Esetova A.M. Form development of state support for industrial building projects. Herald of Daghestan State Technical University. Technical Sciences. 2016;42(3):223-233 DOI: http://dx.doi.org/10.21822/2073-6185-2016-42-3-220-230. (in Russ.)]

4. Katasonov V.Yu. Investitsionnyy potentsial ekonomiki: mekhanizmy formirovaniya i ispol'zovaniya. M.: «Ankil»; 2005. 328 s. [Katasonov V.Yu. Investment potential of economics: formation and using mechanisms. Moscow: «Ankil»; 2005. 328 p. (in Russ.)]

5. Dzhalilova S.F Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnaya forma upravleniya investit-sionnymi proektami v stroitel'stve. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2013;35(1): 170-175. [Dzhalilova S.F State-private partnership as an effective form of management of investment projects in building. Regional problems of transforming the economy. 2013;35(1):170-175. (in Russ.)]

6. Fedotovskiy A.Yu. Razrabotka metoda otsenki ekonomicheskoy effektivnosti innovatsionnogo proektnogo upravleniya v stroitel'noy otrasli. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2009;1:5. [Fedotovskiy A.Yu. Development of evaluation method for economic efficiency of innovative project management in the building industry. Problems of Modern Economics. 2009;1:5. (in Russ.)]

7. Rossiya v tsifrakh - 2017. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. Ofitsial'noe izdanie [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.infostat.ru. [Russia in numbers - 2017. Statistical yearbook of Rus-sia.Official publication [Electronic resourse]. Free access: www.infostat.ru. (in Russ.)]

8. Sostoyanie i perspektivy stroitel'noy otrasli RF v 2016 - 2017 gg. [Elektronnyy resurs] http://www.indexbox.ru/news/sostojanie-i-Perspektivy-stroitelnoj-otrasli-rf/9. [State and perspectives of RF building industry in 2016 - 2017 years. [Electronic resourse] http://www.indexbox.ru/news/sostojanie-i-Perspektivy-stroitelnoj-otrasli-rf/9. (in Russ.)]

9. Ob utverzhdenii Pravil formirovaniya i realizatsii federal'noy adresnoy investitsionnoy programmy (s izmeneniyami i dopolneniyami). Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 sentyabrya 2010 g. N 716. [On the approval of formation and realisation rules of the federal address investment programme (with changes and additions). RF Government directive from 13.09. 2010. N 716. (in Russ.)]

10. Pravila osushchestvleniya kapital'nykh vlozheniy v ob"ekty gosudarstvennoy sobstvennosti Rossiyskoy Federatsii za schet sredstv federal'nogo byudzheta. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 13 ot 09.01.2014. [Rules of relisation of capital investments in the objects of Russian Federation state property at the expenses of Federal budget. RF Government directive № 13 from 09.01.2014. (in Russ.)]"

11. Shabalin A.N. Investitsionnoe proektirovanie. M.: MFPA; 2004. 139 s. [Shabalin A.N. Investment projection. Moscow: MFPA; 2004. 139 p. (in Russ.)]

12. Dahlgren E., Leung T. An optimal multiple stopping approach to infrastructure investment decisions. Journal of Economic Dynamics and Control. 2015; 53:251-267.

13. Taylor J., Levitt R., Innovation Alignment and Project Network Dynamics: An Integrative Model for Change, Project Management Journal. 2007;38(3):22-35.

14. Ibbs C. W., Kwak Y.-H. The benefits of Project Management: financial and organizational rewards to corporations. Project Management Institute Education Foundation. 1997.

15. Linton J., Vonortas N. From Research Project to Research Portfolio: Meeting Scale and Complexity. Foresight-Russia 2015;9(2):38-43. DOI: 10.17323/1995- 459x.2015.2.38.43

16. Polozhenie o provedenii proverki dostovernosti opredeleniya smetnoy stoimosti ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva, stroitel'stvo kotorykh finansiruetsya s privlecheniem sredstv federal'nogo byudzheta, utverzhdennym postanovleniem Pravitel'stva RF № 427ot 18.05.2009. [Regulations on the examination of authenticity of estimated expenses determination of the capital building objects funded by Federal budget, as authorised by RF Government directive № 427 form 18.05.2009. (in Russ.)]

17. Provedenii publichnogo tekhnologicheskogo i tsenovogo audita krupnykh investitsionnykh proektov s gosudarstvennym uchastiem. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 382 ot 30.04.2013. http://gge.ru/wp-content/uploads/2016/04/g. [About public technological and price audit of large investment projects with state participation. RF Government directive № 382 from 30.04.2013. http://gge.ru/wp-content/uploads/2016/04/g. (in Russ.)]

18. Prikaz Minstroya Rossii ot 9 dekabrya 2015 g. № 887/pr "Ob utverzhdenii trebovaniy k sostavu, soderzhaniyu i poryadku oformleniya zaklyucheniya gosudarstvennoy ekspertizy proektnoy dokumentatsii i (ili) rezul'tatov inzhenernykh izyskaniy". [Directive of RF Ministry of Building from 9.12.2015 № 887/pr "About requirements for state expert evaluation composition, content and order of formalisation of project documentation opinion and (or) engineering investigation results. (in Russ.)]

19. Metodika otsenki effektivnosti ispol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta, napravlyaemykh na kapital'nye vlozheniya. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii № 58 ot 24.02.2009. [Method of efficiency evaluation of Federal budget expenses, allocated for the capital investments. Order of Minekonomrazvitiya Rossii № 58 from 24.02.2009. (in Russ.)]

Сведения об авторе:

Мейланов Измет Максимович - директор филиала Дагестанского государственного технического университета в г. Дербенте

Information about the authors:

Izmet M. Meylanov-Director of Derbent Branch, Dagestan State Technical University

Конфликт интересов. Conflict of interest.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflict of interest.

Поступила в редакцию 14.05.2017. Received 14.05.2017.

Принята в печать 16.06.2017. Accepted for publication 16.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.