Научная статья на тему 'Повышение качества функционирования интермодальных узлов пригородного железнодорожного пассажирского транспорта Иркутской агломерации'

Повышение качества функционирования интермодальных узлов пригородного железнодорожного пассажирского транспорта Иркутской агломерации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ / INTERMODAL HUB / ПАССОЖИРООБМЕН / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER FLOW / РЕГУЛИРУЕМОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ПРИОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОМУ ТРАНСПОРТУ / ACTIVE AND PASSIVE PRIORITY TO THE PUBLIC TRANSPORT / PASSENGER INTERCHANGE / REGULATED CROSSROADS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Матвеева М.А., Ковалева Т.С., Шаров М.И.

Сделан анализ показателей пассажирообмена и пассажиропотоков на участке Ангарск Гончарово. Сформулированы предложения по совершенствованию функционирования пересадочных узлов пригородного пассажирского железнодорожного транспорта в рассматриваемых границах Иркутской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Матвеева М.А., Ковалева Т.С., Шаров М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE QUALITY OF FUNCTIONING OF INTERMODAL HUBS OF THE COUNTRYSIDE RAILROAD PASSENGER TRANSPORT OF IRKUTSK AGGLOMERATION

We analysed the data of passenger exchange and passenger flows at the part Angarsk Goncharovo. We formulated the offers connected with the improvement of functioning of transfer hubs of countryside passenger railroad transport within the parts of Irkutsk agglomeration under consideration.

Текст научной работы на тему «Повышение качества функционирования интермодальных узлов пригородного железнодорожного пассажирского транспорта Иркутской агломерации»

3. Преловская Е.С., Михайлов А.Ю. Проблемы и перспективы развития транспортной сети г. Иркутска // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11(82). С. 216-220.

4. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: Минрегион России, 2011. С. 110.

5. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Ковалева Т.С. Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9 (68). С. 174179.

6. HCM 2010 - Highway Capacity Manual 2010. URL: http://hcm.trb.org/ (дата обращения: 26 нояб. 2014 г.).

7. National Complete Streets Coalition. URL.: http://www.smartgrowthamerica.org/complete-streets (дата обращения: 26 нояб. 2014 г.).

8. NCHRP REPORT 616: Multimodal level of service analysis for urban streets, Transportation Research Board, National Cooperative Highway Research Program, Washington, DC (2008).

9. The Highway Capacity and Quality of Service Manual, Transportation Research Board, National Research Council. Washington, DC (2000).

10. Urban Street Concepts: Pedestrian, Bicycle, and Transit. URL: http://www.mtc.ca.gov/ services/ arterial_operations/downloads/3-21-12/MTC_Presentation.pdf (дата обращения : 26 нояб. 2014 г.).

Информация об авторе

Левашев Алексей Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмента и логистики на транспорте», тел.: 89148805378, e-mail: alexey.levashev@tl-istu.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Information about the author

Levashev A.G., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: 89148805378, e-mail: alexey.levashev@tl-istu.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ УЗЛОВ ПРИГОРОДНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

М.А. Матвеева, Т.С. Ковалева, М.И. Шаров

Сделан анализ показателей пассажирообмена и пассажиропотоков на участке Ангарск - Гончарово. Сформулированы предложения по совершенствованию функционирования пересадочных узлов пригородного пассажирского железнодорожного транспорта в рассматриваемых границах Иркутской агломерации.

Ключевые слова: интермодальный узел; пассожирообмен; пассажиропоток; регулируемое пересечение; активный и пассивный приоритет общественному транспорту.

INCREASING THE QUALITY OF FUNCTIONING OF INTERMODAL HUBS OF THE COUNTRYSIDE RAILROAD PASSENGER TRANSPORT OF IRKUTSK

AGGLOMERATION

M.A. Matveeva, T.S. Kovaleva, M.I. Sharov

We analysed the data of passenger exchange and passenger flows at the part Angarsk -Goncharovo. We formulated the offers connected with the improvement of functioning of transfer hubs of countryside passenger railroad transport within the parts of Irkutsk agglomeration under consideration.

Key words: intermodal hub; passenger interchange; passenger flow; regulated crossroads; active and passive priority to the public transport.

Одним из основных направлений развития транспортной инфраструктуры нашей страны стало создание современной системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Под ТПУ понимается узел, в котором могут быть сосредоточены маршруты с различными видами транспорта, включая дополнительную инфраструктуру. ТПУ необходимо развивать в местах с наибольшим пассажирообменом. Под пассажирообменом принимается суммарный объем посадки-высадки пассажиров на все виды транспорта в узле [1]. На основании данных о продаже билетов, полученных от Байкальской пригородной компании, был сделан анализ пассажирообмена основных железнодорожных станций Иркутской агломерации.

В совокупности ТПУ на территории Иркутска, Ангарского, Иркутского и Шеле-ховского районов значения пассажирообмена изменяется в широком диапазоне от 36,2 до 3130 тыс. пассажиров в сутки. Проведя группировку данных, построим кривую распределения (рис. 1). Полученная кривая представляет собой обратную кривую гиперболического вида.

Рис. 1. Распределение ТПУ Иркутского района на группы по интенсивности пассажирообмена

Для наглядности распределения пассажирообмена по станциям приведен анализ пассажиробмена с точки зрения «входа-выхода» на станциях. Структура распределения пассажирообмена представлена на рисунках 2-4.

\ Л

мк Л

/

я

\

Карьер

45

.*> Я

Мегет

Рис. 2. Структура распределения пассажирообмена по станциям (Ангарск - Мегет) по входу-выходу,

пас./сут.

Заводская

Иркутск-Сортировочный

Г| > I »

Топи

ОГКМИСИИИ]

Иркуткый мост

Иркутск

Иркутск-П ассажирский

Рис. 3. Структура распределения пассажирообмена по станциям (Заводская - Иркутск-Пассажирский) по входу-выходу, пас./сут.

Рис. 4. Структура распределения пассажирообмена по станциям (Смоленщина - Гончарово)

по входу-выходу, пас/сут.

Из проведенного анализа видно, что не на всех станциях пассажирообмен распределен равномерно. Это связано с особенностями расписания движения общественного транспорта и пригородного железнодорожного транспорта.

Помимо проведения анализа остановочных пунктов пригородного железнодорожного транспорта по пассажирообмену, следует учитывать распределение пассажиропотоков между станциями, что позволит выявить узлы, находящиеся на участках наибольшими пассажиропотоками.

Рис. 5. Пассажиропоток на перегонах в границах Иркутской агломерации в направлении

Ангарск - Гончарово

Гончарово-Ангагак - -

Пассажиропоток, сутки

Рис. 6. Пассажиропоток на перегонах в границах Иркутской агломерации в направлении

Гончарово - Ангарск

В соответствии с имеющимися данными, максимальный пассажиропоток (более 1000 чел./сут.) наблюдается на участке между станциями Иркутск-Пассажирский - Мегет. На этом основании можно сделать следующие выводы:

- в виду значительного и стабильного пассажиропотока на станциях участка Иркутск-Пассажирский - Мегет следует развивать сопутствующие услуги и сервис;

- увеличение пассажиропотока на станциях участка Иркутск-Пассажирский - Мегет можно достичь размещением объектов массового тяготения в пешеходной доступности этих станций [2].

Рис. 8. Пассажиропотоки на перегонах ВСЖД Вересовка - Иркутск-Пассажирский

Станция Иркутск-Пассажирский является центральным узлом в Иркутской агломерации, однако она не обеспечена сопутствующими сервисами и объектами массового культурного тяготения в радиусе пешеходной доступности. Многочисленные торговые точки, расположенные на площади, обладают ограниченной номенклатурой товаров.

Не смотря на то, что станция Иркутск-Пассажирский располагает большим парко-вочным пространством, данная парковка является не организованной, то есть машины располагаются на ней хаотично, что доставляет достаточно много неудобств, поэтому рекомендуется разработать разметку и способ регулирования данного пространства.

Движение пешеходов к остановочным пунктам общественного транспорта осуществляется через парковку и проезжую часть (ул. Челнокова) с интенсивностью движения транспорта, которая превышает 2000 ед./час. Остановочный пункт трамвая (направление движения к Глазковскому мосту) не отвечает требованиям безопасности движения. Следует разработать проект дорожной разметки с выделением пешеходного перехода и остановочного пункта.

В зоне пешеходной доступности вокзала целесообразно разместить объекты массового культурно-бытового тяготения, обслуживающего как железнодорожную станцию Иркутск-Пассажирский, так и предместье Глазково. Пригородная станция Военный городок не имеет значительного пассажирообмена, однако станцию отличает удобное положение с позиции размещения объектов массового тяготения: равноудаленность от северозападных и юго-восточных окончаний города, рядом проходит магистральная улица городского значения (ул. Трактовая) с высокой интенсивностью движения общественного транспорта (20 маршрутов) [3]. Для повышения пассажирообмена на этом остановочном пункте рекомендуется разместить оптовые рынки непродовольственных товаров. Соответственно новый торговый объект получит двусторонний поток потенциальных клиентов - со стороны станции железнодорожного транспорта и с улицы Трактовая. В зоне этой станции пешеходные подходы не оборудованы должным образом, а сама станция не имеет пешеходного перехода в разных уровнях. В этой связи рекомендуется устройство пешеходного перехода в разных уровнях.

Рис. 9. Пассажиропотоки на перегонах ВСЖД Иркутск-Пассажирский - Гончарово

Рассматрев станцию Академическая в качестве примера положительного фактора, следует отметить наличие пешеходных переходов в разных уровнях. Однако со стороны объездной дороги пешеходный надземный переход расположен неудобно для пассажиров, что заставляет их переходить проезжую часть в неположенном месте, а это может привести к аварийным ситуациям. В районе спортивного комплекса целесообразно разместить торговые объекты, обслуживающие как саму станцию, так и прилегающую жилую застройку Академгородка. Предлагаемая торговая инфраструктура может изменить распределение пешеходных потоков на существующий переход в разных уровнях. Станция Академическая, с появлением маршрутов общественного пассажирского транспорта по мосту Академический, может стать второй по величине пассажирообмена в границах рассматриваемого участка Иркутской агломерации. Станция готова обеспечить: удобство достижения центра города для пассажиров, прибывающих со стороны Гончарово, удобство достижения юго-восточной части Октябрьского района для пассажиров, прибывающих со стороны Шелехова и Гончарово, а также со стороны Ангарска.

В качестве положительных факторов, характеризующих станцию Мельниково, можно отметить: наличие близкорасположенных остановочных пунктов общественного транспорта, размещение крупных торговых объектов в радиусе пешей доступности от станции, размещение жилых территорий с двух сторон по отношению к станции. На данном участке рекомендуется устройство пешеходных переходов в разных уровнях на перекрестке улиц Вампилова и Старокузьмихинской, это повысит безопасность и удобство движения пешеходов. Рельеф территории, прилегающей к станции, благоприятен для обустройства надземного пешеходного перехода.

Проведенный анализ позволил выявить железнодорожные станции Иркутской агломерации с достаточно большим пассажирообменом. Такими станциями можно назвать: Иркутск-Пассажирский, Ангарск, Иркутск-Сортировочный, Мегет, Гончарово. Также сформулированы предложения по разработке инфраструктуры станций с наибольшим пассажиропотоком, что позволит существенно увеличить пассажирообмен на таких станциях, как: Военный городок, Академическая, Мельниково. На данных станциях рекомендуется развивать современную систему ТПУ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бочаров Ю.П., Петрович М.Л., Михайлов А.Ю., Баранов А.С. Интермодальные транспортные системы // Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург. Площадь Балтийского вокзала: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГАСУ, 2012. С. 116-119.

2. Пуляевская О.В., Пуляевская Е.В. Интеграция психологических знаний в процесс проектирования градостроительных объектов // Вестник ИрГТУ. 2013. № 8 (79). С. 98-101.

3. Преловкая Е.С., Михайлов А.Ю. Проблемы и перспективы развития транспортной сети г. Иркутска // Вестник ИрГТУ. 2013. № 11(82). С. 216-220.

Информация об авторах

Матвеева Мария Александровна, магистрант группы ГРм-13-1, тел.: 89500659466, e-mail: maria-matveeva@list.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Ковалева Татьяна Сергеевна, магистрант группы ГРм-13-1, тел.: 89501326669, email: deva.8@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Шаров Максим Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: transport@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Matveeva M.A., candidate for a master's degree, tel.: 89500659466, e-mail:maria-matveeva@list.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Kovaleva T.S., candidate for a master's degree, tel.: 89501326669, e-mail:deva.8@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Sharov M.I., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: transport@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 72.01

НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ДРЕЗДЕНА)

А.В. Потапова

Рассматривается зарубежный опыт немецкого города Дрездена по сохранению, развитию и регенерации исторической среды. С 1990 по 2014 гг. благодаря интенсивной работе отдела генерального планирования, совместно с отделом по охране памятников города Дрездена и при активном вовлечении в обсуждение жителей города, были разработаны законодательные документы, которые обеспечивают не только сохранение исторического облика, но и развитие районов города. Была проведена тщательная идентификация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.