Научная статья на тему 'Повышение износостойкости подшипниковых узлов сельскохозяйственных машин применением композиционных материалов'

Повышение износостойкости подшипниковых узлов сельскохозяйственных машин применением композиционных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОДШИПНИКОВЫЕ УЗЛЫ / ФТОРОПЛАСТЫ / ТРЕНИЕ / АНТИФРИКЦИОННЫЕ СПЛАВЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Борисов Г. А., Колодяжная И. Н., Семенова Е. Е., Чернышев А. Д., Ичанкин Ю. В.

Применение композиционных и полимерных материалов в подшипниковых узлах – один из современных способов повышения надежности и эксплуатационных свойств сельскохозяйственных машин. В статье определены основные преимущества данных материалов: отсутствие необходимости применения смазки, долговечность, высокая коррозионная стойкость. Проанализированы ресурсные и стоимостные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEARING MOUNT ASSEMBLIES WEAR RESISTANCE INCREASE IN AGRICULTURAL MACHINERY BY MEANS OF COMPOSITE MATERIALS USAGE

Composite and polymeric materials usage in bearing mount assemblies is one of the up-to-date methods to increase reliability and running ability of agricultural machinery. The article presents the basic advantages of these materials. These are lubricant usage necessity absence, longevity, high corrosion resistance. The authors have also analyzed the resource and cost indexes.

Текст научной работы на тему «Повышение износостойкости подшипниковых узлов сельскохозяйственных машин применением композиционных материалов»

Экономические науки

Военного столкновения между Пакистаном и Афганистаном всё-таки не произошло, т.к. ни одна из сторон этого не хотела. Посредниками в деле смягчения напряжённости выступили правительства Египта, Саудовской Аравии, Ирана и Турции. Наиболее значительный вклад был внесён представителем короля Саудовской Аравии и министром правительства Египта - будущим президентом, тогда полковником Анваром Садатом, который причиной конфликта прямо, без обиняков назвал только одну - стремление Афганистана иметь выход к морю. Обстановка разрядилась. Афганскому правительству пришлось смириться с образованием провинции Западный Пакистан. В 1956-57 гг. происходил интенсивный обмен визитами между руководителями обоих государств, в результате которых стороны договорились о расширении транзитной торговли Афганистана через территорию Пакистана, подписали соглашение об авиасообщении. Спорных вопросов в переговорах при этих визитах руководители обоих государств не касались [Pak-Afghan Diskort. Karachi 1990 p. 28].

Таким образом, территориальные противоречия между Пакистаном и Афганистаном с самого образования Пакистана определяли все отношения между обеими странами и не в последнюю очередь экономические. Более того, пакистан-

ской стороной именно экономические проблемы Афганистана были использованы в качестве орудия давления на своего оппонента. Однако дружественные отношения между Афганистаном и СССР позволяли каждый раз срывать эти акции, прорывать экономическую блокаду.

Библиографический список

1. География Афганистана, особенности рельефа, Гиндукуш, горные цепи .... [электронный ресурс]. - режим доступа : www.terravision.ru/ country/view/251/3

2. Снесарев, А. Е. Афганистан [электронный ресурс] / А. Е. Снесарев. - М., 1921. - режим доступа : a - e - snesarev . narod.ru /trudi/ Afghanistan. htm.

3. Коргун, В. Г. История Афганистана. ХХ век [Текст] / В. Г. Коргун . - М. : ИВРАН + КРАФТ, 2004. - 525 с.

4. Pakistan Almanach 2005-2006 [Текст]: официальный текст по состоянию на 1 января 2006 г. / Pakistan , Karachi, 2006.- 608 pp.

5. Khyber Pakhtunkhwa - Wikipedia, the free encyclopedia [Хайбер Пуштунхва] [электронный ресурс]. - режим доступа : www.en.wikipedia.org/ w2iki/Khiber_Pakhtunhwa.

6. Ghaus , Abdul Samad The Fall of Afghanistan [Текст] / Abdul Samad Ghaus. - New York, 1988. -507 pp.

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

УДК 629.113/115.621.7(075.8)Т384

Г.А. Борисов, д-р техн. наук, профессор, И.Н. Колодяжная, канд. техн. наук, Е.Е. Семенова, канд. техн. наук, А.Д. Чернышев, аспирант, Ю.В. Ичанкин, аспирант

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОИКОСТИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

В качестве антифрикционных материалов для подшипников скольжения используются сплавы

на основе сурьмы, олова, свинца (СОС) и сплавы на алюминиевой основе (АСМ), где, используя

© Борисов Г А., Колодяжная И. Н., Семенова Е. Е., Чернышев А. Д, Ичанкин Ю. В, 2013

алюминий как матрицу, добавляют в нее сурьму - 6,5% и магний 0,03 - 0,7%. Однако для форсированных двигателей эти сплавы обладают недостаточной прочностью и, более того, дизельные топлива, содержащие значительное количество серы, вступают во взаимодействие со сплавом и приводят к его разрушению.

Изыскание новых проектных и конструкторских решений, подбор новых материалов, обеспечивающих повышение ресурса подшипниковых узлов сельскохозяйственных машин, является актуальной задачей.

В последние годы в подшипниковых узлах сельскохозяйственных машин все более широкое применение находят материалы, работающие без смазки. В большинстве случаев это композиционные материалы, в которых нитевидные армирующие кристаллы ориентированы перпендикулярно к трущимся поверхностям. К числу используемых нитевидных кристаллов относятся а-А1203; SiC и др. Высокотвердые нитевидные кристаллы Si применяют в дисковых муфтах, шестернях коробок передач, тяжелонагруженных механизмах и т.д.

В настоящее время насчитывается около 40 конкретных наименований износостойких инструментов и деталей, которые, по мнению ученых, необходимо изготовить не из металлов, а из композитов, с арматурой из различных усов. В их число входят литьевые формы, самозатачивающиеся ножи сенокосилок, детали вращающихся барабанов любых устройств, самозатачивающиеся ножницы, лопатки вентиляторов и насосов, отвертки, ножи, сверла.

Одним из перспективных направлений применения деталей из композитов являются подшипники скольжения, которые широко используются в подшипниковых узлах сельскохозяйственных машин.

Преимуществами композитов являются морозостойкость, жаропрочность при температурах, когда другие поликристаллические волокна ре-кристаллизируются, значительное увеличение срока сопротивления компрессионных лопаток воздействию температур (до 1000 ч. и более), повышение к.п.д. тепловых двигателей, связанное с технологической возможностью перемещения рабочего режима до температур выше 1000°С. Особенно хорошо зарекомендовали себя высокоэффективные композиты на основе AL203 в паре с железом или нихрома в паре с алюминием, хрома в паре с медью, а также на основе усов сапфира, карбидов, силицидов и оксидов металлов. Разработчиками их являются фирмы «Юнайтед Эйр-крафт» и «Тайко».

В этот перечень необходимо включить большую группу износостойких материалов для подшипников и других пар трения, в которых не применяется обычная смазка. Сюда же следует отнести подшипниковые узлы сельскохозяйственных машин, работающих обычно в жестких усло-

виях коррозийного и абразивного износа.

В таких материалах в качестве армирующей составляющей используются усы, прочность которых превосходит прочность обычного материала и порой приближается к теоретической.

Их высокая прочность (ак) объясняется тем обстоятельством, что нагрузку почти полностью несет арматура (металлические усы), а не наполнитель (связка). Например, композиционный материал, изготовленный фирмой «Прешакемикл» на основе монокристаллических вискеров ^ залитых расплавленной медью, имеет прочность 246 кгс/мм2. Для сравнения, прочность современных сверхпрочных сплавов составляет 48 - 96 кгс/мм2.

Если усы ориентированы вдоль направления силы воздействия, то прочность изделия из композиционного материала ак определяется по формуле:

ак=Чау40-^)ан

где V - объем, занимаемый металлическими усами;

а - прочность усов;

ан - прочность наполнителя.

При использовании металлических усов для изготовления композиционных материалов необходима отбраковка некачественных усов и их осколков.

Разработаны автоматы, сортирующие усы диаметром 2 мм. Для повышения адгезионной прочности усы очищают химическими методами или путем ионной бомбардировки.

Стоимость композиционных материалов, армированных нитевидными кристаллами, составляет 450- 900 долларов за 1 килограмм. При этом вес конструкций снижается ~ в 5 раз. Поскольку уменьшение веса конструкций на 1 кг приводит в авиации к экономии 222 - 22000 долларов (цена алюминия в США составляет 88 долларов за 1 кг), то общий экономический эффект от замены только одного килограмма алюминия на композит, армированный усами, составит внушительную сумму 900-9000 долларов. В космической технике и ракетостроении по тем же американским данным экономия составит 10000-12000 долларов.

Кроме рассмотренных композиционных материалов в практику машиностроения сегодня вошли полимерные материалы.

Такими материалами стали термопластичные материалы полиамидной группы, например литье-вый полиамид П-68, П-68СВ, П-610 (ГОСТ 1058973), П-АК-80/20 и П-АК-85/15. Аналогами полиамидов является Рильсан А (Франция), Вестамид (Германия) и др. Повышенная по сравнению с другими термопластами гидрофильность полиамидов усложняет их переработку и применение.

Наряду с материалами полиамидной группы были разработаны и нашли широкое применение в узлах трения ацетальные смолы. Ацетальные смолы выпускают 2-х видов в виде гомополимера

Трибуна молодых учёных

формальдегида (ПФА), либо сополимера триокса-на с диоксаланом (СТД); существуют зарубежные аналоги: Хостаформ (Германия), Дельрин (США). Полиформальдегид характеризуется высоким сопротивлением усталости при динамических и знакопеременных нагрузках, стабильностью размеров и низкой ползучестью при повышенных температурах, стабильностью сохранять достаточно высокую прочность и жесткость при температуре до 100°С, высокой износостойкостью и антифрикционными свойствами, способностью самосмазывания, морозостойкостью и незначительной гигроскопичностью, высокой коррозионной стойкостью.

По прочности при растяжении и изгибе, по сопротивлению усталости полиформальдегид превосходит все другие термопласты. Он обладает также высоким динамическим модулем упругости. Теплостойкость при изгибе при высоких нагрузках для образцов полиформальдегида выше, чем у других термопластов.

Фторопластовая группа антифрикционных термопластичных материалов - политетрафторэтилен (ПТФЭ), известный под маркой фторопласт-4,

Рис. 1

зависимости от нагрузки, действующей на подшипник в условиях работы без смазки (рисунок 1), можно сделать заключение об использовании полиформальдегида (Хостаформ), как отвечающего эксплуатационным требованием и как наиболее дешевого конструкционного материала. После вы-

отличается относительно высокой теплостойкостью и стабильностью свойств при повышении температуры. Однако из-за сравнительно низкой механической прочности и хладотекучести фторопласт в чистом виде практически не применяется в нагруженных антифрикционных узлах. Существуют современные разработки антифрикционных материалов, имеющих высокие показатели по прочности с низким коэффициентом трения - это материалы УКН-5000, СИНТЕК-УМ (Россия), ГУР, ЦЕЛАНЕКС, ИМПЕТ (Германия), но из-за высокой стоимости эти материалы для сельского хозяйства - скорее материалы будущего. Из всего перечня перечисленных выше полимерных материалов наиболее применимым является полиформальдегид СТД; для герметизирующего уплотнения используется полиуретан СКУ-ПФЛ-100.

Анализируя ресурсные и стоимостные показатели композиционных и полимерных материалов, можно сделать заключение о целесообразности применения последних в подшипниковых узлах сельскохозяйственных машин.

Анализируя график изменения силы трения в

бора были проведены испытания в 3-х режимах:

- без смазки;

- со смазкой;

- с абразивом.

Результаты испытаний приведены на рисунке

2.

1 - полиформальдегид СТД (Хостаформ); 2 - полиамид 68 ВС; 3 - УКН-5000 ■ График изменения силы трения в зависимости от нагрузки, действующей на подшипник в

условиях работы без смазки

1 - со смазкой; 2 - без смазки; 3 - с абразивом Рис. 2 - Изменение коэффициента трения в зависимости от условий работы

Из графика видно, что в зависимости от условий трения значительное увеличение коэффициента трения происходит при работе с абразивом. При работе в других условиях коэффициент трения изменяется незначительно, что является высоким показателем антифрикционных свойств используемого материала.

Библиографический список

1.Гаркунов, Д. Н. Триботехника. Износ и безыз-носность. / Д.Н. Гаркунов. - М. : МСХА, 2001 - 616 с.

2. Композиционные материалы: справочник / В.

В. Васильев, В. Д. Протасов, В. В. Болотин и др.; под ред. В. В. Васильева, Ю. М. Тернопольского. -М. : Машиностроение, 1990 - 512 с.

З.Чичинадзе, А.В. Трение, износ и смазка(Трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе, Э. М. Браун и др.; под общей ред. А.В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, 2003 - 576 с.

4.Рогов, В. А. Современные машиностроительные материалы и заготовки / В. А. Рогов, Г. Г. По-зняк. - М. : «Академия», 2008. - 336 с.

5.Болтон У. Конструкционные материалы: металлы, сплавы, полимеры, керамика, композиты. / Пер. с англ. - М. : Додэка - XXI, 2007. - 320 с.

УДК 636.92: 612.111.33

С.А. Деникин, аспирант, Л.Г. Каширина, д-р биол. наук, профессор

Рязанский государственный агротехнологичекий университет имени П.А. Костычева

ВЛИЯНИЕ НАНОРАЗМЕРНОГО ПОРОШКА КОБАЛЬТА НА ЭРИТРОПОЭЗ У КРОЛИКОВ

Крольчатина является полноценным источником белка, минеральных веществ и витаминов. Количество белка в ней больше чем в баранине,

говядине, свинине, телятине. Кроме того, мясо кроликов - низкокалорийный продукт, с низким содержанием жира. Особенно полезна крольча-

© Деникин С. А., Каширина Л. Г, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.