Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности и развитие кластеров в Республике Беларусь на основе концепции ESG'

Повышение инвестиционной привлекательности и развитие кластеров в Республике Беларусь на основе концепции ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшева Г.А., Вайлунова Ю.Г., Савосина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности и развитие кластеров в Республике Беларусь на основе концепции ESG»

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ESG

IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND DEVELOPING CLUSTERS IN THE REPUBLIC OF BELARUS BASED ON THE ESG CONCEPT

УДК 332.1

Г. А. Яшева* Ю. Г. Вайлунова, А. А. Савосина

Витебский государственный технологический университет

https://doi.org/10.24412/2079-7958-2023-1-171-185 G. Yasheva* Yu. Vailunova, A. Savosina

Vitebsk State Technological University

РЕФЕРАТ

КЛАСТЕР, ESG-КОНЦЕПЦИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Кластеризация способствует достижению целей устойчивого развития, так как кластеры позволяют: создать рабочие места, повысить производительность труда, активизировать инновации, развить малое и среднее предпринимательство. В статье предлагается совершенствовать кластерный подход в Республике Беларусь на основе концепции ESG (Environmental (E) - окружающая среда; Social (S) - социальное развитие; Governance (G) - управление компанией). Кластеризация позволяет повысить не только инвестиционную привлекательность региона и страны, но также формировать и развивать взаимовыгодное сотрудничество и партнерские связи между участниками кластера, развитию смежных видов экономической деятельности, формированию инновационной инфраструктуры. Следовательно, кластеризация на основе ESG-концепции будет способствовать устойчивому экономическому росту, что подтверждает актуальность темы. Цель исследования - обосновать направления использования концепции ESG для повышения инвестиционной привлекательности и развития кластеров в Республике Беларусь. В статье рассмотрено понятие концепции ESG для формирования и развития кластеров. Проведен анализ инвестиционной активности в Республике Беларусь. Проанализированы процессы кластеризации в Республике Беларусь. Обос-

ABSTRACT

CLUSTER, ESG-CONCEPT, SUSTAINABLE DEVELOPMENT, INVESTMENTS, INVESTMENT ACTIVITY, DIGITALIZATION

Clustering contributes to the achievement of sustainable development goals, as clusters allow: creating jobs, increasing labor productivity, enhancing innovation, developing small and medium-sized businesses. The cluster approach in the Republic of Belarus based on the ESG concept (Environmental (E) - environment; Social (S) - social development; Governance (G) - company management) is proposed to be improved. Clustering allows not only to increase the investment attractiveness of the region and the country, but also to form and develop mutually beneficial cooperation and partnerships between cluster members, the development of related economic activities, and the formation of innovative infrastructure. Therefore, clustering based on the ESG concept will contribute to sustainable economic growth, which confirms the relevance of the topic. The purpose of the study is to justify the directions of using the ESG concept to increase investment attractiveness and develop clusters in the Republic of Belarus. The concept of ESG for the formation and development of clusters is considered in the article. The analysis of investment activity in the Republic of Belarus was carried out. The processes of clustering in the Republic of Belarus are analyzed. The directions of using the ESG concept in clusters in the Republic of Belarus are substantiated, including education in the field of the ESG concept; methodological support of the ESG

concept in the cluster; organizational support of the _/

* E-mail: gala-ya@list.ru (G. Yasheva)

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2023, № 1 (44)

г

нованы направления использования концепции ESG в кластерах в Республике Беларусь, включая просвещение в области концепции ESG; методическое обеспечение концепции ESG в кластере; организационное обеспечение концепции ESG в кластере. Таким образом, внедрение концепции ESG в кластерах позволит повысить их инвестиционную привлекательность для внешних инвесторов; увеличит спрос на продукты кластера за счет повышения лояльности клиентов и улучшения имиджа организаций кластера; повысит качество трудовых ресурсов за счет развития бренда работодателя, что в целом будет способствовать достижению целей устойчивого развития.

ESG concept in the cluster. Thus, the introduction of the ESG concept in clusters will increase their investment attractiveness for external investors; increase demand for cluster products by increasing customer loyalty and improving the image of cluster organizations; will improve the quality of the workforce through the development of the employer brand, which in general will contribute to the achievement of sustainable development goals.

ВВЕДЕНИЕ

Кластеры выступают точками роста экономики. Это проявляется в следующем. Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности, улучшению инвестиционного климата в регионе и стране, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий. Задачи по созданию кластеров в Республике Беларусь поставлены в ряде Государственных программ (Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [1], Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (Указ Президента Республики Беларусь 15.09.2021 № 348) [2] и стратегий развития регионов (Стратегия устойчивого развития Витебской области на 2016-2025 годы [3].

Для развития кластеров и регионов страны в целом требуются инвестиции. Так, в настоящее время в Республике Беларусь существуют - 8 действующих, 18 потенциальных и 6 формирующихся кластеров [4]. Процессы кластеризации проходят медленно. Одним из направлений привлечения инвестиций в экономику страны в «Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года» обозначена поддержка развития цифро-

вых секторов экономики с помощью создания кластеров [5]. То есть кластеры рассматриваются как инструмент привлечения иностранных инвестиций.

Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике Республики Беларусь, в трансформационный период, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала. Внешние угрозы и глобальные вызовы ограничили приток инвестиций в Республику Беларусь. Инвестиции являются необходимым ресурсом для стабилизации и роста экономики. Определенным трендом в развитии региональных экономик стал тренд на устойчивость. Конкурентоспособность и устойчивость развития организации стали определяться принятыми практиками и подходами в области охраны окружающей среды, работы с человеческими ресурсами и корпоративного управления (EnvironmentaL, Social, Corporate Governance -ESG) [6]. Концепция устойчивого развития трансформировалась в концепцию ESG.

Зарубежный опыт показывает, что сегодня инвесторы начали ориентироваться на соответствие организации ценностям ESG (Environmental (E) - окружающая среда (организация активна в сфере защиты экологии и природной среды); Social (S) - социальное развитие (бизнес должен обеспечивать сотрудникам достойные условия работы и равные возможности для трудоустрой-

ства, поддерживать общественные организации); Governance (G) - управление компанией [7]. По прогнозу Bloomberg, к 2025 году уровень ESG-ориентированных инвестиций может вырасти до 53 трлн долларов США [6]. Данные Yandex Wordstat подтверждают актуальность концепции ESG: число поисковых запросов по теме ESG выросло в 2021 году на 458 % [8].

Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение концепции ESG в кластерах будет способствовать привлечению инвестиций и созданию интернациональных кластеров в Беларуси и ускорит процесс кластеризации.

Вопросы теории и методологии формирования и развития кластеров рассматривались в работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как М. Афанасьев, М. Бест,

A. В. Бондаренко, Т. П. Быкова, М. П. Войнарен-ко, Л. А. Истомина, Д. М. Крупский, Л. Мясникова, М. Портер, С. Ф. Пятинкин, Н. Г. Синяк, О. Солвелл,

B. С. Фатеев, Э. Янг Лоурен и других.

Вопросы соответствия организаций принципам ESG рассматривались следующими учеными: экологические аспекты - Ануфриев В.П., Гудим Ю.В., Каминов А.А., Ryazanova N.Y., Sharkova A.V., Lobzhanidze N.E. и др.; социальные аспекты - Lehman G., Kuruppu S.C., Deegan C., Adhikari B.K., Eccles R.G., Stroehle J. и др.; управленческие аспекты - Батаева Б.С., Кокурина А.Д., Карпов Н.А., Вострикова Е.О., Мешкова А.П. и др.

Методологию ESG исследуют и разрабатывают не только ученые, но и правительства, международные организации, некоммерческие организации, занимающиеся защитой прав инвесторов, рейтинговые агентства, фондовые биржи, а также такие влиятельные политические организации, такие как Всемирный экономический форум.

Теорию и практику инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности исследовали: важность инвестиций (Давыдова Е.Ю., Рыбникова М.А., Серегин С.С., Влащук В.Н. и др.); инвестиционная привлекательность на макроэкономическом уровне (Климовских Н.В., Масленникова Е.В., Безрукова Т.Л.,Добросоцкий М.Н., Литвинова В.В. и др.); инвестиционная политика (Райзберг Б.А., Виленский П.Л., Шарп Уильям Ф., Леонтьев В. Е. и др.); инвестиционная привлекательность на микроэкономическом уровне

(Крамина Т.В., Леонова В.А., Тимирясовой А., Голов Р.С. и др.); факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия (Ен-довицкий Д.А., Юхтанова Ю. А., Братенкова А. В., Ростиславов Р.А., Мельничук О. М. и др.); методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия (Чараева М.В., Влащук В.Н., Бара-ненко С.П., Бусыгин К.Д. и др.).

Вместе с тем, задача повышения инвестиционной привлекательности кластеров в Республике Беларусь на основе ESG-концепции не была решена предыдущими исследователями.

Цель исследования - обосновать направления использования концепции ESG для повышения инвестиционной привлекательности и развития кластеров в Республике Беларусь.

Сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть содержание ESG-концепции и возможности ее применения для повышения инвестиционной привлекательности и развития кластеров;

- провести исследование инвестиционной активности в Республике Беларусь;

- проанализировать процессы кластеризации в Республике Беларусь;

- обосновать направления использования ESG-концепции в кластерах в Республике Беларусь.

Применение концепции ESG для повышения инвестиционной привлекательности и развития кластеров

Концепция ESG появилась как совершенствование концепции устойчивого развития, как ее составная часть. ESG - это устойчивое развитие коммерческой деятельности организаций. Концепция ESG базируется на учете в корпоративных стратегиях факторов: экологических (Environmental), социальных (Social), управленческих (Governance). В 2004 году впервые появилось понятие ESG в докладе, разработанном по инициативе Глобального договора ООН, как усовершенствованная концепция устойчивого развития [9]. В 2014 г. появилось законодательство в области ESG в ЕС. После принятия «Принципов ответственного инвестирования ООН» в 2006 году концепция ESG стала известной. В этом документе ответственное инвестирование определяется как стратегия и практика включения экологических, социальных и управленческих

факторов в процесс принятия инвестиционных решений и реализации прав инвесторов для воздействия на поведение компаний. По состоянию на сентябрь 2021 года количество организаций, присоединившихся к Принципам ответственного инвестирования, составило 4 360 [9].

Оценка Global Sustainable Investment Alliance («Глобальный альянс устойчивых инвестиций») показывает, что в активах ESG по всему миру сосредоточено около $ 40 трлн. А Bloomberg Intelligence, мировой лидер в области деловых и финансовых данных, новостей и аналитики, прогнозирует, что к 2025 году активы ESG составят треть ($ 53 трлн) от общего объема глобальных инвестиций [10].

ESG также определяется как три области, представляющие интерес для «социально ответственных инвесторов», которые считают важным учитывать собственные ценности и интересы при выборе инвестиций [9, 11].

Компоненты ESG - это группы рисков и возможностей, которые влияют на способность компаний перейти к долгосрочной бизнес-мо-

дели, смягчить финансовые риски, поддержать инвестиционную привлекательность и доверительные взаимоотношения со всеми заинтересованными сторонами. Направления формирования эффектов от внедрения ESG-концепции представлены в таблице 1.

Исследование внешней среды позволило выявить предпосылки концепции ESG:

- углубление существующих глобальных проблем современности (глобальное потепление, социальное неравенство);

- появление новых глобальных проблем современности (пандемия COVID-19);

- санкции со стороны Европейского Союза и США;

- усиливающая тенденция к трансформации социальной структуры, обусловленная процессами «цифровизации»;

- возникновение новых социальных практик в различных сферах общественной жизнедеятельности (в частности, «Индустрия 4.0» в экономике).

Таблица 1 - Формирование эффектов от внедрения ESG-концепции

Аспекты ESG-концепции Факторы Экономический эффект

Экологический аспект Климатические изменения, использование природных ресурсов и энергоносителей, управление отходами, биоразнообразие, качество воды и воздуха и т. д. - увеличение выручки от реализации продукции (за счет привлечение клиентов В2В и В2С с помощью устойчивых продуктов, доступ к ресурсам благодаря более тесным отношениям с общественностью и государственными органами); - снижение ресурсоемкости

Социальный аспект Развитие человеческого капитала, ин-клюзивность, условия труда и соблюдение прав человека, безопасность продукции и данных, взаимоотношения с клиентами и с общественностью в целом и т. д. - рост производительности труда (за счет повышения мотивации сотрудников, привлечения талантов в результате высокого социального доверия); - снижение текучести кадров

Управленческий аспект V Прозрачная деловая среда, подотчетность, доверительные отношения и стабильность, соблюдение деловой этики и т. д. - получение государственной поддержки и субсидий; - повышение окупаемости инвестиций за счет более эффективного долгосрочного распределения капитала

Источник: составлено автором на основе [8,12].

174

Показатели экономической эффективности рассматриваются во взаимосвязи с ESG-факто-рами, которые стали неотъемлемой частью кредитного анализа международных рейтинговых агентств и напрямую влияют на рейтинг компаний. Корреляция ESG с финансовыми результатами позитивная (по данным Prosperity Capital Management) [12].

Концепция ESG внедряется для:

- повышения инвестиционной привлекательности бизнеса;

- повышения производительности труда;

- снижения текучести кадров;

- повышения имиджа и репутации компании.

Все вышеперечисленное способствует повышению экономической эффективности организации и устойчивому развитию экономики страны в целом.

Степень внедрения концепции ESG оценивается рейтинговыми агентствами. ESG-рейтинг - это мнение рейтингового агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых бизнес-решений в компании ориентирован на устойчивое развитие в экологической, социальной и управленческой сферах.

ESG-рейтинг используется для:

- оценки эффективности управления компанией и прогнозирования возможных корпоративных рисков, а также рисков в экологической и социальной сферах;

- повышения заинтересованности со стороны инвесторов и клиентов, ориентированных на работу с теми компаниями, деятельность которых соответствуют принципам устойчивого развития.

Рэнкинг - это проект по сбору, систематизации и анализу ESG-данных, результатом которого становится составление ТОПа объектов по ESG оценке [12].

Крупными провайдерами и рейтинговыми агентствами, поставляющие ESG-рейтинги, ESG-рэнкинги и ESG-индексы являются: международные - MSCI, Sustainalytics, RobecoSAM и другие; российские - Expert, АКРА, НРА и другие [12].

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается большое количество крупных и средних компаний, которые знают и оценивают свои экологические, социальные и корпоративные риски бизнеса. Многие белорусские компа-

нии активно развивают стратегию корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО), инвестируют в экологические и социальные инициативы. При этом отсутствуют белорусские компании с присвоенными им ESG-рейтингами.

В Программе социально-экономического развития на 2021-2025 годы отмечено, что одним из приоритетных направлений развития Республики Беларусь является внедрение в среднесрочной перспективе финансовых инструментов поддержки зелёной экономики - зелёных облигаций, банковского проектного финансирования, создания банка зелёных инвестиций и др.

В Республике Беларусь в 2021 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710 «О Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы». В принятом плане обозначено рассмотрение вопроса целесообразности применения ESG-рейтингования [13].

Национальный банк Республики Беларусь в 2021 г. аккредитовал рейтинговое агентство ООО «БИК Рейтингс» [14], а также согласовал методологию присвоения корпоративных рейтингов и методологию присвоения кредитных рейтингов лизинговым организациям.

Исследование рейтингового агентства ООО «БИК Рейтингс» по теме «Зеленое финансирование, ESG и перспективы их развития в Беларуси» [12] показало, что ряд организаций подтверждает приверженность социально ответственному бизнесу, в том числе 28 компаний являются участниками Глобального договора ООН, среди которых такие крупнейшие банки и предприятия, как: ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК», ОАО «Сбер Банк», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», СООО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Пивоваренная компания Алива-рия», ЗАО «МТБанк», ЗАО «БСБ Банк» и другие.

В 2022 г. ООО «БИК Рейтингс» утверждена методология присвоения ESG-рейтингов компаниям, городам и регионам [15].

Причины использования инвесторами ESG-рейтингов отражены в таблице 2.

Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания провела опрос среди институциональных

Таблица 2 - Причины использования инвесторами ESG-рейтингов

Причина Оценка, %

Предоставление информации (данных), существенных для инвестиционной деятельности 71

Дополняют другие исследования организации по корпоративным показателям (рискам) ESG 65

Растущий спрос со стороны ключевых стейкхолдеров на использование ESG-рейтингов 35

Достоверный/качественный источник информации о корпоративных показателях ESG 35

Организация обязана интегрировать рейтинги ESG в инвестиционный анализ (принятие решений) 12

Организация получает репутационную выгоду от использования ESG-рейтингов 6

Другие 18

Источник: составлено автором на основе [8,12].

инвесторов - страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98 % опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Главными причинами являются следующие:

1. Наличие позитивной связи между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг.

2. Снижение риска для инвесторов благодаря учету ESG-рейтинга. Инвесторы могут избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например таких, как разлив нефти из-за взрыва платформы компании Transocean в 2010 году.

Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании [16].

Можно сделать вывод, что следование принципам ESG участникам кластера позволит получить такие экономические выгоды:

1. Привлечение инвестиций, поскольку инвесторы доверяют социально ответственным компаниям.

2. Повышение имиджа и репутации организации и реализации Р1Я-стратегии.

3. Повышение лояльности клиентов, которые, например, считают важной заботу об окружающей среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Развитие бренда работодателя, так как социальная составляющая ESG напрямую влияет на позиции компании на рынке труда. Анализ инвестиционной активности в Республике Беларусь

В связи с ограниченностью внутренних источников финансирования инвестиций в основной капитал, актуальным для Беларуси является привлечение иностранных инвестиций. В 2021 году в Республику Беларусь привлечено 8,7 млрд долл. США иностранных инвестиций, в том числе прямых - 6,6 млрд долл. США. Объем прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) на чистой основе составил 1,3 млрд долл. США (меньше уровня 2020 г. на 7,1 %), 35 % из них приходится на сектор промышленности. В тройку основных инвесторов ПИИ на чистой основе входят Российская Федерация (27,8 % от общей суммы), Кипр (19 %) и Австрия (4,8 %) [17].

Из таблицы 3 видно, что в стоимостном выражении объем иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, за период 2015-2021 гг. снижается.

Рисунок 1 - Логика влияния на инвестиционную привлекательность кластера

Источник: составлено автором.

Таблица 3 - Объем иностранных инвестиций по видам, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, млн долларов США

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Объем иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, млн долларов США 11 344,2 8 559,8 9 728,5 10 842,0 10 006,8 8 680,2 8 698,7

в том числе: - - - - - - -

прямые иностранные инвестиции в Республику Беларусь 7 241,4 6 928,6 7 634,2 8 537,1 7 233,2 6 006,0 6 558,0

портфельные иностранные инвестиции в Республику Беларусь 5,1 2,8 8,4 3,9 6,7 4,8 4,3

прочие иностранные инвестиции в Республику Беларусь 4 097,7 1 628,5 2 085,9 2 301,0 2 766,9 2 669,4 2 136,3

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млн долларов США 1 611,8 1 307,2 1246, 8 1 634,9 1 327,2 1 414,8 1 327,4 У

Источник: на основе данных [17,18].

Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь по итогам 9 месяцев 2022 года составило 5,3 млрд долл. США, что на 20,4 % ниже объема за 9 месяцев предыдущего года. Вместе с тем, по прямым иностранным инвестициям на чистой основе в указанном периоде наблюдается рост [18].

Основную долю, 87,4 % (4,64 млрд долл. США), занимают прямые иностранные инвестиции, их объем снизился на 3,9 %. Таким образом, за анализируемый период инвестиционная активность в Беларуси снизилась.

Внешние факторы (в том числе и COVID-19) усилили негативные тенденции в движении пря-

мых иностранных инвестиций и для Республики Беларусь.

Новым трендом развития финансирования является «зеленое финансирование». Суть его определена в Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 710) [13]: «Зеленое» финансирование - формы и инструменты финансирования, осуществляемые в целях развития «зеленой» экономики; где «Зеленая» экономика - модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды».

В Республике Беларусь положения по развитию зелёного финансирования отражены в программных документах:

- Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года (Президиум Совета Министров Республики Беларусь 4 февраля 2020 г.);

- Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292);

- Национальном плане действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10 декабря 2021 г. № 710).

Различные страны предусматривают финансовые льготы в сфере зелёного финансирования, в т. ч. льготные условия кредитования, механизмы снижения нагрузки на нормативный капитал и др. [12].

Примером зеленого финансирования в Беларуси является программа для финансирования экологических проектов микроорганизаций, малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей по льготной ставке, разработанная ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Также можно обозначить Программу финансирования устойчивой энергетики в Беларуси (BeLSEFF), которая реализована белорусскими банками при поддержке ЕБРР, которая реализуется в рамках международного

сотрудничества в области зеленых финансов. Примером «зеленой» инициативы является опыт ЗАО «МТБанк», банк заключил соглашение с международной финансовой организацией NEFKO (Nordic Environment Finance Corporation) для финансирования энергоэффективных проектов [19, 20, 21].

Анализ процессов кластеризации в Республике Беларусь

Инструментом устойчивого развития является кластер. Кластерная статистика свидетельствует о том, что в зарубежных странах активно функционируют кластеры. Кластеризацией уже охвачено более 50 % экономик ведущих стран. В Республике Беларусь процессы формирования кластеров идут медленно [22]. На сегодняшний день в Республике Беларусь: 8 действующих кластеров [4]. Ряд государственных программ, стратегий, концепций регламентируют создание кластеров.

Действующая практика государственной поддержки кластеров в Республике Беларусь отражает направления финансирования отдельных кластерных проектов на основе конкурсного отбора. Однако недостаток ресурсов, отсутствие методики конкурсного отбора кластерных проектов с учетом концепции ESG являются негативными факторами, влияющими на процесс кластеризации.

Исследования показали, что: процесс кластеризации в Республике Беларусь идет медленно; Государственные Программы по созданию кластеров выполняются не в полной мере; в Республике Беларусь большинство потенциальных и формирующихся кластеров; фактором, сдерживающим кластеризацию в Республике Беларусь является нехватка инвестиций; отсутствие методики ESG-рейтинга для субсидирования перспективных кластеров; организации не осведомлены о преимуществах концепции ESG для кластеров.

Одним из направлений привлечения средств в кластер является внедрение ESG-концепции в кластер. В Европейском Союзе промышленные кластеры рассматриваются как фундамент экосистемы, способствующей инновационной и технологической активности. В рамках мер по ускорению процессов цифровизации также планируется формирование «суперкластеров»

с наукоёмкими стартапами в сфере искусственного интеллекта. Таким способом ЕС стремится сохранить свою конкурентоспособность, уделяя существенное внимание развитию инноваций, включая общую цифровизацию экономики. В документе упоминается программа «Кластеры изменений», направленная на поддержку нового поколения сетей, создающих стоимость, которые были бы открытыми, межсекторальными, нацеленными на реализацию «Целей устойчивого развития», взаимосвязанными, стимулируемыми предпринимательской активностью [23].

Кластерные программы в ЕС привлекают разные источники финансирования, но основное значение имеет бюджетное финансирование и финансирование от фондов Европейского Союза, таких как Европейские структурные и инвестиционные фонды - всего в ЕС

функционирует 5 крупнейших инвестиционных фондов. Основная программа, направленная на развитие инноваций, в том числе в кластерах, (Но^оп2020) предполагает годовой бюджет в размере 80 млрд евро [23].

В рамках программы Но^оп2020 предусмотрено несколько направлений финансирования, а именно: кластеры могут напрямую направлять заявки на целевые гранты в Фонды; кластеры могут финансироваться за счет средств национальных и региональных бюджетов, в которые поступают средства, предусмотренные программой [23].

Существенная особенность всех программ -принцип софинансирования всех ключевых расходов со стороны частного бизнеса, при этом, доля государственных и региональных средств составляет от 50 % до 90 %. Управление кластерными проектами, как правило, осуществляется кластерной ассоциацией,внутри которой существует управляющая компания, решающая текущие вопросы развития всего кластера. Реализацию программ поддержки кластерных проектов осуществляют министерства или агентства/организации, созданные при министерстве, при этом, кластерная политика реализуется на 4 уровнях: наднациональном, национальном, региональном и локальном уровнях [24].

В Республике Беларусь согласно «Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и

мероприятий по ее реализации», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 27: «Предусматривается, что в пределах средств республиканского и местных бюджетов, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также за счет средств инновационных фондов, выделяемых в установленном порядке, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, могут быть профинансированы в течение мероприятия в области кластерного развития» [25].

Отсутствует возможность оказывать кластерам государственную поддержку именно как объединениям субъектов хозяйствования. Сегодня такая поддержка может оказываться лишь участникам кластера за счет средств инновационных фондов областей.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах формирования и реализации комплексных проектов на основе кластерной модели развития» [26] разработан Министерством экономики Республики Беларусь на основании Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 27 [25], с целью установления порядка организации и функционирования кластеров, реализации на их основе комплексных проектов, а также стимулирования кластерного развития национальной экономики. Однако Проект еще не принят.

Источником финансирования мероприятий комплексного проекта планируются средства инновационного фонда и иные средства от не запрещенных законодательством источников.

Таким образом, в Республике Беларусь, согласно имеющейся нормативной базе, источниками финансирования кластеров могут быть: средства республиканского и местных бюджетов, средства инновационных фондов, выделяемых в установленном порядке, и иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Если проводить сравнение с другими странами, то, например, в Российской Федерации ис-

пользуются следующие источники финансирования кластеров: собственные (чистая прибыль; резервные фонды; амортизационные отчисления и т. д.); заемные (банковский кредит; коммерческий кредит; средства от выпуска долговых ценных бумаг; краудлендинг; краудинвестинг и т. д.); привлеченные источники финансирования (эмиссия долевых ценных бумаг; государственные бюджет (федеральный, региональный, муниципальный бюджеты) - Федеральные целевые программы, Региональные и муниципальные программы развития экономики, поддержки малого и среднего бизнеса; краудфандинг и т. д. [27].

Таким образом, в Республике Беларусь ограниченное количество источников финансирования, ограниченное число государственных программ и фондов для финансирования кластеров.

Поэтому для развития процессов кластеризации актуальным является привлечение EБG-ин-вестирования в кластеры. Направления внедрения ESG-концепции в кластерах в Республике Беларусь

На основе выявленных проблем в финансировании кластеров в Беларуси, а также опыта внедрения концепции ESG в странах ЕС, предлагаются следующие направления внедрения EБG-концепции в кластерах Республики Беларусь (таблица 4).

Таблица 4 - Направления внедрения концепции ESG в кластерах

Направления внедрения ESG-концепции в кластерах Мероприятия

Просвещение в области концепции ESG - подготовку квалифицированных специалистов, обладающих компетентностью в области концепции ЕБС, в том числе на государственной службе; - разработку образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области концепции ЕБС; - распространение идей и принципов концепции ЕБС в региональном бизнес-сообществе; - привлечение специалистов, в том числе зарубежных, имеющих опыт внедрения концепции ЕБС; - популяризацию и продвижение идеи использования концепции ЕБС в профессиональном сообществе граждан, занимающихся вопросами управления и бизнеса

Методическое обеспечение концепции ESG - создание законодательной базы для оценки комплексных кластерных проектов и разработки методологии присвоения ЕБС рейтинга национальными рейтинговыми агентствами Республики Беларусь; - разработка методики ЕБС-рейтинга организаций, входящих в кластер; - разработка методов организационной поддержки ЕБС ориентированных кластеров; - финансирование ЕБС-мероприятий в кластере

Организационное обеспечение концепции ESG в кластере - разработка востребованных ЕБС-продуктов и услуг в кластерах; - использование цифровых технологий в создании экопродуктов и чистых технологий; - проведение образовательных и просветительских программ по вопросам ЕБС и устойчивого развития, обмен опытом между стейкхолдерами кластера; - создание ЕБС цифровой платформы для сотрудничества стейкхолдеров кластера; - внедрение нефинансовой отчетности в кластерах

Источник: составлено автором.

Реализация этих мероприятий должна осуществляться на уровне Министерства экономики Республики Беларусь, комитетов экономики регионов и ключевых стейкхолдеров кластеров. В рамках кластерных стратегий должны быть сформулированы задачи по внедрению концепции ESG.

Потенциальными реципиентами ESG-финан-сирования могут быть как действующие и формирующиеся, так и потенциальные кластеры, для них актуальна ESG-стратегия. ВЫВОДЫ

Тренды во внешней среде - экологизация, социальная ответственность бизнеса, цифро-визация экономики и общества, создали предпосылки для использования концепции ESG в развитии кластеризации в Республике Беларусь. Внедрение концепции ESG в кластерах будет иметь следующие преимущества для субъектов кластерных структур: позволит повысить их ин-

вестиционную привлекательность для внешних инвесторов; увеличит спрос на продукты кластера за счет повышения лояльности клиентов и улучшения имиджа и репутации организаций кластера; повысит качество трудовых ресурсов за счет развития бренда работодателя. Позиционирование кластеров на основе концепции ESG привлечет малый и средний бизнес в кластеры, тем самым будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению валового регионального продукта и поступлений в местные и республиканский бюджеты. Все это создаст условия для устойчивого развития экономики Республики Беларусь. В целях реализации условий предложены направления внедрения концепции ESG в кластерах: просвещение в области концепции ESG; методическое обеспечение концепции ESG; организационное обеспечение концепции ESG в кластере и конкретные мероприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

REFERENCES

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь 29 июля 2021 г. № 292, режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=P32100292, (дата доступа: 20.01.2023).

1. Program of socio-economic development of the Republic of Belarus for 2021-2025: Decree of the President of the Republic of Belarus on July 29 2021 r. № 292, available at: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=P32100292, (accesed 20 January 2023).

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь 15.09.2021 № 348, режимдоступа: https://pravo. by/upload/docs/op/P32100348_1632171600. pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

2. State program of innovative development of the Republic of Belarus for 2021-2025: Decree of the President of the Republic of Belarus 15.09.2021 № 348, available at: https://pravo. by/upload/docs/op/P32100348_1632171600. pdf, (accesed 20 January 2023).

3. Стратегия устойчивого развития Витебской области на 2016-2025 годы, режим доступа: https://docplayer.com/44311405-Ctrategiya-ustoychivogo-razvitiya-vitebskoy-oblasti.html, (дата доступа: 20.01.2023).

3. Strategy for sustainable development of the Vitebsk region for 2016-2025, available at: https://docplayer.com/44311405-Ctrategiya-ustoychivogo-razvitiya-vitebskoy-oblasti.html, (accesed 20 January 2023).

4. Карта кластеров Республики Беларусь // Министерство экономики Республики Беларусь, ре-

4. Map of clusters of the Republic of Belarus // Ministry of Economy of the Republic of Belarus,

жим доступа: https://economy.gov.by/upLoads/ fiLes/Karta-KLasterov/Karta-kLasterov-2022.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

5. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года, режим доступа: https://investinbeLarus. by/upLoad/strategy/Стратегия.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

available at: https://economy.gov.by/upLoads/ files/Karta-Klasterov/Karta-klasterov-2022.pdf, (accesed 20 January 2023).

5. Strategies for attracting foreign direct investment to the Republic of Belarus until 2035, available at: https://investinbelarus.by/ upload/strategy/GipaTenufl.pdf, (accesed 20 January 2023).

6. Цифровизация и ESG // Ассоциация «Цифровая энергетика», режим доступа: https:// www. digital-energy. r u/wp - co n te n t/ upLoads/2021/10/Отчет-по-ESG.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

7. ESG-инвестиции захватывают мир. Что это и почему они все популярнее, режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/60efd48d9a7 9477f9b55d91d, (дата доступа: 20.01.2023).

6. Digitization and ESG // Digital Energy Association, available at: https://www.digital-energy.ru/wp-content/uploads/2021/10/0T4eT-по-ESG.pdf, (дата доступа: 20 January 2023).

7. ESG investments are taking over the world. What is it and why are they getting more and more popular?, available at: https://quote.rbc. ru/news/article/60efd48d9a79477f9b55d91d, (accesed 20 January 2023).

8. EБG переход. Возможности сегодняшнего дня // Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями, режим доступа: https://gLobaLcentre.hse.ru/ data/2022/04/11/1787560199/Кузнецова %20 You%20БociaL%208.04.22.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

9. Эволюция, основные понятия и опыт регулирования EБG // НИФИ - Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILEБ/Reports /НИФИ_Экологические_социальные_управ-ленческие_факторы_EБG.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

10. EБG-стратегия: модный тренд или работающий инструмент? Мнения экспертов и участников рынка // EcoБtandard.journaL, режим доступа: https://journaL.ecostandardgroup.ru/ esg/test/esg-strategiya-modnyy-trend-iLi-rabotayushchiy-instrument-mneniya-ekspertov-i-uchastnikov-rynka/, (дата доступа: 20.01.2023).

8. ESG transition. Todays Opportunities // Com-petenceCenterforCooperationwithlnternationaL Organizations, available at: https://gLobaLcentre. hse.ru/data/2022/04/11/1787560199/Ky3-нецова%20You%20SociaL%208.04.22.pdf, (accesed 20 January 2023).

9. Evolution, basic concepts and experience of ESG regulation // NIFI - Research Financial Institute Ministry of Finance of the Russian Federation, available at: https://www.nifi.ru/images/FILES/ Reports/НM®M_Эко.погм4ескме_соцма.пbHblе_ ynpaB.neH4ecKue_$aKTopbi_ESG.pdf, (accesed 26 January 2023).

10. ESG strategy: a fashionable trend or a working tool? Opinions of experts and market participants // EcoStandard.journaL, available at: https:// journaL.ecostandardgroup.ru/esg/test/esg-strategiya-modnyy-trend-iLi-rabotayushchiy-instrument-mneniya-ekspertov-i-uchastnikov-rynka/, (accesed 20 January 2023).

11. What is ESG (Environmental SociaL, and Governance)? (2022) // ESG (Environmental SociaL and Governance) A framework for

11. What is ESG (Environmental, Social, and Governance)? (2022) // ESG (Environmental, Social and Governance) A framework for understanding and measuring how sustai-nably an organization is operating, available at: https://corporatefinanceinstitute.com/resources /knowledge/other/esg-environmental-social-governance/, (accesed 20.01.2023).

12.Зелёное финансирование, ESG и перспективы их развития в Беларуси / ООО «БИК РЕЙТИНГС», режим доступа: https://bikratings. by/wp-content/uploads/2022/01/esg-i-zelyonoe-finansirovanie.pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

13. Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 2021-2025 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10 декабря 2021 г., № 710 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961 &p0=C22100710, (дата доступа: 20.01.2023).

14.В Республике Беларусь аккредитовано рейтинговое агентство ООО «БИК Рейтингс» // Национальный банк Республики Беларусь, режим доступа: http://www.nbrb.by/news/10933, (дата доступа: 20.01.2023).

15. Методология присвоения ESG-рейтингов компаниям, городам и регионам // BIK Ratings, режим доступа: https://bikratings.by/wp-content/uploads/2022/07/metodologiya-esg-v. pdf, (дата доступа: 20.01.2023).

16. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать // РБК Тренды, режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/ green/614b224f9a7947699655a435, (дата доступа: 20.09.2022).

17.Беларусь: экономический обзор // Министерство финансов Республики Беларусь при участии Национального банка Республики Беларусь, Министерства экономики Респуб-

understanding and measuring how sustainabLy an organization is operating, available at: https://corporatefinanceinstitute.com/resources /knowLedge/other/esg-environmentaL-sociaL-governance/, (accesed 20 January 2023).

12. Green finance, ESG and prospects for their development in Belarus / BIK RATINGS, available at: https://bikratings.by/wp-content/upLoads/ 2022/01/esg-i-zeLyonoe-finansirovanie.pdf, (accesed 20 January 2023).

13. NationaL Action PLan for the DeveLopment of the "Green" Economy in the RepubLic of BeLarus for 2021-2025: Decree of the CounciL of Ministers of the RepubLic of BeLarus, December 10 2021, № 710 // NationaL LegaL Internet PortaL of the RepubLic of BeLarus, avaiLabLe at: https://pravo. by/document/?guid=3961&p0=C22100710, (accesed 20 January 2023).

14. The rating agency «BIK Ratings» LLC is accredited in the RepubLic of BeLarus // NationaL Bank of the RepubLic of BeLarus, avaiLabLe at: http://www.nbrb.by/news/10933, (accesed 20 January 2023).

15. MethodoLogy for assigning ESG ratings to companies, cities and regions // BIK Ratings, avaiLabLe at: https://bikratings.by/wp-content/ upLoads/2022/07/metodoLogiya-esg-v.pdf, (accesed 20 January 2023).

16. ESG principLes: what they are and why companies shouLd foLLow them // RBC Trends, avaiLabLe at: https://trends.rbc.ru/trends/green/ 614b224f9a7947699655a435, (accesed 20 January 2023).

17. BeLarus: economic review // Ministry of Finance of the RepubLic of BeLarus with the participation of the NationaL Bank of the RepubLic of BeLarus, the Ministry of Economy of the RepubLic of BeLarus, JSC «DeveLopment Bank of the RepubLic of BeLarus», avaiLabLe at: https://minfin. gov.by/upLoad/gosdoLg/vneshniy/BeLarus_ Macroeconomic_Snapshot_2021_rus, (accesed

лики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», режим доступа: https://minfin. gov.by/upLoad/gosdoLg/vneshniy/BeLarus_ Macroeconomic_Бnapshot_2021_rus, (дата доступа: 20.09.2022).

18. Результаты инвестиционной политики // Министерство экономики Республики Беларусь, режим доступа: https://economy.gov.by/ru/ pezuLtat-ru/, (дата доступа: 20.09.2022).

19. Увеличение масштаба «зеленых» инвестиций и финансирования в Беларуси // EaPGreen, режим доступа: http://www.green-economies-eap.org/ru/resources/BeLarus_БcaLing%20 up%20Finance_Russian_FINAL.pdf, (дата доступа: 20.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 January 2023).

18. Results of investment policy // Ministry of Economy of the Republic of Belarus, available at: https://economy.gov.by/ru/pezultat-ru/, (accesed 20 January 2023).

19. Scaling up green investment and finance in Belarus // EaPGreen, available at: http:// www.green-economies-eap.org/ru/resources/ Belarus_Scaling%20up%20Finance_Russian_ FINAL.pdf, (accesed 20 January 2023).

20. MTBank project and Nordic Environment Finance Corporation // Aleinikov & Partners, available at: https://argument.by/projects/ detail.php?ID=290, (accesed 20 January 2023).

20. Проект МТБанка и Nordic Environment Finance Corporation // Aleinikov & Partners, режим доступа: https://argument.by/projects/ detail.php?ID=290, (дата доступа: 20.09.2022).

21. Лузгина, А. (2021), Зеленый банкинг: сущность, инструменты и перспективы развития, Банкаyскi eecHiK, 2021, С. 31-42, режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/10842.pdf, (дата доступа: 20.09.2022).

22. Яшева, Г А., Вайлунова, Ю. Г (2021), Оценка готовности малого и среднего предпринимательства к сотрудничеству в рамках кластера: методика и апробация, Вестник Витебского государственного технологического университета, 2021, № 1 (40), С. 246-255.

23. Clusters and Clustering Policy: a Guide for Regional and Local Policy Makers, available at: http://cor.europa.eu/en/Ar-chived/Documents /59e772fa-4526-45c1-b679-1da3bae37f72.pdf, (accesed 20.01.2023).

24. European Cluster Panorama, available at: https://ec.europa.eu/growth/smes/cluster/ observatory/cluster-mapping-services/ clusterpanora ma_en, (accesed 20.01.2023).

21. Luzgina, A. (2021), ZeLenyjbanking: sushch-nost', instrumenty i perspektivy razvitiya [Green banking: essence, tooLs and deveLopment prospects], Bankauski vesnik - Banking vestnik, 2021, PP. 31-42, avaiLabLe at: https://www.nbrb. by/bv/articLes/10842.pdf, (accesed 20 January 2023).

22. Yasheva, G. A., VaiLanova, J. G. (2021), Ocenka gotovnosti maLogo i srednego predprinima-teL'stva k sotrudnichestvu v ramkah kLastera: metodika i aprobaciya [Assessment of the readiness of smaLL and medium-sized enterprises for cooperation within the cLuster: methodoLogy and approbation], Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universi-teta - Vestnik of the Vitebsk State Technological University, 2021, № 1 (40), PP. 246-255.

23. CLusters and CLustering PoLicy: a Guide for RegionaL and LocaL PoLicy Makers, avaiLabLe at: http://cor.europa.eu/en/Ar-chived/Documents /59e772fa-4526-45c1-b679-1da3bae37f72.pdf, (accesed 20.01.2023).

24. European CLuster Panorama, avaiLabLe at: https://ec.europa.eu/growth/smes/cLuster/ observatory/cLuster-mapping-services/ cLusterpanorama_en, (accesed 20.01.2023).

J

25. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 27, режим доступа: https://pravo.by/novosti/ novosti-pravo-by/2014/january/11399/, (дата доступа: 20.01.2023).

25. The concept of formation and development of innovative industrial clusters in the Republic of Belarus and measures for its implementation: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of January 16 2014 № 27, available at: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2014/january/11399/, (accesed 20 January 2023).

26. Министерство экономики Республики Беларусь: Официальный сайт, режим доступа: https://economy.gov.by/ru, (дата доступа: 20.01.2023).

27. Стрельник, М. М. (2020), Источники финансирования кластера и его участников, Вестник Алтайской академии экономики и права, 2020, № 9-1, С. 155-165, режим доступа: Ы^:// vaael.ru/ru/article/view?id=1316, (дата доступа: 08.02.2023).

26. Ministry of Economy of the Republic of Belarus: Official site, available at: https://economy.gov. by/ru, (accesed 20 January 2023).

27. Strelnik, M. M. (2020), Istochniki finansirova-niya klastera i ego uchastnikov [Sources of funding for the cluster and its participants], Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava -Vestnik of the Altai Academy of Economics and Law, 2020, № 9-1, PP. 155-165, available at: https:// vaael.ru/ru/article/view?id=1316, (accesed 20 January 2023).

Статья поступила в редакцию 25. 10. 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.