Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ ПРОЕКТОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕДРА / РАЗВЕДКА / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / РИСК / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальманов С. М.

В статье рассмотрены перспективные направления и возможности повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов/работ. Отдельное внимание уделено формализации и выделению конкретных этапов геологоразведки и соответствующих им источников финансирования. Также обозначены возможности оптимизации налоговой нагрузки и методы упрощения прохождения разрешительных процедур и получения лицензии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF EXPLORATION PROJECTS

The article discusses promising areas and opportunities to increase the investment attractiveness of exploration projects/works. Separate attention is paid to the formalization and allocation of specific stages of geological exploration and their corresponding sources of funding. The possibilities of optimizing the tax burden and methods for simplifying the passage of licensing procedures and obtaining a license are also indicated.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ ПРОЕКТОВ»

Повышение инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов

Сальманов Сергей Миншакирович, кандидат экономических наук, директор дирекции бюджетирования, аналитического контроля и отчетности АО «Полиметалл УК», Salmanov@polymetal.ru

В статье рассмотрены перспективные направления и возможности повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов/работ. Отдельное внимание уделено формализации и выделению конкретных этапов геологоразведки и соответствующих им источников финансирования. Также обозначены возможности оптимизации налоговой нагрузки и методы упрощения прохождения разрешительных процедур и получения лицензии.

Ключевые слова: недра, разведка, инвестиции, государство, риск, проект.

В экономике любой страны минерально-сырьевому сектору принадлежит одно из ведущих мест, что обуславливает высокую значимость состояния запасов полезных ископаемых и динамики их развития. Разработка месторождений является одним из приоритетных направлений обеспечения внутреннего и внешнего рынков стратегическим сырьем, кроме того, добываемое сырье в значительной степени определяет экспортный потенциал страны и является мощным источником поступлений средств в государственный бюджет [1]. На фоне постоянного ускорения потребления минеральных ресурсов и истощения действующих месторождений трудно переоценить потребность государства в эффективной эксплуатации своих недр, в первую очередь, это касается освоения стратегических полезных ископаемых.

Добыча и переработка минерального сырья традиционно являются фондоемкими отраслями, предполагающими создание и эксплуатацию стоимостных сооружений, приобретение горного и транспортного оборудования. Инвестиции в эти отрасли обычно являются масштабными проектами со значительными сроками освоения месторождений полезных ископаемых, что влечет за собой широкий спектр разнообразных рисков инвестирования. В тоже время, для горнодобывающих предприятий в процессе производства характерно усложнение горнотехнических условий отработки месторождений, снижение качества добываемых минеральных ресурсов, увеличение глубины ведения работ, недостаток средств для организации геологоразведочных работ. [2]. В результате происходит замедление темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - МСБ), наблюдается постепенное уменьшение прироста разведанных запасов по большинству полезных ископаемых в сравнении с объемами их добычи.

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность инвестиционной оценки геологоразведочных проектов, направленных на воспроизводство МСБ на разных уровнях: на локальном, что касается отдельных месторождений полезных ископаемых, региональном и государственном - с определением наиболее стратегически важных видов минерального сырья. Это в свою очередь предопределяет необходимость проведения геологоразведочных работ, реализация которых связана с целым рядом проблем технологического, организационно-экономического и инновационного характера, влияющих на бесперебойную работу горнодобывающих предприятий.

Сложившаяся непростая ситуация объясняется изменением подходов к финансированию геологоразведочных работ. Во многих странах мира государство в гораздо меньшей степени стало поддерживать финансирование этой отрасли, отдавая ее на откуп частным компаниям. Исключением не стала и Российская Федерация. На рисунке 1 представлена динамика финансирования геологоразведочных работ с 2013 по 2022 (прогноз) годы. Анализируя график, автор отмечает, что за

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

CS CS

о

CS

in

О Ш

m x

3

<

m о x

X

последние три года инвестиции в геологоразведку существенно растут. С 2018 года по 2021 год финансирование на исследование недр увеличилось на 57 %. Среднегодовой темп роста составил более 14 %. В 2020 и 2021 годах, несмотря на сложную пандемическую ситуацию в стране и мире ежегодные темпы роста ассигнований на геологоразведочные проекты на 24 % и 26 % соответственно.

44,1

44,5 44,8 47,1

20 38,9

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2Ü1S

2021 2022 (прогноз!

■ Средства недропользователей ■ Средства федерального бюджета

*Прогноз на 2022 год представлен автором. Рис. 1 Динамика финансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые за счет всех источников финансирования в 2013-2021 гг. и прогноз на 2022 г., млрд. руб. [2].

Анализ структуры источников финансирования показывает постепенное сокращение государственных расходов в общем объеме затрат на геологоразведочные проекты. Так, если в 2017 году она составляла 13 % от общего объема финансирования, то уже в 2020 году она составила всего 7 %, то есть сократилась практически в 2 раза.

Несмотря на положительную динамику инвестиций в геологоразведку, не подлежит сомнению тот факт, что для обеспечения бесперебойного производства минерально-сырьевых ресурсов требуется расширение мер по привлечению инвестиций в геологоразведочную отрасль. Невысокий интерес инвесторов к участию в проектах по разведке недр связан преимущественно с вероятностным характером проводимых изысканий, а также с широким сектором сопутствующих рисков.

В этих условиях проблема формирования механизма инвестиционного обеспечения и повышения привлекательности геологоразведочных работ на месторождениях формирует важную научно-исследовательскую задачу, необходимость решения которой и определяет выбор темы данной статьи.

Отечественный и зарубежный опыт финансирования и инвестиционного обеспечения геологоразведочных работ в лице государственных и частных компаний, изложен в работах Соловьева, А.В., Юбко В.М., Кругляко-вой М.В., Мейснера Л.Б., Прокопцевой С.В., Linna, L.; Lei, Y.; Jianping, G.; Cortazar, G.

Существенный вклад в решение экономических вопросов недропользования внесли такие авторы как Назарова З.М., Рыжова Л.П., Арутюнов К.Г., Харламов М.Ф., Kim, Jinsoo; Heo, Eunnyeong; Liu, Y.; Smith, J.

Однако, несмотря на значимость проблемы и имеющиеся на сегодняшний день труды, еще широкий круг вопросов в подготовке, обеспечении и проведении геологоразведочных работ остается открытым. В частности, усовершенствования и развития требуют методы экономической оценки геологического риска. Кроме того, вопрос стадийности геологоразведочных работ, их объекты и задачи широко исследуется в научных кругах, а также прорабатывается специалистами профильных министерств и ведомств, но не изучается в контексте целесообразности финансирования разными субъектами.

В отдельном обосновании нуждается стратегия управления системой проведения геологоразведочных исследований, которая была бы направлена на формирование оптимальных производственных показателей и ориентирована на работу в условиях динамично меняющейся внешней среды.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении перспективных направлений и выделении возможностей повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов/работ.

Геологоразведочные работы (ГРР) в чистом виде это сервисные услуги по бурению поисковых и разведывательных скважин, а также выполнению сейсмо- и электроразведывательных, гравиметрических, геохимических и других работ [3]. Основными заказчиками ГРР являются горнодобывающие компании и частично государство, спрос на ГРР варьируется не только в зависимости от внутренней, но и мировой конъюнктуры на рынках.

Специфика геологоразведочного процесса заключается в том, что он представляет собой многолетний производственный цикл, который разделён на последовательные этапы и для каждого из этих этапов характерными являются свои уникальные цели и требования. Сам по себе производственный процесс в геологоразведке не уникальный. Аналогичные процедуры также присутствуют и в ряде других отраслей промышленности - судостроительной, авиационной, машиностроительной энергетической и т.д. Однако отличительной особенностью исследования недр является то, что в ходе производства отнюдь не каждый объект изысканий затем превращается в итоговый продукт - месторождение.

В связи с этим, с целью повышения инвестиционной привлекательности гРр, необходимо четко обозначить на какой стадии инвестор будет привлекаться, что от него потребуется и на какой эффект он может рассчитывать. Для этого предлагаем воспользоваться рекомендациями ООН и МАГАТЭ относительно деления ГРР на конкретные этапы и выбора соответственно каждому этапу источника финансирования (см. табл. 1).

Итак, используя данные таблицы 1, можно предложить такую схему финансирования ГРР, которая позволит формализовать отношения между государством и частными инвесторами и определить заинтересованность каждой из сторон. Региональные геологические, геофизические и геологосъемочные работы (I стадия ГРР) выполняются государственными институтами и финансируются из государственного бюджета.

По мнению автора, поисковые и поисково-оценочные работы (II этап ГРР) должны иметь смешанное финансирование, основанное на государственно-частном партнерстве, поскольку направлены на открытие и эко-

номическую оценку месторождений полезных ископаемых. Имеется опыт успешного сотрудничества государства и предприятий недропользователей, например инвестиционный проект государственного значения по освоению минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского Края.

Таблица 1

Стадии геологического изучения недр по схеме, рекомендованной ООН и МАГАТЭ

Традиционная градация Стадийность рекомендуемая ООН и МАГАТЭ Объект Субъекты финансирования

Региональное геологическое изучение Reconnaissanc e (рекогносцировка) Геологические области (районы) Государство в лице государственных и профильных ведомств

Поиски и поисково-оценочные работы Prospecting (поиски) Перспективная зона (район) Государственные компании, частные геологические компании, геологические службы горнодобывающих компаний

General Exploration (общие исследования/ разведка) Месторождение Частные геологические компании, геологические службы горнодобывающих компаний, государственные предприятия

Разведка Detail Exploration (подробные исследования/ разведка) Месторождение или его часть Геологические службы горнодобывающих компаний, частные геологические компании, государственные предприятия

предполагает ведение электронных торгов по методу пошагового снижения начальной цены и последующего представления ценовых предложений. Преимущества электронных аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами заключаются в следующем: публичность и открытость; возможность отследить все этапы продаж разрешений; использование электронной площадки и участие в торгах в любом месте; честные и открытые правила; формирование подлинной рыночной цены; отсутствие контакта с чиновником [5].

На практике схема функционирования электронного аукциона для получения лицензии на пользование недрами выглядит следующим образом (рис. 2).

Разведывательные работы (III стадия ГРР) выполняются и финансируются бизнесом и только для объектов, рентабельность отработки запасов которых доказана.

Помимо четкого разделения стадии финансирования ГРР, можно обозначить также еще ряд перспективных направлений, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность геологоразведочных проектов.

Итак, одним из факторов, является упрощение и повышение эффективности разрешительного процесса на проведение работ. Так, например, согласно Индексу инвестиционной привлекательности, который оценивает привлекательность определенных регионов на основе политики и правил, Канада обошла США в качестве страны, занимающей первое место по инвестициям в минеральные ресурсы, причем три ее региона возглавили список: Саскачеван, Манитоба и Квебек.

Эффективность процесса получения разрешений была ведущим фактором при определении рейтинга инвестиционной привлекательности. Политика Канады в области получения разрешений на проведение геологоразведочных работ является упорядоченной, а оформление всех документов занимает не более 2-3 лет. В то же время в США процесс получения разрешений занимает до 10 лет [4]. Канаде удается проводить эффективную политику по стимулированию геологоразведки, придерживаясь при этом строгих экологических стандартов.

Особого внимания с точки зрения упрощения получения разрешения на проведение геологоразведочных работ и как следствие повышения инвестиционной привлекательности соответствующих проектов заслуживает используемая в странах Восточной Европы практика проведения электронных аукционов. Этот аукцион

Рис. 2 Таймлайн процедуры получения лицензии на проведение геологоразведочных работ

Также следует отметить положительный опыт Казахстана в стимулировании инвестиционный вложений в геологоразведку. Согласно планам правительства, на геологоразведочные работы до 2030 г. будет привлечено около 7 млрд тенге инвестиций. Реализовать этот план позволит объединение налогов. В Казахстане есть значительные месторождения, которые требуют очень объемных затрат в результате чего они не привлекательны для инвесторов. Чтоб улучшить ситуацию предлагается объединить ряд налогов на добычу полезных ископаемых в один альтернативный налог. При этом налог останется прежним с точки зрения фискальной нагрузки, но изменится парадигма взаимоотношений налоговой системы и налогоплательщиков. В основе обновленного подхода лежит принцип добровольности, прозрачности и партнерства инвесторов и государств.

Предложенная упрощенная система налогообложения является относительно легкой в администрировании и не требует чрезмерного количества информации. Концептуально суть налогообложения заключается в объединении ресурсо-рентного налога, применяемого как дополнительный налог в комбинации с налогом на прибыль. При этом ставку ресурсно-рентного налога планируется снизить. В свою очередь в рамках налога на прибыль будут использоваться переменные (прогрессивные) ставки налогообложения, которые зависят не только от природно-геологических и эксплуатационных условий добычи, но и от уровня доходности проекта, который может определяться по критерию соотношения накопленного чистого дохода к накопленным расходам на разных этапах его реализации.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что повышение инвестиционной привлекательности геологоразведочных проектов/работ предполагает реализацию комплексных, системный действий, которые должны включать в себя организационные, экономические, финансовые меры и реализовываться на разных уровнях.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

Литература

1. Юков В. Влияние изменения минерально-сырьевой базы на интенсивность ее освоения // Маркшейдерский вестник. 2020. № 5. С. 44-53.

2. Amaro, Ronal Vicente Estrella Determining factors of investment in mineral exploration // International journal of mining and mineral engineering. 2021. Volume 12: Number 2; pp 85-105.

3. Аликин Э.А. Стадийность геологоразведочных работ для гидрогеологического обоснования захоронения нефтепромысловых стоков // Разведка и охрана недр. 2021. № 1. С. 43-47.

4. Castillo, Emilio Defining geological maturity: The effect of discoveries on early-stage mineral exploration // Resources policy. 2021. Volume 74; рр 13-19.

5. Riesgo Garcia, Maria Victoria Scoping studies of rare earth mining investments: Deciding on further project developments // Resources policy. 2019. Volume 64:

Increasing the investment attractiveness of exploration projects Salmanov S.M.

JSC Polymetal Management Company,

The article discusses promising areas and opportunities to increase the investment attractiveness of exploration projects/works. Separate attention is paid to the formalization and allocation of specific stages of geological exploration and their corresponding sources of funding. The possibilities of optimizing the tax burden and methods for simplifying the passage of licensing procedures and obtaining a license are also indicated. Keywords: subsoil, exploration, investment, state, risk, project. References

1. Yukov V. Influence of changes in the mineral resource base on the intensity

of its development // Mark-Scheider Bulletin. 2020. No. 5. S. 44-53.

2. Amaro, Ronal Vicente Estrella Determining factors of investment in mineral

exploration // International journal of mining and mineral engineering. 2021. Volume 12: Number 2; pp 85-105.

3. Alikin E.A. Stages of exploration works for hydrogeological substantiation

of oilfield waste disposal // Exploration and protection of mineral resources. 2021. No. 1. S. 43-47.

4. Castillo, Emilio Defining geological maturity: The effect of discoveries on

early-stage mineral exploration // Resources policy. 2021. Volume 74; pp 13-19.

5. Riesgo Garcia, Maria Victoria Scoping studies of ra-re earth mining

investments: Deciding on further project developments // Resources policy. 2019. Volume 64:

СЧ СЧ

о

СЧ lO

О Ш

m

X

3

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.