Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ КАК ВАЖНОМУ КОМПОНЕНТУ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ КАК ВАЖНОМУ КОМПОНЕНТУ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМОВОСПИТАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесник А.И.

Состояние окружающей природы в настоящее время расценивается как катастрофическое, ставящее человечество на грань исчезновения. Необходим комплекс мер, направленный на качественное улучшение экологического образования и воспитания различных категорий населения, ведущим компонентом которого должно быть экологическое самовоспитание. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 46 студентов естественно-географического факультета Ульяновского педагогического университета. При выявлении готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности использовались методы опроса: анкетирование, беседы; педагогического наблюдения, педагогического эксперимента; метод экспертной оценки. В ходе педагогического эксперимента проводились выезды на природу. Будущие учителя приобретали навыки оценки ее состояния, предлагали свои варианты восстановления, разрабатывали специальные программы в рамках акции «Помоги природе». Результаты исследования. При сравнении показателей готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности, включающей экологическое самовоспитание, установлено, что в ЭГ к окончанию педагогического эксперимента они существенно улучшились по отношению к КГ. Если в КГ и ЭГ исходный уровень готовности в ЭГ оценен в 2,8±0,17 балла, то после окончания педагогического эксперимента в ЭГ оценка увеличилась до 3,6±0,25 балла (р>0,05) при сохранении той же оценки в КГ. Подобный прирост показателей в ЭГ был отмечен по развитию социально-значимых качеств личности; мотивационной сферы; навыков практической экологической деятельности. Заключение. Разработка и использование критериев оценки готовности студентов педагогического университета к экологическому самовоспитанию способствует совершенствованию образовательного процесса, обеспечивающего повышение их профессиональной подготовки. Повышение готовности будущих учителей физического воспитания к экологическому самовоспитанию следует отнести к разряду прикладных научных исследований практической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TRAINING IMPROVEMENT IN ECOLOGICAL SELF-EDUCATION AS AN IMPORTANT COMPONENT OF ECOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING

The state of the nature is catastrophic. Humanity is now on the verge of extinction. We need a set of measures aimed at improving the quality of environmental education and education of various categories of the population. The leading component of this should be environmental self-education. Methodology and study organization. The study involved 46 students of the Natural Geography Faculty in the Ulyanovsk Pedagogical University. The survey methods were used to identify the readiness of future teachers for environmental and pedagogical activities: questionnaires, conversations; pedagogical observation, pedagogical experiment; method of expert evaluation. During the pedagogical experiment, field trips were conducted. Future teachers acquired the skills to assess nature's condition, offered their own recovery options, and developed special programs as part of the "Help Nature «campaign. Results. The indicators of future teachers’ readiness for environmental and pedagogical activities, including environmental self-education, were compared. The EG (experimental group) students significantly improved their results by the end of the pedagogical experiment. The initial level of readiness in the EG and the CG (control group) was equal, about 2.8±0.17 points. After the end of the pedagogical experiment in the EG the score increased to 3.6±0.25 points (p>0.05) while maintaining the same score in the CG. A similar increase in indicators of the EG was noted for the development of socially significant personal qualities; motivational sphere; practical environmental skills. Conclusion. The development and use of criteria for assessing the students' readiness for environmental self-education at the pedagogical University contributes to the improvement of the educational process. This ensures the improvement of their professional training. Increasing the readiness of future physical education teachers for environmental self-education should be attributed to the category of applied scientific research of a practical orientation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ КАК ВАЖНОМУ КОМПОНЕНТУ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 74.5:20.1 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-155-162

Повышение готовности будущих учителей физической культуры к экологическому самовоспитанию как важному компоненту эколого-

педагогической подготовки

Колесник А.И.*

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Ульяновск, Россия ORCID: 000-0002-3065-2750, anyakolesnikQ3@mail.ru*

Аннотация: Состояние окружающей природы в настоящее время расценивается как катастрофическое, ставящее человечество на грань исчезновения. Необходим комплекс мер, направленный на качественное улучшение экологического образования и воспитания различных категорий населения, ведущим компонентом которого должно быть экологическое самовоспитание. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 46 студентов естественно-географического факультета Ульяновского педагогического университета. При выявлении готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности использовались методы опроса: анкетирование, беседы; педагогического наблюдения, педагогического эксперимента; метод экспертной оценки. В ходе педагогического эксперимента проводились выезды на природу. Будущие учителя приобретали навыки оценки ее состояния, предлагали свои варианты восстановления, разрабатывали специальные программы в рамках акции «Помоги природе». Результаты исследования. При сравнении показателей готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности, включающей экологическое самовоспитание, установлено, что в ЭГ к окончанию педагогического эксперимента они существенно улучшились по отношению к КГ. Если в КГ и ЭГ исходный уровень готовности в ЭГ оценен в 2,8±0,17 балла, то после окончания педагогического эксперимента в ЭГ оценка увеличилась до 3,6±0,25 балла (р>0,05) при сохранении той же оценки в КГ. Подобный прирост показателей в ЭГ был отмечен по развитию социально-значимых качеств личности; мотивационной сферы; навыков практической экологической деятельности. Заключение. Разработка и использование критериев оценки готовности студентов педагогического университета к экологическому самовоспитанию способствует совершенствованию образовательного процесса, обеспечивающего повышение их профессиональной подготовки. Повышение готовности будущих учителей физического воспитания к экологическому самовоспитанию следует отнести к разряду прикладных научных исследований практической направленности.

Ключевые слова: будущие педагоги, природоохранная деятельность, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое самовоспитание, готовность студентов к самовоспитанию.

Для цитирования: Колесник А.И.* Повышение готовности будущих учителей физической культуры к экологическому самовоспитанию как важному компоненту эколого-педагогической подготовки. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(1): 155-162. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-155-162.

The future physical education teachers training improvement in ecological self-education as an important component of ecological and pedagogical

training

Anna I. Kolesnik*

IN. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk Ulyanovsk, Russia ORCID: 000-0002-3065-2750, anyakolesniko3@mail.ru*

Abstract: The state of the nature is catastrophic. Humanity is now on the verge of extinction. We

need a set of measures aimed at improving the quality of environmental education and education of various categories of the population. The leading component of this should be environmental self-education. Methodology and study organization. The study involved 46 students of the Natural Geography Faculty in the Ulyanovsk Pedagogical University. The survey methods were used to identify the readiness of future teachers for environmental and pedagogical activities: questionnaires, conversations; pedagogical observation, pedagogical experiment; method of expert evaluation. During the pedagogical experiment, field trips were conducted. Future teachers acquired the skills to assess nature's condition, offered their own recovery options, and developed special programs as part of the "Help Nature «campaign. Results. The indicators of future teachers' readiness for environmental and pedagogical activities, including environmental self-education, were compared. The EG (experimental group) students significantly improved their results by the end of the pedagogical experiment. The initial level of readiness in the EG and the CG (control group) was equal, about 2.8±0.17 points. After the end of the pedagogical experiment in the EG the score increased to 3.6±0.25 points (p>0.05) while maintaining the same score in the CG. A similar increase in indicators of the EG was noted for the development of socially significant personal qualities; motivational sphere; practical environmental skills. Conclusion. The development and use of criteria for assessing the students' readiness for environmental self-education at the pedagogical University contributes to the improvement of the educational process. This ensures the improvement of their professional training. Increasing the readiness of future physical education teachers for environmental self-education should be attributed to the category of applied scientific research of a practical orientation. Keywords: future teachers, environmental protection activities, environmental education, environmental upbringing, environmental self-education, students ' readiness for self-education.

For citation: Anna I. Kolesnik*. The future physical education teachers training improvement in ecological

self-education as an important component of ecological and pedagogical training. Russian Journal of

Physical Education and Sports. 2021; 16(1): 155-162. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-1-155-162.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях резкого ухудшения параметров природы до состояния глубокого кризиса на первый план выдвигается задача повышения готовности всех групп населения к практической экологической деятельности по ее спасению [1,7,9,11].В связиспринятиемЗаконаРФ «Об охране окружающей среды» экологическое образование приобрело статус интегрирующей научной дисциплины, призванной обеспечить направленность учебных предметов во всех образовательных учреждениях на:

- установление тесных взаимосвязей с экологией; усвоение студентами, школьниками, учащимися экологических концепций, идей, представлений, понятий, закономерностей;

- внедрение экологического образования во все государственные образовательные учреждения.

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы наших собственных исследований показали, что формирование навыков практической экологической деятельности должно начинаться с установления непрерывного взаимодействия со средой

обитания, усвоения знаний по экологии, ее роли и места в жизнедеятельности человека; закономерностей развития природы; состояния ее параметров. В процессе ознакомления с экологическими проблемами, обусловившими нарушение гармоничных отношений человека с природой и ее резкое ухудшение, происходит осмысление объективных законов мироздания; понимание необходимости кардинального изменения характера взаимоотношений со средой обитания [12,13,14].

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости разработкикритериевоценкистепениготовности студентов педагогического университета к экологическому самовоспитанию.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В концепции совершенствования системы педагогического образования В.А. Сластенина, 1998, подчеркивается, что усвоение студентами знаний о единстве человека с внешним миром, ценностях природы, влияющих на процесс становления личности - выступает одной из важных задач их профессиональной

подготовки, повышающей компетентность и профессиональную готовность к организации практической экологической деятельности.

Эколого-педагогическая готовность имеет сложное содержание, включающее:

- мотивационно-ценностный компонент, обеспечивающий формирование убеждения студента в необходимости объединения усилий всего общества для сохранения разрушающейся природы;

- гностический компонент, реализация которого позволит усвоить будущим учителям систему знаний, раскрывающей этапы изменения характера взаимоотношения и взаимодействия человека со средой обитания; причины отчуждения людей от внешнего мира; пути исправления допущенных ошибок; приобретение знаний методики экологического образования и экологического воспитания школьников;

- операционно-деятельностный компонент, свидетельствующий о степени сформированности умений и навыков организации и проведения эколого-педагогической деятельности в общеобразовательной школе и других видах образовательных учреждений; использования системы средств, методов и технологий развивающего обучения; приобретения личностного опыта эколого-педагогической деятельности (4, 6, 8).

В педагогическом пространстве мотивационно-ценностного компонента

эколого-педагогической готовности как основополагающего важно, на наш взгляд, сформировать мотивационную сферу будущих учителей. С этой цельюмы предприняли попытку выявления ведущих мотивов, наличие которых необходимо для эффективности эколого-педагогической деятельности и обеспечения готовности к экологическому самовоспитанию. Материалы наших исследований показали, что такими мотивами являются:

- отношение к эколого-педагогической деятельности как важной составляющей учительского труда;

- восприятие окружающей природы

как среды обитания, вне которой невозможно существование человека;

- глубокое убеждение, что состояние природы определяет качество и продолжительность жизни людей;

- осознание значимости ценностей природы для сохранения и дальнейшего развития современной цивилизации;

- понимание необходимости усвоения основных понятий: экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое самовоспитание и др. как условия повышения эколого-педагогической компетентности;

- убеждение в ведущей роли учителя при решении задач экологического образования и экологического воспитания подрастающих поколений;

- осознание будущими педагогами своей ответственности за экологическое воспитание школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В научной и научно-методической литературе подчеркивается, что неотъемлемой частью экологической педагогической готовности студентов педагогического университета является сформированность навыков управления психо-эмоциональным состоянием; объективной оценки достигнутого уровня профессионализма и компетентности, обеспечивающего способность к самореализации в процессе экологической педагогической деятельности (5, 7 и др.). В связи с этим, особую значимость и актуальность приобретает разработка и использование критериев оценки готовности будущих педагогов к экологическому самовоспитанию - важной составляющей эколого-педагогической подготовки.

В ходе нашего исследования были разработаны следующие критерии:

1 - степень профессиональной пригодности студента к экологической педагогической деятельности;

2 - показатели развития личностных

качеств будущего учителя;

3 - уровень сформированности мотивационной сферы к экологической деятельности;

4 - степень усвоения системы специальных экологических знаний;

5 - показатели сформированности навыков практической экологической деятельности и готовности к экологическому самообразованию.

Степень готовности студентов к эколого-педагогической деятельности оценивалась экспертной группой в количестве 5 специалистов-экологов по 5-ти балльной системе.

Специфика педагогической

деятельности состоит в том, что ее результаты проявляются через определенное время в образе жизни человека, характере его взаимодействий и взаимоотношений с людьми и окружающим миром.

Педагогическая профессия

обусловливает необходимость постоянной, непрерывной работы по саморазвитию и самовоспитанию в течение жизни. И.А. Зимняя, 2005, подчеркивает, что образование - это, в сущности, управляемое самообразование. Воспитание, являясь другой стороной образования, также представляет собой организованное извне, самовоспитание путем использования специфических средств и методов, в зависимости от ситуации или педагогических условий.

С ухудшением экологической ситуации в мире и в России, поставившей человечество на грань выживания, актуализировалась проблема эколого-педагогической готовности будущих учителей, которую С.Н. Глазачев, 1998; Г.Н.Сериков, 2002; С.С. Кашлев, 2007 и др. рассматривают как высоко востребованную характеристику личности педагога. Готовность к экологическому самовоспитанию мы относим к базовым составляющим профессиональной деятельности педагога.

При определении степени

профессиональной пригодности студентов педагогического университета к педагогической деятельности оценивались следующие

показатели (в баллах):

5 баллов - осознание необходимости быть примером для детей и подростков во всех видах деятельности; умение устанавливать доверительные отношения с учащимися; понимание внутреннего состояния ребенка в сложных ситуациях; готовность поставить себя на его место; умение организовать предстоящую экологическую педагогическую деятельность в увлекательной форме;

4 балла - готовность к контролю и управлениюсобственнымпсихо-эмоциональным состоянием; выбору доброжелательного тона в разговоре со школьниками; умение выслушать доводы ученика; заинтересовать детей предстоящим делом;

3 балла - способность к распределению внимания на всех учащихся класса; подчинить себе детский коллектив; преобладание распоряжений, указаний, приказов при организации практической деятельности школьников;

2 балла - отсутствие готовности к контролю своего психо-эмоционального состояния в общении с детьми. Убежденность в том, что учащиеся должны выполнять каждое задание учителя без разъяснения его важности;

1 балл - направленность внимания на лидеров классного коллектива; отсутствие готовности заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Результативность работы будущего учителя по самообразованию и самовоспитанию, включая и экологическое самовоспитание в значительной мере обусловлена степенью развития социально-значимых личностных качеств: целеустремленности, самостоятельности, ответственности,

трудолюбия и др. Нами предложены следующие критерии их оценки:

5 баллов - организация всех видов деятельности с направленностью на достижение поставленной цели; готовность к самостоятельной постановке задачи и поиску эффективных способов ее решения; способность к принятию собственного решения в сложной педагогической ситуации;

ответственности за свои действия и поступки; умение прогнозировать их возможные последствия.

Готовность рационально распределять свои силы и время на все виды деятельности и объективно оценивать их эффективность.

4 балла - готовность добиваться поставленной цели путем рациональной организации своей деятельности. Способность иметь собственное мнение по обсуждаемым вопросам; выполнение порученного дела в соответствии с поставленной задачей и подведением итогов. Готовность к исполнению задания в сложных условиях жизнедеятельности;

3 балла - реализация поставленной цели при личной заинтересованности; проявление самостоятельности для собственных достижений; отсутствие готовности к доведению дела до конца в изменившейся ситуации. Готовность к добросовестному выполнению поручения при вознаграждении;

- 2 балла - стремление к цели любыми средствами; проявление самостоятельности в личных интересах; отсутствие готовности признавать свои ошибки; высокий уровень трудолюбия при условии личной выгоды;

1 балл - отсутствие готовности к поиску эффективных способов достижения поставленной цели; проявление

самостоятельности в видах деятельности не требующих интеллекта и творчества; отсутствие готовности исправлять допущенные ошибки; стремление к получению наиболее простых заданий.

Для выявления степени

сформированности мотивационной сферы предлагаются критерии:

- 5 баллов выбор предлагаемых видов деятельности с учетом их значимости; готовность к педагогическому труду как основному условию самореализации способностей к обучению и воспитанию детей, осознания личной ответственности за эффективность образовательного процессе в школе; понимание необходимости объединения усилий всего общества для спасения природы;

4 балла - готовность к использованию

личного примера для формирования ответственности за состояние среды обитания у детей и подростков; понимание значимости экологического самовоспитания как ведущего условия эффективности эколого-педагогической деятельности; готовность к формированию экологического самовоспитания; готовность к формировании экологического мировоззрения у школьников;

3 балла - готовность к эколого-педагогической деятельности как порученному делу, не требующему обсуждения; отношение к экологическому воспитанию как вынужденному виду повышения эффективности педагогического деятельности;

2 балла - понимание эколого-педагогической деятельности как временного явления до улучшения ситуации с состоянием природы;

1 балл - отсутствие готовности к эколого-педагогической деятельности.

Степеньусвоениясистемыэкологических знаний оценивалась по критериям:

5 баллов - знание механизма воздействия естественных сил природы на организм человека; понимание зависимости духовного и физического здоровья людей от состояния внешней среды; готовность к выявлению и анализу причин ухудшения параметров окружающей природы; осознание необходимости усвоения гармоничных отношений со средой обитания путем экологического образования и экологического самовоспитания;

4 балла - осознание человеком себя частью природы, здоровье и качество жизнедеятельности которого определяется ее параметрами. Понимание необходимости усвоения закономерностей ее развития; системы экологических знаний, формирования ответственности каждого человека за состояние среды обитания. Готовность к экологическому самовоспитанию;

3 балла - понимание необходимости смены потребительского отношения к природе на природоохранное, участия всего населения в ее восстановлении;

2 балла - убеждение в том, что проблемами экологии должны заниматься специалисты в этой области;

1 балл - отсутствие готовности к экологическом самовоспитанию.

Степень сформированное™ навыков практической экологической деятельности оценивалась по следующим показателям:

5 баллов - осознание большой значимости усвоения законов развития природы и условий ее самовосстановления при взаимодействии со средой обитания; соблюдения правил и норм и требований при различных формах деятельности на природе. Участие в организованных массовых мероприятиях по улучшению состояния окружающей природы;

4 балла - активное участие в озеленении территории своего учебного заведения, улицы, города; субботниках и воскресниках по облагораживанию мест летнего отдыха; готовность к экологическому самообразованию и экологическому самовоспитанию;

3 балла - понимание необходимости проведения и участия в различных мероприятиях по улучшению состояния внешней среды. Отсутствие готовности к проявлению творческой инициативы;

2 балла - убеждение, что проблемами экологии должны заниматься специалисты в этой области;

1 балл - не сформированность готовности к экологическому самовоспитанию.

При проведении исследования была выдвинута научная гипотеза, заключающаяся в том, что использование объективных критериев оценки степени готовности к эколого-педагогической деятельности, включая и экологическое самовоспитание, будет способствовать ее значительному улучшению. Для проверки данной гипотезы был проведен педагогический эксперимент с участием 46 студентов естественно-географического факультета педагогического университета. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 23 человека. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень

готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности как составной части профессионального труда педагога, включая готовность к экологическому самовоспитанию. Экспертная комиссия, состоящая из опытных специалистов по экологии в количестве пяти преподавателей педагогического университета, не выявила существенных различий по уровню готовности студентов к предстоящей самостоятельной деятельности студентов КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ учебный процесс продолжался в обычном режиме в соответствии с программой обучения. В ЭГ студентам предлагалась дополнительная информация об истории создания экологии; различных видах взаимодействия людей с окружающей природой; причинах их изменения; динамикой ухудшения показателей состояния среды обитания, состояния здоровья, как результата некомпетентного воздействия человека.

Студенты ЭГ знакомились с фактами, подтверждающими зависимость духовного и физического здоровья человека, качества и продолжительности его жизнедеятельности от состояния природы; резкое снижение качества воды, воздуха, питания и т.д. критического уровня, угрожающего гибелью современной цивилизации. По выходным и праздничным дням для студентов ЭГ проводились выезды на природу, экскурсии, походы одного дня. Это позволило получить представление о масштабах разрушения среды обитания, осознать необходимость объединения всех членов общества для решения проблем улучшения окружающей среды.

Повторная оценка показателей

готовности студентов КГ и ЭГ к эколого-педагогической деятельности и экологическому самовоспитанию показала следующее: в КГ существенных изменений не произошло (р>0,05); в ЭГ будущие учителя более глубоко осознали степень своей профессиональной пригодности к педагогической деятельности, необходимость усвоения навыков организации и проведения различных форм взаимодействия детей и подростков с природой, как условия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологического самовоспитания. Перед проведением педагогического эксперимента исходный уровень готовности студентов КГ и ЭГ к экологическому самовоспитанию был оценен экспертной группой в 2,8±0,19 балла. К окончанию педагогического эксперимента оценка в КГ осталась без изменений, в ЭГ - улучшилась до 3,6±0,25 балла (р<0,05). У студентов ЭГ также произошло повышение уровня сформированности мотивационной сферы: от исходных показателей 2,8±0,15 балла; до 3,7±0,30 балла (р<0,05); значительно улучшились знания в сфере экологии с 2,6±0,18 балла до 3,8±0,24 балла (р<0,05); показатели сформированности навыков практической экологической деятельности повысились с 2,0±0,22 баллов, до 3,1±0,17 балла (р<0,05); готовность к экологическому самовоспитанию с 2,0±0,14 балла до 4,3±0,33 балла (р<0,05). В КГ эти показатели остались на прежнем уровне (р>0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что критерии оценки готовности будущих учителей к эколого-педагогической деятельности и экологическому самовоспитанию позволили конкретизировать видыпрофессиональнойготовности,ихосновные параметры и содержание. Определены основные формы, средства и методы усвоения системы экологических знаний - базиса формирования экологического мировоззрения; навыков практической экологической деятельности, воспитания экологической культуры у школьников и студентов. Это способствовало повышению готовности к предстоящей эколого-педагогической деятельности, в том числе, к экологическому самовоспитанию, как ее важного структурного компонента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М: Современный писатель. 1998: 432.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции,

новая парадигма результата современного образования. Концепции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. М. 2007: 33-45.

3. Кашлев С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов. Минск: Зорны верасень. 2007: 148.

4. Колесник А.И., Назаренко А.В. Modelling of future teacher environmental self-upbringing. Annals from science and education. 2015; 2(22): 235-242.

5. Колесник А.И., Назаренко А.В. Принципы организации экологического самовоспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 1(11): 150-158. DOI: 10.1452б/01_1111_90

6. Колесник А.И. Условия эффективности экологического самовоспитания. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(2): 135-142. DOI: 10.14526/01_1111_112

7. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование концепции и технологии. Волгоград: Перемена. 1996: 16-26.

8. Оплетин А.А. Готовность как важный фактор саморазвития личности в процессе саморазвития. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 2(27): 126-131. URL: http://journalsport.ru/images/vipuski/8-1/2.pdf

9. Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональнее экологическое образование студентов в вузе: автореф. дисс. канд.пед.н. Н. Новгород. 2008: 51.

10. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина. 2002: 416.

11. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс. 1998: 512.

12. Brunet J., Sabiston C.M. Social physique anxiety and physical activity: A self-determination theory perspective. Psychology of Sport and Exercise. 2009; 10: 329-335.

13. Baquet G., Van Praagh E., Berthoin S. Endurance training and aerobic fitness in young

people. Sports Medicine. 2003; 15: 1127-1143. of talen development. Sports in Medicine. 2010; 40:

14. Phillips E., Davids K., Renshaw I., Portus 271-283. M. Expert performance in sport and the dynamics

Статья поступила в редакцию: 20.02.2021

Колесник Анна Игоревна - старший преподаватель, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: anyakolesnikos@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.