Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФКиС (НА ПРИМЕРЕ СМГ)'

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФКиС (НА ПРИМЕРЕ СМГ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
студенты / физическая культура и спорт / специальная медицинская группа (СМГ) / функциональное состояние.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Халикова Лилия Сагдулаевна, Киенко Галина Владимировна

инновационный подход к организации и содержанию неспециального физкультурного образования в вузе благоприятно отражается на повышении успеваемости студентов и снижении пропусков учебных занятий по болезни. Разработанные и подтвердившие высокую эффективность индивидуальные программы самостоятельных занятий физическими упражнениями целесообразно использовать в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халикова Лилия Сагдулаевна, Киенко Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФКиС (НА ПРИМЕРЕ СМГ)»

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФКиС (НА ПРИМЕРЕ СМГ) Халикова Л.С.1, Киенко Г.В.2

1Халикова Лилия Сагдулаевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и спорта, Национальный Университет им. Мирзо Улугбека;

2Киенко Галина Владимировна - старший преподаватель, кафедра естественных наук, Ташкентский филиал

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (Московский инженерно-физический институт),

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: инновационный подход к организации и содержанию неспециального физкультурного образования в вузе благоприятно отражается на повышении успеваемости студентов и снижении пропусков учебных занятий по болезни. Разработанные и подтвердившие высокую эффективность индивидуальные программы самостоятельных занятий физическими упражнениями целесообразно использовать в процессе физического воспитания студентов специальных медицинских групп высших учебных заведений.

Ключевые слова: студенты, физическая культура и спорт, специальная медицинская группа (СМГ), функциональное состояние.

В последние годы высокая заболеваемость студентов имеет отчётливую тенденцию к росту. Увеличилось количество студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, а также освобождённых от занятий физической культурой. Весьма значителен и диапазон заболеваний, встречающихся у студентов. Наблюдается увеличение количества студентов, имеющих несколько заболеваний. Истоки этой негативной тенденции проявляются ещё в школьные годы. Так, большая часть абитуриентов (свыше 50%) уже при поступлении в вуз имеют отклонения в состоянии здоровья. Специалисты отмечают, снижение морфофункционального развития и психоэмоциональною статуса студентов [1, 2].

Сложившееся положение со здоровьем, физическим развитием и физической подготовленностью студентов вызывает большую озабоченность и требует поиска эффективных средств и методов их физического воспитания. В связи с этим возрастает значение педагогических новаций, позволяющих обновить научно-методическую основу преподавания и осуществить переход на новые эффективные технологии физкультурного образования студенческой молодёжи.

В настоящее время в теории и методике физической культуры сформулированы принципиальные установки по перестройке образовательной системы, направленные на «реализацию гуманистического подхода, в котором личность является высшей социальной ценностью». Однако вопросы научного обоснования принципа индивидуализации в физическом воспитании студенческой молодёжи разработаны недостаточно. Выполненные в последние годы исследования по данной проблеме преимущественно связаны с организацией и содержанием неспециального физкультурного образования только студентов основной группы [3].

Перспективный путь решения данной проблемы, на наш взгляд, видится в разработке инновационного подхода к физкультурному образованию студентов на основе индивидуальных программ занятий физическими упражнениями, обеспечивающими оздоровительную направленность, способствующих индивидуальной коррекции физического развития и физической подготовленности, развитию потребностей и мотивов студентов к занятиям физическими упражнениями. Следовательно, высокая теоретическая и практическая актуальность данной проблемы явилась объективным основанием для проведения настоящего исследования.

Повышение физического состояния студенток специальной медицинской группы необходимо осуществлять на основе использования индивидуально-ориентированных программ занятий физическими упражнениями. Такие программы целесообразно применять со второго курса обучения, так как навыки самостоятельного выполнения упражнений и приёмов самоконтроля студенты осваивают за время обучения на первом курсе. Индивидуальная программа физической рекреации и двигательной реабилитации составляется на недельный цикл и включает два занятия в рамках учебного расписания и два-три занятия самостоятельных. Обязательным условием при составлении индивидуальной программы является установление уровня физического состояния по использованной нами технологии, что даёт возможность выявить наиболее отстающие в развитии физические качества. Необходимо учитывать также интерес студента в определённом виде двигательной активности, это повышает его мотивацию к занятиям. В программу включать упражнения общеукрепляющего воздействия, направленные в первую очередь на воспитание общей выносливости, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы, которые необходимо применять в соответствии с характером заболевания, а так же упражнения на воспитание основных физических качеств. Обязательным компонентом индивидуальной

программы являются комплексы лечебной гимнастики, направленные на профилактику обострения и лечение конкретного заболевания.

Соотношение упражнений общеукрепляющей и специальной направленности 55-60%. к 40-45%. Продолжительность каждого самостоятельного занятия составляет не менее 30-40 минут. Интенсивность нагрузки контролировать по частоте сердечных сокращений. При выполнении циклических видов упражнений, в рамках самостоятельных занятий.

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре занятия, функциональным и адаптационным возможностям студентов. Преподаватель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления. Нагрузку следует дифференцировать, поскольку от неё в большей мере зависит решение оздоровительных задач и достижение эффекта физического совершенствования.

Дифференцированный подход к составлению физической нагрузки включает:

- видоизменение и конкретизацию с учётом особенностей заболевания в период занятий;

- варьирование скорости и продолжительности выполнения упражнений с учётом состояния здоровья в период занятий;

- учёт индивидуальной физической подготовленности и психического состояния для выполнения предстоящих нагрузок.

С этой целью величину нагрузки рекомендуется регулировать путём изменения:

- суммарного количества упражнений;

- количества повторений одного и того же упражнения;

- времени, отводимого на выполнение упражнений;

- времени и характера отдыха при выполнении упражнений;

- темпа или скорости выполняемых упражнений;

- амплитуды движений;

- условий (усложняя или упрощая) выполнения упражнений;

- оборудование и инвентарь, используемый при выполнении упражнений.

Для самостоятельных занятий предоставлять студентам возможность пользоваться спортивными залами и открытыми площадками университета, посещать бассейн, пользоваться спортивным инвентарем, имеющимся на кафедре физического воспитания. На академических занятиях отводить время на индивидуальную самостоятельную работу. Установить один день в неделю, для оказания консультативной помощи студентам по интересующим их вопросам, а также ликвидации задолженностей по теоретическому разделу программы.

В процессе физического воспитания студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, необходимо осуществлять мониторинг физического состояния для осуществления врачебно-педагогического контроля по использованной нами технологии через каждые 6-8 недель учебных занятий. Данные мониторинга отражать в индивидуальной карте и дневнике самоконтроля, проверку которого осуществлять один раз в месяц.

Для формирования активного отношения у студентов к занятиям физической культурой особое внимание сосредоточить на повышении их физкультурной грамотности, воспитании культуры проведения свободного времени, формировании мотивационно-ценностного отношения к личному здоровью и физической культуре. Содержание теоретического материала вариативной части программы подбирать с учётом направленности интересов обучаемых, их состояния здоровья. Это даёт возможность осуществить углубленное изучение вопросов организации индивидуального здорового стиля жизни, использования средств и методов физического самовоспитания, гигиенических мероприятий в режиме дня, регулирования нагрузки и самоконтроля.

Список литературы

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт / под ред.

В.А. Бароненко: учеб. пособие. М.: АльфаМ, 2003. 352 с.

2. Головко Н.Г. Планирование и организация занятий по физической культуре со студентами специальной

медицинской группы: метод.пособие / П.Г. Головко, О.М. Головко, Е.В. Дурыхин, М.П. Конылова.

Белгород: Изд-во Белгородской ГСХА, 2005. 32 с.

3. Никитина И.В. Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания студенток,

отнесённых по состоянию здоровья к специальным медицинским группам: автореф. дис. .к.п.н. /

И.В. Никитина. Смоленск: СГАФКСТ, 2005. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.