Научная статья на тему 'Повышение энергоэффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ (на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»)'

Повышение энергоэффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ (на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК) / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюжева Наталия Валерьевна

В статье проводится анализ мероприятий по энергосбережению на предприятиях российского военно-промышленного комплекса на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», а также оценка соответствия таких мероприятий требованиям законодательства, общероссийским модернизационным трендам и практике зарубежных стран, прежде всего США. По итогам исследования формулируются предложения о дальнейшем развитии энергетической политики в оборонной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving energy efficiency of the defense-industrial complex of the Russian Federation (in the example of «Concern PVO» Almaz-Antey»)

This paper analyzes the measures for improving of energy efficiency in the enterprises of the Russian military-industrial complex on example of OJSC «Concern PVO «Almaz-Antey», as well as the assessment of compliance of such activities with the legal requirements, nationwide modernization trends and practices of foreign countries, especially of the USA. The study formulates proposals for the further development of energy policy in the defense industry.

Текст научной работы на тему «Повышение энергоэффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ (на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»)»

11.9. ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОНЦЕРН ПВО «АЛМАЗ-АНТЕЙ»)1

Дюжева Наталия Валерьевна, к.э.н., доцент кафедры Международных экономических отношений Российского университета дружбы народов

dioujeva@yandex.ru

Аннотация: в статье проводится анализ мероприятий по энергосбережению на предприятиях российского военнопромышленного комплекса на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», а также оценка соответствия таких мероприятий требованиям законодательства,

общероссийским модернизационным трендам и практике зарубежных стран, прежде всего США. По итогам исследования формулируются предложения о дальнейшем развитии энергетической политики в оборонной промышленности.

Ключевые слова: энергоэффективность,

энергосбережение, военно-промышленный комплекс (ВПК), оборонная промышленность, вооруженные силы, инновационные технологии, модернизация, экономия энергоресурсов.

IMPROVING ENERGY EFFICIENCY OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION (IN THE EXAMPLE OF «CONCERN PVO» ALMAZ-ANTEY»)

Dyuzheva Natalia Valer’evna, Candidate of Economic sciences Peoples' Friendship University of Russia

dioujeva@yandex.ru

Annotation: this paper analyzes the measures for improving of energy efficiency in the enterprises of the Russian military-industrial complex on example of OJSC «Concern PVO «Almaz-Antey», as well as the assessment of compliance of such activities with the legal requirements, nationwide modernization trends and practices of foreign countries, especially of the USA. The study formulates proposals for the further development of energy policy in the defense industry.

Keywords: energy efficiency, energy conservation, the military-industrial complex, the defense industry, the armed forces, innovation, modernization and energy savings.

Энергоэффективность и энергосбережение как приоритетное направление модернизации российской экономики. Основой современной государственной политики в Российской Федерации является обеспечение устойчивого экономического

роста и повышение уровня жизни населения за счет построения новой экономики, экономики «знаний». Инновационный путь развития должен заменить сложившуюся в последние два десятилетия сырьевую модель с усиливающейся степенью зависимости от конъюнктуры мирового рынка на фоне ослабления и деградации остальных отраслей национального хозяйства, прежде всего, обрабатывающей промышленности, в том числе ВПК.

Для форсированного инновационного развития экс-президентом РФ Медведевым Д.А. в 2009 г. была сформирована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, а также обозначены приоритетные направления

модернизации: энергоэффективность и

ресурсосбережение; ядерные технологии;

компьютерные технологии и программы; космические технологии и телекоммуникации; медицинская техника и фармацевтика.

На реализацию проектов по пяти направлениям работы Комиссии на трехлетний период было выделено в совокупности 800 млрд. руб. (в 2010 г. -189,39 млрд. руб., в 2011 г. - 381,56 млрд. руб., в 2012 г. - 229,9 млрд. руб.). При этом наиболее

дорогостоящими стали мероприятия по повышению уровня энергосбережения (проект «Считай, экономь и плати» по установке счетчиков, проект «Новый свет» по переходу на энергосберегающие лампочки и т.д.)2.

Из всей совокупности приоритетных направлений модернизации энергоэффективность и

энергосбережение, безусловно, является ключевой задачей, решение которой затрагивает все элементы национальной экономике во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, а также повседневной жизнедеятельности населения страны. По выражению Глазьева С.Ю. «энергоэффективность и энергосбережение - это «сквозные» приоритеты, всегда актуальные, особенно в наших климатических условиях»3. Повышение энергоэффективности практически всегда происходит в результате внедрения новых технологий, и в максимальной степени интенсивно при смене

доминирующих технологических укладов,

сопровождающихся структурными кризисами

экономики (в настоящее время наблюдается переход от пятого к шестому технологическому укладам)4. Поэтому для Российской Федерации вопросы энергосбережения имеют государственный масштаб и важнейшее народохозяйственное значение.

Об этом свидетельствует созданная в РФ законодательная база и сформулированные в ней задачи. Образующими нормативно-правовыми актами в области энергосбережения являются:

- Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-02-00258а «Разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по структурной модернизации электроэнергетики Российской Федерации на базе анализа современного состояния и выявления проблем развития отрасли в результате реализации рыночных реформ и финансово-экономического кризиса»

2 На модернизацию России выделено 800 миллиардов рублей, //Оружие России, 18.05.2010 г., http://www.arms-expo.ru/

3 На пороге шестого технологического. О приоритетных направлениях модернизации экономики и ее законодательном обеспечении рассказывает академик РАН Сергей Глазьев, //Э&Т RF (Наука и технологии РФ), 02.12.2009 г., http://www.strf.ru/

4 Там же.

- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации», направленное на реализацию ФЗ № 261-ФЗ.

Указанные регулирующие документы установили обязательность проведения энергетических

обследований компаний с государственным участием не реже, чем раз в пять лет. Энергетические обследования проводят профильные

специализированные компании - энергоаудиторы.

Обследованию подлежат объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, строения)

предприятий и организаций на предмет соответствия требованиям энергетической эффективности. По результатам таких обследований должны

оформляться «Энергетический паспорт предприятий», и составляться «Программа мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятия» (или аналогичный

перечень мероприятий). В обязательном порядке все предприятия с государственным участием внедряют средства учета энергетических ресурсов (АИИС КУЭ, АИИС ТУЭ5 и др.). За невыполнение поставленных задач или срыв сроков их реализации (до 01.01.2012 г.) предусматривались значительные штрафные санкции (вплоть до 600 тыс. руб.).

Показателем эффективности проведения программ (мероприятий) по энергосбережению в компаниях с государственным участием стало снижение потребления энергоресурсов в среднесрочной перспективе (в период 2010-2015 гг.) на 15%, или по 3% в год. Такое минимальное пороговое значение показателя перешло в Программы инновационного развития федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и крупных акционерных обществ с государственным участием, а впоследствии - в соответствующие программы их дочерних и зависимых обществ (ДЗО), поскольку было предусмотрено Методическими материалами по программам инновационного развития

Минэкономразвития России6.

Оборонно-промышленный комплекс традиционно подконтролен государству, и в настоящее время представлен значительным количеством открытых акционерных обществ холдингового типа. Реформирования ВПК предусматривало создание таких структур (холдингов, концернов) с последующей постепенной передачей им от 20% до 100% акций (долей) промышленных предприятий и научно -исследовательских организаций, ранее имевших статус государственных предприятий или учреждений. Образование ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» (Концерн) не стало исключением.

Программу инновационного развития Концерна в числе девяти самых крупных компаний России с участием государства утверждали три министерства (Минпромторг, Минэкономразвития, Минобрнауки) в

5 АИИС КУЭ - Автоматизированная информационноизмерительная система коммерческого учёта электроэнергии; АИИС ТУЭ - Автоматизированная информационноизмерительная система технического учета электроэнергии.

6 Распоряжение Минэкономразвития РФ от 31.01.2011 № 3Р-ОФ «Об утверждении методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий».

так называемую «первую волну», то есть в апреле 2011 г. В разделе технологических инноваций Программа инновационного развития Концерна ПВО «Алмаз-Антей» на среднесрочный период предусматривает целый ряд мероприятий повышения энергоэффективности. Годом ранее Концерн проводил энергетическое обследование и по результатам энергетического аудита сформировал Техническое задание на разработку и интеграцию в ДЗО Концерна АИИС КУЭ. Проанализируем опыт Концерна и

запланированные мероприятия на соответствие

действующей законодательной базе, практике развитых стран и вызовам глобальной конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений.

Оценка мероприятия по повышению

энергоэффективности в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» требованиям законодательства и практике зарубежных стран. С введением в действие

законодательных требований по обеспечению экономии энергетических ресурсов (со второй

половины 2009 г.) в Концерне был разработан и реализован целый ряд мероприятий системного характера, направленных на обеспечение

энергобезопасности, проведение политики энергосбережения, и повышение

энергоэффективности промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций Концерна. В 2010 г. принята Концепция энергетической

безопасности предприятий ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», сформулированы положения Программы развития Концерна по разделу

энергообеспечения и энергосбережения.

Проведение энергетического аудита предприятий Концерна по основным работам отдавалось на

аутсорсинг внешним специализированным компаниям

- генеральным подрядчикам. Подход к организации проведения энергетического обследования и последующим мероприятиям по энергоэффективности в Концерне (на ДЗО Концерна) соответствовал

сложившейся в оборонной отрасли практике.

Преимущественно, в ВПК, схема проведения энергетического аудита выстраивается следующим образом. Создается внутренняя подконтрольная

дочерняя фирма или привлекается внешняя специализированная организация (генеральный подрядчик), которая разрабатывает общую систему проведения работ и соответствующие отчетные документы по взаимодействию с компаниями-заказчиками и с организациями-подрядчиками, непосредственно выполняющими энергетическое обследование. Такой генеральный подрядчик в энергоаудите, как правило, имеет ресурс (хорошие связи и опыт) для получения очень дешевых кредитов в институтах развития (во Внешэкономбанке) на цели реализации программ энергоэффективности. По сути, выбор генподрядчика для конкретного предприятия или холдинговой структуры ВПК и определяется его способностью получать «длинные» деньги на максимально льготных условиях. Затем генподрядчик находит непосредственных исполнителей на местах (в городах расположения производственных мощностей предприятий и помещений организаций) -профессионалов в области энергетики и энергоснабжении (мелкие обслуживающие фирмы, локальные сетевые организации, физические лица -специалисты и т.д.). Поэтому взаимодействие идет по цепочке: заказчик (Концерн) - генеральный подрядчик

- компания-исполнитель - предприятие (ДЗО Концерна).

По результатам энергетического аудита на уровне Концерна и его отдельных предприятий были выделены три базовых направления реализации мероприятий в области повышения

энергоэффективности:

- обеспечение надежности и бесперебойности поставок энергоресурсов;

- внедрение эффективных способов экономичного потребления энергоресурсов;

- организация своевременного оперативного учета и управления потреблением энергоресурсов.

По выделенным направлениям энергетической политики во всех стратегических документах, в том числе в Программе инновационного развития на период до 2015 г., а также на ДЗО Концерна были запланированы к реализации следующие мероприятия:

- периодическое комплексное обследование энергетических служб, состояния энергетического оборудования и применяемых норм его обслуживания;

- дальнейшее совершенствование программ развития и реконструкции энергосистем, а также программ энергосбережения Концерна и его ДЗО;

- диверсификация поставок энергоресурсов за счет работы с независимыми поставщиками энергоресурсов и развития автономной генерации электроэнергии;

- введение корпоративных нормативов на эксплуатацию энергооборудования, проведение единой ценовой политики на поставку энергоресурсов в Концерне и в ДЗО;

- внедрение на каждом предприятии АИИС КУЭ, минимизация с помощью данной системы затрат Концерна на проведение программы повышения энергоэффективности;

- оптимизация на базе внедрения АИИС КУЭ работы на розничном рынке электроэнергии и обеспечение выхода Концерна на оптовый рынок электроэнергии;

- улучшение организационной структуры Концерна по реализации энергетической политики (создание (привлечение) единой корпоративной энергетической компании, реструктуризация энергетических служб ДЗО);

- реализация избыточной или неиспользуемой мощности путем подключения сторонних абонентов к электросетям предприятий;

- внедрение энергосберегающих технологий;

- иные меры обеспечения энергоэффективности: сокращение численности станочного парка - замены на высокопроизводительное экономичное по потреблению энергетических ресурсов оборудование, модернизация систем инженерного обеспечения и использования энергосберегающих материалов при ремонте зданий, внедрение автоматизированных систем управления энергоресурсами, применение осветительных приборов нового поколения.

Основная масса мероприятий запланирована к реализации на 2011-2012 гг., что соответствует установленным законодательством срокам. Результатом осуществления комплекса мероприятий по повышению энергосбережения и снижению потребления энергетических ресурсов, станет значительное повышение показателей

энергоэффективности Концерна и принадлежащих ему

промышленных предприятий и научноисследовательских организаций. Соответствующий КРІ установлен на уровне 3% в год или 15% к концу 2015 г. в совокупности за пять лет реализации Программы инновационного развития Концерна (абсолютное соответствие требованиям федерального закона и методических материалов). Таким образом, энергетическая политика Концерна полностью совпадает с регулирующими нормами ФЗ № 261-ФЗ.

Можно констатировать, что центральным элементом политики Концерна является модернизация энергоснабжающих систем промышленных предприятий, входящих в его состав. Одна «консолидация потребления» производственными ДЗО Концерна и выход на оптовый рынок электроэнергии после установки средств учета энергоресурсов уже позволит достичь запланированных значений КРІ, и ощутимо снизит издержки производственного процесса в стоимостном выражении. Подход Концерна к повышению энергоэффективности и энергосбережению, очевидно, дает возможность иметь стабильную обеспеченность энергетическими ресурсами для выполнения государственного оборонного заказа, а также обязательств по контрактам с иностранными

заказчиками в полном объеме. Однако это решение только «половины» проблемы энергоэффективности. Мероприятия, проведенные и запланированные на будущее Концерном, также как и другими структурами российского военно-промышленного комплекса, снижают долю затрат на энергоресурсы в стоимости производимой продукции, но не ставят целью снизить энергозатратность эксплуатации и обслуживания самой продукции. Это не в полной мере соответствует практике развитых стран - лидирующих

производителей вооружений и военной техники.

Так, в последние два года в США проводится новая энергетическая стратегия американских вооруженных сил, в рамках которой решаются три основные задачи: снижение зависимости войск от энергоресурсов при проведении операций, расширение источников энергоресурсов и обеспечение их бесперебойной

поставки, гарантия энергобезопасности вооруженных сил в будущем . При условии выполнения поставленных задач, по расчетам Пентагона, «американские войска смогут проводить военные операции практически в автономном режиме независимо от наличия энергетической инфраструктуры и географического местоположения»8.

Запланировано, что ВВС США сократят потребление топлива на 10% к 2020 г., ВМС - на 15% к 2020 г., корпус морской пехоты - на 50% (на 25% в условиях боя) к 2025 г.9 Предусмотрены инвестиции в размере 7 млрд. долларов на программу МАТОС, по результатам которой армия США к 2025 г. будет компенсировать до одной четверти потребности в электричестве за счет альтернативных видов электроэнергии. При этом на программу развития биотоплива для вооруженных сил США в ближайшие три года будет выделено приблизительно 510 млн. долларов. В настоящее время

7 До последней капли, //Lenta.ru, 23.03.2012 г., //http://vpk.name/news/

8 Там же.

9 Энергоэффективная оборона, Зазимко В., Разов И., //Независимая газета, 30.05.2012 г.

завершены испытания использования биотоплива в смеси с авиационным керосином и корабельным дизелем, и в чистом виде, для ряда образцов ВВТ, проходит их сертификация. «Дорожная карта» повышения

энергоэффективности американских войск опубликована в мае 2012 г., и предусматривает реализацию поэтапных мероприятий.

Укрупненно, американская стратегия предполагает: внедрение энергосберегающих технологий на существующих и новых военных объектах

(энергосберегающие лампы, солнечные батареи, охлаждающие крыши и т.д., новые стандарты строительства); внедрение новейших технологий, позволяющих снизить потребление энергоресурсов при использовании военной техники, военных транспортных средств, в том числе переход на альтернативные виды топлива.

Рекомендации по итогам исследования. Таким образом, на наш взгляд, как минимум еще два важнейших фактора не учтены российскими регуляторами, но должны в обязательном порядке присутствовать в государственных и корпоративных программах по модернизации по направлению энергоэффективности и энергосбережения.

Во-первых, локальные действия по снижению затрат на энергетические ресурсы на уровне одного

предприятия, организации или даже целой холдинговой структуры не могут решить проблему общей изношенности энергетических сетей, в которых наблюдается до 50% потерь электроэнергии при передаче от производителя к потребителю, а также проблемы неэффективности работы генерирующих и сетевых компаний, отсутствия конкурентной борьбы в энергетическом секторе, крайне высокого для оборонной промышленности и для обрабатывающей промышленности в целом роста цен (тарифов) на электроэнергию. Необходимо комплексное решение указанных проблем на уровне Российской Федерации и ее отдельных регионов. В силу отсутствия достаточных бюджетных средств, наряду к требованиям об экономии энергетических ресурсов, выдвигаемым к предприятиям и организациям, необходимо использовать механизмы государственночастного партнерства (ГЧП) для ускоренной модернизации инженерно-производственной

инфраструктуры, к которой подключаются инновационные компании.

Во-вторых, в российском оборонно-промышленном комплексе (и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» не является исключением) основной упор делается на экономии энергоресурсов в ходе производственного процесса. Практически всегда речь идет о модернизации физических объектов, обеспечивающих снабжение электричеством (электросетях,

генерирующих подстанциях и альтернативных мощностях по выработке электроэнергии, и т.д.). Это в корне отличается от тенденций многих развитых стран (США, Норвегии, Германии и т.д.), в которых помимо энергетической инфраструктуры и энергосберегающих технологий на производстве, упор делается в том числе и на параметрах энергетических затрат на эксплуатацию и обслуживание образцов военной техники и вооружений. В Программе инновационного развития ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на 2011 -2015 гг. в перечне мероприятий по разработке и внедрению технологических, продуктовых и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-управленческих инноваций таких задач не стоит.

Перечень критических, прорывных, улучшающих технологий, которые собирается разрабатывать Концерн, запланированная тематика научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, а также выбранные направления модификации и совершенствования продуктовой линейки Концерна также ничего не говорят об улучшении характеристик потребления энергии в новых образцах комплексов противовоздушной обороны 4-го и 5-го поколения (С-400, С-500), о сокращении энергетических издержек на эксплуатацию и обслуживание военной техники в российских воинских частях, на российских военных базах, и в вооруженных силах иностранных заказчиков, в том числе в разных природно -климатических условиях. Хотя актуальными были бы разработка и внедрение эффективных источников автономного питания (аккумуляторов, батарей на солнечной энергии) и разработка электроники на основе нанотехнологий, дающей снижение энергопотребления и возможность увеличения полезной массы, в комплексах ПВО.

Безусловно, комплексы противовоздушной обороны не такие крупные энергоемкие объекты, как суда военно-морского флота, или самолеты, вертолеты военного назначения, и вопрос снижения энергопотребления образцов техники так остро не стоит. Но такая ситуация, при которой не проставлены приоритетные акценты на энергетических параметрах образцов, характерна для разработчиков и производителей всех видов военной техники в Российской Федерации, что, безусловно, не может считаться тенденцией положительного характера.

Таким образом, в дополнение к программам повышения энергоэффективности и энергосбережения на предприятиях и организациях военнопромышленного комплекса, целесообразно в качестве обязательных мер российской энергетической политики предусматривать разработку и внедрение инновации в снижении энергозатрат на эксплуатацию и обслуживание продукции (на уровне предприятия), а также проведение общей модернизации инженерных (электрических) сетей на принципах ГЧП и реформирование отрасли энергоснабжения (на уровне государства).

Список литературы:

1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 10.07.2012 г.);

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации» (ред. от 23.09.2010 г.);

3. Распоряжение Минэкономразвития РФ от 31.01.2011 № 3Р-ОФ «Об утверждении методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий»;

4. Программа инновационного развития ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на 2011 - 2015 гг., утверждена Минпромторгом РФ, Минэкономразвития РФ, Минобрнауки РФ в апреле 2011 г.

5. На модернизацию России выделено 800 миллиардов рублей, //Оружие России, 18.05.2010 г., http://www.arms-expo.ru/

6. На пороге шестого технологического, //S&T RF (Наука и технологии РФ), 02.12.2009 г., http://www.strf.ru/

7. До последней капли. Американских военных научат обходится без энергоресурсов, //Lenta.ru, 23.03.2012 г., //http://vpk.name/news/

8. Энергоэффективная оборона, Зазимко В., Разов И., //Независимая газета, 30.05.2012 г.

9. http://www.i-russia.ru/ - официальный сайт Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Reference list:

1. Federal Law from 11 /23/2009 № 261 -FZ "On energy saving and energy efficiency and on Introducing Amendments to Certain laws in the Russian Federation" (07/10/2012);

2. Order of the Government of the Russian Federation from 12/01/2009 № 1830-r "On approving action plan for energy saving and energy efficiency in the Russian Federation" (as amended on 09/23/2010);

3. Order of Ministry of Economic Development 01/31/2011 № 3R-PF "On Approval of the materials for the development of innovative development programs of joint stock companies with state participation, public corporations and the federal state unitary enterprises"

4. Innovation development program of JSC "Concern PVO"

Almaz-Antey " for 2011 - 2015 years., Approved by the Ministry of Industry of the Russian Federation, Ministry of Economic Development, Ministry of Education of the

Russian Federation in April 2011;

5. http://www.arms-expo.ru/;

6. http://www.strf.ru/;

7. http://vpk.name/news/;

8. An energy efficient defense Zazimko V. Razov I. //

Nezavisimaya Gazeta, 05/30/2012;

9. http://www.i-russia.ru/ - the official website of the

Presidential Council for economic modernization and

innovative development of Russia.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Дюжевой Н.В. «Повышение энергоэффективности предприятий обороннопромышленного комплекса РФ (на примере ОАО «концерн ПВО «Алмаз-Антей»)»

Представленная научная статья посвящена актуальной теме повышения эффективности отечественных предприятий на основе энергосбережения. Эта проблема находится в русле общегосударственной инновационной политики и является одной из основных в повышении общей эффективности экономики России.

Автор приводит в статье анализ мероприятий по энергосбережению на предприятиях российского военнопромышленного комплекса на примере ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В работе выполнена оценка соответствия таких мероприятий требованиям законодательства, общероссийским модернизационным трендам и практике зарубежных стран, прежде всего США.

В статье рассмотрены подходы к проведению энергетического аудита на предприятиях ВПК, оценены результаты такого аудита на уровне Концерна «Алмаз-Антей» и его отдельных предприятий, что позволило обосновать базовых направления реализации мероприятий в области повышения энергоэффективности.

Автор сопоставляет отечественные достижения с американской стратегией энергообеспечения объектов ВПК, на этом основании делается заключения о необходимости совершенствования управления энергообеспечения ВПК.

По итогам исследования формулируются предложения о дальнейшем развитии энергетической политики в оборонной промышленности. В частности, обоснована необходимость комплексного решения проблем отечественной энергетики на уровне Российской Федерации и ее отдельных регионов.

Рецензент:

Заместитель директора Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов д.э.н., профессор

А. А. Чурсин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.