МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
УДК 332
Н.С.Подскребкина
магистр 2-го курса
Института управления бизнес - процессами и экономики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский Федеральный Университет» г. Красноярск, Российская Федерация
ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Аннотация
В статье ставится задача рассмотреть эффект от утвержденных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Красноярского края за пят лет. В результате анализа автор впервые в Красноярском крае рассматривает выполнение мероприятий с точки фактического эффекта от их выполнения при потреблении тепловой энергии и горячего водоснабжения, предлагает мероприятия по повышению энергетической эффективности при управлении многоквартирными домами.
Ключевые слова
мероприятия по энергоэффективности, причины снижение потребления горячего водоснабжение и
тепловой энергии
Энергосбережение является одной из приоритетных государственных задач Красноярского края. Рассмотрим возможности снижение энергосбережения в жилищном секторе, тем более что потенциал в этой области огромен и может достигать до 40%.
В России одним из первых важных шагов на этом пути было принятие 23 ноября 2009 года Федерального закона от № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего все области и основные направления по энергосбережению.
Поскольку большую часть жилищного фонда России составляют многоквартирные дома старой постройки, то для такой категории многоквартирных домов Закон предусматривает разработку каждым субъектом Российской Федерации обязательного перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, направленного на снижения потребления энергетических ресурсов [1, ст.6 ].
И так данным перечнем мероприятий предусмотрено, что в многоквартирных домах на территории Красноярского края, организации осуществляющие управление многоквартирными домами обязаны проводить 13 мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, за исключением случаев проведения данных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения [2, с. 2]. Рассмотрим состав данных мероприятий в порядке их невыполнения на территории Красноярского края:
62 % не установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, горячей воды, электрической энергии, холодной воды - 5230 нарушений;
23 % нарушение по не разработке и не доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - 106;
9% не произведена замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы - 511;
6 % не выполнен ремонт изоляции теплообменников, трубопроводов систем горячего водоснабжения и отопления в подвальных и (или) чердачных помещениях с применением энергоэффективных материалов -411;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
И все остальные 2% это не выполнена установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещений 128; не выполнена настройка и регулировка элеваторных узлов, автоматизированных тепловых пунктов, систем теплопотребления, настройки автоматических регуляторов, промывка трубопроводов и стояков системы отопления)- 79; Не выполнена заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и оконных блоков в подъездах, обеспечение автоматического закрывания дверей-67.
Всего в 2013 году выявлено надзорным органом нарушений требований законодательства об энергоэффективности 2503, что составляет 37 %, в 2014 уже 3147 нарушения, что составляет 47 %, и в 2015 году заметно уменьшение 1107 нарушений, что составляет 16 % [3, с. 14]. Количество выявляемых нарушений надзорным органом свидетельствует о невыполнении управляющими организациями края обязательств возложенных на них Законом.
После принятия обязательного перечня прошло около четырех лет, снабжение горячей водой и отопление - это 75% общего потребления энергии в жилищном секторе. Проведем анализ потребление горячего водоснабжение и тепловой энергии в Железнодорожном районе г. Красноярска за последние пять лет в целях выяснения экономической эффективности влияния утвержденных мероприятий по энергосбережению на потребления горячего водоснабжение и тепловой энергии общим имуществом многоквартирных домов.
Анализ фактических данных предоставленных ресорсоснабжающими организациями показал, что на сегодняшний день за пять лет только в 12 % многоквартирных домов выполнены обязательные мероприятия, 88% составляют многоквартирные дома, в которых эти мероприятия не выполняются вообще. В многоквартирных домах, в которых обязательные мероприятия выполнены потребление тепловой энергии по сравнению с 2011 годом снизилось на целых 47 процентов и потребление горячего водоснабжения снижено на 42 процента.
К причинам снижения потребления тепловой энергии, горячего водоснабжения можно отнести:
1. Экономное расходование топлива ресурсоснабжающими организациями, в связи отменой субсидии из бюджета города в целях возмещения недополученных доходов в связи с приведением размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
2.Шайбирование тепловых сетей, на ответвлениях тепловых сетей к зданиям устанавливаются ограничительные шайбы с калиброванным отверстием меньшего сечения, чем трубопровод, благодаря этому расход теплоносителя по трубопроводам тепловой сети снижается в 1,5-3 раза.
3. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, горячей воды.
Проведенное исследование показало, что из 13 утвержденных мероприятий эффективными являются
только установка приборов учета, остальные мероприятия не позволяют окупить даже произведенные финансовые затраты на их выполнение.
Управляющим компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории Красноярского края в целях повышения энергоэффективности жилищного фонда, находящегося в управлении необходимо проводить мероприятия включенные в утвержденный перечень, но не относящихся к обязательным такие мероприятия как утепление кровли, утепление наружных стен, утепление пола чердака и подвала мероприятия, позволяющих сократить потерю тепла через ограждающие конструкции до 40 %.
В целях побуждения собственников помещений в многоквартирных домах, изыскания денежных средств на реализацию мероприятий по энергоэффективности, снижения затрат собственников необходимо реализовать следующие мероприятия по повышению энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:
1) Стимулирование собственников помещений в многоквартирных домах к участию в общих собраниях по выполнению мероприятий по энергоэффективности.
В соответствии с Федеральным законом об энергоэффективности каждый собственник помещений в многоквартирном доме обязан обеспечить выполнение мероприятий по энергоэффективности в нем за счет собственных средств путем проведения общего собрания и утверждения на нем конкретных мероприятий необходимых для его дома и источник финансирования. Однако, не смотря на обязательность данных норм,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
собственники помещений в многоквартирных домах остаются безынициативны, при этом не несут за это никакой ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации необходимо дополнить статьей, предусматривающей административную ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за не проведение либо уклонение от проведения мероприятий по энергоэффективности в многоквартирных домах, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
2) Субъекту, осуществлять финансирование мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах.
Выполнять обязательные мероприятия по энергоэффективности в многоквартирных домах дорого, собственники этих многоквартирных домов не готовы и в большинстве случаев не имеют возможности их оплатить, в связи, с чем необходимо разработать программу на территории Красноярского края, предусматривающею финансирование мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах за счет региональных средств в размере 95 %.
3) Субъекту принять проект, по комплексному повышению энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры города, главной задачей которого является снижение расходов семьи на оплату услуг ЖКХ в среднем на 15-25%, снижение расходов бюджета на оплату энергоресурсов на 15-25%, снижение общего уровня потребления энергоресурсов отраслями экономики города на 25-30%, снижение вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 10-15% .
Список используемой литературы:
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ// Российская газета - 2009- 27янв.;
2. Об утверждении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме: постановление Правительства Красноярского края от 24.05.2011 № 290-п // Российская газета - 2011 -24 сен.;
3. Отчет о деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края за 2014 год [Электронный ресурс] //режим доступа официальный сайт службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, с. 3;
© Подскребкина Н.С, 2016
УДК 336
А.А. Решетникова
Студент 2 курса направления Экономика Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
г.Тихорецк, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАХОВОГО РЫНКА
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности институционализации страхового бизнеса в России. Институционализация страхового рынка в работе представлена как совместная деятельность экономических агентов по управлению рисками, упорядоченная институтами
Ключевые слова Страхование, институционализация, страховой рынок, риск.