Научная статья на тему 'Повышение эксплуатационных показателей тракторно-транспортных агрегатов при применении догружающих устройств'

Повышение эксплуатационных показателей тракторно-транспортных агрегатов при применении догружающих устройств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ / ПРИЦЕП / ДОГРУЖЕНИЕ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ / СЦЕПНОЙ ВЕС / TRACTOR-TRANSPORT UNIT / TRAILER / FINISH LOADING / REDISTRIBUTION / COUPLING WEIGHT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Щитов С. В., Тихончук П. В., Кузнецов Е. Е., Панова Е. В., Худовец В. И.

Эффективность применения серийных тракторно-транспортных агрегатов (ТТА) при выполнении перевозок в условиях низкой несущей способности почв, наличия наледей и высоких снеговых заносов ограничена конструкционными и эксплуатационными показателями входящих в состав ТТА агрегатов, а также необходимостью соблюдения правил эксплуатации, определяемых нормативными документами по безопасности дорожного движения. Учитывая, что повышение производительности и эффективности средств механизации является важной задачей, стоящей перед агропромышленным комплексом, предлагается способ её решения за счёт догружения ходовой системы мобильного энергетического средства применением устройства, позволяющего перераспределить собственный вес прицепа и вес перевозимого груза. В представленной статье рассматривается вопрос математического обоснования перераспределения сцепного веса в ходовой системе тракторно-транспортного агрегата при работе догружающего устройства энергетического средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Щитов С. В., Тихончук П. В., Кузнецов Е. Е., Панова Е. В., Худовец В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OPERATIONAL PERFORMANCE OF TRACTOR-TRANSPORT UNITS WHEN APPLYING FINISH LOADING DEVICES

The efficiency of application of serial tractor-transport units (TTU) in transportation operations, under the conditions of low bearing capacity of soils, availability of ice and high snow drifts, and also need of observance of the rules determined by regulatory documents of trafficsafety, is limited by design and performance criteriaof the devices belonging to TTU. Taking into account that increasing the productivity and efficiency of mechanization is an important task facing the agroindustrial complex, it is proposed to solve it by finish loading of the running system of mobile energy facilities (tractor-transport unit)by use of a device that allows you to redistribute the own weight of the trailer and the weight of the cargo. The present article considers the question of mathematical justification of redistribution of coupling weight in the running system of the tractor-transport unit during the work of the finish loading device of energy facilities (tractor-transport unit).

Текст научной работы на тему «Повышение эксплуатационных показателей тракторно-транспортных агрегатов при применении догружающих устройств»

УДК 631.372:629.114.2

DOI: 10.24411/1999-6837-2018-13068

ГРНТИ 68.85.87

Щитов С.В., д-р техн. наук, профессор; Тихончук П.В., д-р с.-х. наук, профессор; Кузнецов Е.Е., канд. техн. наук, доцент; Панова Е.В., канд. техн. наук, доцент; Худовец В.И., канд. техн. наук, доцент; Кучер А.В., инженер;

Евдокимов В.Г., д-р техн. наук, профессор, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Амурская область, Россия

E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДОГРУЖАЮЩИХ УСТРОЙСТВ

Эффективность применения серийных тракторно-транспортных агрегатов (ТТА) при выполнении перевозок в условиях низкой несущей способности почв, наличия наледей и высоких снеговых заносов ограничена конструкционными и эксплуатационными показателями входящих в состав ТТА агрегатов, а также необходимостью соблюдения правил эксплуатации, определяемых нормативными документами по безопасности дорожного движения. Учитывая, что повышение производительности и эффективности средств механизации является важной задачей, стоящей перед агропромышленным комплексом, предлагается способ её решения за счёт догружения ходовой системы мобильного энергетического средства применением устройства, позволяющего перераспределить собственный вес прицепа и вес перевозимого груза. В представленной статье рассматривается вопрос математического обоснования перераспределения сцепного веса в ходовой системе тракторно-транспортного агрегата при работе догружающего устройства энергетического средства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ, ПРИЦЕП, ДОГРУЖЕНИЕ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, СЦЕПНОЙ ВЕС.

Shchitov S.V., Dr. Tech. Sci., Professor; Tikhonchuk P.V., Dr. Agr. Sci., Professor; Kuznetsov E.E., Cand. Tech. Sci., Associate Professor; Panova E.V., Cand. Tech. Sci., Associate Professor; Khudovetz V.I., Cand. Tech. Sci., Associate Professor; Kucher A.V., Engineer Evdokimov V.G., Dr Tech. Sci. Professor, Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Amur region, Russia

E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]

IMPROVING OPERATIONAL PERFORMANCE OF TRACTOR-TRANSPORT UNITS WHEN APPLYING FINISH LOADING DEVICES

The efficiency of application of serial tractor-transport units (TTU) in transportation operations, under the conditions of low bearing capacity of soils, availability of ice and high snow drifts, and also need of observance of the rules determined by regulatory documents of traffic

© Щитов СВ., Тихончук П.В., Кузнецов ЕЕ., Панова Е.В., Худовец В.И., Кучер А.В., Евдокимов В.Г., 2018

ШС 631.372:629.114.2

DOI: 10.24411/1999-6837-2018-13068

safety, is limited by design and performance criteriaof the devices belonging to TTU. Taking into account that increasing the productivity and efficiency of mechanization is an important task facing the agro-industrial complex, it is proposed to solve it by finish loading of the running system of mobile energy facilities (tractor-transport unit)by use of a device that allows you to redistribute the own weight of the trailer and the weight of the cargo. The present article considers the question of mathematical justification of redistribution of coupling weight in the running system of the tractor-transport unit during the work of the finish loading device of energy facilities (tractor-transport unit).

KEY WORDS: TRACTOR-TRANSPORT UNIT, TRAILER, FINISH LOADING, REDISTRIBUTION, COUPLING WEIGHT.

Догружение ходовой системы энергетического средства тракторно-транспорт-ного агрегата или автопоезда при их передвижении в условиях низкой несущей способности почв, наличия наледей или высоких снеговых заносов является одним из действенных и рациональных методов повышения эффективности применения транспортных агрегатов на хозяйственных перевозках[3,8].

Происходящее при этом расширение пятна контакта движителя с поверхностью, вследствие приходящей вертикальной нагрузки, увеличивает значения действующих сил трения, снижая буксование, что приводит к возрастанию эксплуатационных скоростей ТТА и росту производительности при использовании аг-регата[11,13].

Варьирование процесса догружения также сможет расширить линейку применяемых с энергетическим средством одного тягового класса сельскохозяйственных прицепов, неравномерный характер движения которых в основном выравнивается массой агрегатируемого трактора. Так как перераспределение сцепного веса характеризуется фиксацией дышла прицепа в вертикальной плоскости, его горизонтальное отклонение требует дополнительных усилий и затрат кинетической энергии движущегося прицепа, что стабилизирует транспортный агрегат при прямолинейном движении, устраняя эффект «рыскания» прицепного агрегата.

Учитываем, что Правилами дорожного движения, принятыми и действующими в Российской Федерации, установлено соотношение массы прицепа, оборудованного автономными тормозными

средствами, к буксирующему энергетическому средству, как 1:1, т.е. максимальная масса прицепа не должна превышать массу буксирующего средства. Следовательно, постоянное догружение энергетического средства сможет увеличить его общую массу и позволит использовать прицепной агрегат большей грузоподъёмности. Так, перераспределение сцепного веса в 5 кН, способно повысить грузоподъёмность транспортного прицепа; к примеру, 2 ПТС-4 на 400-500 кг., что позволит увеличить производительность транспортного агрегата на 10-16 % за счёт увеличения объёма перевозимого груза при использовании тех же рабочих скоростей, расхода топлива и энергозатрат, как и в базовом варианте или использовать прицепы более высокой грузоподъёмности.

Установленные на прицепах устройства перераспределения сцепного веса или догружения ходовой системы являются наиболее перспективными в сельском хозяйстве, так как позволяют использовать такие прицепы как с автомобилями, так и с тракторами различной компоновки ходовых систем [4,6,7].

Для достижения вышеуказанных результатов предлагается установить в ходовой части, поперечных траверсах рамы и дышле прицепа гидравлическое догружающее устройство, способное перераспределять часть собственной нагрузки между осями прицепа и сцепным устройством энергетического средства в зависимости от условий буксования и режимов эксплуатации (рис.1) [2].

Рис. 1. Догружающее устройство энергетического средства:

1-силовой гидроцилиндр; 2 - прицеп; 3 - гибкая тросовая силовая связь

Догружающее устройство энергетического средства выполнено в виде конструкции, состоящей из силового гидроцилиндра 1, установленного шарнирно в кронштейне на поперечной траверсе рамы прицепа 2 и гибкой тросовой силовой связи 3 с петлевыми окончаниями (при этом толщина троса подбирается согласно передаваемым силовым нагрузкам), одним окончанием закрепленной фиксатором с винтовым зажимом в поперечине дышла прицепа, проходящей через поддерживающий узел с подшипником, установленный на передней оси прицепа, вилочную часть рабочего штока силового гидроцилиндра, последующим окончанием зафиксированной болтовым соединением в технологических отверстиях поперечной траверсы рамы прицепа.

Предложенное устройство работает следующим образом:

При трогании с места или движении колёсных энергетических средств, агре-гатированных прицепом, по грунтам со слабой несущей способностью, увеличении буксования, водитель-оператор подключает догружающее устройство, при помощи гидрораспределителя подавая рабочую жидкость в силовой гидроцилиндр 1, вилочная часть рабочего штока которого при втягивании натягивает гибкую тросовую силовую связь 3, нагружая дышло прицепа 2 в сцепном устройстве

энергетического средства, перераспределяя нагрузку с осей прицепа на заднюю часть и ведущий мост энергетического средства, что увеличивает касательную силу тяги, снижает буксование движителей энергетического средства. На рисунке 2 представлена принципиальная схема возникающих силовых реакций при режимах работы предлагаемого устройства.

Для определения теоретических параметров перераспределения силовой нагрузки рассмотрим условия равновесия конструкции «трактор - дышло - при-цеп»при различных режимах работы догружающего устройства энергетического средства, используя рисунок 2.

Составим уравнение равновесия для системы сходящихся сил в рабочем режиме использования устройства:

При Y FKx = 0Nn cos а - Ng cos в = 0, (1) При Y FKy = 0P + Nn sin а - Ng sin в = 0, (2)

при решении получаем:

^ __p_

& sin p-cos ptg a '

N„ =

p

COS P

sin p-cos p tg -

(3)

(4)

Введём дополнительные обозначе-

ния:

ki =

i

sin p-cos p tg a'

eos p

_cos a_

sin p-cos p tg a'

(5)

(6)

cos a

Рис. 2. Принципиальная схема возникающих силовых реакций при режимах работы предлагаемого

догружающего устройства:

И„- усилие, перераспределяемое с рамы прицепа, Н, N - усилие, передаваемое с дышла энергетического средства, Н, Р-усилие гидроцилиндра, Н, X, У- пространственные координаты, а и в-углы отклонения силовых реакций гибкой тросовой связи И„ и от нейтрального положения устройства, град.

Получаем уравнения перераспределения усилия гидроцилиндра для обозначенных параметров:

Пд=кРИ„=кР. (7) Детальный анализ взаимодействующих силовых факторов предполагает рассмотрение составляющих схемы трак-торно-транспортного агрегата [1,9] в ре-жимно-конструкционных параметрах,

для этого представим ТТА как составную конструкцию «трактор + дышло + прицеп».

Первоначально рассмотрим равновесие дышла без действия догружающего устройства (гидроцилиндр в нейтральном положении) согласно расчётной схемы, представленной на рисунке 3.

Рис. 3. Расчетная схема равновесия дышла ТТА в нейтральном положении (устройство не подключено)

где Ркр -крюковое усилие трактора, Н, N —реакция опоры (сцепного устройства трактора), Н, О - вес

дышла прицепа, Н, К- точка, обозначающая середину ширины дышла между шарнирами крепления, а —ширина дышла, м, Х,У,2-оси пространственных координат, Х1Х2, - силовые реакции шарниров 1 и 2 крепления дышла, Н, с- расстояние от точки К до центра масс дышла, м.

Составим пространственную систему уравнений равновесия для части схемы ТТА - «дышло» в нейтральном положении:

при Е ^ = ом - с + + г2,

при £МЖ = о^-+ = о, (8)

при Е <у = о- ^- г + с- с = о,

при £М2 = 0 - Р^ | +х2а = 0, J

*2 + ^ = 0,

Решив предложенную систему уравнений получим:

=

_ pfep

г'

Zi = Z2 =

C(j-c)

2^г '

(9) (10) (11)

Рассмотрим равновесие дышла прицепа при втягивании штока гидроцилиндра (рабочий режим устройства) (рис. 4.)

X

7'

х i

N" А

N, ^ TG С + >

/ :

W

Z;

Xa

Рис. 4. Расчетная схема равновесия дышла ТТА в рабочем режиме догружающего устройства

(устройство подключено)

где а - ширина дышла, м; с - расстояние от центра масс дышла О до точки К (середина между шарнирами креплений дышла), м; I - длина дышла, м; Ркр - крюковое усилие трактора, Н; О - вес дышла, Н; Х2; Х'^; — силовые реакции шарниров 1 и 2 крепления дышла; Н, М' - реакция опоры (сцепного устройства трактора), Н;Ркр -крюковое усилие трактора, Н, й - расстояние от точки К до точки Б крепления тросовой связи, м, ф — угол натяжения тросовой связи, рад, ^ - силовая реакция тросовой

связи, Н.

Составим уравнение равновесия

Решив систему уравнений (12), получаем следующие выражения для силовых реакций в шарнирах 1 и 2:

Х'г = Х'2 = 0,5(Pkp - Ngcosф),

Gc+Ng sin ф-а

(13)

(14)

(15)

Выразим силовые реакции N' ,Н, Х'1( Н; Х'2, Н; Zl, Н; Z2 ,Н-через усилие гидроцилиндра.

Zl — Z2 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N' — ■

í

G(l-c)+Ng sin ф-(1-а) 2-Í ,

С учетом выражения (7) реакция давления N' дышла на сцепное устройство трактора (уравнение 14) равно:

j^' _ Gc+k1Psinф•a (16)

Горизонтальные составляющие реакции шарниров с учетом выражения 7 принимают вид:

Х = Х'2 = 0,5(Pkp - k1Pcosф), (17)

G(i-c)+k1P cos фСг-d)

Zl = Z2 —

2-г

(18)

Анализ выражений (10) и (16) показывает, что усилие на буксирное (сцепное) устройство трактора увеличивается на величину:

Ъ О С.1 п

(19)

kxP sin ф-a

г

При сравнении величин (9) и (17) установлено, что горизонтальные составляющие силовых реакций в шарнирах 1 и 2 уменьшаются на величину, равную:

k1Pcosф. (20)

Анализ выражений(11) и (18) показывает, что вертикальные составляющие силовых реакций в шарнирах 1 и 2 увеличиваются на величину:

к^тфр^) , ,

-•I ' ( )

Рассмотрим равновесие следующей составной части схемы ТТА - «трактор» в

рабочем режиме работы устройства (рисунок 5), учитывая, что — —№, а конструктивное распределение веса трактора по мостам составляет: передний FA =

3°тр

составляет: 2

,Н; задний FB ^ , Н.

тр

Рис. 5. Схема к определению силовых реакций трактора на почву

(рабочий режим)

где А - продольная база трактора, м, УА, Ув —вертикальные силовые реакции под опорами трактора, Н, ХАХВ — горизонтальные силовые реакции под опорами трактора, Н, Н-расстояние от поверхности до буксировочного (сцепного) устройства трактора, м, [ — горизонтальная проекция расстояния от задней опоры трактора до буксировочного (сцепного) устройства трактора, м, Ёх — передовая сила, нагружающая сцепное устройство трактора, Н.

Составляем уравнения равновесия:

_ , РкрЬ , ^с+к^шфаНЛ+Я I с — _ атп +---\--.

в з тр л 1-л

Уп — - Ст

1МА = О -¡стг ■ А - ^(А + П + - Ркр/г = О, 1МВ = О -^-А- УлА-ЫгГ- РкрА = 0,

У — ^

тр

(Gc+k1P 5т фа)-/

1-л .

(25)

(26)

(22)

При решении получаем уравнения для вертикальных реакций под опорами:

(23 (24)

V = -Г \ РкРН \ N1(А+Р ( )

1

_ ркрк N1/

'А зитр А А'

Вертикальные реакции опор трактора на почву, выраженные через усилие силового гидроцилиндра догружающего устройства, формула (16), равны

Исследованные зависимости (25) и (26) показывают, что при повышении усилия, передаваемого на сцепное устройство трактора, на величину (19), передний мост разгружается, а задний загружается на эту величину.

Рассмотрим равновесие составной части схемы ТТА - «прицеп», при условии, что его оси одинаково вертикально нагружены (рис. 6).

л

Рис.6. Схема к определению силовых реакций прицепа в статичном режиме (догружающее устройство не работает)

где k - расстояние от поверхности до дышла прицепа, м, Хп — горизонтальная силовая реакция в установочных шарнирах дышла, Н, 2п —вертикальная силовая реакция в установочных шарнирах дышла, Н,

Ъ —горизонтальная проекция расстояния от точки крепления установочных шарниров до середины опоры переднего колеса прицепа, м, точка С-середина опоры переднего колеса прицепа, В — продольная база прицепа, м, Сп —вертикальная весовая нагрузка на прицеп, Н, Хс, ХЕ —горизонтальные силовые реакции, Н, Ус — силовая реакция почвы под передней опорой прицепа, Н, УЕ — силовая реакция почвы под задней опорой прицепа, Н, точка Е-середина опоры заднего колеса прицепа.

Составляем уравнения равновесия:

при решении получаем:

.. вп к „ Ь

УЕ = — — х.

2

пв ¿п^

V -+7

'с — 2 + Лп в + В ,

(28) (29)

с учетом выражений (9) и (11):

1Е —----(30)

с, о п.о т .о ^ '

„ вп Ркрк —----

Ь 2 -•В

у Оп + Р_ккр± +

с 2 2Я

2 ЬВ в(1-с)(В+Ъ)

2 ЬВ .

(31)

Рассмотрим схему прицепа в режиме действия догружающего устройства (рабочий режим) и составим уравнения равновесия:

(догружающее устройство работает)

где k - расстояние от поверхности до дышла прицепа, м, Хп — горизонтальная силовая реакция вуста-новочных шарнирах дышла, Н, 2п —вертикальная силовая реакция вустановочных шарнирах дышла, Н,

Ъ —горизонтальная проекция расстояния от точки крепления установочных шарниров до середины опоры переднего колеса прицепа, м, точка С-середина опоры переднего колеса прицепа, В — продольная база прицепа, м, Сп —вертикальная весовая нагрузка на прицеп, Н, Хс, ХЕ —горизонтальные силовыере-акции, Н, Ус — силовая реакция почвы под передней опорой прицепа, Н, УЕ — силовая реакция почвы под задней опорой прицепа, Н, угол а — угол между рамой прицепа и тросовой силовой связью, рад, точка М-точка крепления тросовой силовой связи на раме прицепа, точка Е-середина опоры заднего колеса прицепа, т —горизонтальная проекция расстояния от точки крепления тросовой связи до точки Е, м.

Уравнения равновесия:

Сп

I Мс — 0 УЕ • В — у В + + znb + cos a - fe

sin a(B — m) — 0,

(32)

Gn

£Ме = 0ycB + yB + xnfc + zn(B + b) + +Nn cos a - к + sin a - m — 0, (33)

или

Gn Ркрй , G(Z — c) • й

i ^ —----1---Г

с 2 2 • В 2/•В • sin(Z — d) • Ь • cos ^ • к

+P 2 •B • Z 2^B + , fc2(sin «•m+cos a^fc) f —---^ (41)

В

При решении получаем:

v _ Gn fc

= T—XnB

Ь W„ cos a-fc

+

ЛТ„ sin a-(B-m)

ZnB

В

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

Gn

к

^^ л I ^ ^ ^ I ^

(В + й)

2 ' ""В ' В

ЛТ„ cos a-fc Wn sin a-m

I

В

В

(34)

(35)

С учетом выражений (7), (13), (15) получаем значения вертикальных реакций для опор прицепа:

Сп / , л\к

YE ^-(0,5(PKр-k1Pcosф)^-

(С(/-с) + к^тф(/^)) Ь --■ —+

2 • I В

+

k2 P(sin a(B-m)-cos a-k B '

(36)

/ / к Ус = (0,5 (РКр — felP cos <p)J - +

I

(G(Z — c) + fe1Psin^(Z — d)) Ь

+

2 - Z

fc2P(sin a-m+cos a-fc)

B +

(37)

Расширенные формулы для силовых реакций Y^ Ус принимают вид: для

Gn Ркр fe fe1P cos ^ fe

—---КР-- +

Е 2 2 В 2 В

G(Z — с) Ь fe1Psin^(i — d) Ь -•---• —+

2 - Z В 2 - Z В

. D (sina(B-m)-cosa-fc) , ,

+fe2P ;; ' (38)

или

Gn PKpfc G(Z — с) - b Yp —------г

E 2 2-5 2-Z-fi

fe1-cos^-fe fe2-sin^(Z —d) Ь

+P ^-B B +

+

Для

fc2 (sin a(B-m)-cos a -fc)) В '

(39)

v _ Cn fc1Pcos^• fc l G(i-c) -b Уг = T---

2 -В

2B

+ '

2 -г-в

+

fciPsinffl(i-d) -Ь , , „ (sinam+cosa^fc) .

—-—-— + ---• (40)

2 -г -в 2 в v 7

Анализ приведённых уравнений и формул показывает, что при работе устройства изменение конструктивных показателей трактора и прицепа происходит согласно следующих зависимостей:

- при догружениии сцепного (буксировочного) устройства трактора- по фор-

/1Г1\ к^тф-а

муле (19) на величину, равную---;

- при работе догружающего устройства распределение веса трактора с переднего мост на задний ведущий мост за счёт изменения положения центра масс трактора происходит по формуле (25) на

^с+к^т фа)-(А+/)

величину, равную-—-;

- при этом вес, приходящийся на передний мост трактора, снижается по фор-

^с+к^тфа)-(А+/)

муле (26) на величину-—-;

- разгружение задней оси прицепа -по формуле (36) на величину ^(г-с)+к^тф(г^)) ь.

2 г в;

- догружение передней оси прицепа -

по формуле (37) на величину ^(г-с)+к^тф(г^)) ь

2 г в;

- общие параметры догружения сцепного устройства и ходовой системы трактора от действия предложенного устройства рассчитываются по формулам (19) и (25) и суммируются.

Предложенные теоретические зависимости позволяют обосновать процесс перераспределения сцепного веса в схеме тракторно-транспортного агрегата при использовании догружающего устройства, установленного в ходовой системе прицепа.

Использование данной полезной модели, обладающей высокой надёжностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при до-

в

статочно несложной конструкции и простоте догружающего устройства энергетического средства, позволит увеличить проходимость и производительность колесных энергетических средств при их агрегатировании с прицепами в составе ТТА и автопоездов, повысит их тягово-

сцепные свойства при выполнении энергоёмких работ, скорость движения по грунтам с низкой несущей способностью, уменьшит техногенное воздействие на обрабатываемые почвы, что приведёт к экономии энергозатрат и увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве [5,10,12].

Библиографический список

1. Беляев, Н.М.Сопротивление материалов: учебник / Н. М. Беляев // Москва: Наука, 1976. - 608 с.

2. Догружающее устройство энергетического средства /С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов, В.И. Худовец // Патент на полезную модель № 167513, Заявка № № 2016125050 от 22.06.2016, зарегистрировано ФИПС 22.06.2016 г., опубл. 10.01.2017, Бюл. № 1.

3. Кузнецов, Е.Е., Щитов, С.В., Худовец, В.И. Использование многоосных энергетических средств класса 1,4: Монография. ДальГАУ- Благовещенск, 2013.-153 с.

4. Кузнецов, Е.Е.Методологическое обоснование выбора конструкции устройств рационального перераспределения сцепного веса / Е.Е. Кузнецов, С.В.Щитов [и др.]// Электронный научно -производственный журнал «АгроЭкоИнфо». - 2016. - № 2(24).

5. Кузнецов, Е.Е. Влияние перераспределения сцепного веса на конструктивные параметры колёсного энергетического средства / Е.Е. Кузнецов, С.В.Щитов [и др.] // Дальневосточный аграрный вестник. - 2017.

- № 2 (42).-С.152-160.

6. Скурятин, Н.Ф. Исследование сил, действующих на прицеп при работе с тягово-догрузочным устройством / Н.Ф. Скурятин, А.В. Бондарев, Е.В. Соловьёв, В.Н. Амосов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. -2013. - № 4.- С. 94-98.

7. Скурятин Н.Ф. Повышение грузоподъемности прицепного агрегата / Н.Ф. Скурятин, Е.В. Соловьев, А.В. Бондарев // Сельский механизатор. -2014.- № 12. -С. 38-39.

8. Щитов, С.В. Пути повышения агротехнической проходимости колёсных тракторов в технологии возделывания сельскохозяйственных культур Дальнего Востока: дис. докт. техн. наук: 05.20.01: защищена 20.05.09 / Щитов Сергей Васильевич; ДальГАУ- Благовещенск, 2009. - 325 с.

9. Яблонский, А.А. Сборник задач для курсовых работ по теоретической механике. - Москва: Высшая школа, 1982. - 382 с.

10. Battiato, A., Diserens, E. (2013). Influence of Tyre Inflation Pressure and Wheel Load on the Traction Performance of a 65 kW MFWD Tractor on a Cohesive Soil. Journal of Agricultural Science, 5(8), S.197-214.

11.Smerda, T., Cupera J. (2010). Tire inflation and its influence on drawbar characteristics and performance

- Energetic indicators of a tractor set. Journal of Terramechanics, 47, S. 395-400.

12.Wulfsohn, D., Way, T.R. (2009).Factors that influence tractive performance of wheels, tracks and vehi-cles.Advances in Soil Dynamics vol. 3. St Joseph Michigan ASABE, S. 209-252.

13. Zoz, F., M., Grisso, R., D. (2003). Traction and Tractor Performance. ASAE Distinguished Lecture Series, Tractor Design, 27, S. 11-16.

Reference

1. Belyaev, N.M.Soprotivlenie materialov: uchebnik (Strength of Materials: Textbook), Moskva: Nauka, 1976, 608 p.

2. Dogruzhayushchee ustrojstvo ehnergeticheskogo sredstva (FinishLoading Device of Energy Facilities (Tractor-Transport Unit), S.V. Shchitov, E.E. Kuznecov, V.I. Hudovec, Patent na poleznuyu model' № 167513, Zayavka № № 2016125050 ot 22.06.2016, zaregistrirovano FIPS 22.06.2016 g., opubl. 10.01.2017, Byul. № 1.

3. Kuznecov, E.E., Shchitov, S.V., Hudovec, V.I. Ispol'zovanie mnogoosnyh ehnergeticheskih sredstv klassa 1,4: Monografiya (The Use of Multi-Axis Energy Facilities (Tractor-Transport Unit), Class 1.4. Monograph), Dal'GAU, Blagoveshchensk, 2013, 153 p.

4. Kuznecov, E. E.Metodologicheskoe obosnovanie vybora konstrukcii ustrojstv racional'nogo pereraspre-deleniya scepnogo vesa (Methodological Substantiation of the Selection of Hardware Design for Rational Redistribution of Coupling Weight), E.E. Kuznecov, S. V. Shchitov [i dr.], Ehlektronnyj nauchno-proizvodstvennyj zhurnal «AgroEhkoInfo», 2016, No 2(24).

5. Kuznecov, E.E. Vliyanie pereraspredeleniya scepnogo vesa na konstruktivnye parametry kolyosnogo ehnergeticheskogo sredstva (Influence of Redistribution of Coupling Weight on the Design Parameters of the Wheeled Energy Facilities (Tractor-Transport Unit), E.E. Kuznecov, S.V.Shchitov [i dr.], Dal'nevostochnyj agrar-nyj vestnik, 2017, No 2 (42), PP.152-160.

6. Skuryatin, N.F. Issledovanie sil, dejstvuyushchih na pricep pri rabote s tyagovo-dogruzochnym ustrojst-vom (Study of the Forces Acting on the Trailer when Operating Traction-Finish Loading Device), N.F. Skuryatin, A.V. Bondarev, E.V. Solov'yov, V.N. Amosov, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No 4, PP. 94-98.

7. Skuryatin, N.F. Povyshenie gruzopod»emnosti pricepnogo agregata (Enhancement of the Load Capacity of the Trailer Unit), N.F. Skuryatin, E.V. Solov'ev, A.V. Bondarev, Sel'skij mekhanizator, 2014, No 12, PP. 3839.

8. Shchitov, S.V. Puti povysheniya agrotekhnicheskoj prohodimosti kolyosnyh traktorov v tekhnologii vozdelyvaniya sel'skohozyajstvennyh kul'tur Dal'nego Vostoka (Ways to Improve the Agro-Technical CrossCountry Ability of Wheeled Tractors in the Technology of Cultivation of Crops of the Far East): dis. dokt. tekhn. nauk: 05.20.01, zashchishchena 20.05.09, Shchitov Sergej Vasil'evich, Dal'GAU, Blagoveshchensk, 2009, 325 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Yablonskij, A.A. Sbornik zadach dlya kursovyh rabot po teoreticheskoj mekhanike (Collection of Problems for Term Papers on Theoretical Mechanics), Moskva, Vysshaya shkola, 1982, 382 p.

10. Battiato, A., Diserens, E. (2013). Influence of Tyre Inflation Pressure and Wheel Load on the Traction Performance of a 65 kW MFWD Tractor on a Cohesive Soil. Journal of Agricultural Science, 5(8), PP.197-214.

ll.Smerda, T., Cupera J. (2010). Tire inflation and its influence on drawbar characteristics and performance - Energetic indicators of a tractor set. Journal of Terramechanics, 47, PP. 395-400.

12.Wulfsohn, D., Way, T.R. (2009).Factors that influence tractive performance of wheels, tracks and vehi-cles.Advances in Soil Dynamics vol. 3. St Joseph Michigan ASABE, PP. 209-252.

13. Zoz, F., M., Grisso, R., D. (2003). Traction and Tractor Performance. ASAE Distinguished Lecture Series, Tractor Design, 27, PP. 11-16.

ГРНТИ 68.85.87

Шишлов С.А., д-р техн. наук, профессор, E-mail: [email protected],

Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Амурская область, Россия; Шишлов А.Н., канд. техн. наук, доцент; Шапарь М.С., канд. техн. наук,

Приморская государственная сельскохозяйственная академия, г. Уссурийск, Приморский край, Россия

НАПРЯЖЕНИЯ НА УПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОЧВОЗАЦЕПА ДВИЖИТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА

На основании предложенной гипотезы рассмотрено решение задачи определения сдвигающих напряжений в почве при работе движителя гусеничного трактора через напряжения на упорной поверхности почвозацепа. Приведены установленные теоретические зависимости изменения напряжений по высоте упорной поверхности почвозацепа. Представлены некоторые результаты экспериментальных исследований изменения напряжений по высоте упорной поверхности почвозацепа, подтверждающие теоретические предпосылки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПОЧВА, ПОЧВОЗАЦЕП, ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР, СДВИГАЮЩЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ.

УДК 631.372

DOI: 10.24411/1999-6837-2018-13069

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.