Научная статья на тему 'Повышение эксплуатационных показателей посевного комплекса за счет оптимизации компоновочных решений агрегата'

Повышение эксплуатационных показателей посевного комплекса за счет оптимизации компоновочных решений агрегата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / ПОСЕВНОЙ КОМПЛЕКС / БУНКЕР / СЦЕПНОЙ ВЕС / ХОДОВАЯ СИСТЕМА / ТЯГОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА / БУКСОВАНИЕ / ПЛОДОРОДИЕ / TRACTOR / TILLAGE-SEEDING SYSTEM / SEED-BIN / TRAILING WEIGHT / UNDERCARRIAGE SYSTEM / DRAUGHT RESISTANCE / EFFICIENCY / LAYOUT SCHEME / SLIPPING / FERTILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич, Крылов Олег Витальевич, Лакшинский Владислав Витальевич

Одним из ключевых факторов повышения эксплуатационных показателей современных посевных комплексов при агрегатировании с энергонасыщенными тракторами является разработка научно обоснованных рекомендаций по выбору и обоснованию параметров и режимов работы агрегатов, в том числе за счет оптимизации их компоновочных решений. При оценке выходных показателей агрегата целесообразным является использование математического моделирования на основе вероятностного подхода, учитывающего неустановившийся характер внешних воздействий. Высокая достоверность аналитического моделирования работы агрегата как системы «почва-с.-х. машина-движитель-трансмиссия-двигатель» обеспечивается определением его параметров для множества различных условий эксплуатации — «группы полей», с учетом ограничений входных факторов в соответствии с требованиями агротехники, а также конструктивными и эксплуатационными особенностями трактора. Проведена сравнительная оценка основных эксплуатационных показателей комбинированного посевного агрегата в составе трактора К-744Р2 и посевного комплекса ПК «Кузбасс» для различных вариантов его компоновки. Во всех вариантах компоновочных схем спаривание ведущих колес трактора является целесообразным с точки зрения повышения его тягово-сцепных свойств, увеличения максимальной ширины захвата и, как следствие, снижения удельных энергозатрат на самоперемещение трактора (до 36%), бункера (до 79%) и буксование трактора (до 45,3%) в сравнении с базовым вариантом. Наиболее рациональными являются варианты компоновочных схем агрегата, предусматривающих перемещение бункера по необработанному фону с переносом его веса (частично или полностью) на шасси трактора. Минимальные показатели по удельным энергозатратам (ниже на 34% по сравнению с базовым вариантом) соответствуют варианту компоновки агрегата, когда часть веса бункера (≈13 кН), установленного на раму орудия, перенесена на шасси трактора, а ходовая система орудия оборудована широкопрофильными шинами низкого давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Бережнов Николай Николаевич, Крылов Олег Витальевич, Лакшинский Владислав Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF OPERATIONAL PARAMETERS OF A TILLAGE-SEEDING SYSTEM BY LAYOUT OPTIMIZATION

One of the key factors to increase the operational parameters of modern tillage-seeding systems (TSS) pulled by high-powered tractors is scientifically proved optimization decisions on their layout schemes. When evaluating the system’s output indices, it is expedient to use mathematical modeling based on probabilistic approach considering unsteady nature of external effects. The high reliability of analytical modeling of the system’s operation as “soil-implement-propulsion unit-transmission-engine” system is ensured by the definition of its parameters for various operating conditions, taking into account the restrictions of input factors according to the implement specifications and the design and operational features of a tractor. The comparative evaluation of the basic operational indicators of the combined unit including К-744R2 tractor and TSS “Kuzbass” for its various configurations was conducted. In all configurations tractor driving wheels’ coupling is expedient for increasing its traction, increasing its maximum operating width and, consequently, decreasing the specific energy consumption for the self-movement of tractor (to 36%), that of seed-bin (to 79%) and tractor slipping (to 45.3%) as compared to the basic variant. The most rational are the layout schemes enabling the seed-bin travel on untilled field with its weight transfer (partially or completely) on the tractor chassis. The minimum specific energy consumption (by 34% less compared to the basic variant) is revealed in the configuration when some seed-bin weight (≈13 kN), the seed-bin mounted on the implement frame, is transferred on the tractor chassis, and the undercarriage system of the implement is equipped by low pressure wide-section tyres.

Текст научной работы на тему «Повышение эксплуатационных показателей посевного комплекса за счет оптимизации компоновочных решений агрегата»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 631.3.06.001.66

В.С. Красовских, Н.Н. Бережнов, О.В. Крылов, В.В. Лакшинский

ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОСЕВНОГО КОМПЛЕКСА ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ АГРЕГАТА

Ключевые слова: трактор, посевной

комплекс, бункер, сцепной вес, ходовая система, тяговое сопротивление, производительность, компоновочная схема,

буксование, плодородие.

Введение

На сегодняшний день отечественными и зарубежными производителями с.-х. техники выпускается широкий ассортимент посевных почвообрабатывающих комплексов, предназначенных для реализации технологий почвозащитного и ресурсосберегающего

земледелия.

В этих условиях актуальной задачей внедрения систем сберегающего земледелия становится разработка комплексов научно обоснованных рекомендаций по рациональному агрегатированию имеющихся в хозяйствах тракторов с современными энергоемкими машинами и орудиями. Отсутствие

подобных рекомендаций может привести к полному взаимному несоответствию технических характеристик трактора и рабочей машины и стать причиной повышения непроизводительных энергозатрат при эксплуатации агрегата, росту себестоимости продукции, а также деградации почвы и снижению её эффективного плодородия.

Применение широкозахватных комбинированных почвообрабатывающих посевных комплексов обуславливает рост эксплуатационной массы трактора и повышение единичной мощности его двигателя. Так, ОАО «Кировский завод» планирует расширение линейки сельскохозяйственных тракторов

серии К-9000 с мощностью двигателя от 354 до 516 л.с. В настоящее время в сельскохозяйственном производстве нашли широкое применение тракторы К-744Р2 с номинальной эксплуатационной мощностью 350 л.с. (257 кВт), что на 70 л.с. превышает мощность двигателя, устанавливаемого на трактор К-701.

Исследования показали, что возросшую мощность энергосредства наиболее целесообразно реализовать за счет увеличения ширины захвата агрегата, а это неизбежно ставит вопросы о его рациональном комплектовании, энергоемкости технологического процесса и уровне техногенного воздействия на почву [1-3].

Одним из способов улучшения выходных эксплуатационных показателей посевных комплексов является обоснование рационального компоновочного решения агрегата, определяющего расположение масс основных элементов с.-х. машины, агрегати-руемой с трактором, с учетом его собственного распределения веса в условиях эксплуатации и особенностей компоновки [5].

В условиях эксплуатации машиннотракторный агрегат подвергается воздействию множества внешних и внутренних факторов, многие из которых имеют случайный характер. Поэтому для описания процесса функционирования и определения выходных показателей агрегата целесообразно использовать методы математического моделирования, основанные на применении теории вероятностей [1-5].

Разработанная вероятностная математическая модель, описывающая процесс функционирования тягового агрегата как системы «почва-с.-х. машина-движитель-трансмиссия-двигатель» (далее — «П-М-Дж-Т-Дв»), позволяет оценивать агротехнические, энергетические и технико-экономические показатели комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов при неустановившемся характере внешних воздействий [1-4].

Для обеспечения высокой степени достоверности аналитического моделирования работы агрегата необходимо обосновать его состав и эксплуатационные режимы работы не только на отдельном поле, но и на совокупности полей административнохозяйственного подразделения или конкретной природно-климатической зоны.

По результатам многочисленных исследований установлено, что к основным оценочным критериями, характеризующим изменение внешних воздействий на систему «П-М-Дж-Т-Дв», относятся математическое ожидание приведенного удельного тягового сопротивления агрегата Кпр, коэффициент вариации 1/пр и коэффициент пропорциональности £пр на отдельном поле; математическое ожидание приведенных средних удельных сопротивлений М(Кпр), приведенный коэффициент вариации приведенных средних удельных тяговых сопротивлений

агрегата Угп (далее — коэффициент вариации по группе полей), приведенный коэффициент пропорциональности М(гп р) по группе полей, а также математическое ожидание приведенных коэффициентов вариации удельного тягового сопротивления

по отдельным полям М(упр) [1-3].

Рациональная ширина захвата агрегата В должна быть подобрана так, чтобы во всем диапазоне изменения математических ожиданий удельных сопротивлений по группе

полей конкретной зоны от Кт1П до Ктах максимальная средняя нагрузка на крюке

энергосредства Р^тах не превышала установленный предел по допустимой величине буксования движителей трактора 8тах < <5Д, а средняя скорость движения агрегата V находилась в диапазоне от Ут1П до Утах согласно агротехническим требованиям.

Объекты и методы

Суммарное тяговое сопротивление посевного комплекса складывается из тягового сопротивления комбинированного почвообрабатывающего посевного орудия и силы сопротивления перекатыванию бункера с

технологическим материалом (семена, удобрения и другие компоненты). Исходя из этого, максимально допустимую ширину захвата агрегата следует определять по формуле, м:

(^кр тах' ~РГб)

В =

ъ (1)

[^пр тпал:(і"*"^(£пр))(^тоіп ^іф)] где РКртах — максимально допустимая нагрузка на крюке по буксованию движителей трактора, кН;

— сила сопротивления перекатыванию бункера с технологическим материалом, кН

Рб = Ґб’ &б> (2)

где — коэффициент сопротивления перекатыванию бункера;

Gg — вес бункера, кН;

Кцр.тах — среднее приведенное максимальное удельное сопротивление на отдельном поле, которое с определенной вероятностью может встретиться на группе полей, кН/м;

Утіп — скорость движения агрегата, соответствующая Р^тах, м/с:

— Мен'А.це'Т1тяг ^ ^

гкр тах

где — соответственно, номинальная

эксплуатационная мощность двигателя (кВт) и коэффициент ее использования при неус-тановившейся нагрузке на крюке трактора

[1, 4];

7/тяг — тяговый КПД трактора;

^7тяг ^7тяг * Лб ‘ V/’ (4)

где 'ПтріЛб/Л/ - соответственно, КПД

трансмиссии, буксования и перекатывания трактора;

Л = 1-5д, (5)

где 5Д — максимально допустимая величина буксования движителей;

„ гкр тах

ї1ґ= --------------

кр тах

+Т-с’

(6)

где f — коэффициент сопротивления перекатывания трактора; бт — вес трактора, кН:

Максимально допустимую нагрузку на крюке трактора при заданной максимальной

величине буксования движителей 5Д можно определить по формуле, кН:

Ркртах=Фкр ' ^сц» (7)

где (рк р — допустимая величина коэффициента использования сцепного веса трактора

г .

11 сц-

*Ркр АеХр( В • (8)

где (рм,А,В — коэффициенты, аппроксимирующие зависимость [6];

5 = /(Ркр; Ссц = С + ДСб), (9)

где Дб^ — часть веса бункера, перенесенная на шасси трактора, кН.

В зависимости от способа агрегатирования трактора с посевным комплексом, величина догрузки ведущих колес будет изменяться от Дб^ =0 до Дб^ =

Кпр.тах М(Кпр) • (1 + £у1/гп), (10)

где ty — отклонения от м(л„ р) с заданной

вероятностью у и определенной долей признака, выраженные в среднеквадратических

отклонениях а = УГПМ (Л'пр).

Математическое ожидание скорости

движения агрегата по группе полей М(К) можно определить по выражению, м/с:

_ (11) где М(Л^кр),М(Ркр) - соответственно, математические ожидания тяговой мощности (кВт) и нагрузки на крюке (кН) по группе полей;

М(Йкр) = Ли • М(Л„е) • М(ч„,.), (12)

где Ыеи — номинальная мощность двигателя трактора, кВт;

— математическое ожидание коэффициента использования номинальной мощности для группы полей;

М(г] ) — математическое ожидание тягового кпд по группе полей, соответствующее м( Ркр).

М(Ркр) = В • М(Кпр) [1 + М(ё) ((М(Ю)2 - К,р)]. (1 3)

С достаточной степенью точности значение М(г]тяг^ можно определить по выражениям (4), (5) и (6), подставив вместо Ркр

значение М(РКр).

С целью снижения техногенного влияния движителей агрегата на свойства почвы, ее структуру и уровень энергозатрат, предлагается оснастить ходовую систему орудия широкопрофильными шинами низкого давления оригинальной конструкции, разработанными на кафедре «Тракторы и автомобили» АГАУ [7, 8].

Результаты и их обсуждение

Проведем сравнительную оценку основных агротехнических, энергетических и технико-экономических показателей комбинированного посевного агрегата в составе трактора К-744Р2 и посевного комплекса ПК «Кузбасс» в зависимости от следующих принятых вариантов компоновочной схемы:

1. Трактор (колесная формула 4К4),

почвообрабатывающее посевное орудие (далее — орудие), прицепной бункер (перемещающийся по обработанной поверхности поля) (/ = 0,09; /б = 0,16; Ссц =

157 кН) (базовый вариант).

2. Трактор со спаренными колесами (колесная формула 8К8), орудие, прицепной бункер (Ссц = 167 кН). В этом случае Ссц

увеличивается на * 10 кН за счет 4 дополнительных колес трактора.

3. Трактор (8К8), прицепной бункер (перемещающийся по необработанной поверхности поля), орудие

(Ссц = 167кН; /б = 0,09).

4. Трактор (8К8), полунавесной бункер, орудие (Ссц = 180 кН). Сцепной вес трактора увеличен за счет переноса на его шасси части веса бункера Дбб = 13 кН.

5. Трактор (8К8), полунавесное орудие,

на раму которого установлен бункер, а задняя часть рамы опирается на движитель (прикатывающую систему), оборудованный широкопрофильными шинами низкого давления ^^=2-4 кПа) (/б = 0,075). Величина переноса веса орудия на шасси трактора такая же, что и в варианте № 4 [7, 8] (рис. 1). _

6. Трактор (8К8), бункер, установленный

на шасси трактора, орудие

(Ссц = 228 кН; Р/б = 0 кН).

7. То же, что и вариант № 5, но с шири-

ной захвата орудия, равной ширине захвата серийного образца посевного комплекса ПК-12,2 «Кузбасс», производства

ООО «Агро» (г. Кемерово), В = 12,2 М

[5]. „

8. Трактор (8К8), полунавесной бункер, орудие. Часть веса бункера, перенесенная на шасси трактора, составляет ДСб = 50 кН, а ширина захвата агрегата соответствует тяговой нагрузке, максимально допустимой по буксованию трактора (8Д = 0,12). Сцепной вес трактора Ссц = 217 кН, при коэффициенте его использования (рк р = 0,33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистая производительность посевного агрегата для группы полей М(И^) (среднее её значение) определялась по выражению, м2/с:

М(ш) = В-М(У), (14)

где В — ширина захвата агрегата, м.

Удельные затраты энергии Э оценивались по элементам на основании мощностного баланса агрегата, кДж/м2: п _ мрур ° м(Щ’

(15)

где м(Я,) — затраты мощности по і-м затратам, кВт;

м(ш) — производительность за единицу времени, м2/с.

На основании данных таблицы 1 ниже приведен рисунок 2, построенный по вариантам компоновок № 3*, 4* и 6*.

Щ/Щ — отношение (кратность) чистой часовой производительности агрегата, скомпонованного по нму варианту к базовому варианту компоновки.

Рис. 1. Компоновочная схема посевного агрегата по варианту № 5

Таблица 1

Основные показатели посевного агрегата в составе трактора К-744Р2 и ПК «Кузбасс» в зависимости от его компоновки, сцепного веса и рациональной ширины захвата

№ вари- анта В, м ®ец, кН Рів, кН М(Рм), кН (^кр)) кН <Ркр 8 *<У). 7 о М( ]/\Г), м2 (?) Э, кДж м2 Щ

1 10,2 157 11, 2 38 49,2 0,313 0,10 2,73 (9,8) 27,8 (10) 8,1 1

2 11,4 167 11, 2 41,2 52,6 0,315 0,10 2,6 (9,3) 12 о , 7) 6 7,6 1,06

3* 13,8 167 6,3 50,2 56,5 0,314 0,10 2,5 (9,0) 5 4) 31 6,5 1,20

4* 15,3 180 5,1 3 53,5 58,6 0,326 0,11 2,33 (8,4) 6 8) ип <№ 31 6,3 1,28

5 15,3 180 3,5 46,5 50 0,28 0,08 2,8 (9,7) 3 9) 41 5,3 1,54

6* 20,7 228 - 69 69 0,30 0,10 2 (7,2) 41,8 (15) 5,4 1,48

7 12,2 180 3,5 41,1 44,6 0,25 0,07 3,1 (11,1) 38,2 (14,1) 5,9 1,37

8 19,5 217 4,5 67,5 72 0,33 0,11 2,05 (7,2) 39,2 (14,1) 5,7 1,41

Выводы

Анализ полученных результатов показал, что на эффективность использования энергонасыщенного трактора и посевного агрегата в целом существенное влияние оказывают компоновка агрегата, а также нагрузочные и скоростные режимы его работы:

1. Во всех рассмотренных вариантах компоновки посевного агрегата, максимальная чистая производительность агрегата и наименьшие энергозатраты на единицу обработанной площади достигаются при предельно допустимой загрузке трактора

по тяге РКртах, которая ограничивается допустимой величиной буксования движителей (5Д = 12%) и минимальной скоростью движения (^т£П = 1,4 м/с) в соответствии с агротехническими требованиями.

2. Для всех вариантов компоновочных схем спаривание ведущих колес трактора является целесообразным с точки зрения повышения его тягово-сцепных свойств, увеличения максимальной ширины захвата и, как следствие, снижения удельных энергозатрат на самоперемещение трактора (до 36%), бункера (до 79%) и буксование трактора (до 45,3%) в сравнении с базовым вариантом.

3. Наиболее рациональными являются варианты компоновочных схем агрегата, предусматривающих перемещение бункера по необработанному фону с переносом его веса (частично или полностью) на шасси трактора. В рассматриваемых вариантах, в зависимости от величины догрузки ходовой части трактора, приращение его сцепного

веса находится в пределах А С?сц= 10-71 кН. Улучшение тягово-сцепных показателей трактора обеспечивает соответствующее увеличение ширины захвата агрегата до 11,4 и 20,7 м (на 10,5 и 50,7%), что позволяет, в сравнении с базовым вариантом, повысить чистую часовую производительность на 6 и 48% соответственно.

4. Увеличение ширины захвата агрегата по сравнению с базовым вариантом более чем в 2 раза при варианте компоновки № 6 позволяет сократить относительную площадь следов его ходовых систем (трактора и бункера) на 15%. Это обеспечивает снижение непроизводительных удельных затрат

энергии на вертикальную деформацию почвы ходовыми системами трактора, бункера и орудия, соответственно, в 1,6; 3 и

1,26 раза, а на буксование движителей трактора — в 1,8 раза.

5. Минимальные показатели по удельным энергозатратам соответствуют 5-му варианту компоновки агрегата (ниже на 34% по сравнению с базовым вариантом): часть веса бункера (Дбб 13 кН), установленного

на раму орудия, используется для догрузки ведущих колёс трактора, а ходовая (прикатывающая) система орудия оборудована широкопрофильными шинами низкого давления.

— — 3-й вариант — - —4-й вариант ■'■■■■ • б йвариант

Рис. 2. Влияние сцепного веса Ссц на показатели агрегата при рациональной загрузке:

В — рабочая ширина захвата агрегата (В = Вдоп = Втах), м; V/ — часовая производительность, га/ж; Э — удельные затраты энергии, кДж/м2; V — скорость движения, м/с

Таблица 2

Затраты мощности на перекатывание трактора буксование движителей перекатывание бункера на сопротивление машины ІУМ и в соответствии с ними удельные затраты энергии на единицу обработанной площади Э

№ вари- анта На перекатывание На буксование трактора На тяговое сопротивление машины На тяговое сопротивление агрегата

трактора бункера

кВт Э/. кДж м2 кВт Э/б, кДж м2 щ, кВт э6, кДж м2 К. кВт ‘-'м.» кДж м2 э, кДж м2

1 38,6 1,39 30,6 1,10 17,8 0,64 104 3,73 8,1

2 39,0 1,32 29 0,98 17,8 0,60 107 3,62 7,6

3 37,5 1,09 15,8 0,46 17,8 0,52 125 3,60 6,5

4 37,7 1,06 12,3 0,35 19,6 0,55 125 3,50 6,3

5 45,3 1,06 9,9 0,23 14,3 0,35 130 3,00 5,3

6 41,0 0,89 - - 17,8 0,43 138 3,30 5,4

7 50 1,30 10,9 0,28 14,2 0,37 126 3,30 5,9

8 40 1,02 9,2 0,23 22,3 0,57 135 3,43 5,7

Рис. 3. Удельные непроизводительные затраты энергии на перекатывание трактора Э^, бункера Э/б

и буксование движителей трактора Эб:

1-8 — варианты компоновочных схем агрегата

Библиографический список

1. Красовских В.С. Повышение эффективности функционирования тяговых агрегатов за счёт оптимизации параметров и эксплуатационных режимов работы в степных и лесостепных районах Западной Сибири: ав-тореф. дис. ... докт. техн. наук. — СПб., 1991. - 37 с.

2. Бережнов Н.Н. Обоснование рацио-

нальной компоновки и режимов работы энергонасыщенных почвообрабатывающих посевных комплексов: автореф. дис. ...

канд. техн. наук: 05.20.01. — Барнаул, 2007.

- 22 с.

3. Красовских В.С., Бережнов Н.Н. Результаты исследования почвообрабатывающего посевного тягово-транспортного агрегата // Вестник АГАУ. — 2007. — № 4 (30).

— С. 57-62.

4. Красовских В.С. Обоснование рационального почвообрабатывающего агрегата // Обоснование рациональных параметров сельскохозяйственных тракторов и режимов работы машинно-тракторных агрегатов в

условиях Западной Сибири: сб. науч. тр. / Алт. с.-х. ин-т. — Новосибирск, 1982. — С. 3-22.

5. Красовских В.С., Бережнов Н.Н., Рыкова Ю.В. Повышение эффективности использования комбинированных посевных агрегатов за счёт оптимизации их компоновочных решений // Вестник АГАУ. — 2013.

- № 3(101). - С. 99-102.

6. Колобов Г.Г., Парфенов А.П. Тяговые характеристики тракторов. — М.: Машиностроение, 1972. — 153 с.

7. Красовских В.С., Соколов В.В., Павлюченко Г.В., Павленко В.В. Широкопрофильные шины низкого и сверхнизкого давления // Вестник АГАУ. — 2013. — № 2 (100). — С. 113-116.

8. Колёсный движитель транспортного средства (варианты). Пат. 2378129 Россия, С1 МПК В60С 3/04, В60 С 5/20 / Красовских Е.В., Красовских В.С.; Красовских Е.В.

— № 2008143030/11: заявл. 29.10.2008; опубл. 10.01.2010, Бюл. № 1. — 11 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.