Научная статья на тему 'Повышение экономической эффективности развития транспортной системы региона'

Повышение экономической эффективности развития транспортной системы региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
283
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меликян С. А.

Транспортный комплекс Краснодарского края за последние годы стабильно сохраняет положительную динамику производственно-финансовых показателей. Это говорит о том, что транспорт является одной из базовых отраслей экономики края, динамично развивается в соответствии с потребностями грузоотправителей и населения страны и Юга России. О состоянии, проблемах и перспективах развития транспортного комплекса региона автор рассказывает на примере Краснодарского края…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение экономической эффективности развития транспортной системы региона»

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

С.А. МЕЛИКЯН

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Завершение базовых структурных реформ, рост экономики, создание основ правовой базы функционирования и развития транспорта в рыночных условиях предполагают такое развитие транспортной системы региона, которое обеспечит интеграцию различных видов транспорта в развитие экономики страны. В связи с этим значительно возрастает системообразующая роль Юга России и, соответственно, транспортной системы Краснодарского края. В регионе усиливается взаимосвязь задач развития транспортной системы края.

Транспорт обеспечивает полноценное участие Краснодарского края в экономике, торговле и в производственных процессах на российском и международном уровнях. В целом транспортный комплекс края обеспечивает прохождение более 26 % внешнеторговых грузов России и имеет стратегическое значение для страны в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Олимпийские игры 2014 года в Сочи делают рассматриваемую проблему еще более актуальной.

Процесс воссоздания единой транспортной системы России неразрывно связан с последовательной модернизацией совокупности региональных транспортных систем. Это в свою очередь затрагивает Краснодарский край, территория ко-

Рис. 1. Доля транспортной системы в экономике Краснодарского края

торого непосредственно попадает в зону обеспечения пропуска межгосударственных транспортных потоков. Такой регион сталкивается с проблемой согласования возможностей своей транспортной системы, с требованиями государства по пропуску как российских, так и межгосударственных транзитных потоков и с необходимостью удовлетворения потребностей собственного хозяйственного комплекса.

В настоящее время эффективность работы транспортной системы Краснодарского края как транспортной магистрали международного сообщества выступает как неисследованная проблема.

В отличие от других регионов России, где транспортные процессы осуществляются по сложившимся десятилетиями связям, транспорт в крае сегодня переживает значительные изменения в связи с повышением роли самого региона в экономике страны. Мощности транспортной инфраструктуры, удобное географическое положение области, высокая квалификация специалистов определяют перспективы развития Краснодарского края как транзитного посредника между югом России и ее регионами, а также зарубежными странами.

По территории округа проходят коммуникации, обеспечивающие связи с Центральным регионом, Поволжьем, Уралом и Сибирью, а также выходы к международным портам на Азово-Черноморском побережье. Кроме того, здесь проходят международные маршруты, связывающие Азию с Европой.

Транспортная составляющая в экономике Краснодарского края самая большая из всех отраслей и составляет 19 % ВРП, в то же время на сельское хозяйство приходится 17 % ВРП, на промышленность — 13 % ВРП, строительство — 11 % ВРП, торговлю и общественное питание — 12 % ВРП (рис. 1)1.

Основу транспортной системы края составляют морские порты, Краснодарское отделение СевероКавказской железной дороги, система магистраль-

1 Данные Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодарского края за 2007 г.

Рис. 2. Среднесрочные цели транспортной системы края ных трубопроводов ОАО «Черномортранснефть» и ЗАО «КТК», нефтеперевалочные базы, судоходные компании, автотранспортные и автодорожные предприятия, экспедиторские, агентские и многие другие компании, обеспечивающие работу единого транспортного комплекса.

Уровень транспортных издержек в экономике Краснодарского края в сравнении с другими видами производств значительно выше, что обусловлено в первую очередь существенным отставанием в применении современных транспортных технологий и низким уровнем информационно-коммуникационного обеспечения. Следствием этого является недостаточное качество предоставляемых услуг при низкой эффективности использования имеющихся ресурсов, что в свою очередь приводит к низкой марже по всем направлениям транспортной системы края, или, как минимум, к недостаточному, нерациональному использованию всех имеющихся ресурсов транспортной системы.

Рынок жестко разделил интересы производителей и потребителей транспортных услуг При этом конечные цели производителей — максимальная прибыль — остаются неизменными долгое время. Тогда как цели потребителей все время меняются: потребности растут и модифицируются, изменяется тип потребительского поведения.

В современных условиях транспорт становится все более важной составляющей в жизни людей. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, но и как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Поэтому государство в лице региональных органов управления призвано защищать интересы в первую очередь потребителей транспортных услуг, создавая при этом наиболее благоприятные условия для производителей. Приоритет потребителей над производителями вообще, и в сфере транспорта, в частности, обусловлен самой природой социальной рыночной экономики, а также принципами устойчивого развития, в основе которого лежит учет потребностей будущих поколений.

В общем виде, под устойчивым развитием понимается такое использование всех видов ресурсов (природных, финансовых и др.), при которых будущие поколения будут жить, по крайней мере, не хуже нынешних. Применительно к транспорту — это означает последовательное улучшение потребительских индикаторов транспорта, закрепленных в первую очередь в свойствах территории (доступность, экология мест проживания и другие свойства, формируемые транспортной системой, которые «перейдут» следующим поколениям).

Транспортная система Краснодарского края наряду с другими инфраструктурными отраслями является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей.

Без решения проблем в транспортной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности в целом. Другими словами, необходимо создание опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест», устранение диспропорций в развитии транспортной системы региона и т. д.

При этом процесс формирования рациональной транспортной системы должен проходить под знаком достижения следующих целей (рис. 2): максимизация внутреннего спроса; транспортная доступность; сокращение удельных затрат времени на грузоперевозки и пассажироперевозки; повышение безопасности.

В условиях развивающейся экономики транспорт региона не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой формирования и социально-экономического развития региона.

В данной связи можно согласиться с авторами М. А. Макеевым, Н. С. Ячник, которые пишут, что «в настоящее время, в период модернизации всей транспортной системы России необходимо учитывать совокупный внетранспортный эффект, получаемый в различных отраслях народного хозяйства, а также в сферах социально-экономической жизни общества от функционирования транспорта. Уровень качества

транспортного обслуживания для пользователей транспортных услуг оказывает большое влияние на социальные условия жизни населения и экономическую безопасность государства. При этом размер эффекта, получаемого в отраслях и сферах общества от деятельности транспорта в крае, превосходит эффект на самом транспорте, что должно учитываться при совершенствовании экономических отношений между железнодорожным и автомобильным видами транспорта, регионом и государством»2.

То есть, экономика формирует общественный «заказ» на транспортную систему, а последняя обеспечивает возможность формирования более эффективного экономического пространства.

Переход к рынку на транспорте требует решения двойственной задачи: вернуть экономический смысл этой инфраструктурной отрасли, при котором она должна работать на потребителей транспортных услуг. В этих условиях должны претерпеть существенные изменения подходы к планированию транспортной сети регионов.

Эффективное, отвечающее требованиям потребителей транспортных услуг функционирование транспортной системы во многом зависит от достоверного прогноза потребностей в ее развитии, набора и рациональной очередности мероприятий, позволяющих их удовлетворить.

Опыт входящих в рынок стран показывает, что развитие транспортной сети влечет за собой перемещение экономической активности. Отсюда следует, что эффект от инвестиций может проявиться не там, где вкладывали капитал. Общепринятых методических подходов к оценке такого рода несоответствий нет.

Длительное время из-за слабой изученности последствий социального и экономического характера во внетранспортной сфере, связанных с изменением транспортных условий, основное внимание при определении эффективности развития дорог уделялось затратам непосредственно в сфере транспорта. Применяемые в настоящее время методы и способы, существующая нормативная база позволяют определять их достаточно надежно и точно. В то же время стоимостная оценка последствий от изменения состояния транспортной сети в других сферах (главным образом в социальной и сельскохозяйственной) либо возможна лишь частично, либо пока невозможна. Оценка даже части этих эффектов на конкретной территории требует самостоятельного, весьма трудоемкого исследования.

2 Макеев М. А, Ячник Н. С. Экономическая оценка конкурентоспособности железнодорожного и автомобильного видов транспорта в регионе. Транспортное развитие регионов. БТИ №12. 2004.

Фрагментные, выборочные, далеко не полные обследования показали, что внетранспортный эффект существенно превышает собственно транспортный (в большинстве случаев в несколько раз).

Неизбежным следствием недоучета внетран-спортного эффекта совершенствования транспортной сети в условиях централизованного финансирования явились хронически недостаточный уровень выделения средств, длительный период невысоких темпов развития сети. Это явилось одной из причин деградации системы сельских поселений, низкой эффективности громадных затрат в сельском хозяйстве и ряда негативных последствий.

Одним из главных недостатков существующей системы планирования развития транспорта является отсутствие приемлемой и работоспособной методики оценки региональной транспортной обеспеченности, которая до сих пор ориентируется на упрощенные показатели.

Наряду с задачей сокращения транспортных издержек как одной из главных все большее значение приобретает решение задачи создания в регионе транспортно-коммуникационных условий (рис. 3) в виде надежного единого транспортного технологического центра (ТТЦ), который обеспечит потребителям транспортных услуг некоторый нормативный уровень удобства, а поставщикам транспортных услуг повысит рентабельность.

Коммуникация, информация и знания — движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития.

Представляется, что развитию транспортной системы региона будет способствовать не только его ресурсное обеспечение, но и доступность к информации и информационному обмену. Причем обмен должен базироваться на четырех основных направлениях:

1. Информация.

2. Полезные эффекты.

3. Маркетинг, логистика.

4. Потребитель.

Смысл мультипликативного эффекта транспортной системы заключается в следующем: полезные эффекты от его функционирования проявляются не синхронно с улучшением потребительских свойств, а накапливаются в соответствии с нелинейной парадигмой экономики. В результате существуют мероприятия, которые дублируют друг друга.

Воздушныйтранспорт

Железнодорожный ^ транспорт

Автомобильный ^ транспорт

Морской транспорт^ !

Рис. 3. Схема транспортно-коммуникационной зоны

Условия жизнедеятельности на территории могут быть улучшены целевыми финансовыми инъекциями в слабые точки транспортной сети. В результате эффект от инвестиций в конкретный объект можно рассчитать трояко: локально, в границах района и по региональному отклику.

При таком подходе транспортная сеть рассматривается как инструмент повышения качества жизни населения и рыночных возможностей хозяйствования. Интересы территории, таким образом, непосредственно увязываются с развитием единой транспортной сети.

Перевозки по транспортным коридорам между и внутри региона являются основой обмена и торговли между людьми, рынками, странами. Важность этого трудно переоценить. Транспорт является основополагающим фактором экономического развития.

Когда транспортные коммуникации экономически эффективны, облегчается торговля, возрастает обмен. Чрезмерно высокие транспортные расходы затрудняют развитие экономики.

Основными мероприятиями, направленными на создание формирования и развития транспортной системы в свете экономического развития края должны стать:

• создание условий по обеспечению равноправного доступа потребителей и производителей услуг

по перевозке различными видами транспорта;

• устранение административных и других барьеров, влияющих на конкуренцию участников рынка;

• поддержка логистической сети терминальных комплексов (пункты перегрузки грузов, складские площади и т. д.) на территории Краснодарского края;

• создание единой краевой информационно-статистической системы, обеспечивающей полноценный контроль и учет деятельности участников рынка, системный анализ деятельности предприятий и рынка услуг;

• создание единой электронной системы учета заказов и услуг участников рынка перевозки (по принципу электронной биржи);

• коммерциализация использования транспортной инфраструктуры с привлечением негосударственных участников рынка;

• поддержка местных предприятий малого и среднего бизнеса сектора перевозок, проведение политики разумного протекционизма;

• стимулирование консолидации мощностей перевозчиков в отдельных сегментах рынка услуг;

• защита перевозчиков Краснодарского края от недобросовестной конкуренции грузовладельцев, сервисных служб (предприятия аварийно-технического обслуживания, дорожного хозяйства и т. д.), а также местных, иногородних и иностранных экспедиторов и перевозчиков. Суть предлагаемых мероприятий для транспортной

системы края состоит в том, что необходимо создать оптимальные благоприятные условия при транспортировке грузо-, товаро- и пассажиропотоков, способствующих бесперебойному, быстрому, эффективному их продвижению, что приведет к снижению транспортной составляющей в стоимости продукции, привлечению транспортных операторов на коридоры Краснодарского края.

Быстрота продвижения зависит не только от предприятий, работающих в транспортной системе Краснодарского края, но также от скорости получения и обработки информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишарин А. С. Информационные технологии — главное условие совершенствования управления перевозками / Мишарин А. С. // Железнодорожный транспорт, 2001, № 6. С. 12.

2. Макеев М. А., Ячник Н. С. Экономическая оценка конкурентоспособности железнодорожного и автомобильного видов транспорта в регионе. Транспортное развитие регионов. БТИ № 12. 2004.

3. Данные Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодарского края за 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.