Научная статья на тему 'Повышение экологической безопасности Владивостокского морского торгового порта'

Повышение экологической безопасности Владивостокского морского торгового порта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ПОРТ / СУДОВЫЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ / ЛОКАЛЬНЫЙ ОЧИСТНОЙ КОМПЛЕКС / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ / МИКРОФЛОТАЦИЯ И ФИЛЬТРАЦИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ / SEA PORT / SHIP WASTEWATER TREATMENT / PLANTS COMPLEX / ENGINEERING TECHNOLOGIES AND EQUIPMENT BIOLOGICAL TREATMENT / MICROFLOTATION AND FILTERING POLLUTANTS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тихомиров Г. И., Смирнов М. Н.

Предлагается разработка портового локального очистного комплекса (ЛОК) для обработки всех видов судовых сточных вод с использованием биологического метода очистки и современных технологий, позволяющих повысить экологическую безопасность в морских портах России и на подходах к ним. Принятая в проекте концепция избирательной, локальной очистки судовых сточных вод, а также паводковых и хозбытовых канализационных стоков с территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), включая и с прилегающего жилого массива, позволяет значительно снизить стоимость и сроки строительства типовых портовых очистных сооружений, а также эксплуатацию их в состоявшихся условиях города Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF THE VLADIVOSTOK COMMERCIAL SEAPORT ECOLOGICAL SAFETY

It is proposed to develop a local treatment of the port complex (LOC) for the treatment of all kinds of marine waste water using biological treatment methods and modern technologies to increase the environmental safety of the Russian seaports and on the approaches to them. Adopted the draft concept of the election, local treatment of marine sewage and flood and household sewage from the territory of Commercial Port of Vladivostok (CPV), including with the adjacent residential area, it can significantly reduce the cost and time of construction of model of port treatment facilities, as well as operation held them in terms of Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Повышение экологической безопасности Владивостокского морского торгового порта»

УДК 627.033

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО

МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА

Тихомиров Г.И., д.т.на., профессор, заведующий кафедрой судовых котельных, турбинных установок и вспомогательного энергетического оборудования, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского», e-mail:

tikhomirov333@mail.ru

Смирнов М.Н., генеральный директор ООО «КВИ Интернэшнл», e-mail: kroftasp@peterlink.ru

Предлагается разработка портового локального очистного комплекса (ЛОК) для обработки всех видов судовых сточных вод с использованием биологического метода очистки и современных технологий, позволяющих повысить экологическую безопасность в морских портах России и на подходах к ним. Принятая в проекте концепция избирательной, локальной очистки судовых сточных вод, а также паводковых и хозбытовых канализационных стоков с территории Владивостокского морского торгового порта (ВМТП), включая и с прилегающего жилого массива, позволяет значительно снизить стоимость и сроки строительства типовых портовых очистных сооружений, а также эксплуатацию их в состоявшихся условиях города Владивостока.

Ключевые слова: морской порт, судовые сточные воды, локальный очистной комплекс, проектирование технологий и оборудования биологической очистки, микрофлотация и фильтрация загрязнений.

INCREASE OF THE VLADIVOSTOK COMMERCIAL SEAPORT ECOLOGICAL

SAFETY

Tikhomirov G., Doctor of Techniques, professor, head of the Marine boiler, Turbine sets and Auxiliary power engineering equipment chair, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi», e-mail: tikhomirov333@mail.ru Smirnov M., general director of the KVI International, LLC, e-mail: kroftasp@peterlink.ru

It is proposed to develop a local treatment of the port complex (LOC) for the treatment of all kinds of marine waste water using biological treatment methods and modern technologies to increase the environmental safety of the Russian seaports and on the approaches to them. Adopted the draft concept of the election, local treatment of marine sewage and flood and household sewage from the territory of Commercial Port of Vladivostok (CPV), including with the adjacent residential area, it can significantly reduce the cost and time of construction of model of port treatment facilities, as well as operation held them in terms of Vladivostok.

Keywords: sea port, ship wastewater treatment, plants complex, engineering technologies and equipment biological treatment, microflotation and filtering pollutants.

Группа компаний «ФЕСКО», как хозяйствующий субъект Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) в 2009 году подписала Копенгагенское коммюнике, подтверждая соблюдение компанией высоких стандартов в отношении охраны окружающей среды и её активный вклад в сохранение планеты путём продвижения экологичных способов грузоперевозок. В настоящее время на территории порта существует нефтебаза, и нет никаких очистных сооружений (ОС), отвечающих современным требованиям охраны окружающей среды, позволяющих принимать с судов какие-либо сточные воды для очистки их от загрязнений и дальнейшей рекуперации. Через существующие выпуски № 10, 11, 12, 13 и 14 городской канализационной системы (рис. 1), расположенной на территории ВМТП, КГУП «Приморский водоканал» («ПВК») продолжают сбрасываться в бухту «Золотой Рог» неочищенные ливневые и сточные воды хозяйственно-бытового назначения. В том числе и с прилегающих к территории ВМТП жилых массивов полуострова Эгершельд и Шкота.

При подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012 была принята и до настоящего времени продолжает реализовываться весьма затратная технология перекачивания хозбытовых стоков для очистки их на Центральных или Южных очистных сооружениях (выпуск № 29, рис. 1).

При неизбежном росте тарифов на электрическую энергию стоимость канализации этих стоков с полуострова Шкота на ОС будет не менее 100 млн. руб./год. Окупаемость предлагаемого нами проекта типового локального портового очистного комплекса (ЛОК) составит не более трёх лет, если Группе компаний «ФЕСКО» самостоятельно инвестировать строительство ЛОК и его дальнейшую эксплуатацию. Прибыль ГК «ФЕСКО», как хозяйствующего субъекта, от очистки стоков на ЛОК ВМТП (на выпуске № 11) - очевидна. Сточная вода, очищенная биологическим методом до норм рыбохозяйственного водоёма, из биореакторов может самотёком выпускаться через существующий выпуск или использоваться для нужд ЖКХ ВМТП и города Владивостока.

I. - ■—' ■■'■ «яннш^ -'У

1*7. Отт*» ^

Рис. 1. Принципиальная схема канализационных коллекторов центра г. Владивостока

Таблица 1. Исходные данные предлагаемого локального очистного комплекса ВМТП

n/n Наименование показателей Единица измерения Бытовые сточные воды Производственные сточные воды Общий поток сточных вод

Всего В том числе

От котельной От остальных объектов

1 Расход сточных вод м3/сутки 241,5 29,9 2,7 27,2 271,4

2 Взвешенные вещества мг/л 294,7 300 - 300 292,3

3 БПКп мг/л 335,9 - - - 298,9

4 ХПК мг/л 397,8 - - - 353,9

5 Азот аммонийный мг/л 32,5 - - - 28,9

6 Фосфаты (по Р) мг/л 13,5 - 12,0

7 Хлориды мг/л 22,7 - 10000 - 132,3

8 СПАВ мг/л 10,3 - - - 9,1

9 Нефтепродукты мг/л - 45,5 - 50 5,0

В рамках реализации основных направлений инновационного развития ФГУП «Росморпорт» на период до 2016 г. по направлению «Разработка и внедрение инновационных подходов и технологий, позволяющих повысить экологическую безопасность в морских портах России и на подходах к ним» предполагалось реализовать принцип избирательной, локальной очистки паводковых и канализационных стоков хозяйственно-бытового назначения, а также судовых сточных вод как нефтесодержащих, так и изолированного балласта. Принятая концепция позволяет значительно снизить стоимость и сроки строительства типовых портовых очистных сооружений, а также эксплуатацию их в состоявшихся условиях, например, ВМТП и, вероятно, других морских портов России.

Технология биологической очистки стоков предлагаемым нами методом может быть реализована на существующей площадке и в пределах строения на территории канализационной насосной станции (КНС) №11 ВМТП.

Режим работы ЛОК ВМТП - непрерывный, круглосуточный в течение всего года. Исходные данные, принятые при разработке ЛОК, и концентрации загрязнений представлены в табл. 1.

Принятые расходные характеристики ЛОК: расход промышленных стоков - 30 м3/сутки; хозяйственно-бытовых стоков - на первом этапе строительства (при двух биореакторах) до 300 м3/сутки, на втором (при трёх биореакторах) - до 1500 м3/сутки; льяльные

воды с судов, находящихся в порту, - 210 м3/сутки (мах 100 м3/ч); паводковые стоки - до 10000 м3/сутки.

В помещениях строения ЛОК предлагается установить компактное газоплотное и высокоэффективное оборудование для «моноочистки» вышеуказанных стоков от характерных для них загрязнений с использованием современных методов: биологической очистки, микрофлотации загрязнений и обеззараживания воды с использованием отечественной и импортной элементной базы. Использование газоплотных конструкций очистного оборудования, а также безреагентных методов обеззараживания и дезодорации стоков позволяет исключить необходимость наличия санитарных зон для вышеуказанного объекта, что для г. Владивостока, ограниченного прибрежной территорией, является весьма актуальным. При этом, для каждого вида сточной воды может быть подобрана индивидуальная технология очистки, отвечающая современным требованиям охраны окружающей среды.

Структурная технологическая схема ЛОК представлена на рис. 2. Здесь очистка промышленных стоков и льяльной воды производится на горизонтальном флотаторе (типа МСН), занимающего площадку 3 м2 на перекрытии буферного резервуара участка биологической очистки воды. Предварительно очищенные флотацией производственные стоки самотёком поступают в буферный резервуар на биологическую очистку совместно с хозяйственно-бытовыми стоками, а флотошлам - на обезвоживание.

Рис. 2. Структурная технологическая схема локального очистного комплекса на основе оборудования, поставляемого ООО «KWI

International» (СПб, Россия)

Рис. 3. Схема принудительной циркуляции биомассы реактора при вращении рабочего колеса аэратора К'Ш типа В8К

Для предварительной очистки льяльных стоков в строении предусмотрен заглублённый резервуар-усреднитель (в плане 3x10x6,5 м), на перекрытии, которого устанавливается всё оборудование предварительной очистки: барабанная решетка для снятия крупного мусора и механическое перемешивающее устройство. Стоки после очистки на решетке самотёком поступают в усреднитель. Объём усреднителя и производительность решетки рассчитывается из условия приёма максимального сброса 100 м3/час. Из усреднителя стоки с постоянным расходом (~10 м3/час) поступают на двухступенчатую очистку, которая состоит из трёхфазного сепаратора (грубая очистка) и флотатора (тонкая физико-химическая очистка).

На первой ступени очистки льяльной воды производится снятие основной массы грубодисперсных и капельных нефтепродуктов, которые в дальнейшем могут использоваться как топливо и части взвешенных веществ (поступают на общую систему обезвоживания). Уловленные нефтепродукты накапливаются в контейнере и затем вывозятся на сжигание в котельную порта.

На второй ступени очистки с использованием коагулянта и флокулянта производится снятие эмульгированных и части растворённых нефтепродуктов, которые поступают на общую систему обезвоживания. Очищенная на сепараторе и флотаторе вода самотёком поступает в буферный резервуар станции биологической очистки и затем совместно с хозяйственно-бытовыми стоками поступает на биологическую очистку.

Отличительной особенностью применяемой в проекте технологии биологической очистки сточной воды является эффективная аэрация её в отдельных биореакторах (ОРБ) за счёт механического перемешивания с аэробными бактериями. Турбоаэраторами К'Ш типа Б8К, установленными на плавающей платформе (рис. 3), в объёме биореактора создаётся интенсивная принудительная циркуляция биомассы с очищаемой водой и интенсивное насыщение её кислородом воздуха.

Насыщение биомассы кислородом воздуха происходит при контакте её с атмосферой на поверхности раздела «вода " воздух». Поэтому затраты электроэнергии на очистку воды сокращается примерно в два раза по сравнению с традиционным методом аэрирования биомассы барботажем воздуха.

Старт процесса очистки, после начала заполнения объема ОРБ сточной водой, начинается с режима насыщения воды кислородом (ветвь 1, рис. 4).

При этом концентрация кислорода в воде минимальная (О2 В 3 мг/л), рабочее колесо аэратора вращается с максимальной частотой (36 - 40 об/мин) и происходит перемешивание всей биомассы ОРБ (аэробных бактерий активного ила и сточной воды), что приводит к увеличению поверхности контакта частиц загрязнений с микрочастицами аэробных бактерий и кислородом растворённого воздуха. Создаваемая при этом принудительная циркуляция биомассы в объёме ОРБ обеспечивает интенсивное насыщение её кислородом.

При достижении показания кислородомера значения О2 = 3 мг/л или (при достаточно стабильных загрязнениях очищаемой воды) достижения заданного по программе времени работы турбоаэратора, последний автоматически переключается в режим только перемешивания и создаётся минимальная частота вращения рабочего колеса (не более 20 об/мин). Начинается процесс «поглощения» растворённого кислорода активным илом и интенсивное окисление загрязняющих воду органических веществ. Происходит поглощение кислорода в ОРБ и его концентрация О2 уменьшается (ветвь 2).

Когда показания кислородомера достигают минимального значения О2, турбоаэратор вновь включается на большие обороты и вновь происходит не только перемешивание, но и насыщение воды кислородом (ветвь 3). При достижении максимального значения О2 электропривод аэратора переключается на пониженные обороты. И вновь начинается потребление кислорода (ветвь 4). Однако скорость потребления кислорода уменьшается, т. к. часть загрязняющих веществ была «переработана» илом на первом этапе очистки воды и концентрация загрязняющих веществ снизилась.

Чередование аэробных или анаэробных условий в биореакторе ведет к созданию процессов нитрификации и денитрификации в очищаемой воде при очень существенной экономии электроэнергии.

Чередование режимов насыщения биомассы кислородом воздуха и перемешивания продолжается до тех пор, пока наступает период (ветвь 5), когда процесс потребления кислорода в ОРБ прекращается, вращение турбоаэратора автоматически останавливается. Это говорит о том, что питательные вещества для роста ила (загрязняющие вещества) закончились и эффект очистки обработанной сточной воды достигнут.

Когда перемешивание и аэрация биомассы в ОРБ прекращаются, наступает режим «осветления» очищенной воды путём отстаивания (седиментации) активного ила и взвешенных веществ в идеальных условиях.

После осветления 40% объема воды из ОРБ сливается через декантер в систему доочистки ЛОК. После чего ОРБ заполняется новой порцией сточной воды и приводится в исходное положение.

После биологической очистки по выше описанной технологии (рис. 2) осветлённая вода поступает на доочистку в флотофильтр К'Ш типа KLC-24, конструкция которого представлена на рис. 5. Очистка воды на КЬС-24, включает в себе процесс микрофлотации оставшейся массы взвешенных веществ и доочистку воды фильтрованием в слоях песчаной загрузки и антрацита. После КЬС-24 очищенная вода поступает на бактерицидную обработку (обеззараживание) ультрафиолетовым облучением (УФО).

Часть очищенной воды после КЬС-24 насосами нагнетается в установку приготовления водовоздушной смеси (сатуратор типа ЛБТ) и смешивается с очищаемой сточной водой на входе во флотатор.

Флотофильтрационный фильтр типа КЬС (рис. 5) " это симбиоз трёх основных процессов очистки воды. Центральная часть его (1) " это химический реактор, где проходят процессы коагуляции, флокуляции загрязнений с образованием флоккул и сорбции этими

Концентрация 02 максимальная

Концентрация 02 минимальная

время

Рис. 4. График изменения содержания кислорода, растворенного в воде ОРБ, в процессе её биологической очистки

Рис. 5. Разрез флотофильтра типа КЬС-24

флоккулами микроскопических пузырьков воздуха. Верхняя часть " это зона флотации, где происходит флотационное разделение воды и загрязнений. В этой части так же расположена каретка (4), на которой смонтированы спиральный сборник (3) для удаления всплывшего флотошлама и промывная головка (7) для промывки фильтрующей загрузки. Нижняя часть " это зона фильтрации. Фильтрационная зона разбита на 17 сегментов (5), каждый из которых имеет «ложное» дно (6) и загружен тремя фильтрующими слоями: поддерживающий (8) песчаный (9) и антрацитовый (10). По специальной программе на основании показаний датчиков давления (уровня) производится промывка одного фильтрующего сегмента, при этом все остальные сегменты продолжают процесс фильтрования. Время промывки составляет несколько минут, при этом часть промывочной воды (20-25%, самая грязная) сбрасывается вместе с флотошламом, а остальная промывочная вода возвращается в центральную часть на повторную очистку. Воздух на приготовление водовоздушной смеси подается от компрессора. Для системы промывки песчаной загрузки используются воздуходувка и промывочный насос. Промывка песчаной загрузки осуществляется автоматически и не требует остановки флото-фильтра. Фильтрующая загрузка установки KLC распределена по независимым секторам. Любой сектор может быть поставлен на промывку, остальные в это время продолжают отфильтровывать загрязнения. При этом очищенная вода (фильтрат) выходит из очистного комплекса самотеком.

При эксплуатации станции водоподготовки с использованием установки типа KLC-24 на полную мощность удельный расход электроэнергии составляет не более 0,1 кВт'"час / м3 очищаемой воды.

В процессе технической эксплуатации ОРБ (рис. 2) происходит прирост активного ила за счет поглощения им загрязняющих веществ. В системах с ОРБ в большинстве случаев избыточного ила образуется меньше, чем в классических очистных сооружениях. Избыточный ил выводится из ОРБ погружным насосом в илоуплотнитель. После чего, ОРБ готов к приему следующей порции сточной воды.

На первом этапе разработки проекта портового универсального очистного комплекса суммарно биологической очистке должны подвергаться:

• хозяйственно-бытовые стоки собственно предприятия (порта) и с судов, находящихся в порту;

• предварительно очищенные производственные стоки объектов порта;

• предварительно очищенные судовые льяльные стоки и стоки в виде грязного балласта при бункеровке и осушении судовых топливно-балластных танков;

• стоки судовых шламовых цистерн топливных и масляных сепараторов;

• промывные воды от очистки паводковых вод.

Ориентировочный расход этих стоков предполагаем, составит

Н" 500 - 800 м3/сутки.

Строительство здания типового ЛОК и установка оборудования в нём может выполняться поэтапно по мере развития порта, т. е. при поэтапном увеличении расхода стоков.

На первом этапе строительства универсальный портовый локальный очистной комплекс (рис. 2) может состоять из: механической очистки (песколовки вертикально-тангенциальной " 1шт. и барабанной решетки " 1 шт.), буферного резервуара, двух биореакторов с плавающими аэраторами, резервуара чистой воды, одного флотофильтра типа КЬС-24, системы обеззараживания очищенной воды (УФО) и установки обезвоживания флотошламов. Остальное оборудование ЛОК можно устанавливать по мере появления реальных стоков. Все присоединительные трубопроводы и система управления очистным комплексом необходимо устанавливать сразу с учётом полного развития очистных сооружений. Весь ЛОК строится как единый бетонный моноблок. В дальнейшем при увеличении стоков от внешних абонентов до 1000 м3/сутки для станции биологической очистки проводится закупка и монтаж дополнительного оборудования (песколовка и решетка), а при увеличении расхода до 1500 м3 /сутки производится закупка и монтаж оборудования третьего биореактора (аэратор, декантер и иловый насос).

Административно-бытовой корпус ЛОК строится, как моноблок к очистному комплексу с габаритами 18х12 м на два этажа (отметка 7,3 м).

Если принять, что на территории ВМТП будет накапливаться паводковых вод примерно 10 000 м3/сутки, то для приёма их необходим резервуар аналогичного объёма прямоугольной формы (рис. 2) с перегородками на 5 секций. При глубине 4,0 м приёмный резервуар будет иметь площадь 2500 м2 или габариты 50Ч100 м. Приёмный резервуар делится в следующих пропорциях: секции 1а и 1б имеют 20% объёма (2000 м3 или по 1000 м3 каждая), секции 2а и 2б имеют 30% объёма (3000 м3 или по 1500 м3 каждая), секция 3 общая и имеет 50% объёма (5000 м3).

Алгоритм работы приёмного резервуара следующий: в момент начала дождя или поступления талых вод, стоки поступают в одну из секций (1а) или (1б). При среднесуточном расходе 10000 м3, принимаем среднечасовой расход 416 м3. Объём одной из секций (1) составляет 1000 м3, т. е. её заполнение будет составлять ~ 2,5 часа. Вода в первые секции поступает через корзины для удаления крупных фракций загрязнений и через специальные распределители, исключающие взмучивание донных осадков и поверхности воды. При наполнении одной из секций (1) вода через полупогружную перегородку автоматически будет перетекать в соответствующую секцию 2 (2а или 2б). Время её заполнения при принятом среднечасовом расходе будет составлять 3,5 часа. Если интенсивность поступления осадков буде увеличиваться, оператор станции принимает решение о включении в работу второй группы секций (1) и (2), и открывает щитовой затвор в распределительной камере. В случае очень интенсивного поступления воды и заполнения первой и второй группы накопительных секций, вода через перелив будет сбрасываться в секцию (3).

Времени пребывания первых порций воды при среднечасовом расходе будет достаточно, чтобы в первых секциях (1а и 1б) произошло полное осаждение песка, и всплытие основной части возможных грубодисперсных нефтепродуктов. Для сбора плавающей плёнки нефтепродуктов с поверхности воды предусматривается установка двух специальных устройств (скимеров).

Собранные скимерами нефтепродукты перекачиваются в усреднитель льяльных вод и подвергаются очистке по выше описанной схеме очистки льяльных вод (рис. 2).

Во вторую группу (2а и 2б) накопительных секций поступает условно чистая вода, но время пребывания воды в этих секциях более чем достаточно, чтобы произошла полная сепарация (седиментация) взвешенных веществ и нефтепродуктов.

Вода, поступающая в третью секцию, будет достаточного качества для использования её на противопожарные нужды, полив территории и т.п. Так как порт находится в тёплом климате, и глубокое промерзание практически исключено, секция 3 может использоваться как накопитель чистой воды и наполняться очищенной водой после биологической очистки и доочистки, и использоваться на вышеуказанные нужды или как изолированный балласт. В случае интенсивных осадков и накопления в секции (3) очищенной воды предусматривается сброс её в море самотёком при открытии оператором шлюза. Это подготавливает резервуар (3) к приёму интенсивных осадков.

Флотофильтр предлагается загружать кварцевым песком и

антрацитом, что заведомо будет обеспечивать высокое качество очистки как хозяйственно-бытовых, так и паводковых вод. Это позволит повторно использовать очищенную воду на технические нужды порта, полив территории и зелёных насаждений, мойку автотранспорта и различных судовых танков, железнодорожных вагонов и т.п.

Мировая практика показывает, что удельная стоимость строительства локальных очистных сооружений (для хозбытовых стоков ЖКХ) составляет 2,5 - 3,0 тысячи долларов США на один кубический метр стоков. Окупаемость реализованного проекта ЛОК для ВМТП составит не более трёх лет.

Литература:

1. Копенгагенское коммюнике против изменения климата, принятое на Конференции ООН по вопросам изменения климата / Копенгаген 7-19 декабря 2009 г.

2. СНиП 11-02-96 Актуализированная редакция, СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения

3. СНиП 2.04.01-85* Актуализированная редакция, СП 30.13330.2012 Внутренний водопровод и канализация зданий

4. СНиП 2.04.02-84* Актуализированная редакция, СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения

5. СНиП 2.04.03-85 Актуализированная редакция, СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения

УДК [628.192:665.6]:627.7(0.75.8)

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАНКЕРОВ ТИПА

«АФРАМАКС»

Тихомиров Г.И., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой судовых котельных, турбинных установок и вспомогательного энергетического оборудования, ФБОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»,

e-mail: tikhomirov333@mail.ru

В работе предлагается высокопроизводительный комплекс для очистки грязного и изолированного водного балласта морских крупнотоннажных наливных судов методом микрофлотации загрязнений морской воды воздухом или инертным газом с использованием технологии и очистного оборудования ООО «КВИ Интернэшнл» (г. Санкт-Петербург, Россия), которое может быть адаптировано для танкеров типа «Афрамакс».

Ключевые слова: высокопроизводительный комплекс, очистка морской воды, нефтепродукты, микробиологические и органические загрязнения, микрофлотация загрязнений.

INCREASE OF ECOLOGICAL SAFETY OF THE AFRAMAX TANKERS

Tikhomirov G., Doctor of Techniques, professor, head of the Marine boiler, Turbine sets and Auxiliary power engineering equipment chair, FSEI HPE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi», e-mail: tikhomirov333@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

We propose a high-performance complex for cleaning dirty water ballast and isolated water ballast of marine large-tonnage tankers by the method mikroflotation of contaminations from sea water by air or inert gas, using technology and purification equipment of «KWI International, LTD» (St. Petersburg, Russia), adapted for tankers type «Aframax».

Keywords: high performance complex purification of sea water, oil, organic and microbiological pollution, microflotation contamination.

С целью повышения экологической безопасности танкеров, от использования дорогостоящего и недостаточно эффективного

например, типа «Афрамакс» (дедвейт свыше 100000 тонн) предлага- существующего фильтрующего оборудования в соответствии с

ется технология и принципиальная схема высокопроизводительной резолюцией ИМО МЕРС 174(58).

очистки нефтесодержащих вод, а также и изолированного балласта Обычно для мойки грузовых танков на наливных судах ис-

от микробиологических объектов, оговоренных в резолюции ИМО пользуется открытая или закрытая система мойки сырой нефтью

МЕРС 174(58), методом напорной микрофлотации. Для этого пред- и забортной водой с очисткой воды от загрязнений методом грави-

лагается использовать судовое штатное оборудование и флотатор, тационного отстоя её в слоп-танках. В предлагаемой технологии

расположенный в полости одного из имеющихся слоп-танков в предусматривается использование напорной микрофлотации не

диаметральной плоскости (по ДП) судна. только сжатым воздухом, но и инертным газом от штатных газоге-

Для организации технологического процесса очистки гряз- нераторов для транспортировки углеводородов. ного и изолированного балластов целесообразно использовать Штатная система мойки танков водой т/к «Залив Америка» пред-

технологию и некоторое оборудование, поставляемое ООО «КВИ ставлена на рис. 1. Здесь грузовые насосы 1, 2 и 3 подают забортную

Интернэшнл» (г. Санкт-Петербург, Россия) для стационарных воду от кингстона 6 по главным трубопроводам через поверхност-

очистных сооружений. Это позволит обеспечить качество очистки ный паровой подогреватель 4 в систему к моечным машинкам

нефтесодержащей воды в сбросе до существующих ПДС при про- грузовых танков и к зачистному эжектору 5. Эжектор 5 откачивает

изводительности до 2500 м3/ч, и сохранить весьма значительное нефтесодержащую воду после мойки из грузовых танков 9, 10, 11

количество нефтепродуктов для их использования по прямому и 12 в слоп-танк 8, расположенный по правому борту в районе 52

назначению. Это универсальное оборудование может обеспечить шпангоута. По мере накопления нефтесодержащей воды в слоп-

сброс с судна значительного количества очищенного изолированного танке 8 она переливается в левый слоп-танк 7 через установленную

балласта при приёме груза в порту назначения и позволит отказаться на определённой высоте сообщающую трубу 4 (рис. 2). При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.