Научная статья на тему 'Повышение эффективности занятий студентов специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики (на примере тогаоу СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»)'

Повышение эффективности занятий студентов специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики (на примере тогаоу СПО «Педагогический колледж г. Тамбова») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
402
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / МОТИВАЦИЯ / SPECIAL MEDICAL TEAM / IMPROVING AEROBICS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ечевская Ольга Валентиновна

Рассматривается проблема повышения эффективности занятий по физическому воспитанию для студентов специальных медицинских групп на примере оздоровительной аэробики. Определяются эффективные оздоровительные формы учебных занятий по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп СПО среднепрофессионального учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ечевская Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFECTIVENESS STUDIES OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH USE OF IMPROVING AEROBICS (ON EXAMPLE OF “TAMBOV PEDAGOGICAL COLLEGE”)

The problem of increasing the effectiveness of physical education classes for students of special medical groups on the example of improving aerobic exercise is considered. Effective health forms of training sessions for physical education students’ special medical groups ACT offer vocational school is determined.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности занятий студентов специальной медицинской группы с использованием средств оздоровительной аэробики (на примере тогаоу СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»)»

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач на предыдущих соревнованиях.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Результаты исследований также показывают, что с возрастом готовность к риску падает; у более опытных и квалифицированных спортсменов готовность к риску ниже, чем у

менее опытных; с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску; в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

1. Волков И.П. Спортивная психология и акмео-логия спорта. СПб., 2001.

2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

3. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1966. № 8.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.П. Психология физического воспитания и спорта. М., 2002.

5. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Поступила в редакцию 14.08.2012 г.

UDC 796/799

RESEARCH OF MOTIVATION COMPONENT OF PERSONALITY OF JUDO ATHLETES Vasiliy Aleksandrovich GORDEYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: dergal@yandex.ru

Galina Ivanovna DERYABINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: dergal@yandex.ru

The motivational component of personality judo athlete on the following parameters: motivation to success, motivation for avoiding failure and risk appetite are considered. In the study, athletes were tested wrestlers of various grades to identify the level of manifestation of each of the indicators of the motivational component of personality.

Key words: motive; motivation; judo athletes.

УДК 378.17

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТОГАОУ СПО «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. ТАМБОВА»)

© Ольга Валентиновна ЕЧЕВСКАЯ

Педагогический колледж г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, соискатель, кафедра адаптивной физической культуры, e-mail: jkztmb@mail.ru

Рассматривается проблема повышения эффективности занятий по физическому воспитанию для студентов специальных медицинских групп на примере оздоровительной аэробики. Определяются эффективные оздоровительные формы учебных занятий по физическому воспитанию студентов специальных медицинских групп СПО среднепрофессионального учебного заведения.

Ключевые слова: специальная медицинская группа; оздоровительная аэробика; мотивация.

Проблеме здоровья населения со стороны государства уделяется особое внимание. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» отмечено, что создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует обеспечению долгосрочной социальной стабильности [1].

В условиях перестройки системы физического воспитания приоритетными в системе высшего образования должны стать задачи, направленные на активизацию управления учебным процессом, повышение его качества, что связано с укреплением здоровья студентов, развитием двигательных умений и навыков, а также осознанной потребности самосовершенствования в этой сфере деятельности не только в период обучения, но и по окончании колледжа [2].

В связи с актуальностью разрабатываемой проблемы важным моментом является обращение пристального внимания на вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащейся молодежи.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие студентов образовательных учреждений различного уровня. В целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья.

По данным Минздравсоцразвития России, только 14 % обучающихся студентов считаются практически здоровыми.

Согласно результатам научных исследований уровень заболеваемости студентов за последнее время значительно вырос [3; 4]. На состояние здоровья обучающихся оказывает воздействие комплекс факторов риска, среди которых ведущую роль играют гипокинезия и большой объем информационной нагрузки в условиях дефицита времени и нервно-психическое напряжение [5].

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Для развития системы образования в области физической культуры и спорта необходимо решить следующие основные проблемы:

- обеспечение учащейся молодежи равными возможностями заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;

- реализация федеральных и региональных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры;

- улучшение качества управления процессом физического воспитания и образования студентов колледжей;

- формирование у студентов устойчивого интереса и потребности в регулярных

занятиях физической культурой и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры и здорового образа жизни;

- укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой в условиях СПО.

Для решения этих проблем в свою очередь необходимо:

- создать нормативно-правовые, материально-технические, социально-педагогические и медико-биологические условия для вовлечения студентов в регулярные занятия физической культурой и спортом;

- создать постоянно действующую информационно-пропагандистскую и просветительно-образовательную системы, направленные на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом во все периоды жизнедеятельности молодежи.

Наиболее острой и требующей кардинального решения выступает проблема здоровья, физической подготовки и физического развития студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам [6]. Педагогами и врачами отмечаются факты отставания и несоответствия показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей значительной части учащейся молодежи с нормативными показателями рассматриваемого возраста. При этом продолжает сохраняться устойчивая тенденция дальнейшего снижения этих показателей в процессе обучения в образовательных учреждениях, роста числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе [3].

Многие специалисты отмечают, что традиционная практика физического воспитания молодежи не обеспечивает свободного выбора форм занятий, отличается педагогическим авторитаризмом, наличием жестких норм и стандартов в учебном процессе [6].

Отсюда вытекает актуальность разработки таких оздоровительных технологий физического воспитания студентов специальных медицинских групп, при реализации которых существенно повышается уровень развития их физической культуры и, прежде всего, таких ее компонентов, как здоровье, физическая и функциональная подготовленность.

Анализ содержания примерной учебной программы по предмету «Физическая куль-

тура» говорит о том, что выделяемые в ней цель и задачи соответствуют личностноориентированному подходу к образовательному процессу, и поэтому могут быть приняты в качестве исходных оснований для разработки программы по данной учебной дисциплине с использованием современных оздоровительных технологий и методик.

Результаты анкетирования студенток показали, что они предпочитают занятия различными видами аэробики традиционным занятиям физической культуры в колледже [7]. Значительно повысить уровень функционального состояния сердечнососудистой системы и физической подготовленности студенток может внедрение в практическое занятие оздоровительной аэробики. Ее популярность объясняется тем, что основные движения просты и вполне доступны людям без специальной двигательной подготовки. В аэробике применяются и простейшие шаговые движения, и хореографические элементы, а также танцевальные движения и комбинации различного характера. Она заставляет работать крупные группы мышц, активно воздействует на сердечнососудистую и дыхательную системы.

Для оценки эффективности разработанной оздоровительной методики у студенток специальной медицинской группы, обучающихся в ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняло участие 28 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. После проведения тестирования, физиологического обследования, изучения и оценки морфофункционального статуса все исследуемые были разделены случайным способом на две группы: контрольная и экспериментальная. В процессе физического воспитания студенток контрольной группы занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе. У девушек экспериментальной группы на занятиях по физической культуре использовали комплексы упражнений по оздоровительной аэробике различных направлений.

Первым этапом в проведении эксперимента явилось медицинское обследование студентов, что является неотъемлемой частью физического воспитания [8]. Получен-

ная вследствие медицинского обследования информация была использована при планировании программы по оздоровительной аэробике.

Вторым этапом в проведении эксперимента явился педагогический контроль. Во время проведения педагогического контроля были определены следующие показатели: ЧСС в покое, АД, состояние сердечнососудистой системы (тест Руфье), уровень кардиореспираторной выносливости.

На основании полученных данных был составлен комплекс оздоровительной аэробики. Были использованы методологические основы, определяющие способы организации и построения занятий, подбор адекватных средств и методов развития физических качеств, обучения двигательным действиям и совершенствования сформированных умений и навыков, способов управления психофизическими нагрузками, контроля и коррекции, оценки результативности занятий.

Определена структура занятия оздоровительной аэробикой:

1) вводная часть - ее продолжительность составила 10 мин.

Послеразминочный пульс - 70-80 уд ./мин.;

2) основная часть. Методическая обеспеченность предполагает:

- четкую предназначенность каждого упражнения;

- индивидуальную обеспеченность;

- оптимальное для выполнения данного упражнения (движения) состояние занимающегося;

- исходную обусловленность количественных характеристик;

- упражнения (дозировка по разным параметрам);

- рациональное соотношение доступности и трудности заданий;

- внимательный контроль за воздействием упражнений (движений) на занимающихся;

- формирование и сохранение мотивации, обеспечивающей высокую активность студентов.

В программу по оздоровительной аэробике были включены элементы фитбол-аэробики, танцевальной аэробики, стретчин-га. На первоначальном этапе исследования были применены малоамплитудные, не сложные по координации движения. Также

соблюдался принцип биомеханической последовательности движений.

Проведенный исходный педагогический контроль студентов обеих групп (контрольной и экспериментальной) позволил определить средние показатели:

- индекс Руфье (состояние сердечнососудистой системы) у контрольной группы средний показатель удовлетворительный (3,0), экспериментальной удовлетворительный (3,1);

- средний показатель АД в обеих группах составил 118/75;

- тест Купера (показатель аэробной выносливости) - средний балл в обеих группах составил - 4,0;

- средний показатель ЧСС в покое составил в контрольной группе 86 уд./мин., в экспериментальной - 82 уд./мин.

Во время проведения педагогического эксперимента было проведено повторное анкетирование студентов. Анкетирование проводилось после девятого занятия (в контрольной группе - проводились занятия по общефизической подготовке, в экспериментальной - по оздоровительной аэробике). Студентам предлагалось по пятибалльной системе оценить положительность влияния занятий и состояние здоровья на данный период. Были выявлены следующие данные:

1) студенты контрольной группы оценили положительность влияния занятий по общефизической подготовке на 4,7;

2) студенты экспериментальной группы оценили положительность влияния занятий по оздоровительной аэробике на 5,0;

3) студенты экспериментальной группы отметили положительность эстетической направленности и эмоциональности занятий;

4) состояние здоровья студентами контрольной группы было оценено как удовлетворительное. Состояние здоровья студентами экспериментальной группы оценено как хорошее.

Эти данные дают возможность предполагать, что занятия оздоровительной аэробикой могут носить и психофизическую направленность.

Заключительным контрольным тестом явился показатель аэробной выносливости (12 мин. тест Купера).

Экспериментальная методика применения оздоровительной аэробики на занятиях со студентами специальной медицинской группы

Часть занятия Время Задачи Средства Пульсовый режим, уд./мин.

Подготови- тельная 10-12 мин. - организация внимания студентов; - подсчет пульса (ЧСС); - ознакомление с задачами занятия; - подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия - построение; - ходьба с заданиями (на носках, пятках, на внешнем и внутреннем своде стопы, и др.); бег в медленном темпе, в чередовании с ходьбой, с чередованием темпов; ОРУ (на месте, в движении, с предметами, в парах) 100-120

Основная ё ь но ел а е с с к 15-20 мин. - коррекция функционального состояния ССС: развитие аэробной выносливости, улучшение кровоснабжения органов и тканей; - повышение психоэмоционального фона; - развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация) сентябрь-октябрь ноябрь-декабрь январь-март апрель-май 120-140

- комплексы упражнений аэробики - комплексы упражнений аэробики; - комплексы упражнений с фитболами - комплексы упражнений аэробики; - стретчинг; - комплексы упражнений с фитболами, гантелями - комплексы упражнений танцевальной аэробики; - стретчинг; - комплексы упражнений с фитбо-лами, гантелями

а к в о & не & І с к е о к 10 мин. - развитие физических качеств (сила, гибкость, координация); - формирование мышечного корсета; - увеличение легочной вентиляции. - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с гимнастическими палками, в парах; - комплексы дыхательных упражнений на улице; - задания на координацию и внимание; - комплексы ЛФК по нозоологии - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с гимнастическими палками, в парах; - комплексы дыхательных упражнений на улице; - задания на координацию и внимание; - комплексы ЛФК по нозоологии - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с гимнастическими палками, в парах; - задания на координацию и внимание; - комплексы ЛФК по нозоологии - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с гимнастическими палками, в парах; - комплексы дыхательных упражнений на улице; - задания на координацию и внимание; - комплексы ЛФК по нозоологии 110-120

Заключительная 5-8 мин. - снятие напряжения, восстановление, расслабление; - подсчет пульса (ЧСС); - подведение итогов занятия - упражнения на расслабление; - построение 90-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.