Научная статья на тему 'Повышение эффективности законотворческой деятельности регионального законодателя путем проведения независимых комплексных экспертиз'

Повышение эффективности законотворческой деятельности регионального законодателя путем проведения независимых комплексных экспертиз Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правотворческий процесс / комплексная экспертная оценка / law-making process / complex expert evaluation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева К. О.

Автор рассматривает комплексную экспертную оценку нормативных правовых актов и их проектов как средство повышения эффективности правотворческой деятельности, а также выявляет существенные нарушения правил юридической техники и юридической лингвистики регионального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers a comprehensive expert evaluation of normative legal acts and their projects as a means of increasing the effectiveness of law-making activity, and also reveals significant violations of legal techniques and legal linguistics of regional legislation.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности законотворческой деятельности регионального законодателя путем проведения независимых комплексных экспертиз»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Лазарева К.О.,

магистрант 1 курса юридического факультета, Курский государственный университет, г. Курск.

Научный руководитель: Попов В.В.,

к.ю.н., доцент , доцент кафедры теории и истории государства и

права,

Курский государственный университет, г.Курск.

Аннотация: Автор рассматривает комплексную экспертную оценку нормативных правовых актов и их проектов как средство повышения эффективности правотворческой деятельности, а также выявляет существенные нарушения правил юридической техники и юридической лингвистики регионального законодательства.

Ключевые слова: правотворческий процесс, комплексная экспертная оценка.

Summary: The author considers a comprehensive expert evaluation of normative legal acts and their projects as a means of increasing the effectiveness of law-making activity, and also reveals significant violations of legal techniques and legal linguistics of regional legislation.

Keywords: law-making process, complex expert evaluation.

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и переход России на демократический путь развития послужили толчком к развитию нормотворческого процесса в нашей стране. В настоящее время мы сталкиваемся с актуальной проблемой, когда не достаточно должного внимания уделяется организации механизма нормотворческого процесса, особенно в органах государственной власти субъектов РФ, что затрудняет проблемы законодательного регулирования, непонимание норм на практике и не соответствие регионального законодательства федеральному.

Решение данного вопроса базируется на четко регламентированном в правовом плане и основанном на строгом соблюдении требований закона процессе создания нормативных правовых актов, что позволит повысить эффективность принимаемых норм.

Нормотворчество представляет собой одно из важнейших, специфических и требующих специальных знаний направлений государственной деятельности, заключающейся в принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов, поиске инструментов его совершенствования, повышении эффективности законодательства.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ по принятию НПА выражает, как правило, волю и цели федерального законодателя. Последний, наделяя органы государственной власти

субъектов РФ полномочиями по нормативно-правовому регулированию различных общественных отношений, стремится к сохранению законности, целостности и органичности федерального и регионального законодательства в их взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

На мой взгляд, комплексная экспертная оценка нормативных правовых актов и их проектов, заключающаяся в проведении технико-юридической, юридико-лингвистической и антикоррупционной экспертиз, поможет добиться региональному законодателю эффективности в правотворческой деятельности.

В Законе Курской области от 14 июля 2010 года № 47-ЗКО «О пчеловодстве в Курской области» имеют место отдельные недостатки, связанные с нарушением правил юридической техники и юридической лингвистики.

К нарушению правил юридической техники, а именно содержательного правила (соответствия содержания текста его наименованию) относится норма ч. 1 ст. 8 Закона № 47-ЗКО.

В данной норме установлено, что «организация проведения мероприятий по охране, предупреждению и ликвидации заболеваний пчел осуществляется непосредственно пчеловодами, а также в соответствии с федеральным законодательством, государственной ветеринарной службой Курской области», но не указано, какие именно мероприятия по охране, предупреждению и ликвидации заболеваний пчел, вытекающих из утвержденной Минсельхозом РФ от 17 августа 1998 г. «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел» [4], осуществляет государственная ветеринарная служба Курской области. Законодателю необходимо включить в данную норму перечень мероприятий, осуществляемых государственной ветеринарной службой Курской области, по охране, предупреждению и ликвидации заболеваний пчел.

К нарушению правил юридической лингвистики можно отнести норму

ч. 1 ст. 4 Закона № 47-ЗКО. Используемая региональным законодателем формулировка «...находящихся в их собственности...» затрудняет понимание, так как неясно, о ком идет речь [3]. Я считаю, что стоит заменить словосочетание «в их собственности, владении и пользовании» на «в собственности, владении, пользовании пчеловодов». Такое толкование данной нормы является понятным и доступным для граждан.

Антикоррупционная экспертиза является следствием нарушаемых правил юридической техники и юридической лингвистики, поэтому на нее необходимо обратить особое внимание.

Норма ч. 1 ст. 3 Закона № 47-ЗКО, предусматривающая, что «пчеловоды вправе свободно осуществлять свою деятельность для удовлетворения собственных потребностей в продуктах пчеловодства, а также в целях предпринимательства», содержит коррупциогенный фактор,

вытекающий из подпункта «б» пункта 4 Методики (злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами)) [5].

В соответствии с ч.4 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, не является предпринимательской деятельностью [1], так как под последней в соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли ... лицами, зарегистрированными ... в установленном законом порядке [2]. Следовательно, пчеловоды не могут свободно удовлетворять собственные потребности в целях предпринимательства без регистрации в установленном законом порядке и без выплаты налогов. Поэтому норма ч.1 ст. 3 Закона № 47-ЗКО не содержит четкой регламентации прав пчеловодов на осуществление деятельности в сфере пчеловодства.

Проведя независимую комплексную экспертизу Закона Курской области от 14 июля 2010 г. «О пчеловодстве в Курской области» № 47-ЗКО, можно прийти к выводу, что он требует изменений и дополнений с учетом указанных замечаний.

Список использованной литературы

1. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 112-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ) // Парламентская газета. № 124-125. 10.07.2003.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.03.2017 № 39-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. № 32. ст. 3301. 05.12.1994.

3. О пчеловодстве в Курской области: Закон Курской области от 14 июля 2010 г. №47-ЗКО (в ред. Закона Курской области от 01.02.2017 № 5-ЗКО) // Курская правда. № 83. 22.07.2010.

4. Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел (утв. Минсельхозпродом РФ 17 августа 1998 г. № 13-4-2/1362) // М. Информагротех. 1999.

5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 № 732) // Российская газета. № 46. 05.03.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.