Научная статья на тему 'Повышение эффективности выполнения государственного задания на НИР в вузе'

Повышение эффективности выполнения государственного задания на НИР в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанов Александр Михайлович, Никулина Светлана Петровна

В статье рассмотрены способы распределения государственного задания на НИР в вузе. Предложены критерии сопоставительной оценки заявок на проведение НИР, обеспечивающие эффективное использование средств государственного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанов Александр Михайлович, Никулина Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the methods of allocation of state order for R & D at the university. There are the criteria of a comparative assessment of applications for R & D to ensure effective use of state financing.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности выполнения государственного задания на НИР в вузе»

Вопросы образования -►

УДК 001.892

А.М. Митрофанов, С.П. Никулина

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ НА НИР В ВУЗЕ

Результативность научной деятельности (НД) вуза — важный фактор его внешней оценки со стороны Минобрнауки России, а также объект внутреннего мониторинга со стороны высшего руководства вуза. Одним из механизмов мотивации научно-педагогических работников к повышению результативности НД является возможность их участия в НИР, проводимых в рамках государственного задания (ГЗ). Такой формат финансирования научной деятельности из федерального бюджета в 2012 году используется впервые вместо существовавших ранее тематического плана и так называемого «единого заказ-наряда».

Для национальных исследовательских университетов (НИУ) наиболее важны отчетные показатели по НИОКР, установленные в программе развития НИУ, и функционально связанные с ними показатели мониторинга деятельности вузов [1]: объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР); общий объем НИОКР; доля доходов от НИОКР из всех источников по приоритетным направлениям развития (ПНР) НИУ в общих доходах НИУ; доля ОКР по приоритетным направлениям развития НИУ в общем объеме НИОКР НИУ; число статей по приоритетным направлениям развития НИУ в научной периодике, индексируемой Web of Science, Scopus и РИНЦ, в расчете на одного НПР.

Наряду с перечисленными, важным показателем, характеризующим ширину спектра научных исследований, служит показатель аккредитации — среднегодовой объем научных исследований по каждой из отраслей наук, соответствующих реализуемым основным образовательным программам в рамках укрупненных групп специальностей. Значение этого показателя должно быть не менее 3 млн руб.

Рассмотрим механизм воздействия госзаданий по НИР на результативность научной деятельности вуза на примере СПбГПУ Последние несколько лет СПбГПУ демонстрирует поло-

жительную динамику результативности НД, достаточную для выполнения обязательств по программе НИУ. Например, годовой объем финансирования НИОКР из всех источников вырос за период 2008—2011 годов в 2,2 раза и достиг величины 876 млн руб. Однако темпы роста значений показателей результативности НД недостаточны, что приводит к постепенному ухудшению позиции СПбГПУ среди НИУ. В 2011 году по показателю «общий объем НИОКР» СПбГПУ занимает 16 место среди 29 НИУ, по показателю «объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника» — 25 место, по показателю «доля ОКР ... в общем объеме НИОКР НИУ» — 24 место, по показателю «число статей ..., в расчете на одного научно-педагогического работника» — 22 место.

Высшее руководство СПбГПУ считает, что достигнутые показатели результативности НД и их динамика не соответствуют потенциалу университета, и ставит задачу их существенного повышения.

Переход в 2012 году на бюджетное финансирование НИР в форме ГЗ и появление новых регламентирующих документов Минобрнауки РФ дает возможность вузу модернизировать системы распределения указанных бюджетных средств.

В соответствии с инструкциями Минобрнауки РФ [2] внутренний отбор проектов должен производится специально созданной комиссией в соответствии с разработанным в вузе порядком формирования перечня НИР. Указанная комиссия при экспертизе заявок на включение в перечень НИР должна использовать утвержденную в вузе методику оценки заявок.

Экспертиза заявок включает предварительный этап, на котором проверяется выполнение ряда обязательных требований (соответствие перспективным направлениям развития НИУ, использование результатов в образовательном процессе, наличие в составе исполнителей докторантов, аспирантов, студентов и т. п.), а также

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование 4' 2012

собственно этап формирования рейтинговых оценок заявок. Именно критерии второго этапа экспертизы определяют результативность последующего использования бюджетных средств для развития научной деятельности в СПбГПУ, в том числе в рамках хоздоговоров.

Применявшийся в СПбГПУ в предыдущие годы способ распределения средств тематического плана был распространен на распределение средств ГЗ в 2012 году. В основе этого способа распределения лежат следующие два принципа:

обеспечение ненулевых показателей по объемам НИОКР по всем отраслям наук, соответствующим реализуемым ООП в рамках УГС;

распределение средства ГЗ по научным направлениям (фактически по факультетам) пропорционально результативности научной деятельности в предыдущем году, причем оценка результативности НД в основном (на 90 %) определяется по объемам внебюджетных НИОКР.

Использование этих принципов при разработке методики оценки заявок имеет существенные недостатки. Первый принцип потерял актуальность после замены применявшегося ранее аккредитационного показателя «Среднегодовой объем научных исследований на единицу НПР» (норматив — 18 тыс. руб.) на новый — «Среднегодовой объем научных исследований по каждой из отраслей наук ...» (норматив — 3 млн руб.). Если раньше объем НИР порядка 100 тыс. руб. в год позволял выполнить аккредитационный показатель по некоторой специальности в рамках небольшой выпускающей кафедры, то в новых условиях такой искусственный подход не дает эффекта.

Применение второго принципа действует разнонаправлено. Негативные последствия наступают, если НИР в рамках ГЗ рассматривается научным коллективом как «поощрительный приз». При этом замораживается сложившаяся структура научных направлений университета, происходит демотивация научных работников к расширению спектра направлений исследований. Поскольку объем НИР в рамках ГЗ составляет лишь 10 % от общего объема НИОКР СПбГПУ, эффективность вложения этих дополнительных средств в существующие направления научных исследований весьма мала.

Поддержка научного направления за счет средств ГЗ на период спада хоздоговорной актив-

ности научного коллектива, например во время кризиса соответствующей отрасли, также не может быть однозначно оценена как положительное явление.

Позитивные последствия могут наступить при использовании средств государственного заказа для открытия новых направлений научных исследований как в рамках сложившегося научного коллектива, так и на базе формирования нового научного коллектива.

Объективно существующие тенденции развития реального сектора экономики таковы, что отдельные отрасли развиваются неравномерно, чередуются инновационные периоды и периоды научно-технического застоя, а также возникают новые отрасли, требующие научно-технического сопровождения.

Таким образом, основная ценность государственного задания на НИР с учетом его акцента на фундаментальные и прикладные НИР (не на НИОКР), состоит в возможности отвечать объективно существующей необходимости расширения и трансформации спектра научных исследований, проводимых вузом. Инструментом именно такого использования средств ГЗ является процедура внутривузовского конкурсного отбора заявок, в частности критерии отбора заявок и их значимость.

Анализ рекомендаций Минобрнауки по критериям конкурсного отбора показывает, что их использование позволяет реализовать предложенную стратегию. Например, таким критерием является «актуальность, новизна, научная и (или) практическая значимость сформулированной в заявке научной или научно-технической проблемы, ее соответствие приоритетным направлениям научных исследований федерального, отраслевого, вузовского уровня». В то же время другой критерий — «имеющийся задел по предлагаемой тематике НИР, публикационная активность членов научного коллектива, в том числе по тематике НИР» — сдерживает развитие новых научных направлений через выполнение госзадания.

При формировании критериев оценки в вузе можно воспользоваться возможностью «устанавливать дополнительные критерии оценки заявок на выполнение НИР», предоставленной федеральным положением [3].

Предлагается следующая методика оценки заявок на проведение НИР за счет средств гос-

Вопросы образования -►

задания в СПбГПУ. Вводятся две группы критериев (см. таблицу): критерии, оцениваемые экспертным образом (А), и критерии, оцениваемые пропорционально измеряемым показателям (В) Стратегия ориентации НИР в государственном задании на новые перспективные направления реализуется введением критериев Ах, А2, Вх, В3, В4, установлением их преобладающих весов, а также используемой формулой расчета рейтинга заявки.

Расчет рейтинговой оценки Я по каждой заявке производится по формуле

Я = П 4 Е В .

1=1 м

Наряду с совершенствованием критериев отбора заявки целесообразно при распределении ГЗ на НИР придерживаться следующих принципов:

устанавливать относительно короткую продолжительность НИР — 1—2 года, что допускается федеральным положением и уменьшает возможные потери при ошибках в определении перспективных направлений НИР;

Критерии оценки НИР

Обозначение Показатель Правило начисления баллов

Ai Актуальность, научная и (или) практическая значимость сформулированной в заявке научной или научно-технической проблемы Экспертная оценка в пределах от 1 до 5 с шагом 1

А2 Новизна сформулированной в заявке научной или научно-технической проблемы по отношению к спектру направлений научных исследований СПбГПУ Экспертная оценка в пределах от 1 до 5 с шагом 1

A3 Соответствие сформулированной в заявке научной или научно-технической проблемы приоритетным направлениям научных исследований федерального, регионального, вузовского уровня Экспертная оценка: 1, 2 или 3

Bi Доля молодых ученых, специалистов и преподавателей (кандидаты наук в возрасте до 35 лет и доктора наук в возрасте до 40 лет, специалистов и преподавателей без ученой степени в возрасте до 30 лет) в общей численности исполнителей НИР, % До 10 % — 1 балл; 10-20 % — 2 балла, и т. д.

В2 Количество студентов и аспирантов, участвующих в выполнении НИР на возмездной основе, чел. 0,5 балла за каждого студента или аспиранта

Вз Число охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), полученных научным коллективом за 2 предыдущих года, и заявок на их получение, планируемых к подаче в рамках НИР, ед. Патент — 6 баллов. Полезная модель или промышленный образец — 4. Другие виды РИД — 2. Заявка — 50 % баллов за соответствующий РИД.

ВА Отношение числа статей, опубликованных за 2 предыдущих года в ходе НИР в индексируемой научной периодике (РИНЦ или Перечень ВАК, Web of Science, Scopus) и планируемых к публикации в рамках НИР, к общей численности исполнителей НИР, ед./чел. За каждые 0,2 — 1 / 3 балла по статьям в РИНЦ или Перечне ВАК / Web of Science, Scopus.

В5 Количество диссертаций, защищенных за 2 предыдущих года и планируемых к защите в рамках НИР под руководством (консультацией) работников вуза, принимающих участие в выполнении НИР, ед. 5 / 10 баллов за каждую кандидатскую / докторскую диссертацию

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование 4' 2012

не привязывать работу экспертной комиссии к моменту выхода распоряжения Минобрнауки России о формировании тематики госзадания на очередной год, а проводить ее в течение года в плановом режиме.

Использование предложенной методики сопоставительной оценки заявок при распределении государственногоо задания на НИР

позволит сконцентрировать бюджетные средства вуза в научно-исследовательских направлениях, соответствующих современным потребностям высокотехнологичных производств, а также в дальнейшем реагировать на изменения этих потребностей за счет корректировки весовых коэффициентов тех или иных показателей методики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов [Текст]. — Утвержден зам. министра образования и науки 09.08.2012.— №АК-11/05вн.

2. Приказ Минобрнауки России от 03.11.2011 № 596 «Об организации работы по координации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых в рамках государственного задания».

3. Положение по организации научных исследований, выполняемых подведомственными Минобрнауки РФ учебными заведениями, в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) [Текст]. — Утверждено Комиссией по координации проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.— Протокол № 1 от 8 ноября 2011 г.

4. Приказ ректора СПбГПУ от 14.11.2011 № 833/1 «Об отборе НИР, выполяемых в рамках государственного задания на 2012—2014 годы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.