Научная статья на тему 'Повышение эффективности возведения монолитных конструкций с применением технологии виртуальной и дополненной реальности'

Повышение эффективности возведения монолитных конструкций с применением технологии виртуальной и дополненной реальности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / CONSTRUCTION / MONOLITHIC CONSTRUCTIONS / CONCRETE AND REINFORCED CONCRETE CONSTRUCTIONS / INNOVATIONS / VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хубаев Алан Олегович, Саакян Севак Севакович

Рассмотрена возможность внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности при осуществлении комплекса работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Предложена научно-техническая гипотеза, состоящая в предположении о возможности повысить эффективность возведения монолитных конструкций с применением данных интерактивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хубаев Алан Олегович, Саакян Севак Севакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE CONSTRUCTION OF MONOLITHIC STRUCTURES USING VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY

The possibility of introducing virtual and augmented reality technologies in the implementation of a set of works on the construction of monolithic concrete and reinforced concrete structures is considered. A scientific and technical hypothesis proposed, consisting in the assumption of the possibility of increasing the efficiency of the construction of monolithic structures using these interactive technologies.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности возведения монолитных конструкций с применением технологии виртуальной и дополненной реальности»

Plotnikov Petr Kolestratovich, doctor of technical science, professor, plotnikovpk@mail. ru, Russia, Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Zaharov Yuri Anatolievich, candidate of technical science, docent, pribor@sstu.ru, Russia, Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Naumov Sergey Gennadievich, candidate o f technical science, docent, naumov_sstu@mail. ru, Russia, Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

УДК 004.94

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

А.О. Хубаев, С.С. Саакян

Рассмотрена возможность внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности при осуществлении комплекса работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Предложена научно-техническая гипотеза, состоящая в предположении о возможности повысить эффективность возведения монолитных конструкций с применением данных интерактивных технологий.

Ключевые слова: строительство, монолитные конструкции, бетонные и железобетонные конструкции, инновации, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Первые попытки создать устройства, позволяющие взаимодействовать с моделированной реальностью или дополняющией реальность настраиваемой информацией, предпринимались еще в начале XX века, сама идея в сегодняшнем представлении, является весьма молодой, также как и рынок технологий виртуальной и дополненной реальности. Учитывая, что понятия и концепции виртуальной и дополненной реальности существенно не изменились за последние 30 лет, технологии виртуальной и дополненной реальности преодолели относительно большой эволюционный путь как в плане улучшения устройств и программного обеспечения, так и контента.

Кроме сферы развлечений, технологии виртуальной и дополненной реальности сегодня широко используются для проектирования, обучения и переподготовки специалистов в строительной сфере, на сегодняшний день они воспринимаются как новшества [1].

В России наблюдаются во многом те же тенденции, что и в других странах. Основными потребителями технологий виртуальной и дополненной реальности являются высокотехнологичные государственные корпорации и частные предприятия, а основными разработчиками являются крупные 1Т-компании, создающие комплексные решения в сфере дополненной и виртуальной реальности.

Крупнейшие российские компании начинают интересоваться технологиями виртуальной реальности и в апреле 2017 года ЗАО «КРОК инкорпорейтед», международная ИТ-компания, один из лидеров российского рынка информационных технологий, представил универсальную систему виртуальной реальности для строительных компаний, проектных организаций, а также конструкторских бюро промышленных предприятий [2].

Программно-аппаратное решение ориентировано на потребности бизнеса в детальной визуализации инженерных данных и создании виртуальных прототипов промышленных изделий и строительных объектов. Внедрение профессиональной системы виртуальной реальности на предприятиях позволит ускорить разработку проектов, снизить затраты на производство классических макетов и сократить время принятия конструкторских решений [3].

В данной статье рассматриваются, прежде всего, виртуальная и дополненная реальность. Различие между ними состоит в том, что виртуальная реальность имитирует полностью цифровой мир, ограничивает доступ пользователя к реальному миру, тогда как дополненная реальность добавляет компоненты цифрового мира в реальный, трансформируя пространство вокруг пользователя.

В виртуальной реальности окружающая среда создается с помощью всестороннего воздействия на его восприятие с использованием шлемов виртуальной реальности или других технических средств, которые полностью обновляют видимое пользователем пространство.

Человеческий мозг реагируют на виртуальные элементы точно так же, как и на элементы реального мира, поэтому человек воспринимает виртуальную среду и реагирует на происходящие внутри виртуального мира события точно так же, как в существующей реальности [4].

Основные сходства данных технологий:

1) В их основе лежат схожие алгоритмы;

2) Взаимодействие с пользователем в режиме реального времени;

3) Отображение в 3D-пространстве передается посредством технических средств.

Дополненная реальность включает в себя реальный и виртуальный миры, дополняет реальный мир и расширяет его восприятие. Виртуальная реальность полностью виртуальна, заменяет реальный мир, стремится к абсолютной иммерсивности, т.е. достижению эффекта «полного погружения».

Строительство является одной из старейших отраслей в мире. С самых первых дней ученые и инженеры разрабатывают новые инструменты, чтобы способствовать ее развитию. Уже сейчас создаются прототипы автономных грузовиков и строительных роботов [5].

Неудивительно, что технологии виртуальной и дополненной реальности нашли свое место среди всего этого прогресса. Например, исследователи из Virginia Tech разрабатывают интерфейс на основе дополненной реальности для мощных экзоскелетов, которые будут способствовать повышению производительности работников в промышленном секторе. Однако даже сейчас уже есть решения, которые делают архитектуру, инжиниринг и строительство более простыми и эффективными, технологии дополненной реальности позволяют увидеть готовую конструкцию прямо на чертеже (рис. 1) [6].

Рис. 1. Трехмерный чертеж

Все больше и больше компаний используют технологии виртуальной и дополненной реальности, чтобы оживить трехмерные чертежи, использование данных технологий дают работникам возможность детально осмотреть и проверить трехмерный план здания.

Дизайнеры и архитекторы могут использовать эту технологию при выборе материалов и планировке территории. Когда цифровая модель накладывается на фактическую строительную площадку, рабочие получают возможность увидеть части конструкции в том виде, в каком они должны быть установлены. Они могут видеть монолитные конструкции еще до начала работ, а также заранее заметить части, нуждающиеся в усилении или модификации. Они также могут проводить измерения с высокой точностью, предотвращая дорогостоящие ошибки.

Дополненная реальность также позволяет накладывать поверх реальных объектов и оборудования цифровую информацию, к которой смогут получить доступ все остальные члены команды. Это повышает качество и эффективность коммуникации и совместной работы [7].

Увеличение объемов строительно-монтажных работ в ближайшие годы будет происходить без значительного увеличения численности рабочих, что в полной мере относится и к производству бетонных и железобетонных работ [8].

Основные направления развития технологии бетонных работ должны предусматривать мероприятия, которые позволили бы значительно повысить производительность труда на этих работах, что в свою очередь повышает интерес к технологиям виртуальной и дополненной реальности, которые во многом помогут в достижении данной цели [9].

Комплекс работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций включает ряд процессов:

1) Приготовление бетонной смеси, в процессе чего совершаются множество ошибок, которые в дальнейшим приводят к необратимым последствиям. С использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, количество данных ошибок можно не просто снизить, а полностью их искоренить. Человеческий фактор исключить невозможно, но благодаря новейшим технологиям, соотношение основных компонентов бетона - цемента, песка, щебня и воды, которые определяют его вид и целевое использование, можно навсегда забыть про погрешности и просчеты в пропорциях при приготовлении бетонной смеси.

2) Транспортировка бетонной смеси к месту укладки, довольно непростое мероприятие, которое может существенно сказаться на её качестве. На данном этапе, технологии виртуальной и дополненной реальности, также могут помочь исключить вероятность неправильной транспортировки бетона, при которой могут возникнуть обстоятельства, существенно снижающие его потребительские качества. Технологии помогут в том числе определять уровень тряски и вибрации, что в свою очередь, поможет избежать ряд проблем, связанных с расслоением бетонной смеси, при которой тяжёлые компоненты осядут вниз, а более лёгкие - цементное молоко и вода - расположатся вверху. Расслоившийся бетон запрещено использовать для укладки в конструкции, его необходимо будет переместить до полного восстановления однородности, что увеличивает время и затраты. Также, при неподвижности бетонной смеси в течение 50 минут может начаться её схватывание, этот процесс особенно ускоряется в жаркую погоду, технологии виртуальной и дополненной реальности, дают возможность все эти факторы учитывать, потому что они буквально будут статистически отображаться перед глазами.

3) Неотъемлемым элементом любых строительных сооружений является опалубка. Здесь, использование дополненной и виртуальной реальности, приведет к значительному снижению вероятных ошибок при установке опалубки, которые выражаются в том, чтобы избежать наклона фундамента и перекоса, зазоров и различного рода щелей, которые можно будет выявить, и до момента использования системы их устранить.

4) Изготовление и установка арматуры. В условиях строительной площадки выполняются: приемка арматурных изделий, сортировка и складирование; подготовка к монтажу, при необходимости укрупнение и объединение в арматурно-опалубочные блоки; установка, выверка арматуры и окончательное соединение стыков; приемка работ с составлением акта скрытых работ. В процессе приемки арматурных изделий технологии виртуальной и дополненной реальности помогут выявить следы коррозии, деформации, соответствие размерам.

5) В технологическом процессе укладки бетонной смеси также существует потребность в использовании технологий виртуальной и дополненной реальности, они очень нужны на данном этапе, так как перед укладкой бетонной смеси опалубка должна быть очищена от инородных частиц, в виде мусора, грязи и масел. С их помощью данные частицы будут непременно обнаружены и очищены.

6) На этапе подготовки забетонированных конструкций к сдаче, технологии виртуальной и дополненной реальности найдут широкое применение в качестве инструмента диагностирования соответствия проектных показателей и пространственных положений с фактическими характеристиками строительного объекта [9].

Технологии виртуальной и дополненной реальности уже постепенно интегрируются в данный комплекс работ, что позволяет, помимо повышения производственных мощностей, обеспечить безопасность людей на более качественном уровне (рис. 2) [7].

Рис. 2. Выявление потенциальных угроз безопасности

Строительные рабочие чрезвычайно часто получают серьезные и даже смертельные травмы. Дополненная реальность потенциально может снизить эту статистику. Например, технология позволяет рабочим видеть оборудование и строительные объекты, наложенные на еще пустую площадку. Это позволяет команде подготовиться и проверить территорию на предмет наличия угроз безопасности до официального начала работы.

Позже инспекторы могут обследовать рабочую площадку и сравнить в режиме реального времени реальную конструкцию с полномасштабной цифровой моделью. Они могут отметить любые различия, которые могут быть представлять собой опасность для работников.

Технология виртуальной и дополненной реальности также облегчает процесс обучения рабочих. Новые сотрудники могут тренироваться в использовании потенциально опасного оборудования в безопасной среде. Вместо голой теории, они получают практические знания и оттачивают мышечную память, что позволяет работникам учиться работать со строительной техникой быстрее и безопаснее [6].

Сейчас все больше заказчиков понимает ценность трехмерной модели вместо стандартных чертежей, получая максимум информации по каждой детали проекта. Для девелоперов, руководителей строительства это дает возможность решать вопросы в режиме реального времени, экономя время и ресурсы. Технология интегрирует цифровые и физические параметры, в результате чего исключаются ошибки, появляется больше гибкости и возможностей в процессе проектирования и строительства. В случае возникновения необходимости изменений в ходе работы над объектом - вносятся новые расчёты в соответствии с нормативами. Если раньше любые изменения требовали разработки каждого нового варианта практически с нуля, то с помощью новых технологий, выполнение анализов, расчетов, корректировка в проекте происходит быстро, с исключением коллизий и автоматическим изменением смет на строительство.

К 2030 году в строительной отрасли для помощи работникам уже должны появиться автономные машины и специальные костюмы. Виртуальная и дополненная реальность станет частью этого будущего. Технология поможет разработчикам визуализировать чертежи, максимально повысить эффективность и безопасность на рабочем месте.

Уже сейчас она доказывает свою полезность, что гарантирует ей прочное место в этой сфере на десятилетия вперед. По мнению, директора по развитию проектной компании «ГЕНПРОЕКТ» (ОБКРЯО), Андрея Ушакова: «Стремительный рост прогнозируют и экономисты, посчитавшие, что примерный прогноз прибыльности отрасли в мире составит около 120 миллиардов долларов уже к 2020

году. На практике использование программ и устройств дополнительной и виртуальной реальности требует существенных интеллектуальных и экономических вложений. Поэтому современные технологии сегодня не просто модный тренд, а плата за конкурентное преимущество» [6].

Список литературы

1. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент, 2018. № 3 (108). С. 88-107.

2. Трачук А.В., Линдер Н.В. Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки, 2016. №1. С. 61-73.

3. Львов М.А. Виртуальная реальность становится реальной // Информационно-технический журнал MediaVision, 2016. № 08/68, С. 48-49.

4. Иванов М.А., Чеботов Н.А., Белоусов А.А. Сравнение VR, AR и MR-технологий для решения задачи визуализации // Издательский центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2018, С. 234-240.

5. Римшин В.И., Греджев В.А. Правоведение. Основы законодательства в строительстве // АСВ, 2015, 304 с.

6. Акулич М.В. Дополненная, виртуальная, смешанная реальность и маркетинг // Издательские решения, 2019. 122 с.

7. Gergana Mileva How Augmented Reality Is Transforming the Construction Industry = Гергана Милева Как дополненная реальность трансформирует строительную отрасль [Электронный ресурс] // Gergana Mileva. Prague, CZ [Электронный ресурс] URL: https://arpost.co/2019/05/08/how-augmented-reality-is-transforming-the-constшction-industry/.(дата обращения: 10.05.2019).

8. Сокова С.Д. Основы технологии и организации строительно-монтажных работ // ИНФРА-М, 2014, 208 c.

9. Дружинина О. Э. Возведение зданий и сооружений с применением монолитного бетона и железобетона. Технологии устойчивого развития. М.: КУРС, 2016. 128 c.

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ, 2017. № 20. 2901 с.

11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ, 2018. № 20. 2817 с.

Хубаев Алан Олегович, старший преподаватель, alan_khubaev@mail.ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

Саакян Севак Севакович, студент, 9099418565@mail.ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE CONSTRUCTION OF MONOLITHIC STRUCTURES USING VIRTUAL AND A UGMENTED REALITY TECHNOLOGY.

A.O. Khubaev, S.S. Saakyan

The possibility of introducing virtual and augmented reality technologies in the implementation of a set of works on the construction of monolithic concrete and reinforced concrete structures is considered. A scientific and technical hypothesis proposed, consisting in the assumption of the possibility of increasing the efficiency of the construction of monolithic structures using these interactive technologies.

Key words: construction, monolithic constructions, concrete and reinforced concrete constructions, innovations, virtual and augmented reality technologies.

Khubaev Alan Olegovich, senior lecturer, alan_khubaev@mail. ru, Russia, Moscow, National research Moscow state University of civil engineering,

Saakyan Sevak Sevakovich, student, 9099418565@mail. ru, Russia, Moscow, National research Moscow state University of civil engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.