Научная статья на тему 'Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности фирмы'

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2889
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / EFFICIENCY / EFFICIENCY OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMY / ESTIMATION OF EFFICIENCY / ECONOMIC ANALYSIS / EXPORT / INCREASING OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холиков В.Т.

В статье определены сущность внешнеэкономической деятельности фирмы и ее эффективность в условиях возрастающей роли международной торговли. Автором приведены теоретические основы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия. Проанализированы изменения эффективности в зависимости от различных факторов, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность фирмы. Предложены направления повышения эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING EFFECTIVENESS OF THE COMPANY'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article defines the essence of the foreign economic activity of the company and its effectiveness in the growing role of international trade. The author analyses theoretical bases of estimation the efficiency of foreign economic activity of an firm. In the article the efficiency evaluation according to different factors influencing foreign economic activity of an firm is considered. The directions of increasing the effectiveness of foreign trade activities of an enterprise are proposed.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности фирмы»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

INCREASING EFFECTIVENESS OF THE COMPANY'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

УДК 336

Холиков В.Т., 1 курс магистратуры, факультет МШБиМЭ РЭУ им. Г.В. Плеханова

Kholikov, V. T. viktorkholikov@mail.ru

Аннотация

В статье определены сущность внешнеэкономической деятельности фирмы и ее эффективность в условиях возрастающей роли международной торговли. Автором приведены теоретические основы оценки эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия. Проанализированы изменения эффективности в зависимости от различных факторов, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность фирмы. Предложены направления повышения эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.

Abstract

The article defines the essence of the foreign economic activity of the company and its effectiveness in the growing role of international trade. The author analyses theoretical bases of estimation the efficiency of foreign economic activity of an firm. In the article the efficiency evaluation according to different factors influencing foreign economic activity of an firm is considered. The directions of increasing the effectiveness of foreign trade activities of an enterprise are proposed.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, эффективность, экономика, эффективность внешнеэкономической деятельности, оценка эффективности, экономический анализ, экспорт, повышение эффективности.

Keywords: foreign economic activity, efficiency, efficiency of foreign economic activity, economy, estimation of efficiency, economic analysis, export, increasing of efficiency.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является неотъемлемой частью производственной и коммерческой деятельности фирмы, имеющая определенные цели, функции и задачи. ВЭД представляет собой значительный резерв для экономического развития, показателем увеличения прибыли и устойчивости предприятия и является фактором, обеспечивающим выживание предприятия в условиях конкуренции. Основой внешнеэкономической деятельности фирмы являются внешнеэкономические связи, которые определяют стратегию ее развития.

Глобализация мировой экономики ставит вопрос о выходе предприятий на международную арену как вопрос о существовании организации. И, даже не учитывая факт, что иностранные рынки имеют огромные возможности для реализации товаров и услуг, внешнеэкономическая активность предусматривает разработку фирмой международную стратегию развития, реализации новых маркетинговых направлений и ведение своей деятельности на новых, часто плохо изученных рынках. Это очень трудно для компаний, которые вели свою деятельность на внутреннем рынке и не выходили на внешний рынок.

Вне зависимости от экономических показателей, ни одно государство не может в дальнейшем развиваться без налаженных связей с другими государствами. ВЭД представляет собой часть глобальной экономики. Внешнеэкономическая деятельность - комплекс функций различных хозяйственных структур, находящихся на стадии существенных изменений.

На современном этапе в мире происходят глубокие трансформаций, и если ранее внешнеэкономическая деятельность являлась монополией деятельности государства, то на данный момент осуществляется либерализация внешней торговли, что позволяет предприятиям вести данный вид деятельности.

Трансформация вопросов эффективности изучения ВЭД отразилась в трудах отечественных и зарубежных авторов. Изучению данной сферы посвятили свою работы С.Л. Сорокин «Эффективность внешнеэкономической деятельности», В.А. Залевский «Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации», Ю.А.Григорьев «Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий». Рассматривали эффективность ВЭД С.Н. Растворцев, В.В. Фраузер, В.Н. Задорожный, А.И. Муравьев, А.Ф.Мухин. Анализу проблемы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности были посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов, в числе которых: Ч. Барнард, М. Вебер, Э. Мейо, Ф. Тейлор, Р. Трондайк, А. Лоулор, А. М. Жемчугова, М. К. Жемчугов, И.В. Матяш и многие другие.

Согласно анализу теоретических и методологических подходов, которые изучаются в современных научных работах, происходит необходимость в трансформации существующих методов оценки ВЭД, что явилось следствием определенных экономических процессов:

- различия в денежной оценке затрат и получаемых результатов. Выручка от экспорта продукции учитывается в валюте государства-партнера, а затраты учитывают в национальной валюте. По этой причине возникает курсовая разница - фактор, влияющий на эффективность ВЭД;

- в ряде случаев, когда ВЭД предприятия представляет собой только часть хозяйственной активности, следует учитывать итоги операций по экспорту и импорту и распределение производственных издержек, что требует использования определенных расчетов. Окончательные итоги - это выгода, полученная фирмой от внешнеэкономических операций и выраженная в

денежном измерении, а затраты - материальные, финансовые, трудовые издержки, также выраженные в денежном измерении;

- повышенное значение риска в финансовой, инвестиционной деятельности влечет за собой дополнительные затраты на страхование, а также различные услуги юридических, консалтинговых и других предприятий;

- таможенно-тарифные и другие меры государственного регулирования обуславливают дополнительные расходы фирмы;

- повышение эффективности является результатом как экономии существующих ресурсов, так и качества распределения имеющегося капитала и хозяйственных мощностей.

Эффективность внешнеэкономической деятельности является подтверждением ее конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции. В современных условиях такой подход может быть главенствующим: благодаря ему возникают новые рынки для производства товаров и услуг, обеспечивается поступление валюты в государство, возникают необходимые условия для приобретения импортного сырья, необходимого для выпуска товаров, возникают новые рабочие места для высококвалифицированных работников. Стратегический вектор представляет собой основу деятельности и дальнейшего развития фирмы.

Определяют следующие основные характеристики

внешнеэкономической деятельности: юридическая независимость, финансовая и экономическая самостоятельность от государственной власти. ВЭД не может устанавливаться как сфера контроля государства , так как данный вид деятельности предприятия относится к рыночной среде.

Выходу на внешний рынок предшествует анализ внутренних и внешних факторов влияния с целью выбора способа проникновения на внешний рынок. Каждый стратегический подход объединяет различные обязательства, уровень риска и контроля, чтобы максимизировать прибыль. На данный процесс оказывают влияние

экономические, политические, правовые, социокультурные факторы, а также государственное регулирование.

При определении эффективности внешнеэкономической деятельности используется системный подход, позволяющий проводить комплексный анализ различных вариаций внешнеэкономических операций. Экономическому анализу предшествует установление критерия эффективности, с помощью которого можно оценить производственную эффективность.

Показатели делят на два вида:

1. Показатели эффекта: представляют собой абсолютные величины, выражаемые в денежных единицах как разница между расходами и результатами выполнения вида деятельности.

2. Показатели эффективности: объясняются как отношение полученной выгоды к затратам. Выражаются в долях и процентах.

Осуществление экономического анализа состоит в изучении положения предприятия касательно внешнеэкономической деятельности в определенный период времени, разнообразных отклонений от существующего показателя и определении причины, которые вызвали данные отклонения. Экономический анализ представляет собой базу для решений в сфере управления предприятием. Основная задача - сделать оценку деятельности фирмы и ее основных структур, определить резервы, установить существующие проблемные вопросы, требующие разрешения.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что поиск путей повышения эффективности бизнеса на мировом рынке независимо от качества работы является одним из важнейших направлений развития деятельности каждого предприятия. Однако в современных экономических отношениях, в результате развития не только торговли, но и сферы услуг, необходимость рассмотрения путей развития результатов их работы является важной задачей для торговых предприятий в международной деятельности.

В современных международных условиях осуществления внешнеэкономической деятельности, внешняя среда развивается высокими темпами и определяет новые факторы функционирования, что требует от фирм регулировать и повышать эффективность своей деятельности и конкурентоспособности. Менеджерам руководящего звена необходимо вести мониторинг данных вопросов и на основании полученных результатов анализа принимать соответствующие решения, учитывая спрос и уровень конкуренции на рынке. Активность фирмы, в первую очередь, должна быть направлена на основную деятельность: осуществление эффективного производства товаров или услуг. При этом основная задача состоит не только в достижении определенных финансовых показателей, но и задач и удовлетворение потребностей клиента.

Весомым аспектом в установлении ключевых позиций на рынке выступает обновление видов продукции, выпуск новых товаров. Разрабатывая новые виды товаров и обновляя ассортимент, предприятие сокращает зависимость от одного товара и повышает уровень продаж. Показатели экспорта продукции находятся в зависимости от структуры. Разработка новых технологий, применение высокотехнологичного оборудования и достижений научно-технического прогресса является основным вопросов эффективного функционирования предприятия. Во-первых, это увеличивает уровень производительности труда. Во-вторых, сокращает себестоимость товаров и услуг. В-третьих, повышает качество процесса контроля организации труда.

Фирма, изучая неконтролируемые факторы, принимает во внимание существующие резервы, устанавливает факторы, которые следует регулировать для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Выделяют следующие неконтролируемые факторы: внешнеторговая политика государства, уровень развития экономики, условия функционирования рынка, емкость зарубежных рынков, степень конкуренции, интересы потребителей, динамика курсов обмена, транспортные тарифы и

определители конкурентных преимуществ на территории страны базирования фирмы. Указанные факторы следует принимать во внимание при принятии управленческих решений.

К факторам, которые предприятие может регулировать и изменять для повышения эффективности, можно отнести:

- внешние рынки сбыта товаров, на которых функционирует предприятие;

- удельный вес фирмы на рынке;

- конкурентные стратегии фирмы;

- информационное сопровождение ВЭД;

- условия контрактов, заключаемых фирмой;

- экспортные возможности фирмы;

- соотношения требований потребителей с качеством товаров;

- ассортимент товаров;

- функционирование системы продаж фирмы;

- расходы на производство и реализацию товаров;

- ценовая политика предприятия;

- управление качеством.

Учитывая вышеуказанные факторы, можно определить основные направления повышения эффективности внешнеторговой деятельности фирмы (рис.1).

Повышение конкурентоспособности продукции: соответствие качества товаров международным стандартам

Обновление материально-технической базы производства (применение современных и безопасных технологий в производстве продукции)

г \ Повышение квалификации персонала предприятия

г \ Применение маркетинговых методов наращивания

эффективности внешнеэкономческой деятельности V ^

Рисунок 1. Направления повышения эффективности внешнеторговой

деятельности фирмы

Таким образом, в процессе планирования, развития и оценки итогов внешнеэкономической деятельности проводится анализ и определение направлений повышения ее эффективности. Процесс организации и функционирования внешнеэкономической деятельности должен разрабатываться в соответствии с финансовыми, материальными и техническими возможностям фирмы, а также с учетом ее конкурентоспособности на внешнем рынке. Оценка эффективности осуществления внешнеэкономической деятельностью предприятия происходит путем применения различных методов. Для повышения эффективности ВЭД предприятия следует усовершенствовать методологию оценки путем постоянного непрерывного мониторинга контролируемых и неконтролируемых факторов. В дальнейшем, это позволит не только принимать оперативные решения, но и определять сезонные особенности, требующие корректировки внешнеэкономической стратегии предприятия.

Список использованных источников:

1. БабакЛ.М.,ВеретениковаО.А., Осипов В.А. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №7.2016. - 5 с.

2. Барышева Е.А. Определение направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий // Российское предпринимательство, №2 12 (234) / июнь 2013. - 7 Невлева А.В., Дорохова Е.И. Эффективность деятельности внешнеторговых предприятий и пути ее повышения // Белгород. 2017. - 3 с.

3. Бухматов Р.В. Пути повышения внешнеэкономической деятельности // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3

4. Невлева А.В., Дорохова Е.И. Эффективность деятельности внешнеторговых предприятий и пути ее повышения // Белгород. 2017. -с. 2-3

5. Халтобин А.В., Поспелова К.С., Громов К.А. Повышение внешнеэкономической деятельности предприятия // Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса». Владивосток. 2017. - 6 с.

6. Цебекова Е.П. Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия // Воронежский государственный университет инженерных технологий. Воронеж. - 10 с.

7. Шестолапова Н.С. Факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятия // Лесной вестник 1-2011. - 5 с.

List of sources used:

1. Babak L.M., Veretenikova O.A., Osipov V.A. Assessment of the effectiveness of the foreign economic activity of an enterprise // International Journal of Applied and Fundamental Research. No. 7.2016. - 5 sec.

2. Barysheva EA Determination of directions for increasing the efficiency of foreign economic activity of enterprises // Russian Entrepreneurship, No. 12 (234) / June 2013. - 7 Nevleva A.V., Dorokhova E.I. The effectiveness of foreign trade enterprises and ways to increase it // Belgorod. 2017 .-- 3 s.

3. Bukhmatov R.V. Ways to increase foreign economic activity // International Student Scientific Bulletin. - 2017. - No. 3

4. Nevleva A.V., Dorokhova E.I. The effectiveness of foreign trade enterprises and ways to increase it // Belgorod. 2017. - p. 2-3

5. Khaltobin A.V., Pospelova K.S., Gromov K.A. Increasing the foreign economic activity of the enterprise // Vladivostok State University of Economics and Service. " Vladivostok. 2017 .-- 6 p.

6. Tsebekova EP Analysis of the effectiveness of foreign economic activity of the enterprise // Voronezh State University of Engineering Technologies. Voronezh. - 10 s.

7. Shestolapova N.S. Factors of the effectiveness of the foreign trade activity of the enterprise // Forest Newsletter 1-2011. - 5 sec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.