Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления сетями автозаправочных станций'

Повышение эффективности управления сетями автозаправочных станций Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
2164
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ / НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕТЬ АЗС / УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ / GAS STATION / OPTIMIZATION TASK / PETROLEUM SUPPLY / GAS STATION NETWORK / INTRICATE SYSTEM CONTROL

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Безродный Алексей Анатольевич

По результатам системного анализа с использованием моделей теоретико-множественного представления создан алгоритм и решен ряд задач повышения эффективности сетей автозаправочных станций и их подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления сетями автозаправочных станций»

УДК 004.021, 519.876.2, 625.721.2, 65.01

А. А. Безродный ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЯМИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Аннотация. По результатам системного анализа с использованием моделей теоретико-множественного представления создан алгоритм и решен ряд задач повышения эффективности сетей автозаправочных станций и их подсистем.

Ключевые слова: автозаправочная станция, задача оптимизации, нефтепродук-тообеспечение, сеть АЗС, управление сложными системами.

Abstract. In accordance with results of system analysis using multiple-theoretic models the algorithm to increase efficiency was created and some tasks were resolved.

Keywords: gas station, optimization task, petroleum supply, gas station network, intricate system control.

Введение

Система нефтепродуктообеспечения (НПО) состоит из множества объектов различной природы (АЗС, нефтебазы, транспортные и ремонтные подразделения и т.п.), включая и сети автозаправочных станций (АЗС). Проблема состоит в повышении эффективности управления системой НПО в условиях сложной среды. Работа посвящена системному анализу сетей АЗС и построению моделей и алгоритма синтеза эффективных структур систем управления ими.

1. Содержательное описание объекта исследования

Сеть автозаправочных станций представляет собой совокупность объектов обслуживания (АЗС и Point-Of-Sales, POS, точки продаж), каналов взаимодействия и транспорта товаров, денежных средств и информации между ними, а также вспомогательных объектов (склады горюче-смазочных материалов и нефтебазы различных уровней, средства транспорта, структуры обслуживания и т.п.) [1].

Понимание необходимости управления множеством взаимосвязанных объектов системы НПО возникло в 10-20-е гг. XX столетия: множество точек обслуживания, разнообразие товаров и услуг и большая плотность потока автотранспортных средств (АТС) делают неоптимальным применение лишь иерархических структур. Существует минимальный эффективный размер системы, требующий функционирования нескольких взаимосвязанных объектов; для эффективного взаимодействия системы со средой необходимо наличие точек стока, истока, концентрации и деления элементов информационных, материальных, финансовых и энергетических потоков.

Целью создания системы НПО является получение прибыли путем удовлетворения потребностей конечных потребителей в нефтепродуктах, сопутствующих товарах и услугах. Процесс функционирования сетей АЗС состоит в реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров и оказании услуг, а также информационном и энергетическом обеспечении, техническом и транспортном обслуживании АЗС и нефтебаз. Объект исследования пред-

ставляет собой сложную, распределенную, иерархическую систему высокой размерности. Для повышения эффективности его функционирования целесообразно совместное построение структур исследуемой системы и входящих в нее подсистем с использованием ранее созданных моделей и алгоритмов [2].

Одним из методов совершенствования функционирования сетей АЗС является синтез структур эффективных систем управления, а также систем принятия решений, инфра-, информационных и организационно-технических систем [3-5].

Структура системы управления представляется в виде графа Г (X), и1), где вершинам Х\ ставятся в соответствие средства управления, а ребрам и - отношения доминирования и следования. Управление состоит в реализации функций Сг (г е 1, ..., I, I = 5: 1 - сбор, обработка и визуализация информации, 2 - идентификация ситуации, 3 - подготовка и принятие решений, 4 - исполнение решений, 5 - межконтурная координация) на интервалах Нк (к е 1, ..., Q, Q = 5: 1 - непрерывное слежение, 2 - квазинепрерывное, 3 - тактическое, 4 - оперативное и 5 - стратегическое управление) для процессов Р] ( е 1, ..., /; 1 - поставка, 2 - операционная деятельность, 3 - реализация, 4-6 - обеспечение, 7-9 - обслуживание и т.п.) средствами Хм (р е 1, ..., Р, 1 - организационные и 2 - технические средства; q е 1, ..., Q; q - уровень иерархии). Показатель эффективности КСеть равен

где ЯЫг - результаты функционирования г-го объекта Иг-го уровня иерархии, СЫг - издержки, qиirХнг - потери, Н1Сеть - число уровней иерархии, пСеть -число объектов Иг-го уровня.

Образу элементарной задачи управления Fijkpq с Xpq х Сг- х Р] х Нк соответствует число участвующих в ее решении средств управления Хк* е {Хк*}

(к* = 1, ..., (Р + 0 хI х J х К), контуру управления РСрд)к = {^]к,...,

Хм на к-м временном интервале.

Структура системы принятия решений представляется в виде графа Г2(Х2, и2). Вершинам Х2 графа Г2 ставятся в соответствие виды актов принятия решений Л]С1 ]-го процесса q-го уровня иерархии: 1 - принятие решений подготовленным организационным средством управления (лицом, принимающим решение (ЛПР)) в ранее неизвестной ситуации; 2 - использование известных моделей в известной ситуации; 3 - обучение. Ребра и2 определяют отношения между актами и степень условности их исполнения (1 - безусловное, 2 - условное исполнение, 3 - информационно-рекомендательный характер решения). Для сетей АЗС, исходя из первичности удовлетворения потребностей потребителей, решения для Р3 приоритетны по отношению к Р1 (аналогично для Р2 и Р4-6 и Р4-6 и Р7-9), Р],3 влияет на Р4-6 и Р7-9 посредством

2. Модели структур систем сетей АЗС, постановка задачи

(1)

Fpq5]к ] - совокупность функций Сг управления 7-м процессом средствами

реализации процесса Р2, решения высших уровней доминируют над решениями низших уровней иерархии.

Инфрасистема моделируется в виде совокупности объектов-преобразователей информационных (И), материальных (М), финансовых (Ф) и энергетических (Э) потоков, которые нуждаются в управлении. Ее структура представляется в виде графа Г (X, Ц), где X - множество объектов, Ц - разрешенные отношения. Объекты инфрасистемы могут быть вида А0 (преобразование без изменений, перенос, транспорт), А^ (преобразование в элемент другого вида, е, / е {И, М, Ф и Э }), Б (изменение характеристик) и В (хранение). Все объекты системы являются потребителями энергии, а сама сеть АЗС - источником энергетических ресурсов для внешней среды.

Эксплуатация информационной системы подразумевает выполнение функций С1 и С2 и информационное обеспечение (прием, хранение, преобразование, передача и анализ информации) реализации функций С3-5. Модель структуры системы задается графом Г3(Х3, Ц3), вершинам Х3 которого соответствуют массивы данных (1 - структурированная информация в электронном виде, БД; 2 - структурированная информация в «твердой» (бумажной) копии, архив; 3 - неструктурированная информация), а ребрам Ц3 - разрешенные отношения и способы передачи и хранения информации (1 - электронная, 2 - «твердая» бумажная копии, 3 - устная форма). Особенностями являются высокий уровень автоматизации, наличие развитых горизонтальных связей между объектами схожих уровней, разнообразие средств передачи информации.

Функционирование организационно-технической системы подразумевает выполнение средствами управления функций С1,...,5. Модель структуры представляет собой граф Г4 (Х4, Ц4), где вершинам Х4 ставятся в соответствие средства управления, а ребрам Ц4 - разрешенные согласно моделям линейной, функциональной и программно-целевой структур отношения. Особенностями являются превалирование линейных структур на нижних и программно-целевых структур на верхних уровнях и меньшее число уровней технических средств по сравнению с организационными.

Разрешенные отношения моделей структур систем сетей АЗС, исходя из принципа построения системы «под цель», даны на рис. 1.

Рис. 1. Разрешенные отношения структур систем сетей АЗС

Задача повышения эффективности сетей АЗС ставится в виде

с е{С/ }, / = 1,..., I, Нк е{Ик }, к = 1,..., К, Р е{Ру}, ] = 1,..., 3,

р = 1,..., Р, д = 1,..., <2, Ы = 1,..., Н1, г = 1,..., пы, (2)

где ||Хк* | - численное значение Хк*, %Ыг - длительность управления, зависящая от времени реакции системы (т), надежности (п) и достоверности (^) информации; Соя^ы - издержки г-го объекта Ы/-го уровня вида 5 (я е 1, ..., 5, 1 -зарплата и обязательные платежи, 2 - расходные материалы, 3 - обслуживание и обеспечение, 4 - капитальные затраты, 5 - инвестиции). Параметрами являются средства Хрд, перебором характеристик и числа которых и определяется оптимальная структура с максимальным Ксеть.

3. Обобщенный алгоритм построения структур сетей АЗС

На первом этапе осуществляется системный анализ объекта путем определения границ системы, выявления требований среды, построения графа доминирования целей, классификации процессов и объектов.

На втором этапе проводится синтез вариантов структур управления.

- й-синтез - создание множества {Рукрд} и выделение имеющего смысл подмножества {ЕС]крч} V /, у, к, р, д;

- С-синтез - назначение большего числа функций управления С/ меньшему числу средств Хрд (вплоть до физических ограничений Хрд);

- Н-синтез - назначение меньшего числа средств Хрд большему числу временных интервалов Нк;

- Р-синтез - выполнение средствами управления Хрд функций С/ для различных объектов, контуров и процессов.

На третьем этапе выбирается оптимальный вариант структуры:

1. Нахождение численных значений компонент показателя эффективности КСеть вариантов синтеза структур.

2. Определение численных значений показателей времени реакции на возмущение, надежности и достоверности получаемой информации.

3. Выбор (полный перебор, а при большой мощности множества вариантов - градиентный метод или метод ветвей и границ) структур с экстремальным значением показателя эффективности.

На четвертом этапе осуществляется апробация модели:

1. Построение тестовой структуры.

2. Определение отклонения реального КСеть от прогнозируемого.

3. Корректировка модели (переход на этап 1), запись в БД известных моделей системы нефтепродуктообеспечения.

Оператор окончания задан не явно (наличие обратной связи в контуре уточнения модели), адекватно описывает ситуацию постоянного развития структур исследуемой системы и представлений о ней.

4. Системный анализ сетей автозаправочных станций

Ранее выделенная цель сетей АЗС подвергается декомпозиции согласно последовательности отношений подсистем среды «Потребители» {0\} ^ «Поставщики» ^3} ^ «Макроэкономическое окружение» (МЭО) ^4} ^ «Конкуренты» (конк.) {С2}, полученной с использованием закономерностей историчности, иерархичности, целостности, аддитивности и т.п. [6] (табл. 1).

Таблица 1

Требования подсистем внешней среды на сеть АЗС

Требование Интервал Описание

Цена, 011 041шіп — 031(032-38) + СНПО + + ^норма — 011шіп < 011 — — 021конк < 011шах — 041шах Оитш и Оитях - разброс цен рынка; 021 конк - цена конкурентов; ССеть - издержки; Лнорма - прибыль; °41шт и °41шах - пРедеЛЫ цен

Качество, 012 012(011) Є {^} х {042МЭО} — — 022конк шах {Ой} - обыгааи и традиции; 022конк - характеристики товаров конкурентов; 042МЭО - государственные стандарты

Объем товара, 013 023конк — 013 (011, Сі2) — — 013шах, 013 Є Є {0Ог}^{0^}^{043МЭО} 013шах - максимальный запрос клиента; 023кон - предложение конкурентов; 043МЭО - статистика потребления; { Огг} - группы потребителей

Разнообразие, б14 014 Є {00г} > 024конк 024конк - номенклатура конкурентов

Скорость отпуска товара, 015 045шіп — 015мин — 015 — — 015ср — 025конк < < 027конк — 026конк — — ^45шах ^ шІП 015мин и 015ср - минимальная и средняя скорости обслуживания в отрасли; 025конк - скорость конкурентов; 045Шт/Шах - ограничения поставщиков

Число рекламаций, 616 0 — 016 — 016ср — 026конк С1б(01,...,4) ^ шіп, 016 £ {046МЭО} 016ср - число рекламаций по видам, включая конкурентов 026конк); {046МЭО} - нормы морали и права

Время выбора товара, 017 017 + 07.5мин — (О17 +0^)мин — — 017 — (017 + 015)макс — — 027конк 017 время от осознания необходимости в товаре

Иные ограничения, б18 018 Є {0П}П{0К}П ^{0адм}^{0МЭО} Требования «Поставщиков» {бП}, «Конкурентов» {бК} и «Макроэкономического окружения» {Омэо}, {Оадм}

Анализ данных табл. 1 говорит о сложности взаимодействия сетей АЗС и среды, доминировании подсистемы «Потребители» и воздействии среды на систему как непосредственно, так и посредством потребителей.

При определении границ к системе присоединяются управляемые элементы, участвующие в достижении целей (табл. 2, 3).

Таблица 2

Физические границы исследуемой системы

Вид структуры Граничный элемент системы

Организационные средства Технические средства

Структура управления Мастер объекта (АЗС, мини-маркета и т.п.) Программно-аппаратное обеспечение и БД контура учета и отчетности

Структура отпуска товаров Оператор по отпуску ГСМ (продавец) Рабочая станция АСУ ТП по отпуску нефтепродуктов и выщаче товаров

Структура оказания услуг Помощник оператора (слесарь, мойщик) Контроллер управления оборудованием оказания услуг

Таблица 3

Положения границы управляемой и управляющей подсистем

Положение границы Средства управления

Организационные Технические

Верхнее положение Заместитель главного руководителя Программно-аппаратное обеспечение и БД контура учета и отчетности

Нижнее положение Оператор, помощник, продавец, слесарь, мойщик Контроллер оборудования по отпуску товаров и оказанию услуг

Сети АЗС состоят из большого числа объектов (табл. 4), участвующих в реализации процессов (табл. 5). Разрешенные отношения целей, процессов и объектов (средств управления и инфрасистемы) сетей АЗС даны на рис. 2.

Таблица 4

Классификация объектов сетей АЗС (первый уровень декомпозиции)

Признак Краткая характеристика

Л - функциональные признаки (особенности) Л1-100а - АЗС, нефтебазы, мини-маркеты, пункты услуг и т.п.; п101-200° - резервуары, склады; п201-300° - цистерны, танкеры, трубопроводы; п301-500° - оборудование АЗС; п501-600а - технологические сети; п601-700° -документооборот; п701-800а - здания, сооружения и т.п.

Л - качественные признаки (классификация по типу преобразования) А0: пА0 1-40р - транспорт и товары в пути (М); АСУ (И), объекты энергетики (Э), обеспечения и обслуживания (И, М, Ф, Э). А,$ (е, / е {И,М,Ф,Э}): ПАе/,41-100?‘ - оборудование реализации ГСМ и товаров (И, М, Ф). Б: пБ, 1-100р - оборудование оказания услуг (М), связи и учета (И). В: пВ,1-100р - склады товаров (М), устройства хранения информации (И) и денежных средств (Ф)

Л - пространственные признаки Л1-100у :^ структура приема, хранения и реализации товаров ^ структуры обеспечения и обслуживания ^ структура управления ^

Л5 - признаки цикличности Л1-105 - проект, создание, штатный и внештатный режимы, внесение изменений, резервирование, ликвидация

Рис. 2. Разрешенные отношения целей, процессов и объектов сетей АЗС

ід

рд

Таблица 5

Классификация процессов сетей АЗС

Признак Краткая характеристика

Р“ - функциональные признаки (особенности) Р1, 2, 3а - поставка, хранение и реализация ГСМ, товаров и услуг; Р4-7“ - информационное и энергетическое обеспечение; Р7-9“ - техническое и транспортное обслуживание; Р10-100а- управление

Р^ - качественные признаки (элементы потоков для Р“) Р1 -10000Р - виды товаров (ГСМ, сопутствующие и т.п.), этапы услуг; Р10001 -10010р - виды оплаты и ее регистрации; Р10011 -10074Р - информация в документарной и бездокументарной формах

Ру - пространственные признаки Р1-10у - процессы, реализуемые на объектах различных уровней (территория, здания и сооружения, оборудование, АСУ ТП и т.п.)

Рл - взаимодействие с внешней средой Р1-19л - следование требованиям среды

Р6 - режим работы Р1-7 6 - транзакция, смена, неделя, квартал, год и т.п.; Р8-17 6 - проект, создание, штатный и внештатный режимы, изменение, резервирование, ликвидация

5. Результаты применения моделей и алгоритма

1. Для повышения эффективности сетей АЗС были использованы АЗС с автоматическими автозаправочными терминалами (ААТ), что позволило перевести часть контуров в режим автоматического регулирования [6]. В табл. 6 приведены модели оценки компонент показателей эффективности.

Таблица 6

Компоненты показателя эффективности для АЗС с ААТ

Компонент Модель (источник) Выражения Обоснование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативность т (время обслуживания, с) Среднее время обслуживания (БД, АСУ, АЗС) Т2 < Т3 < Т На АЗС необходимо посещение здания, на ААЗС необходимости нет, на КААЗС - оба варианта

Надежность п (число технических отказов, шт.) Выход из строя канала АСУ (журнал ремонтов) п3 < п2 < щ На АЗС и ААЗС отпуск ГСМ останавливается при выходе из строя элемента канала АСУ АЗС

Достоверность ё обслуживания (иные отказы, шт.) Число отказов из-за качества банкнот, ошибок (лента ККМ) ёз< ё\< ^2 На ААТ не принимается до 10 % банкнот, на АЗС и КААЗС принимаются все банкноты

Примечание. Вариантами являются АЗС (1), АЗС без присутствия персонала (ААЗС, 2), предлагаемая структура комбинированной ААЗС, КААЗ (3).

Оптимальный вариант определяли перебором результатов умножения матрицы (т, ё, п} с весовыми коэффициентами ^123 и коэффициентами раз-

12 3

мерности (о1,2,3) на матрицу издержек (1/САзСг , 1/СдзСг , 1/С^ЗСг }. При

прочих равных условиях вариант 3 (КААЗС) - наилучший:

М/а/П м>3а3^\

м>ісі}%2 м>2С2п2 ^303^2

^101X3 М/С/П м>зазёз

X

1 м^Х! + М/ а/П1 + wзaзdl

САЗСг САзСг

1 М1С1Х/ + М/а/П/ + М303С/

С 2 САЗСг С 2 САЗСг

1 М0Х3 + М/а/П3 + М303С3

С 3 V САЗСг у С 3 V САЗСг У

(3)

т2 < т3 < ть п3 < п2 < п1, й1 < й3 < й2, туч2 < туч3 < туч1.

С использованием результатов моделирования в 2005 г. была создана одна из первых в РФ комбинированных автоматических АЗС, структура АСУ которой обеспечивала работу объекта при выходе из строя любой компоненты оборудования и возможность применения ААТ любой марки [7].

2. Подсистема обслуживания по микропроцессорным картам входит в состав сетей АЗС. Показатель эффективности Ккарта вводится как

Ккарта Якарта / Скарта Ккарта ( ) ,

где Якарта - результаты; СкарТа - издержки.

Для нахождения Guv, оказывающих наибольшее влияние, находятся коэффициенты Кху корреляции Ккарта и От в предположении их нормального распределения ({хг}, {у} - множества их значений, / = 1, ..., Ы):

N

N

1 14 1

х = — X хі , У = — X Уі ,

N г г

г =1 г =1

(л N \

1X X

АТ г

N 1

V г =1

- х 2

*У =

(л N \ 1 ^ 2

N Уі

V г =1

-2 2

'У , *ху =

( 1 N

—X хгуг N^ г г

V г =1

Л

- хУ, Кху =

ху

ЭхЭу

(4)

проверяется статистическая значимость отличности Кху от нуля:

-1

(Кху )

>

1+

п - 2

(5)

где ґа - значение распределения Стьюдента с (п - 2) степенями свободы уровня а.

Ош со статистически значимыми Кху > 0,75 определяются факторами развития. Я и С определяются с учетом современного значения q элементов будущего финансового потока qm

М

( ВС

'X <іті 1 ^ г<1е

т=1 / V Сс =1

т = 1,..., М,

где т - номер интервала, Сс - вид Якарта и Скарта, привносимого подсистемой Сс = 1, ..., ВС.

Расчет предельных (на каждую следующую единицу продукции) издержек МСкарта и дохода МЯкарта осуществляется по аналогии с определением частной производной от Я и С по объему реализации в натуральном выражении 2 МЯ = дЯ/ Э<2, МС = ЭС/ Э<2 . ЯиС являются суммой соответствующих условно-постоянных и условно-переменных величин. Непропорциональное изменение последних при изменении объема реализации благодаря подсистеме обслуживания по микропроцессорным картам приводит к уменьшению издержек на единицу продукции.

С использованием результатов моделирования обеспечен рост системы обслуживания по микропроцессорным картам за 2001-2008 гг. в трех типичных регионах РФ по показателю «объем реализации нефтепродуктов в натуральном выражении» в шесть и более раз с учетом роста числа АЗС [8].

3. Модели и алгоритмы совершенствования структур систем управления сетями автозаправочных станций к настоящему времени использованы для оптимизации процессов технического обслуживания [9], обеспечения безопасности, размещения объектов сетей АЗС [10], построения структуры систем управления и т.п. В результате создания и апробации структур на реальных предприятиях НПО были выявлены их следующие основные закономерности (табл. 7).

Таблица 7

Закономерности построения структур управления сетями АЗС

Показатель Закономерности Обоснование

1. Типичный состав средств управления Организационные средства -руководитель ^ заместитель руководителя ^ начальник отдела ^ специалист ^ рабочий. Технические средства - сервер ^ станция ^ контроллер Данные о функционировании сетей в трех регионах РФ за 10-летний период

2. Виды структур 1. Многообразие видов структур. 2. Производственные системы -линейные структуры, подсистемы обеспечения и обслуживания -функциональные структуры. 3. Системы обеспечения и обслуживания нижних и верхних уровней образуют контуры внутри вышестоящих систем, средних - входят в программно-целевые структуры 1. Внутренняя сложность системы. 2. Распределенность и специализация. 3. Совместное проектирование структур приносит наибольший эффект

3. Соотношение организационных и технических средств управления Число организационных средств управления растет вместе с ростом длительности управления, уровней иерархии, вероятностью нештатных ситуаций и переходом от производственных подсистем к подсистемам обслуживания Рост необходимости в подготовленных ЛПР, недостаточность современных моделей

Построение эффективной структуры технического содержания объектов в конце 2008 г. позволило уменьшить издержки функционирования сетей АЗС в трех регионах РФ (88 объектов) на 30 %.

Заключение

1. Сети автозаправочных станций являются основой для формирования предприятий и системы нефтепродуктообеспечения в целом.

2. Актуальность вопросов теории и практики управления данными объектами следует из распределенного характера структур обслуживания, а также сложности исследуемой системы и внешней среды.

3. По результатам системного анализа с использованием теоретикомножественного представления сложных систем в работе представлены модели и алгоритм синтеза эффективных структур систем управления сетями автозаправочных станций.

4. Данные модели и алгоритмы используются для решения задач оптимизации процессов и объектов в сетях автозаправочных станций трех регионов РФ с 1998 г., что подтверждает их адекватность и обоснованность выводов.

5. Для совершенствования сетей автозаправочных станций целесообразно совместное построение структур систем управления и входящих в их состав элементарных подсистем с обеспечением реализации ранее созданных моделей при наступлении признаков известных ситуаций и подготовкой принятия эффективных решений лицами, принимающими решения, в случае наступления признаков ранее неизвестных (внештатных) ситуаций, посредством создания баз данных известных моделей, последовательного уточнения информации о моделях, среде и системе, решения задач оптимизаций для нижестоящих объектов и подсистем и т.п.

Список литературы

1. Давлетьяров, Ф. А. Нефтепродуктообеспечение / Ф. А. Давлетьяров, Е. И. Зоря, Д. В. Цагарели. - М. : ИЦ «Математика», 1998. - 662 с.

2. Безродный, А. А. Модели структур и алгоритмы управления автозаправочными станциями / А. А. Безродный, А. Ф. Резчиков. - Саратов : СГТУ, 2004. - 249 с.

3. Цвиркун, А. Д. Структура сложных систем / А. Д. Цвиркун. - М. : Наука, 1981. - 345 с.

4. Резчиков, А. Ф. Структуры автоматизированных систем управления энергетикой промышленных предприятий : в 2 т. / А. Ф. Резчиков. - Саратов : Изд-во СГУ, 1983.

5. Модели структур теоретико-множественного представления системы нефтепро-дуктообеспечения // Управление сложными системами : сборник научных статей. -Саратов : Научная книга, - 2009. - С. 14-29.

6. Системный анализ и принятие решений : словарь-справочник / под ред. В. Н. Волковой [и др.]. - М. : Высш. шк., 2004. - 616 с.

7. Безродный, А. А. Синтез структуры топливораздаточного оборудования АЗС с использованием автоматического автозаправочного терминала / А. А. Безродный, Р. В. Новиков, В. А. Симановский // Проблемы и перспективы развития прецизионной механики и управления в машиностроении : материалы Международной конференции. - Саратов : ИПТМУ РАН, 2006. - С. 134-145.

8. Безродный, А. А. Системный анализ и алгоритм построения сетей обслуживания по микропроцессорным картам / А. А. Безродный, Ю. В. Белов // Проблемы управления в социально-экономических и технических системах. - Саратов : Научная книга, 2006. - С. 11-35.

9. Безродный, А. А. Оптимизация структур управления системами нефтепро-дуктообеспечения / А. А. Безродный, В. А. Иващенко, А. Ф. Резчиков // Мехатро-ника, автоматизация, управление. - 2005. - № 3. - С. 42-49.

10. Безродный, А. А. Размещение сетей автозаправочных станций в городах с учетом характеристик улично-дорожной сети / А. А. Безродный // Системы управления и информационные технологии. - 2009- № 1.1(35). - С. 125-129.

E-mail: abezrodny@licard.ru

УДК 004.021, 519.876.2, 625.721.2, 65.01 Безродный, А. А.

Повышение эффективности управления сетями автозаправочных станций / А. А. Безродный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2010. - № 2 (14). - С. 41-51.

Безродный Алексей Анатольевич

кандидат технических наук, Институт проблем точной механики и управления РАН (г. Саратов); начальник службы эксплуатации, Саратовский филиал ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»

Bezrodniy Aleksey Anatolyevich Candidate of engineering sciences,

Institute of Precise Mechanics and Control, Russian Academy of Sciences (Saratov); chief of the operational service,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saratov branch of «.HyKOHfl-HH*HeBOfl*CKHe$TenpogyKT» Ltd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.