Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления расходами регионального бюджета в условиях реализации государственных программ'

Повышение эффективности управления расходами регионального бюджета в условиях реализации государственных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ / MANAGEMENT OF BUDGETARY EXPENDITURES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TARGET INDICATORS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Томилина Елена Петровна

Статья посвящена оценке эффективности реализации государственных программ на современном этапе. Проведена оценка эффективности бюджетных расходов на примере реализации государственной программы Ставропольского края "Управление финансами". На основании выполненной оценки определены основные направления повышения эффективности бюджетных расходов. Сделан вывод о необходимости повышения качества подготовки государственных программ и формирования системы аудита эффективности государственных программ, с целью их корректировки на дельнейшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Томилина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of efficiency of management of expenses of the regional budget in the conditions of realization of the state programs

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs at the present stage. An assessment of the effectiveness of budget expenditures was made using the example of the implementation of the Stavropol Territory state program "Financial Management". Based on the evaluation, the main directions for increasing the efficiency of budget expenditures have been identified. The conclusion is made about the need to improve the quality of the preparation of state programs and the formation of an audit system for the effectiveness of state programs, with the aim of adjusting them for the longer term.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления расходами регионального бюджета в условиях реализации государственных программ»

взгляд, население будет экономить значительную часть дохода, уменьшая при потреблении экологически чистой продукции уровень затрат на лечение и профилактику заболеваний.

Примечания:

1. Падель С. Основы и цели органно-биологичес-кого земледелия // Земледатель. - Тула : Филин, 1995. - Вып. 3,-С. 21-33.

2. Цветков И.А. Повышение качества и конкурентоспособности аграрной продукции на основе эколого-экономической деятельности (на материалах Тульской области) : дис. ... канд. эк. наук. -М., 2007.

3. Электронный режим: www.bmelv.de

4. Кираев P.C. Рациональное использование пахотных земель Южного Урала / P.C. Кираев. - Уфа : БГАУ, 2003. - 260 с.

5. Брагина Т.Е. Критерии эффективности производства экологической продукции / Т.Е. Брагина // Региональные экологические проблемы совре-

менности : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Уфа : Издательство БашГАУ, 2006. - Ч. 2. - С. 29-35.

6. Минеев В.Г., Дебрецени Б., Мазур Т. Биологическое земледелие и минеральные удобрения / В.Г. Минеев, Б. Дебрецени, Т. Мазур. - М. : Колос, 1993.-413 с.

7. Котвицкая Ю.В. Экономические и организационные проблемы освоения альтернативных технологий в сельском хозяйстве : дис.... канд. экон. наук. - М., 2001.- 145 с.

8. Каханякова Э. Седлакова Я. Экологическое воздействие минеральных удобрений на сельскохозяйственную продукцию / Э. Каханякова, Я. Седлакова // ЭХО. Экология, хозяйство, окружающая среда. - Вып. 1: Прогресс, 1990. - 360с. - С. 183-191.

9. Михненко Т.Н. Социально-экономическая эффективность потребления и производства экологически чистых продуктов и роль предпринимательства в их производстве : автореф. дис.... канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.

INCREASE OF EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF EXPENSES OF THE REGIONAL BUDGET IN THE CONDITIONS OF

REALIZATION OF THE STATE PROGRAMS

Glotova Irina Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor

Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article is devoted to the evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs at the present stage. An assessment of the effectiveness of budget expenditures was made using the example of the implementation of the Stavropol Territory state program "Financial Management". Based on the evaluation, the main directions for increasing the efficiency of budget expenditures have been identified. The conclusion is made about the need to improve the quality of the preparation of state programs and the formation of an audit system for the effectiveness of state programs, with the aim of adjusting them for the longer term.

Keywords: economics; management of budgetary expenditures; state program; financing; target indicators; efficiency.

удк 332.1:33б.143 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

РА СХОДАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Статья посвящена оценке эффективности реализации государственных программ на современном этапе. Проведена оценка эффективности бюджетных расходов на примере реализации государственной программы Ставропольского края "Управление финансами". На основании выполненной оценки определены основные направления повышения эффективности бюджетных расходов. Сделан вывод о необходимости повышения качества подготовки государственных программ и формирования системы аудита эффективности государственных программ, с целью их корректировки на дельнейшую перспективу.

Ключевые слова: экономика; управление бюджетными расходами; государственная программа; финансирование; целевые индикаторы; эффективность.

В большинстве стран мира основным инструментом качественного бюджетного планирования выступает программно-целевой метод, основанный на системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию, утвержденных законом или нормативным актом, целевых программ.

Бюджет РФ и бюджеты большинства субъектов Российской Федерации, начиная с 2014 года, формируются на основе государствен-

ВАК РФ 08.00.05

© Глотова ИМ, 2018 © Томилина Е.П., 2018

ГЛОТОВА Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

ных программ. Согласно исследованию качества управления финансами в субъектах РФ, проведенному Минфином России по итогам 2016 года, лишь у 48 регионов доля программных расходов бюджета составляла 95% и выше. В среднем по России данный показатель в 2016 году был равен 89,9%.

На сегодняшний день Правительство России признает, что треть государственных программ являются неэффективными. Их реализация не приводит к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим особо актуальными становятся: оценка эффективности государственных программ, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка предложений по исправлению ситуации [6].

Остается низкими научная обоснованность и качество планирования расходов бюджетов субъектов федерации: планирование и финансирование расходов региональных бюджетов слабо увязаны с результатами контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В связи с этим актуальным для субъектов РФ является решение задач по совершенствованию системы управления бюджетными расходами и разработке методики оценки эффективности с учетом их целевой направленности.

Внедрение программного бюджетирования на всех уровнях бюджетной системы позволяет увязать бюджетные ассигнования каждой программы с результатами их использования для достижения поставленных целей. Данная мера реализована с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и контроля за их целевым использованием. Так, в 2016 году 83% всех расходов бюджета Ставропольского края пришлось на программную часть.

В соответствии с установленным перечнем 2016 года в программную часть расходов бюджета входит 19 государственных программ, поделенных на два блока: "Новое качество жизни населения в Ставропольском крае" (13 программ) и "Устойчивое развитие и модернизация экономики, развития инноваций в Ставропольском крае" (6 программ).

"Управление финансами" - региональная государственная программа, в рамках которой

происходит реализация текущей бюджетной политики и ответственным исполнителем которой выступает министерство финансов Ставропольского края [5]. Оценку эффективности расходов проведем на ее примере.

В Ставропольском крае оценка эффективности реализации государственных программ осуществляется по унифицированной методике, основные правила которой подробно описаны в Постановлении Правительства Ставропольского края от 14 февраля 2014 г. № 47-п "Об утверждении Методики оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края" [2]. Применение данной методики на практике предполагает знание структурного строения государственной программы, ее основных элементов, порядка формирования и реализации (рис. 1).

Рисунок 1- Структура государственной программы

Как правило, государственная программа состоит из подпрограмм и нацелена на определенный результат, то есть имеет четко сформулированную цель либо цели. Подпрограммы, в свою очередь, включают в себя основные мероприятия, которые направлены на решение соответствующих задач подпрограмм. В рамках уже одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (например, осуществление инвестиций, оказание государственных услуг, закупка товаров и т.д.). В итоге реализация государственной программы обеспечивается за счет достижения целевых индикаторов и показателей, свидетельствующих о решении задач.

Технология оценки эффективности государственных программ состоит в использовании таких научных методов, как анализ, сопоставление и обобщение. Стадия анализа заключа-

ется в изучении исходной информации и вы явлении отклонений. На стадии сопоставле ния происходит сравнение данных с крите

риями методики. Завершающим этапом является обобщение полученных результатов и выдача рекомендаций (рис. 2).

Анализ

ш %

о

ш

£ о

Ж

о ^

# * *

262

План/факт резул ьтаты _ достижении показателей

ПланУфакт расходы

План/факт достнжен ни не посредствен ных резул ьтатов

План/факт наступлении контрольных событий

Степень достижения показателей, целей и задач (результативность достижен ияцелейире ш ен ия задач 1

Сопоставление

Сте пе н ь достижения н е п осредствен ных р езул ьтатов (результативность выполнении основных мероп|зиятий]

Доля контрольных событии, наступивших в запланированный срок

(качество управления программой]

Выводы и рекомендации

Целесообразность дал ьн е йш ей реализации программы (подпрограммы) или их отдельных мероприятий

Рекомендации о необходимости □ несения отдельных изменений в п рограм му (подп рограм му]

Сокращение бюджетных ассигнований на реализации п рогра м м ы (п одп рограм иы)

Рисунок 2- Алгоритм оценки эффективности реализации программы

Государственная программа Ставропольского края "Управление финансами" построена на принципах долгосрочной концепции социально-экономического развития края и рассчитана на 6-летний период: с 2016 по 2021 год. Основной и единственной целью государственной программы выступает обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края, а также повышение качества управления государственными и муниципальными финансами края. В своем составе она содержит две подпрограммы, одной из которых является обеспечивающая. Однако в оценке эффективности реализации программы последняя не участвует.

В соответствии с законом "О бюджете Ставропольского края на 2016 год" на реализацию госпрограммы были утверждены расходы в сумме 7 685,3 млн руб. С учетом внесенных изменений годовые плановые назначения составили 7 950,3 млн руб. Кассовое исполнение произведено в объеме 7 893,7 млн руб. или 99,3% [1].

Основным критерием оценки эффективности реализации данной программы является критерий, формируемый на основе заранее определенных программой индикаторов и показателей под названием "среднее значение степеней достижения целей программы и задач подпрограмм".

Для достижения цели программы в 2016 году были достигнуты следующие основные результаты.

Проведена оценка качества управления бюджетным процессом муниципальных районов и городских округов Ставропольского края за 2015 год. Доля муниципальных районов и городских округов края, имеющих I и II степень качества управления бюджетным процессом в 2015 году, в общем количестве муниципальных районов и городских округов Ставропольского края составила 97,00%, что выше запланированного уровня на 22,00%.

В течение 2016 года министерством финансов Ставропольского края осуществлялся ежемесячный мониторинг выполнения главными распорядителями средств бюджета Ставропольского края мер по реализации закона "О бюджете Ставропольского края на 2016 год", включающих в себя необходимость принятия нормативных правовых актов Ставропольского края в целях реализации данного закона. Благодаря своевременному принятию указанных нормативных правовыхактов Ставропольского края процент исполнения краевого бюджета по расходам составил 96,39%, что на 1,39% выше запланированного значения.

Ставропольский край также сохранил свое присутствие в группе регионов с высоким качеством управления региональными финансами, таким образом, Ставропольскому краю

присвоена I степень качества управления региональными финансами по итогам одноименной оценки, проводимой Министерством финансов Российской Федерации в 2015 году.

На этапе сопоставления индикаторов с основными мероприятиями по итогам оценки результативности их плановых значений выяснилось, что цель программы не просто достигнута, а перевыполнена (табл. 1).

Таблица 1 - Сводная оценка эффективности реализации государственной программы

В целом по программе "Управление финансами" доля выполненных индикаторов и показателей составила 89,2% (выполнено 33 показателя из 37 анализируемых). Задачи подпрограммы "Повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы" решены не все, однако сама подпрограмма реализована успешно (104,03%). В итоге среднее значение степеней достижения целей программы и задач подпрограмм в 2016 году составило 114,51%, что соответствует оценке "выше плановой".

Сравнивая данный показатель со значениями прошлых лет, необходимо отметить преодоление уровня "плановая эффективность" в отчетном периоде. Такой результат был дос-

тигнут за счет выполнения практически всех мероприятий (97,3%) и строгого соблюдения графика их реализации.

В заключение оценки эффективности государственной программы Ставропольского края "Управление финансами", можно сделать вывод об эффективности расходования бюджетных средств на ее реализацию в связи с высокой результативностью ее исполнения, а также целесообразности ее последующего продолжения для решения всех оставшихся задач. В качестве основных рисков реализации программы можно отметить бюджетные риски, а это, прежде всего, опережающий рост расходных обязательств краевого бюджета над собственными доходными источниками и значительная степень зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета.

В ходе оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края за 2015 год в соответствии с утвержденной методикой [2], помимо проведения анализа степени достижения целей государственной программы (решения задач ее подпрограмм) и степени соответствия фактических расходов краевого бюджета их запланированному уровню, проведен анализ степени выполнения основных мероприятий государственных программ Ставропольского края на основании анализа своевременности наступления контрольных событий основных мероприятий государственных программ.

Результаты оценки эффективности реализации программ в 2015 году свидетельствуют о незначительном изменении в лучшую сторону качества подготовки государственных программ. Актуальной остается задача пересмотра структуры государственных программ и системы их целеполагания. Решение этой проблемы было осуществлено комплексно при разработке 19 государственных программ (рис. 3).

№ п/п Название государственной программы/цели/подпрограммы/задачи Степень достижения цели государственной программы (решения задачи подпрограммы)

Государственная программа Ставропольского края «Управление финансами» 125

1. Цель 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края, повышение качества управления государственными финансами Ставропольского края и муниципальными финансами 125

Подпрограмма «Повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы» 104,03

2. Задача. Обеспечение роста налогового потенциала Ставропольского края 50

3. Задача. Совершенствование бюджетной политики Ставропольского края и повышение эффективности использования средств бюджета Ставропольского края 114,29

4. Задача. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в управление финансово-бюджетным комплексом Ставропольского края и обеспечение прозрачности и открытости управления общественными финансами Ставропольского края 47,23

5. Задача. Достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга Ставропольского края, расходов на его обслуживание 166,67

6. Задача. Организация и осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края 150

7. Задача. Повышение качества управления государственными финансами Ставропольского края и муниципальными финансами 100

8. Задача. Создание условий для повышения финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований Ставропольского края 100

Среднее значение степеней достижения целей программы и задач подпрограмм 114,51

ЪС

ш

s ъс а

г

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о

со

*

* *

264

Проведена оценка эффективности реализации государственных программ за 2015 год .

Количество программ Оценка результативности достижения целей и решения задач

9 выше плановой

4 плановая

1 ниже плановой

7 неэффективная

Рисунок 3 - Результаты оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края

Важнейшим условием повышения уровня и качества жизни населения Ставропольского края, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края является эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами Ставропольского края. С этой целью в 2014 году была разработана Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. № 433-рп [3].

В 2016 году был принят План мероприятий по реализации Программы, который включает в себя перечень мероприятий, позволяющих решить в 2016 году ряд задач: обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета; совершенствование бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления; повышение эффективности бюджетных расходов; повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края и государственных учреждений; обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов.

В рамках решения задачи по обеспечению долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета Министерством финансов края разработан проект бюджетного прогноза Ставропольского края на период до 2029 года. Проект бюджетного прогноза Ставропольского края прошел процедуру общественного обсуждения в соответствии с порядком проведения общественного обсуждения

социально значимых проектов нормативных правовых актов Правительства Ставро-2016 польского края и был одобрен распоряжением Правительства Ставропольского края от 27 октября 2016 г. № 354-рп "О проекте бюджетного прогноза Ставропольского края на период до 2029 года" - 2015 [4].

Таким образом, актуальными направлениями повышения эффективности расхо-— дов бюджета региона явля-

ются следующие:

- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации (основные резервы - это повышение эффективности всех бюджетных расходов, акцент на адресный характер социальной помощи, проведение структурных преобразований в социальной сфере);

- принятие новых расходных обязательств должно формироваться потем расходным обязательствам, которые позволяют достичь наилучшего качественного результата, с учетом сроков и механизмов их реализации, в пределах располагаемых ресурсов, в том числе в долгосрочном периоде;

- обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов (условно - утвержденных расходов) на будущие периоды и критерии для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;

- создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;

- развитие программно -целевых методов управления.

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов достижения устойчивого развития края, повышения результативности расходов его бюджета, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых государственными учреждениями, становится программный бюджет, переход к которому - приоритетное направ-

ление реформирования бюджетной системы Российской Федерации.

Программно-целевой метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, регулирует распределение бюджетных средств между отдельными программами, способствует большей эффективности и прозрачности, а также усилению ответственности и подотчетности при расходовании средств.

Необходимо так же формирование системы аудита эффективности государственных программ, включающей оценку качества планирования значений целевых показателей государственных программ и оценку эффективности их реализации. Результаты такого аудита должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.

Примечания:

1. Ставропольский край. Законы. О бюджете Ставропольского края на 2016 год: закон Ставропольского края от 14 декабря 2015 года № 13б-кз - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс"

2. Ставропольский край. Правительство. Об утверждении методики оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края: постановление от 14 февраля 2014 года № 47-п - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс"

3. Ставропольский край. Правительство. Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года: постановление от 25 декабря 2014 года № 433-рп - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс"

4. Ставропольский край. Правительство. О проекте бюджетного прогноза Ставропольского края на период до 2029 года: распоряжение от 27 октября 2016 г. № 354-рп - Доступ из справ.-право-вой системы "Консультант Плюс"

5. Ставропольский край. Правительство. Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Управление финансами": постановление Правительства Ставропольского края от 24.12.2015 № 550-п - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс"

6. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы // http:// rufincontrol.ru/article/332551/

СО

1-Н

О си

-0 X

2

г-

CU

си

К>Г V Ё

265

PLANNING, FORECASTING AND MODELLING ON RAILWAY TRANSPORT Gorokhova Irina Yurievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Belyaeva Svetlana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor Maslova Tatiana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor Rostov State Railway University (branch), Mineralnye Vody

in article it is told about modern methods and ways of planning, forecasting and modeling which are used when developing difficult systems on railway transport.

Keywords: economics; planning; forecasting; modeling; railway transport.

ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассказывается о современных методах и способах планирования, прогнозирования и моделирования, которые используются при разработке сложных систем на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: экономика; планирование; прогнозирование; моделирование; железнодорожный транспорт.

УДК 338.47 ВАК РФ 08.00.05

©Еорохова И.Ю., 2018 © Беляева С.В., 2018 © Маслова Т.Н., 2018

Крупные корпорации с государственным участием, функционирующие в Российской Федерации, являются значимыми элементами экономического роста и системообразующими хозяйствующими субъектами, определяющими развитие целых отраслей и кластеров.

В управленческой и организационной деятельности таких корпораций нередко возникают элементы неопределенности, как в плане общей стратегии, так и решения разнообразных практических вопросов. Для их преодоления необходимы не только администра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.