дисциплинарного характера к работникам, не соблюдающим указанные правила;
- привлекать специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства РФ;
- вести реестр нормативных правовых актов РФ, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.
При аудите неизбежен риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование аудита и его проведение в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Риск увеличивается, когда существенное искажение является результатом несоблюдения законодательства РФ вследствие наличия нормативных правовых актов РФ, касающихся в основном текущей деятельности аудируемого лица, требования которых обычно не оказывают существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и потому могут не всегда учитываться его системой внутреннего контроля и бухгалтерского учета; влияния на эффективность аудиторских процедур ограничений, присущих системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета, а также применения в ходе аудита выборочных методов проверки и тестирования; наличия в большинстве доказательств, получаемых аудитором, доводов лишь в подтверждение определенного вывода, не носящих исчерпывающего характера; совершения действий, направленных на сокрытие фактов несоблюдения законодательства РФ (сговор, подлог документов, умышленное неотражение в учете хозяйственных операций, действия высшего руководства в обход системы контроля, предоставление аудитору заведомо ложной информации).
На этапе планирования аудитор, выполняя требования нормативных правовых актов РФ, использует имеющуюся информацию о деятельности аудируемого лица, получает у его руководства сведения о разработанных им процедурах, направленных на обеспечение соблюдения аудируемым лицом и его сотрудниками таких актов, и сведения о нормативных правовых актах РФ, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица, а также проводит совместно с руководством аудируемого лица анализ процедур, принятых для выявления, оценки и отражения в учете судебных санкций.
Исходя из этого выполняются процедуры, направленные на обнаружение случаев несоблюдения требований нормативных правовых актов, вопросник по которым разрабатывается аудитором с учетом особенностей деятельности аудируемого лица и оформляется на основе внутрифирменных стандартов аудиторской организации. Аудитору необходимо получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства соблюдения требований тех правовых актов РФ, которые оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Подводя итоги, отметим, что применение предложенной методики планирования аудиторской проверки, основанной на комплексе тестов системы бухгалтерского учета и средств контроля аудируемого лица, способствует достижению целей, которые должна преследовать система бухгалтерского учета для воспрепятствования возникновению ошибок и предварительной оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля аудируемого лица.
Е.И. СЕРЕБРЯКОВА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
Начиная с 2003 г. застрахованные лица, 17 декабря 2001 г. возраст, дающий право на
не достигшие возраста на пять лет меньшего, трудовую пенсию по старости, получили воз-
чем установленный федеральным законом «О можность реализовать свои права при форми-
трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ровании накопительной части трудовой пенсии,
предусмотренные федеральными законами «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111 -ФЗ и «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ.
В соответствии с законодательством:
- в 2003 г. застрахованные лица могли реализовать только право выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) (далее — УК);
- в 2004 г. помимо права выбора инвестиционного портфеля (УК) у застрахованных лиц появилась возможность отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и выбрать негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование (далее — НПФ);
- с 2005 г. застрахованные лица получили возможность реализовать права при формировании накопительной части трудовой пенсии в полном объеме, а именно:
• застрахованные лица, осуществляющие формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, могут: выбрать инвестиционный портфель (УК); отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать НПФ,
• застрахованные лица, осуществляющие формирование накопительной части трудо-
вой пенсии через НПФ, могут: отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и перейти в ПФР; перейти из одного НПФ в другой.
Во время проведения кампании по реализации прав граждан при формировании накопительной части трудовой пенсии с 2003 по 2006 г. застрахованные лица могли выбрать один из 62 инвестиционных портфелей, предлагаемых 55 управляющими компаниями, отобранными по конкурсу, а начиная с 2004 г. — и один из НПФ, количество которых ежегодно увеличивается (табл. 1).
С 2003 по 2006 г. активность застрахованных лиц возросла на 40%. В целом по Российской Федерации в кампанию 2006 г. застрахованными лицами подано 1 191 254 заявления, в НПФ представлено 16 037 уведомлений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании с приложением к ним 1 027 439 экземпляров договоров об обязательном пенсионном страховании или их нотариально заверенных копий (табл. 2). Однако в период с 2003 по 2006 г. только около 3 млн застрахованных лиц реализовали свои права при формировании накопительной части трудовой пенсии (здесь учтены и те застрахованные лица, которые реализовали права более одного раза), в то время как такую возможность имели около 60 млн застрахованных лиц.
Таблица 1
Рост количества НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование
Вид НПФ Год
2004 2005 2006
Всего НПФ 74 99 113
НПФ, которым средства пенсионных накоплений перечислялись из ПФР 47 71 87
НПФ, которые перечисляли средства пенсионных накоплений в ПФР - 26 47
НПФ, которые перечисляли средства пенсионных накоплений в другие НПФ - 22 51
Год
2003 2004 2005 2006
Количество заявлений 704,2 375,8 841,3 1 191,3
О выборе инвестиционного портфеля (УК) 704,2 118,8 149,8 127,3
О переходе из ПФР в НПФ - 257,0 690,4 1 043,2
О переходе из НПФ в ПФР - - 0,5 3,5
О переходе из одного НПФ в другой - - 0,6 17,3
Количество уведомлений в НПФ - 1,7 9,2 16,0
Количество договоров об обязательном пенсионном страховании - 258,8 697,7 1 027,4
Таблица 2
Повышение активности застрахованных лиц в реализации прав при формировании накопительной части трудовой пенсии, тыс.
По состоянию на 1 мая 2007 г. средства пенсионных накоплений застрахованных лиц переданы в 87 НПФ, в доверительное управление 55 УК, отобранных по конкурсу, и государственной УК (63 инвестиционных портфеля). При этом около 90% средств пенсионных накоплений застрахованных лиц находятся в доверительном управлении государственной УК (Внешэкономбанк), немного больше 7% передано в НПФ и только около 3% находятся в доверительном управлении УК, отобранных по конкурсу (рис. 1, 2).
Распределение средств пенсионных накоплений между УК, отобранными по конкурсу, и НПФ представлено на рис. 3 и 4, из которых видно, что в УК, отобранную по конкурсу, и НПФ — лидеры по привлечению средств пенсионных накоплений — передано почти в 2 раза больше средств, чем
их конкурентам. Однако, по отношению к государственной УК, в УК, отобранную по конкурсу, передано всего 0,6% средств, а в НПФ — 2,3%.
Невысокую концентрацию средств пенсионных накоплений в УК, отобранных по конкурсу, и НПФ можно объяснить тем, что застрахованным лицам выбор дается непросто, в том числе в связи с большим количеством указанных УК (55, предлагающих в общей сложности 62 инвестиционных портфеля) и НПФ (118 по состоянию на 3 мая 2007 г.), а также из-за отсутствия разъяснительной работы с их стороны. Незначительный объем средств, находящихся в доверительном управлении, затрудняет выполнение требований о диверсификации, содержащихся в инвестиционных декларациях УК, что влияет на результаты инвестирования не лучшим образом.
1 025,0
— 9 602,6
□ Из государственной УК
□ Из УК, отобранных по конкурсу
Рис. 1. Объем средств пенсионных накоплений, перераспределенных в 2007 г. между УК и НПФ, по состоянию на 31 марта 2007 г., млн р.
18 782,8
□ Государственная УК
□ УК, отобранные по конкурсу
□ НПФ
Рис. 2. Объем средств пенсионных накоплений, переданных ПФР в НПФ
или в доверительное управление УК, по состоянию на 30 апреля 2007 г., млн р.
□ В государственную УК
■ В УК, отобранные по конкурсу
□ В НФП
Мы предлагаем использовать опыт чилийской пенсионной системы, которую часто сравнивают с пенсионной системой России. В Чили количество администраторов пенсионных фондов в начале проведения пенсионной реформы достигало 23 и к 2004 г. уменьшилось до шести. На наш взгляд, целесообразно снизить количество УК и НПФ путем
ужесточения допуска к конкурсу и критериев отбора, в том числе за счет увеличения минимального объема средств, находящихся в управлении. Кроме того, считаем важным повысить требования к уровню образования и минимальному стажу работы сотрудников УК и НПФ, работающих со средствами пенсионных накоплений.
862,6 (25,2)
□ УК 1 ■ УК2 □ УКЗ
□ УК4 ■ УК5 □ УК6 ■ УК7 □ УК8 ■ Остальные УК
Рис. 3. Распределение средств пенсионных накоплений между УК, отобранными по конкурсу, по состоянию на 31 декабря 2006 г., млн р. (% (всего передано ПФР в УК 7379,8 млн р.)
988,5 557,3
2 806,2 (14,9)
5 549,0 (29,5)
4 399,9 (23,4)
□ НПФ 1
■ НПФ 5
■ НПФ 9
■ НПФ 2 □ НПФ 6
■ Остальные НПФ
□ НПФ 3 ■ НПФ 7
□ НПФ 4
□ НПФ 8
Рис. 4. Распределение средств пенсионных накоплений между НПФ, по состоянию на 31 апреля 2007 г., млн р. (%) (всего передано ПФР в НПФ 18 782,8 млн р.)
Уменьшение количества УК и НПФ не только облегчит положение застрахованных лиц, так как снизится объем информации, которую им рекомендуется изучить, прежде чем сделать выбор, но и даст возможность усилить контроль за финансовыми потоками, проходящими через УК и НПФ, а также более оперативно осуществлять взаимодействие ПФР с УК и НПФ, что в свою очередь позволит увеличить скорость и качество работы всех сторон.
Мы предлагаем сократить количество УК и НПФ в границах, достаточных для выбора, а именно в 2 раза. Кроме того, считаем, что идея о допуске кредитных организаций к управлению средствами пенсионных накоп-
лений, ранее освещенная в средствах массовой информации, в перспективе может быть реализована.
Кредитные организации зарекомендовали себя как устойчивые финансовые институты, а показатели последних периодов говорят о том, что рост доходов по рублевым вкладам превышает темпы инфляции. Привлечение средств пенсионных накоплений (так называемых длинных денег) во вклады позволит не только прирастить такие средства, но и предоставит кредитным организациям возможность увеличить сумму активов, предназначенную для выдачи кредитов заемщикам, что в свою очередь повлечет рост доходов по вкладам.