Научная статья на тему 'Повышение эффективности управления автотранспортным предприятием региона'

Повышение эффективности управления автотранспортным предприятием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюзин В. Л., Вешуткина Т. Ю.

Материал содержит методы, позволяющие провести анализ уровня взаимосвязанных показателей экономического состояния регионального автотранспортного предприятия, на основе которого разрабатывается перспективная стратегия управления его развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT AT A REGIONAL MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

The material contains some methods that allow making an analysis of the level of interconnected indices of economic state at a regional motor transport enterprise. So, on is basis a perspective strategy of management of its development is worked out.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управления автотранспортным предприятием региона»

Список литература

[1] Вешуткина Т.Ю. Повышение эффективности работы автотранспортных предприятий за счет реструктуризации их основной деятельности '// Тезисы докладов международного конгресса «Великие реки 2005», - Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. - С. 268-269.

[2] Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия / Учебное пособие, практикум. - М.: Финансы и статистика, 2003.

[3] Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006. - 482 с.

BASIC TRENDS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF WORK AT MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES, OWING TO RESTRUCTURING ITS FUNDAMENTAL ACTIVITY

T. Y. Veshutkina

The article contains some methodical propositions how to determinate trends of increasing the efficiency at work at motor transport enterprises, owing to using new approaches of management of its economic activity, including budget estimates and business planning.

УДК 656.62.078.13

В. Л. Зюзин, д. т. н., профессор.

Т. Ю. Вешуткина, соискатель, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ РЕГИОНА

Материал содержит методы, позволяющие провести анализ уровня взаимосвязанных показателей экономического состояния регионального автотранспортного предприятия, на основе которого разрабатывается перспективная стратегия управления его развитием.

Эффективность функционирования регионального транспортного предприятия определяется многими факторами. К ним относятся:

- обоснованный выбор направлений реализации основных логистических принципов, в частности «какие, в каком количестве, какого качества и когда оказывать транспортные услуги» с учётом спроса и предложения на рынке;

- выбор оптимальной технологии и организации производства услуг;

- своевременное и рациональное ресурсное обеспечение работы предприятия;

- определение рациональной величины основных и оборотных активов;

- определение уровня коэффициентов оборачиваемости основных и оборотных средств;

- определение уровня коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

- оборачиваемость оборотных активов и т. д.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой, поэтому каждое транспортное предприятие должно стремиться к оптимальному их сочетанию.

На первом этапе процесса совершенствования управления транспортным предприятием производится анализ оборачиваемости его основных и оборотных средств и

других ресурсов, что характеризует его деловую активность и наличие производственных резервов.

Цель анализа оборачиваемости - оценить способность предприятия приносить доход путем совершения оборота «деньги - товар - деньги» [1].

Оценка оборачиваемости оборотных средств производится путем сопоставления показателей, за несколько периодов, по анализируемому предприятию и включает в себя оценку оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности, а также время их оборота.

Коэффициенты оборачиваемости показывают число оборотов анализируемых средств за отчетный период и равны отношению выручки от реализации транспортных услуг (без НДС) к средней стоимости оборотных средств.

Время оборота оборотных средств показывает среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяется отношением средней стоимости соответствующего вида оборотных средств к выручке от реализации умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.

Оборачиваемость оборотных средств исчисляется как в целом, так и по отдельным элементам (материальные запасы, незавершенное производство, выполненные услуги). Это позволяет выявить на какой стадии оборота оборотных средств происходит ускорение или замедление общей их оборачиваемости.

При вычислении показателей оборачиваемости положительным является рост значений а динамике (уменьшение длительности оборота). По большинству коэффициентов оптимальные значения определяются исходя из специфики производства, снабженческой, сбытовой и финансовой политики.

Порядок и методы определения расчетных значений некоторых основных показателей и коэффициентов для автотранспортного предприятия регионального уровня - транспортной корпорации заключаются в следующих аналитически - расчетных выражениях.

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (Оок):

0„к = ШВср, (1)

где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Вср - средний за период итог баланса.

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Одз):

Од3 = N / Сдо (оборотов), (2)

где Сдз - средняя дебиторская задолженность за год.

Сд3 “ (ДЗ1 + Д32) / 2, (3)

где ДЗ) - дебиторская задолженность по предприятию на начало года;

Д32 - дебиторская задолженность на конец года.

3. Длительность оборота дебиторской задолженности (Да3):

Ддз = (Сдз * 0 / N (в днях), .(4)

где I - отчетный период, дней.

При проведении данного вида анализа целесообразно рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов и долю сомнительной задол-

женности в составе дебиторской задолженности. Эти показатели характеризуют «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к их росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности следует проводить в сравнении с предыдущим отчетным периодом.

Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности.

Сравнивая состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, необходимо рассчитать оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах и днях) и срок ее погашения поставщикам ресурсов.

4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Окз):

Ок, = N / Скз (оборотов), (5)

где Скз — средняя кредиторская задолженность за год

Скз = (КЗ! + К32)/2, (6)

где КЗ! - кредиторская задолженность на начало года;

К32 - кредиторская задолженность на конец года.

5. Длительность оборота кредиторской задолженности (Дю):

Дкз = (Скз * 0 / К, (дней) (7)

где 1 - отчетный период, дней.

Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать выводы о преобладании в организации сумм дебиторской или кредиторской задолженности, темпы прироста, скорость обращения задолженности.

6. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Омз):

Омз = Я / Смпз, (8)

где Э - себестоимость продукции, работ, услуг;

Смпз - средняя за период величина материально-производственных запасов. Средняя величина рассчитывается аналогично средней дебиторской и кредиторской задолженности за год.

7. Длительность оборота материально-производственных запасов (Дм3):

Дмз = (Смт * I) / Б, (дней) (9)

8. Длительность операционного цикла (Дрц):

Смпз ^ ^ Сдз X t

Доц =........+---------, (дней) (11)

в N

или

Доц "" Ддз ^ Дмз*

9. Оборачиваемость оборотных активов (0ок):

0ок = ШСоб, (12)

где С0б - средняя величина оборотных активов.

10. Коэффициент оборачиваемости собственных средств (Осх ):

Ос.с. = N / Сиххр, (13)

где Си.с.ср. - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

11. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Огп):

Оп, = ШСш, 4)

где Сгп - средняя за период величина готовой продукции.

12. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) (Оф):

Оф = ШСос, (15)

где Сос - средняя за период величина основных средств.

13. Коэффициент оборачиваемости денежных средств (Одс):

Ояс = Ы/Сдс, (16)

где Сдс - средняя за период величина денежных средств.

14. Длительность оборота денежных средств (ДдС):

Дм = (Сдс * 0 / N (17)

Сумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов, за исключением денежных средств составляет «затратный цикл» предприятия. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет «кредитный цикл» предприятия. Разность между «затратным циклом» и «кредитным циклом» составляет «чистый цикл». «Чистый цикл» - важнейший показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение «чистого цикла» может означать, что кредиты поставщиков и покупателей, с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.

15. Чистый оборотный капитал (Чок):

Чок = ОК--КП, (18)

где ОК - оборотный капитал на конец периода.

КП - краткосрочные пассивы на конец периода.

Проведенный анализ предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов внутренней увязки проанализированных показателей и других факторов, обеспечивающих эффективное управление транспортным предприятием. Одним из таких методов является качественное и оптимальное планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленно-развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жёсткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития корпорации. Таким образом, если стратегия транспортной корпорации является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции или предоставление услуг, поскольку в нём осуществляется как увязка ресурсов, потенциала корпорации с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения1. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жёсткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определённую устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности региональной транспортной корпорации.

Именно оно позволяет на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и предоставления услуг с учётом изменений, происходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

- планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти;

- реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня;

- планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития корпорации в связи с изменениями, происходящими вокруг неё, и определяются ресурсы для их выполнения;

- планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование корпорации должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы корпорации группы лиц.

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования корпорации. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

коммуникативность - всё должно быть взаимоувязано и взаимозависимо; адекватность - предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана корпорации;

непрерывность. предполагающая скользящий характер планирования («сдвигая» период планирования);

комплексность - как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности корпорации;

многовариантность - требует разработки различных сценариев будущего развития корпорации, исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана.

Определив требования, предъявляемые к планированию, а также принципы, которые характерны для него, можно прейти к вопросам оптимизации планирования непосредственно в Корпорации «Татавтотранс».

В целях совершенствования системы внутрикорпоративного планирования выявлены особенности бизнес-планирования автотранспортного предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Особенности бизнес-плана автотранспортного предприятия

Традиционный бизнес-план Бизнес-план развития автотранспортного предприятия

- описание продукта (услуги); - описание дел в отрасли, товарные рынки; - описание конкурентов, выбор конкурентной стратегии; - производственный план; - план маркетинга; - организационный план; - финансовый план; - оценка риска и мероприятия по его снижению. - экономическая оценка провозных возможностей автотранспортного предприятия; - конкурентный анализ, выбор конкурентной стратегии; - план маркетинга; - производственный план; - организационный план; - план социального развития коллектива; - финансовый план; - оценка риска и мероприятия по его снижению.

Особое внимание при разработке бизнес-плана автотранспортного предприятия уделяется экономической оценке провозных возможностей автотранспортного предприятия и плану социального развития коллектива.

Оптимизация в управлении заключается, прежде всего, в оптимизации системы управления. Процесс управления корпорацией, имеющий цель получения прибыли, можно отобразить следующей схемой - рис. 2.

Как следует из приведённой схемы, процесс движения от Поставленных целей к результату является многоступенчатым и требует оперативной корректировки первоначального плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов.

В общем случае, конечный успех корпорации зависит от многих факторов, состав которых приведён на рис. 3.

I Анализ І І Планирование |

Начало

ІГ

Анализ внешних факторов и текущего состояния корпорации. Определение (уточнение) конечных целей

Ґ \

Составление плана меро-

приятий.

і £>| Составление оперативно-

календарного плана. Определение потребности в

ресурсах.

V У

¡І^еализацияІ

Реализация

оперативно-

календарного

плана

Оперативный контроль получаемых результатов

Рис,2. Схема управления корпорацией

Г отовность персонала к преодолению трудностей

Система информации Коммерческие ?идеи и стратегия деятельности * ■*

Де иже ние

Моральное

состояние

коллектива

А

Ресурсы:

1 )финансовые 2)технические 3)трудовые 4)мате’риальные 5)духовные

ґ \|

Методы и технологии управления;

авторитет руководства

Рис. 2 Факторы коммерческого уЬпеха

Итак, процесс оптимизации в управлении и планировании заключается в сопоставимости всех факторов в совокупности с наименьшими затратами всех ресурсов и с применением усовершенствованных методов и технологий управления. Необходимо

применять принципы индикативного планирования, развивать систему корпоративного управления и использовать в управлении современные информационные технологии.

Список литература

[1] Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебное пособие, практикум. - М.: Финансы и статистика, 2003

[2] Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. - М.: Экономистъ, 2004. - 298 с.

[3] Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006. - 482 с.

THE INCREASING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT AT A REGIONAL MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

V. L. Zuzin, T. Y. Veshutkina

The material contains some methods that allow making an analysis of the level of intercon-nected indices of economic state at a regional motor transport enterprise. So, on is basis a perspective strategy of management of its development is worked out.

УДК 656.078

H. A. Посохоеа, студент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ

Рассматривается история возникновения и развитие теории экономических циклов и роль инноваций в обеспечении поступательного движения экономических систем.

Большие циклы конъюнктуры или длинные волны в экономике начали анализироваться экономистами в середине 19 века. Как известно, возможность колебаний и экономических циклов А. Смит и Д. Рикардо отрицали, но в 1847 году английский ученый X. Кларк отметил, что между двумя мировыми «экономическими катастрофами» 1793 и 1847 годов прошло 54 года, и предположил, что такой интервал не случаен и должны существовать какие-то причины этого явления. Позднее английский ученый В. Джевонс заметил повторяющиеся длительные периоды роста и падения в анализировавшихся им рядах цен, однако он не смог найти объяснения этому явлению. И только К.Маркс выделил четыре фазы экономического развития, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Современная экономическая теория, не отвергая классификацию экономического цикла, данную К. Марксом, применяет более агрегированное деление и выделяет всего две фазы: рецессию и подъем (см. рис. 1). Под рецессией понимается кризис и депрессия (отрезки 1 и 2 графика). В фазу подъема включаются бум и оживление (отрезки 3 и 4 графика).

Еще К. Маркс пришел к выводу, что стремление предпринимателя к прибыли вынуждает его к повышению своей конкурентоспособности. Главным фактором этого является повышение производительности труда, внедрение новой техники, технологии и иных новшеств. Экономический кризис выполняет важнейшую функцию по восстановлению равновесия в народном хозяйстве. В то же время он расчищает путь для повышения инновационной активности и как следствие повышения эффективности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.