Научная статья на тему 'Повышение эффективности структур муниципального управления'

Повышение эффективности структур муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / EFFICIENCY OF MUNICIPAL MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE STRUCTURES / MECHANISMS AND TOOLS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобровский Иван Сергеевич

В статье рассматривается вопрос оптимизации организации муниципального управления, эффективности управленческих структур муниципальных образований. Определяются условия сбалансированного развития муниципалитета, первое среди которых достижение согласия субъектов взаимодействия власти и общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL GOVERNMENT STRUCTURES

The article deals with the optimization of the organization of municipal management, the effectiveness of management structures of municipalities. The conditions for the balanced development of the municipality are determined, the first of which is the achievement of the consent of the subjects of interaction between the government and society

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности структур муниципального управления»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

УДК: 321

Бобровский Иван Сергеевич, студент направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: g.gmu@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУР МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос оптимизации организации муниципального управления, эффективности управленческих структур муниципальных образований. Определяются условия сбалансированного развития муниципалитета, первое среди которых - достижение согласия субъектов взаимодействия власти и общества.

Ключевые слова: эффективность муниципального управления, управленческие структуры, механизмы и инструменты местного самоуправления.

Bobrovsky Ivan Sergeevich, student of direction the State and municipal management, Kursk state University

e-mail: g.gmu@mail.ru

IMPROVING THE EFFICIENCY OF MUNICIPAL GOVERNMENT STRUCTURES

Abstract: the article deals with the optimization of the organization of municipal management, the effectiveness of management structures of municipalities. The conditions for the balanced development of the municipality are determined, the first of which is the achievement of the consent of the subjects of interaction between the government and society.

Key words: efficiency of municipal management, administrative structures, mechanisms and tools of local self-government.

Уже много лет на пике актуальности находится обсуждение и изучение организации муниципального управления, эффективности управленческих структур муниципальных образований и выбора их моделей управления [4]. Местное самоуправление, с одной стороны, согласно Конституции и федеральным законам рассматривается как институт, входящий в логику вертикали государственной власти, но формально не подчиняющийся ей. С другой стороны, те же законы возлагают на этот институт наиболее важные и финансово

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 ёмкие полномочия по организации качества жизни населения. Специалисты констатируют, что одним из первых вопросов на повестке дня муниципального управления остается разработка и выбор наиболее эффективного варианта организации органов местного самоуправления, что усугубляется при необходимости качественного предоставления социально значимых услуг населению муниципального образования и минимизации затрат и ресурсов [2].

Существующий научный дискурс определяет, что единого подхода к управлению муниципальными органами власти не существует, на практике оказываются эффективными модели и с позиций ориентации на факторы, методы и инструменты корпоративного менеджмента, и с использованием системы программно-целевого управления по аналогии с региональной государственной властью [1].

Использование механизмов и инструментов местного самоуправления, основанных на учете мнения населения, является законодательно прописанным отличием муниципального менеджмента, органы управления муниципальным образованием являются сосредоточением практики применения этих процедур, механизмов и инструментов. С повышением уровня развития местного самоуправления роль администраций муниципальных образований должна уменьшаться, а эффективность и результативность структур управления муниципальным образованием - увеличиваться за счет активизации механизмов самоуправления городов и поселков, привлечения институтов гражданского общества к решению местных вопросов [3].

Однако в настоящий момент, с учетом особенностей вялого развития форм самоуправления, характер и качество развития территории муниципальных образований и проживающих там местных сообществ определяется системой административного управления, сосредоточенной в органах исполнительной власти муниципальных образований. Стереотипы управления муниципальным образованием сохраняются в провинциальных городах и районах, где они традиционно строятся на отраслевом планировании и финансировании. При этом переход к системе управления по функциональному принципу и на основе программирования, где управление строится в соответствии с выбором приоритетных муниципальных сфер управления, а не отрасли, состоялся около 10 лет назад повсеместно и прописан в базовых законодательных документах.

Как показывает мировой опыт, важнейшим условием сбалансированного развития муниципалитета является конструктивный диалог между различными местными сообществами и структурой административного муниципального управления по приоритетным направлениям развития. Достижение согласия субъектов диалога требует

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 решения задач эффективного взаимодействия власти и общества на муниципальном уровне по приоритетным направлениям, среди которых прежде всего развитие системы самоуправления, изменение структуры внутригородского управления с целью усиления открытости и социальной активности гражданского участия.

При решении данной проблемы важно учитывать базовую цель функционирования управляющей системы муниципальных образований, которая определяется как обеспечение качества жизни муниципального сообщества на определенной территории. В основе эффективной и результативной оптимизации развития муниципалитетов находится развитая система самоуправления, требующая создания и администрирования оптимальных механизмов разделения ответственности за принятие решений по местным вопросам между субъектами муниципального управления, координации и кооперации их деятельности при их решении. Необходимо найти не только эффективные формы диалога между административными структурами органов муниципального управления и гражданским обществом, но и обеспечение возможностей для граждан и их объединений влияния, участия в координации и кооперации процессов принятия решений и гражданского контроля за ходом исполнения.

Кроме того, для внутренней и внешней оценки эффективности процессов муниципального управления необходимо владеть информацией о социально-экономическом положении муниципального образования в конкретный момент времени, что позволит более четко и своевременно определять оперативные цели управления и осознавать степень успешности управленческих решений, а также аргументировано выявить проблемные зоны в системе объекта муниципального управления.

Измерить эффективность управления муниципальным образованием возможно исключительно системой показателей для мониторинга его деятельности, при этом индикаторы определяются с использованием совокупности нескольких методик. При выборе методик и подходов для оценки эффективности управления необходимо учитывать условия и факторы функционирования конкретного муниципального образования, так как при разработке критериев и показателей важно соответствовать объекту управления.

Таким образом, можно сделать вывод о повышении эффективности административных структур органов муниципального управления:

1. Постоянный учет интересов жителей в режиме мониторинга и выстраивание доступных и результативных каналов связи является главной задачей органов МСУ. Поэтому для определения оптимальных параметров функционирования административных структур муниципального управления данный фактор является решающим.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018

2. Организационные изменения в структуре органов муниципального управления должны проектироваться и внедряться по собственным технологиям и процедурам, не копирующим целиком технологии и инструменты государственного управления или менеджмента.

3. Проведение оптимизации организационных структур органов муниципального управления служит основой для изменения практики муниципального управления, готовности к повышению профессионализации муниципального управления, взвешенного отношения к реализуемым базовым долгосрочным и среднесрочным целям развития территории муниципалитета.

4. Структурные преобразования административных структур органов муниципального управления как управляющей подсистемы муниципального образования должны проходить при помощи обоснованных технологий разработки и внедрения организационного проекта новой структуры муниципалитета, опираясь на научные данные мониторинговых исследований и выявления приоритетов деятельности.

Список источников:

1. Гавриков Ф.А., Щепет М.А. Социальное развитие местного самоуправления // Молодые ученые. — 2016. — № 7. —С. 510-513.

2. Пясецкая Е.Н. Факторы Формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. — 2016. — № 1 (3). — С. 5.

3. Пясецкая Е.Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — № 9. — С. 61-65.

4. Слатинов В.Б. Реформирование государственной службы в постсоветской России: институциональные аспекты. Монография / Слатинов В. Б.. Орел: Изд-во ред. журнала «Образование и общество», 2011. - 378 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.