Научная статья на тему 'Повышение эффективности стратегии импортозамещения Российской Федерации на основе научно-технического развития'

Повышение эффективности стратегии импортозамещения Российской Федерации на основе научно-технического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
іМПОРТОЗАМіЩЕННЯ / СТРАТЕГіЯ іМПОРТОЗАМіЩЕННЯ / НАУКОВО-ТЕХНіЧНИЙ РОЗВИТОК / іНВЕСТИЦіЙНА ПОЛіТИКА ДЕРЖАВИ / іННОВАЦії / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИННОВАЦИИ / IMPORT SUBSTITUTION / IMPORT SUBSTITUTION TOOLS / IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / INVESTMENT POLICY OF THE STATE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабаліна Л. В., Караман Е. Г.

У статті розглядається необхідність стратегії імпортозаміщення для Росії в сучасних економічних умовах. Аналізується зарубіжний досвід, а також підкреслюється важливість нарощування власного науково-технічного потенціалу регіонів, як найважливішого чинника реалізації стратегії імпортозаміщення. Акцентується увага на необхідності підвищення інноваційної діяльності, активізації інвестиційної діяльності та створення інформаційної підтримки імпортозаміщення.В статье рассматривается необходимость стратегии импортозамещения для России в современных экономических условиях. Анализируется зарубежный опыт, а также подчеркивается значимость наращивания собственного научно-технического потенциала регионов, как важнейшего фактора реализации стратегии импортозамещения. Акцентируется внимание на необходимости повышения инновационной деятельности, активизации инвестиционной деятельности и создании информационной поддержки импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the concept of import substitution, the need for this strategy in Russia in the current geopolitical situation, the international experience of the import substitution policy is analyzed, the importance of increasing own scientific and technological potential of the regions as a vital factor in implementing the import substitution strategy is emphasized, as well as the necessity of improvement of the innovation activity, enhancing the investment activity and development of import substitution information support.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности стратегии импортозамещения Российской Федерации на основе научно-технического развития»

15. Новиков Д.А. Рефлексивные игры: математическое моделирование / Д.А. Новиков, А. Г. Чхартиш-вили // Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Международного симпозиума 7-9 октября 2003 г. Москва / Под ред. В Лепского.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — С. 108-111.

16. Новиков Д.А. Рефлексивные игры / Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили. — М.: Синтег, 2003. — 149 с.

17. Новиков Д.А. Рефлексия и управление: математические модели / Д. А. Новиков, А. Г. Чхартиш-вили. — М.: Издательство физико-математической литературы, 2013. —412 с.

18. Корепанов В. О. Метод рефлексивных разбиений в моделях группового поведения и управления / В. О. Корепанов, Д.А. Новиков // Проблемы управления. — 2011. — № 1. — С. 21-32.

19. Корепанов В.О. Модели рефлексивного группового поведения и управления / В. О. Корепанов. — М.: ИПУ РАН, 2011. — 127 с.

20. Малишевский А.В. Качественные модели в теории сложных систем / А.В. Малишевский. — М.: Наука, 1998. — 528 а

21. Опойцев В.И. Равновесие и устойчивость в моделях коллективного поведения / В.И. Опойцев. — М.: Наука, 1977. — 245 а

22. Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии / В.Ю. Крылов. — М.: Янус-К, 2000. — 376 с.

23. Тарасенко С. С. Асимптотическое поведение группы рефлексивных субъектов / С. С. Тарасенко // Рефлексивный театр ситуационного центра—2011 / Материалы 5-ой Всероссийской конференции с международным участием РТСЦ—2011 / Под науч. ред. В. А. Филимонова. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. — С. 63—68.

24. Тарасенко С.С. Моделирование многоэтапного процесса принятия решений при помощи теории рефлексивных игр / С. С. Тарасенко // Рефлексивные процессы и управление. Том 10. — «Когито-Центр», 2010. — № 1-2. — С. 93-101.

25. Турлакова С.С. Объектная модель рефлексивного управления стадным поведением на предприятиях / С.С. Турлакова // Рефлексивные процессы в экономике: концепции, модели, прикладные аспекты: моногр. / Р.Н. Лепа, О.Е. Кузьмин и др.; под ред. Р.Н. Лепы / НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. — Донецк: АПЕКС, 2012. — Т.2 — С. 134-141.

26. Турлакова С. С. Рефлексивные модели поведения агентов управления в процессе проявления стадности на предприятии / С. С. Турлакова // Управлшня економжою: теорiя та практика. Четвери Чумаченюв-сью читання: зб. наук. праць / НАН Украши, 1н-т еко-номжи пром-сп; редкол.: О.1. Амоша (голов. ред.), В.1. Ляшенко (вщп. ред.), Л.М. Кузьменко та ш. — Ктв, 2015. — С. 165-174.

Л. В. ТТТабалина

канд. экон. наук,

Е. Г. Караман

Донецкий национальный технический университет

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В сложившейся геополитической ситуации и с введением экономических санкций, импортозамеще-ние рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития российской экономики. Стратегия импортозамещение рассчитана на долгосрочную перспективу, которая должна обеспечивать достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров [1]. Следовательно, возникла необходимость выработки системы мероприятий, которые позволят эффективно осуществить стратегию импортозамещения и повысить конкурентоспособность национальной экономики. Так, одним из перспективных направлений осуществления политики импортозамещения является инновационный путь развития, который позволит укрепить экономическую безопасность страны, активизировать НТП, а также поднять уровень образования и повысить спрос на отечественные товары. Так, при инновационно-технологическом прорыве доля науки повысится с 8 до 13%, что может привести к увеличению среднегодового темпа прироста ВВП до

6,6% и росту инвестиций в основной капитал до 6,5% [2]. В результате опережающего роста инвестиций, инновационного обновления основных фондов и продукции на базе технологий будут обеспечены более высокие и устойчивые темпы экономического роста и реальных доходов населения, повысится конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, существенно снизится уровень инфляции.

Место и роль политики импортозамещения в рамках теории экономического развития стран исследовали А. Хиршман, К. Поланьи, А. Макаров, А. Ря-ховская, Д. Ряховский, К. Гулин, Е. Мазилов, А. Ермолов, А. Жакевич, Н. Кудрова, а также другие зарубежные и отечественные исследователи.

Импортозамещение представляет собой стратегию развития внутреннего производства товаров, которые заменят существующий на сегодняшний день импорт. Однако, современная экономика такова, что ни одна страна в мире не может эффективно развиваться, опираясь только на собственные ресурсы, полностью отказавшись от импорта.

180

В1СНИК ЕКОНОМИНО1 НАУКИ УКРАШИ ф

Так, в РФ импорт ежегодно увеличивался, за исключением 2009 г., что было вызвано финансовым кризисом, который повлек за собой снижение производственной активности по всему миру. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что уровень развития производства страны значительно отстает от мирового, поэтому дешевле и выгоднее ввозить товары из-за границы.

Тем не менее, в условиях санкций и запрета на ввоз в Россию иностранной продукции можно наблюдать значительное изменение в объеме импорта в 2014 и 2015 гг. Так, за 2015 г. объем импорта составил 181,3 млрд долл. по сравнению с 285,9 млрд долл. в 2014 г. Более того, в экономике России наблюдается высокая степень зависимости от иностранных производителей

во многих сферах. Наибольший удельный вес в структуре импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства (рис. 2), на которые приходится половина всего объема импорта, что, несомненно, вызывает ослабление экономической безопасности страны.

В XX веке к политике импортозамещения прибегали страны Латинской Америки, Африки и Азии. Можно выделить одиннадцать стран, которые благодаря реализации такой политики сумели добиться значительных экономических успехов и войти в число промышленно развитых стран — Бразилия, Чили, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Тайвань, Таиланд и Турция [6].

Рис. 1. Динамика объема импорта в Российской Федерации, млрд долл. [3]

Прочие

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |

Минеральные продукты Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Текстиль, текстильные изделия и обувь Металлы, драг. камни и изделия из них Продовольственные товары и с/х сырье Продукция хим. промышленности, каучук Машины, оборудование и транспортные средства

Н2000 02010 □ 2014

80 100 120 140

Рис. 2. Товарная структура импорта Российской Федерации, в % от общего объема [3]

Зарубежный опыт развития процессов импорто-замещения, свидетельствует, что основной целью государственной политики является поддержка конкурентоспособных отраслей, предприятия которых ведут активную экспортную деятельность. Главными инструментами политики импортозамещения этого типа являются внедрение новых технологий, интенсивная

@ 2016/№2

модернизация высокотехнологичных отраслей промышленности, государственная политика повышения качества продукции, поддержка экспорта, развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также проведение фундаментальных и прикладных НИОКР.

181

В то же время, основываясь на анализе, проведенном Министерством промышленности и торговли в 2014 г., стоит отметить наиболее перспективные отрасли с точки зрения импортозамещения в РФ: станкостроение, тяжелое машиностроение, легкая и электронная промышленность, фармацевтическая и медицинская промышленность. Процесс импортозамещения в данных отраслях может быть запущен лишь в случае наличия свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могли бы предложить продукцию высокого качества по рыночным ценам. Снижение зависимости от импортной продукции возможно за счет инноваций, а также стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли и создания новых производств. Так, по мнению заместителя министра промышленности С. Цыба «...предполагается, что к 2020 году Россия может рассчитывать на снижение зависимости от импорта по разным отраслям почти с 70-90% до 50%» [8].

Более пристальному вниманию должна быть также подвергнута инновационная политика государства. Ведь именно инновационная направленность позволяет в значительной мере ускорить развитие экономики государства. Несмотря на то, что в последнее время инвестиционный процесс несколько активизировался, наблюдается достаточно низкий уровень инновационной направленности, что подтверждается данными Всемирного банка, согласно которым по индексу развития инновационной экономики (экономики знаний) Россия занимает 55 место из 146 обследованных стран [9].

На рис. 3 приведен показатель инновационной активности в наиболее перспективных для импортоза-мещения отраслях. Динамику этого показателя нельзя назвать удовлетворительной — практически во всех отраслях (кроме производства фармацевтической продукции и электрооборудования) не отмечен рост более одного процента.

35 30 25 20 15 10 5 0

Пр-во фармацевт. продукции

Пр-во мед. изделий

Пр-во машин и оборудования

Пр-во электрообрудов ания

Пр-во пищевых продуктов

32013

11,1

8,2

23,3

30

16,7

22,1

11,8

□ 2014

10,9

7,6

29,1

28,3

15,9

23,1

11

Рис. 3. Совокупный уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности, % [10]

Так, повышению инновационной деятельности может способствовать господдержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ и исследований. В рамках федеральных целевых программ (ФЦП) получили денежные средства на модернизацию основных фондов ряд вузов и НИИ. Однако данная группа финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения должна дополняться инструментами оценки эффективности инвестиций и контроля над расходованием государственных средств, выделенных в рамках ФЦП. Кроме того, одним из важнейших этапов осуществления политики импорто-замещения должно стать развитие инфраструктуры поддержки импортозамещающих производств и оказание информационно-консультационной поддержки развития импортозамещающих производств.

На данном этапе принят закон № 488-ФЗ «О промышленной политике» от 31.12.2014 г. один из разделов, которого посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (ГИСП), частью которой стал Национальный центр поддержки импортозамещения (НЦПИ). Данный центр призван решить проблему информирования и содействия им-портозамещению, чтобы все отечественные произво-

дители и поставщики продукции знали всех потенциальных заказчиков и наоборот.

Думается, что в каждом регионе необходимо создать подобные специализированные информационные центры поддержки импортозамещения, которые будут располагать базой данных производителей и заказчиков с информацией о спецификации заказываемой продукции, условиях поставки и другим товарным позициям, которые должны предоставить обе стороны. В перспективе, возможно расширение функций этой системы в плане помощи производителям и поставщикам отечественной продукции, в поиске выгодных заказов, разработке бизнес-планов, проведении технологической, финансово-экономической экспертизы, выгодных вариантов финансирования

Таким образом, если рассматривать импортоза-мещение как долгосрочный процесс, главной целью которого является повышение конкурентоспособности местных производителей, их продвижение на внешние рынки, то регионам необходимо принять во внимание и решать задачу, связанную с развитием собственного научно-технического потенциала.

Успешному решению этих задач должно способствовать более широкое и масштабное привлечение

182

В1СНИК ЕКОНОМИНО1 НАУКИ УКРА1НИ ф

всех возможных ресурсов, вовлечение в инвестиционный процесс как бюджетных, так и внебюджетных источников. Реализация инновационного сценария в решающей степени зависит также от повышения роли и активности государства, социально-рыночной и инновационно-технологической ориентации экономики, выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного прорыва, опирающейся на инновационное партнерство государства, бизнеса, творческих личностей и общества.

Список использованных источников

1. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) / А.Н. Макаров // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011. — № 5. — С. 36-40.

2. Яковец Ю.В. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций / Ю.В. Яковец, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин // Инновации. — 2005. — №2 (79). — С. 19-28.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 18.01.2016).

4. Консультант плюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.02.2016).

5. Счетная палата РФ: возможности импортоза-мещения ограничены объемами производства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sitv.ru/arhiv/ news/economics/72801/ (Дата обращения: 13.02.2016).

6. Amsden Alice H. Escape from Empire: The Developing World's Journey through Heaven and Hell. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2007. 209 p.

7. Innovation's new order [Электронный ресурс]. URL: http://www.strategy-business.com/feature/00370? gko=e606a (Дата обращения: 31.02.2016).

8. Запад встревожен: импортозамещение в России — это как «принудительная коллективизация и борьба с космополитизмом». [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://nakanune.ru/articles/19204/ (Дата обращения: 13.02.2016).

9. Индекс экономики знаний. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/kno wledge-economy-index-info (Дата обращения: 18.01. 2016).

10. Индикаторы инновационной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ii2015 (Дата обращения: 13.02.2016).

11. Ряховская А.Н. Решение проблем по импор-тозамещению России в условиях действия экономических санкций / А.Н. Ряховская, Д.И. Ряховский // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2014. — № 4(20). — С. 71-76.

12. Косов Н.С. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы / Н.С. Косов, С. А. Лютиков // Издательство ТГТУ. — 2007. — С. 96.

13. Гулин К. А. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития территорий / К.А. Гулин, Е.А. Мазилов, А.П. Ермолов // Проблемы развития территории. — 2015. — №3 (77). — С.7-25.

14. Распоряжение от 27 января 2015 года №98-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// gov.garant.ru/SESSION/piLOT/main.htm (Дата обращения 18.01.2016).

15. Инновационный рейтинг России [Электронный ресурс]. URL: i-regions.org>events/Reiting3.doc (дата обращения 18.01.2016).

16. Инновационная Россия—2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Проект Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://innovation.gov.ru— (Дата обращения: 18.01.2016).

17. Задумкин, К. А. Научно-технический потенциал региона: оценка состояния и перспективы развития: монография / К. А. Задумкин, И. А. Кондаков. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. — 205 c.

Т. В. ТТТелеметьева

чл.-кор. АЕН Украти 3anopi3bKuü нацюнальний техтчний утверситет

П1ДВИЩЕННЯ Р1ВНЯ ТРАНСПОРТНИХ ПОСЛУГ ЯК ОСНОВА ЕФЕКТИВНОГО РОЗВИТКУ ТУРИЗМУ УКРАШИ

Постановка проблеми. У сучасних умовах транспорт е одним з найважливших компонента еконо-мiки держави, що розвиваеться, так i з високорозви-неною економiчною та сощальною базою. Транспорт забезпечуе нормальне функцюнування економiки, тдвищення ефективносп суспшьного виробництва, створюе умови для рацюнального розмщення вироб-ничих сил територiею кра!ни з урахуванням найбшьш доцшьного наближення пщприемств рiзних галузей економiки до джерел сировини i райошв споживання продукцп, спецiалiзацií i кооперацп виробництва, до-зволяе розвивати такт галуз^ як торпвля, сшьське гос-подарство та шш.

2016/№2

Маючи значний транспортний та туристичний потенщал, наша держава не в повному обсязi попов-нюе бюджет за рахунок надходжень вщ розвитку туризму та пов'язаних iз ним галузей економiки. Одшею з головних причин такого явища е низька яюсть транспортного обслуговування туриста при висоюй частщ транспортно! складово! у вартосп турпродукту.

Привести яюсть транспортних послуг, що нада-ються туристам, у вщповщшсть до вимог мiжнародних стандарта можливо тшьки за умови !хнього постш-ного оновлення. Для кращого розумшня потреб туриста тдприемства транспорту повинш тюно ствпра-цювати з туристичними фiрмами.

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.