Научная статья на тему 'Повышение эффективности создания авиационных ГТД на основе автоматизации производственных процессов'

Повышение эффективности создания авиационных ГТД на основе автоматизации производственных процессов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Джамай Е.В.

В статье представлены результаты анализа деятельности основных отечественных конструкторских бюро и определено их участие в создании авиационных ГТД различных типов. Обосновано, что одним из важных факторов, определяющих качество авиационных ГТД, является применение современных методов автоматизации производственных процессов их создания. Предложено информационное обеспечение подсистемы оперативного управления основным производством предприятия авиационного двигателетсроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Джамай Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности создания авиационных ГТД на основе автоматизации производственных процессов»

98

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Почекаева Е.И. Окружающая среда и человек: учеб. пособие / Е.И. По-чекаева; под ред. Ю.В. Новикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 573, [1] с. -(Высшее образование).

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД НА ОСНОВЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

© Джамай Е.В.*

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва

В статье представлены результаты анализа деятельности основных отечественных конструкторских бюро и определено их участие в создании авиационных ГТД различных типов. Обосновано, что одним из важных факторов, определяющих качество авиационных ГТД, является применение современных методов автоматизации производственных процессов их создания. Предложено информационное обеспечение подсистемы оперативного управления основным производством предприятия авиационного двигателетсроения.

Ключевые слова: авиационный двигатель, информационная система, автоматизация производственной деятельности.

Разработка и производство авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) сегодня является одной из наиболее наукоемких и высокоразвитых в научном и техническом отношении промышленных отраслей. Помимо России, только США, Англия и Франция владеют полным циклом создания и выпуска авиационных ГТД. Анализ деятельности основных отечественных конструкторских бюро (КБ) разработчиков авиационных ГТД [1] (ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко», ОАО «НПО «Сатурн» (ОАО «А. Люлька-Сатурн» и ОАО «РКБМ»), ОАО «АМНТК «Союз», ФГУП «ТМКБ «Союз», ФГУП «НПП «Мотор», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Климов», ОАО «ОМКБ», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «СКБМ») позволил установить, что в развитии конструкций авиационных ГТД проявляются общие законы диалектики. Так, закон «отрицания отрицания» проявляется в виде повторяемости технических решений, их преемственности, но на более высокой ступени развития конструкции, а закон «единства и борьбы противоположностей» проявляется в обеспечении технической потребности (задачи развития и эксплуатации двигателей и др.) и возможности её реализации (уровень науки, техники, производства и др.). При этом происходит скачко-

Профессор кафедры «Производственный менеджмент», доктор экономических наук, доцент.

Технические науки

99

образный процесс возникновения, реализации и отмирания конструктивных решений, который проявляется, например, в виде создания нового газогенератора (закон «перехода количественных изменений в качественные»). Приведенные схемы разработок КБ, иллюстрируют развитие модификаций и появление новых газогенераторов. Выявлено, что по мере накопления опыта проектирования и доводки двигателей, создания научно-технического задела, разработки новых стендов и другого оборудования в КБ создавались модификации двигателей, а также двигатели новых схем, что характерно для процесса гармоничного развития [2].

Опытом разработки ТВД, ТРДД, ТВВД для магистральных пассажирских и транспортных самолетов в результате исторически сложившейся специализации обладают [3] ОАО «Авиадвигатель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» и ГП «ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко». Создание ТРДДФ, а также двигателей для воздушно-космических самолетов осуществляляется ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Климов», а также ОАО «АМНТК «Союз», ФГУП «ТМКБ «Союз», ФГУП «НПП «Мотор». Наибольшим опытом разработки ТВаД и ВСУ обладают ОАО «Климов» и ОАО «ОМКБ». В соответствии с имеющимся опытом эти организации могут создавать под конкретные проекты «виртуальные предприятия», использующие CALS-технологии.

Анализ параметров отечественных авиационных ГТД показал, что по многим показателям они были и остаются в числе лучших в мире в течение всей мировой истории развития авиационных ГТД [1, 2] (ТР-1, АМ-5, АМ-3, Д-25В, НК-12, Р11-300, РД-7М2, РД36-51, НК-25, НК-32, Д-136, Д-27, НК-88, НК-93 и др.), обеспечивая российской авиации достойное место в мире. Однако в последние годы резко сократилось число разработок современных ГТД, в частности для нужд гражданской авиации. Россия теряет с большим трудом достигнутые приоритеты в мировом авиадвигателестроении. В стране нет, например, мощных ТРДД (Рвзл. = 400 кН и более), необходимых для самолетов большой грузоподъемности и пассажировместимости, востребованных обществом. Из находящихся в эксплуатации двигателей лишь единицы удовлетворяют современным требованиям.

Одним из важных факторов, определяющих качество авиационных ГТД, является применение современных методов автоматизации производственных процессов их создания [4]. В рамках решения данной задачи предполагается совершенствование программного продукта, позволяющего получать, хранить, обрабатывать и распространять данные о ходе выполнения номенклатурной составляющей производственных заказов [5]. Номенклатурная составляющая производственного заказа является основой для расчета производственных затрат на изготовление продукции заказа, а также источником формирования подетально-производственных планов цехам, участвующим в изготовлении номенклатуры заказа.

П ОД СИ СХЕМА ОПРАВЛЕН ИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОИ ЗБОД СТБА

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХН ОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПРОИЗВОДСТВА

ПОДСИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ

СБЫТОМ

ПОДСИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ

ФИНАНСАМИ

Планируемые остатки незавершэнного производства

ПОДСИСТЕМА. УПРАВЛЕНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПРОИЗВОДСТВА

Номенклатура по эдя-стлдчг внутренних заказчиков для уточнения

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ

Перспективная плановая докч'ментация

Оперативная плановая документация

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГНЧЕ СКИМ РАЗВИТИЕМ

Т--Ттт|^1Г|рчгдтт-Г1ииилз.р.Г1 пйтпзатг

н справочные массивы

Номенклатура по мги-дчг внутренних заказчиков и договоров

Номенклатура по

•гя тдтдчг •рттчн-р атттгыт

заказчиков

Техническая докуменгадня н цикловые графики

Заявви по экспорту'

ПОДСИСТЕМА

БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА

Планы пр оизво детва и оттру'зн продукции

Отчетно объему' производства

ПОДСИСТЕМА ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Рис. 1. Информационная модель подсистемы «Оперативное управление основным производством»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВ.

Технические науки

101

Производственная программа формируется, как правило, один раз в год. Однако в процессе реализации программы возникают различного рода корректировки: заключение дополнительных договоров, изменение номенклатуры, объемов работ, вызванные разными причинами, возникшими во внутренней и внешней среде компании. Внесение изменений в номенклатуру производственного заказа производится с помощью предписаний, которые разрабатывают в ППДО [6]. В связи с тем, что количество поступающих служебных записок и карт производственного заказа очень велико, грамотная автоматизация процесса является необходимостью.

Методы решения данной задачи делятся на математические, с помощью которых задачу можно решить, прибегая к формулам и расчетам, а также программные, осуществляющие решение задачи в автоматизированном режиме [7]. Для обоснования выбора среды разработки был произведен обзор программных продуктов для контура «управления производством», для чего был изучен мировой и российский рынок систем класса ERP, были проанализированы исследования Консалтинговых центров и по результатам этих исследований было принято рассматривать отечественные системы. На рынке ERP-систем с совсем незначительным отрывом лидирует немецкий гигант SAP и американские компании. Отрасль информационных технологий - одна из немногих, где отечественные компании успешно конкурируют с западными, особенно если принять во внимание бурное развитие российского рынка и зрелость североамериканского и европейских рынков. Более 80 % российского рынка ERP-систем контролироют четыре компании: SAP, Oracle, «1C» и Microsoft Dynamics. Кроме них, в пятёрку лидеров входит «Галактика». В случае внедрения готового программного продукта для автоматизации оперативно-производственного планирования на предприятии необходимо полностью внедрять модуль управления производством. Среди программных продуктов, позволяющих автоматизировать подсистему управления производством, можно выделить [8] КИС «Галактика» (контур «Управление производством»); Система «Baan» (ERP - Производство»); КИС «Флагман» (модуль «Управление производством»). Наиболее подходящей для российского двигателестроения является КИС «Галактика», т.к. в ней реализованы основные функциональные элементы системы, поддерживающей стандарт MRP II.

Информационное обеспечение - это совокупность описания системы классификации, кодирования и организации информации, унифицированной системы документации и информационной базы (рис. 1). Внешнее обеспечение отвечает за классификацию и кодирование используемой информации, документооборот, формы входных и выходных документов, экранные формы для пользователя, а внутреннее - за форму и ведение базы данных, словарь используемых переменных, концептуальная, логическая и физическая модель БД [9]. Для рассматриваемой подотрасли характерно использо-

102

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

вание позаказного метода учета, в соответствии с которым все затраты и доходы идентифицируются с определенным заказом на производство продукции или выполнение НИОКР. Это обусловлено следующим: наличие широкого ассортимента уникальной продукции; отсутствие работы на открытом рынке; выпуск изделий под конкретного заказчика; наличие уникальных НИОКР; рекомендации профильного ведомства по использованию позаказной системы учета.

Практическое применение предлагаемых рекомендаций может привести к совершенствованию управления, сокращению цикла создания авиационных ГТД, оптимизации структуры финансового обеспечения посредством корректного расчета затрат, а также анализа себестоимости и ценообразования.

Список литературы:

1. Белоусов А.И., Зрелов В.А., Проданов М.Е. Анализ динамики создания отечественных авиационных ГТД // Авиационная техника. - Казань, 2008. - № 1. - С. 36-40.

2. Зрелов В.А. Отечественные авиационные ГТД. Основные параметры и конструктивные схемы. - М.: Машиностроение, 2005. - 336 с.

3. Джамай Е.В., Демин С.С. Анализ текущих тенденций и прогноз развития отечественного рынка гражданской авиационной техники // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-2. -С. 133-137.

4. Калачанов В.В., Джамай Е.В., Актов В.В. Экономический механизм организации производства авиационной техники с использованием информационных систем // Организатор производства. - 2009. - Т. 41, № 2. - С. 33-36.

5. Джамай Е.В. Формирование структуры интегрированной информационной системы управления проектированием и производством наукоемкой продукции // Перспективы развития информационных технологий. -2011. - № 3-2. - С. 82-87.

6. Калачанов В.Д., Джамай Е.В. Формирование и оптимизация ресурсного обеспечения программ авиастроительного производства // Авиакосмическая техника и технология. - 2005. - № 4. - С. 61-69.

7. Калачанов В.Д., Джамай Е.В., Судаков Д.В. Организация инновационного производства наукоемкой авиационной продукции с использованием информационных технологий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - Т. 2, № 20. - С. 108-113.

8. Джамай Е.В. Рынок информационных продуктов и услуг. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ. 2008. - 276 с.

9. Калачанов В.Л., Джамай Е.В., Рузаков М.А. Разработка стратегии выбора и внедрения информационной системы на предприятии авиационной промышленности. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.