Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система здравоохранения / развитие / эффективность / проблемы / healthcare system / development / efficiency / problems

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е З. Климова, Л Н. Перцева, Н А. Софьин, Т Е. Лебедева

Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой частью благополучной жизни населения, поскольку это одна из важнейших сфер общественных отношений. Здравоохранение требует совершенствования, развития и, следовательно, инвестиций, потому что социально-экономическое развитие страны и региона тесно связано с состоянием человеческого капитала. Негативные результаты прошлых лет, а также ухудшение демографической ситуации в стране определи острую необходимость преобразования узких мест в здравоохранении. Потому, на сегодняшний день, политика в здравоохранении направлена на решение последствий и на предупреждение новых проблем. В данной статье представлен анализ системы здравоохранения Нижегородской области, выявлены проблемы и рассмотрены пути развития системы здравоохранения области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The development of the healthcare system is an integral part of the prosperous life of the population, since it is one of the most important spheres of public relations. Healthcare requires improvement, development and, consequently, investment, because the socio-economic development of the country and the region is closely linked to the state of human capital. The negative results of the past years, as well as the deterioration of the demographic situation in the country, determine the urgent need to transform bottlenecks in healthcare. Therefore, today, health policy is aimed at solving the consequences and preventing new problems. This article presents an analysis of the healthcare system of the Nizhny Novgorod region, identifies problems and considers ways to develop the healthcare system of the region.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

EDN: UTIKAN

Е.З. Климова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],

E.Z. Klimova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics and entrepreneurship, UNN, Nizhny Novgorod, Russia;

Л.Н. Перцева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, ННГУ,Нижний Новгород, Россия, [email protected],

L.N. Pertseva - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of management and public administration, Institute of economics and entrepreneurship, UNN, Nizhny Novgorod, Russia;

Н.А. Софьин - ассистент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, ННГУ Нижний Новгород, Россия, [email protected],

N.A. Sofyin - assistant of the accounting department, Institute of economics and entrepreneurship, UNN, Nizhny Novgorod, Russia;

Т.Е. Лебедева - к.п.н., доцент кафедры государственного управления и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],

T.E. Lebedeva - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of public administration and management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE HEALTHCARE SYSTEM OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Аннотация. Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой частью благополучной жизни населения, поскольку это одна из важнейших сфер общественных отношений. Здравоохранение требует совершенствования, развития и, следовательно, инвестиций, потому что социально-экономическое развитие страны и региона тесно связано с состоянием человеческого капитала. Негативные результаты прошлых лет, а также ухудшение демографической ситуации в стране определи острую необходимость преобразования узких мест в здравоохранении. Потому, на сегодняшний день, политика в здравоохранении направлена на решение последствий и на предупреждение новых проблем. В данной статье представлен анализ системы здравоохранения Нижегородской области, выявлены проблемы и рассмотрены пути развития системы здравоохранения области.

Abstract. The development of the healthcare system is an integral part of the prosperous life of the population, since it is one of the most important spheres of public relations. Healthcare requires improvement, development and, consequently, investment, because the socio-economic development of the country and the region is closely linked to the state of human capital. The negative results of the past years, as well as the deterioration of the demographic situation in the country, determine the urgent need to transform bottlenecks in healthcare. Therefore, today, health policy is aimed at solving the consequences and preventing new problems. This article presents an analysis of the healthcare system of the Nizhny Novgorod region, identifies problems and considers ways to develop the healthcare system of the region.

Ключевые слова: система здравоохранения, развитие, эффективность, проблемы.

Keywords: healthcare system, development, efficiency, problems.

Национальная политика признала здравоохранение перспективным направлением для развития экономики и установила приоритеты, которые отражаются в стратегии «Развитие здравоохранения в РФ на период до 2025 года» [1]. Это совершенно новое приоритетное направление, благодаря которому происходят нынешние трансформации в этой области. В этих условиях, возникает необходимость отрегулировать систему управления здравоохранения так, чтобы она отвечала современным потребностям.

Охарактеризуем сферу здравоохранения Нижегородской области. В настоящее время для Нижегородской области остается самой главной проблемой - отрицательные тенденции демографических показателей, которые связаны с снижением числа населения и высокая смертность. Динамика смертности населения Нижегородской области в 2018-2022 гг. и указание причин представлено в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1 - Динамика показателей числа смертей Нижегородской области за 2018-2022 гг [8]

Годы Всего, человек

родившихся умерших естественный прирост

2018 32021 48419 -16398

2019 28732 46839 -18107

2020 27679 55303 -27624

2021 26104 62844 -36740

2022 24043 47967 -23924

Данные таблицы 1 показывают, что с 2018 года естественная убыль населения Нижегородской области увеличивается и в 2022 году она составила 23924 человек. Значительный прирост в 2020 году на 18 %, но он был вызван короновирусной пандемией. Всего за 2019-2022 гг. численность населения области сократилась более чем на 106 тыс. человек, но тем не менее конец 2022 г показывает, что темп сокращения численности замедляется: если с 2019 г. по 2021 г. численность населения Нижегородской области сократилась на 82,4 тыс. чел., то с 2021 г. по 2022 г. - уже на 36,7 тыс. чел. Однако темпы сокращения численности населения все же весьма значительны [8].

Дело в том, что показатели смертности населения, значительно выше, чем показатели рождаемости: за весь период от 2019 период до 2022 годы количество умерших превосходило сумму родившихся в 2,5 раза [7]. Самая частая причина смертности - сердечно сосудистые заболевания и болезни нервной системы (рисунок 1).

другие

Рисунок 1 - Структура общей смертности в 2022 г.

В структуре смертности населения Нижегородской области основной причиной является смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - 56 %, далее следуют новообразования - 12 % и болезни нервной системы (7 %). Показатели смертности от новообразований не протяжении ряда лет имели тенденцию к снижению, достигнув минимального значения в 2019 г, в последующие годы отмечался небольшой его рост [7]. Проанализируем систему медицинских учреждений Нижегородской области в таблице 2.

Таблица 2 - Система медицинских учреждений Нижегородской области [2]

Уровень Количество Значение и функции

1 181 медицинских организаций (89 - ГБУЗ НО, 3 федеральных, 89 частных организаций), 866 ФАП и ФП, 97 амбулаториях, 322 домовых хозяйств первичная медико-санитарную помощь, базовый и специализированный профиль

2 73 медицинских организаций (64 государственных, 1 федеральная, 8 частных); Центры ДТП - 14, Первичные сосудистые отделения - 18; Онкологическая сеть - 88 первичных кабинетов, 118 смотровых кабинетов, 2 межрайонных центра; 28 перинатальных центров межрайонные специализированные центры, специализированные услуги по ограниченным видам профилей: сосудистые, травматологические, перинатальные, центры гемодиализа, онкологические, фтизиатрические, наркологические, инфекционные и др.

3 17 медицинских организаций, из них 12 региональных специализированных центров специализированная, в т.ч., высокотехнологичная медицинская помощь: кардиохирургия, нейрохирургия и другие.

В настоящее время у комплекса медицинских учреждений здравоохранения Нижегородской области наблюдается большая изношенность на уровне 67,1 %. Объекты нуждаются в капитальном ремонте, реализация которого стоила бы около 21,2 млрд. рублей. Для примера приведем степень износа учреждений первичной медико-санитарной помощи:

- 65 % амбулаторий нуждаются в капитальном ремонте;

- 12 % фельдшерско-акушерских пунктов необходим снос из-за аварийного состояния зданий;

- 44 % - фельдшерско-акушерских пунктов нуждаются в ремонте;

- 11 % фельдшерских пунктов находятся в аварийном состоянии;

- 19,5 % - фельдшерских пунктов требуют капитального ремонта.

В 2023 г. на ремонт медицинских учреждений направили почти 2 млрд руб. и 250 млн руб. выделено на закупку нового оборудования [7].

Еще одна проблема, в том, что до сих пор значительное число учреждений здравоохранения Нижегородской области располагаются в арендуемых помещениях, недостаток которых в том, что они по своей сути являются не пригодными к оказанию медицинских услуг, то есть они нарушают утвержденные нормативно-правовыми актами нормативы. Для решения этой проблемы, такие организации, в рамках действующей программы «Здравоохранение» и его федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Нижегородской области с 2021-2025 гг.», добавили в списки объектов, которым необходимо строительство новых медицинских зданий [3].

В области все населенные пункты прикреплены к медицинской организации, тем не менее до сих пор 222 небольших населенных пункта, которые расположены на дистанции от 6 км от ближайшего медицинского учреждения, являются труднодоступными для оказания первой помощи, принятые нормативы физически не осуществимы. Стоит отметить, что работа по решению проблем ведется быстрыми темпами, как и финансируется: с 2021 по 2022 год из Федерального бюджета выделено 5,9 млрд рублей и 5,7 млрд с 2023 по 2024 г.

В рамках действующих программ уже в 122 медицинских организациях состоялся капитальный ремонт с обновленным оборудованием, построено 52 объекта сети организаций здравоохранения, многие свежие медицинские пункты еще проходят операции лицензирования и только еще вводятся в действие. В 2023 построят еще дополнительно 28 организаций, а также 214 отремонтируют и освежат оборудование в количестве 248 шт., так же планируется добавить 230 шт. автотранспорта.

Выделим значимые проблемы работы учреждений здравоохранения Нижегородской области:

1) нарушения в работе скорой помощи;

2) низкий уровень технической оснащённости в учреждениях;

3) недостаточное внедрение инноваций в сферу здравоохранения.

Для решения данных проблем предлагается развитие следующих приоритетных направлений:

1. Модернизация учреждений здравоохранения, особое внимание уделяя скорой медицинской помощи, что предполагает увеличение вложений в данную сферу. Для решения этого вопроса необходимо поднять финансирование хотя бы в 3 раза, тогда за 5 лет можно навести порядок в современности работы учреждений. Это базовый критерий, по мнению экспертов, от которого можно продвигаться и развиваться в других направлениях.

2. Упростить порядок распределения потоков финансирования для большей прозрачности и открытости: перейдя на принципиально новый одноканальный подход к финансированию.

3. Внедрение большего количества практик и методов управления, мотивирующих на увеличение эффективности деятельности системы здравоохранения. Финансово-экономический метод - играет определяющую роль и является основным путем и стимулом, решающим эту проблему. Инструментом может послужить - новый подход к расчету по медицинским услугам, новый порядок выплат трудящимся в сфере здравоохранения, а также индивидуальное финансирование. Новый и достаточно перспективный способ экономического стимулирования создаёт импульс к преобразованию и в структуре организаций, а также толчок к увеличению доли качественных медицинских услуг и др [6].

4. Выравнивание количественных и качественных показателей доступности медицинских услуг для городских и региональных населенных пунктов. Действенными методами для решения этого вопроса являются:

доплата профессиональным кадрам, поддержка больных компенсационными выплатами на жилье для прохождения обследования и лечения в городах, привлечение социальных служб.

Станция скорой медицинской помощи Нижнего Новгорода обслуживает всё население городского округа и имеет в своем составе 9 подстанций. Они расположены в Автозаводском, Канавинском, Сормовском, Советском, Приокском, Ленинском, Московском и Нижегородском районах. В настоящее время не все подстанции оснащены достаточным количеством новых машин скорой помощи, особенно в нижней части города. В основном на подстанциях используются машины, которые не соответствуют техническим требованиям. Это приводит к долгому ожиданию прибытия скорой помощи, следовательно, несвоевременному оказанию медицинской помощи, а впоследствии увеличению числа неспасенных жизней.

Для усовершенствования системы оказания скорой медицинской помощи необходимо добавить новых, современных, оборудованных всеми необходимыми комплектующими машин скорой помощи класса В и С. Обновление автопарка скорой помощи позволит сократить время ожидания оказания медицинской помощи, и, как следствие, позволит своевременно оказывать необходимую помощь и доставлять людей, нуждающихся в госпитализации, в больницы [5].

Рассмотрим проект повышения эффективности оказания медицинской помощи, путём увеличения количества машин скорой помощи в районах Нижнего Новгорода. Проект предполагает обновление автопарка скорой помощи на подстанции №2 Канавинского района. На данный момент Подстанция №2 имеет автопарк из 8 машин скорой помощи. На подстанцию будут добавлены 5 машин скорой помощи класса «В» и «С». Затем, если будут положительные изменения в этой сфере, то следует обновить автопарк скорой помощи и на Подстанции № 3 Ленинского района и на Подстанции №4 Московского района города Нижнего Новгорода.

Цели социально-экономического проекта: повышение эффективности оказания медицинской помощи, путём увеличения количества машин скорой помощи на 5 штук на подстанции №2 Канавинского района города Нижнего Новгорода к концу 2023 года.

Задачи социально-экономического проекта:

- закупка машин скорой помощи класса В и С на базе Fiat Ducato для Подстанции №2 Канавинского района города Нижнего Новгорода в количестве 5 шт;

- сокращение времени ожидания машины скорой помощи по Канавинскому району на 25 минут;

- уменьшение халатности при оказании скорой помощи на 100 %;

- сведение к минимуму поломок автомобилей на 100 % у новых автомобилей;

- увеличение числа рабочих мест: 6 человек;

- увеличение показателя современности оказания скорой экстренной помощи на 16 %;

- уменьшение показателя летальности на догоспитальном этапе на 2,7;

- увеличение показателя обеспеченности выездными бригадами на 20 %.

Индикаторы достижения целей проекта представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Индикаторы достижения цели проекта

Увеличение автопарка скорой помощи на Подстанции №2 На подстанцию будет добавлено 5 машин скорой помощи на базе Fiat Ducato: • 2 машины класса «А» • 1 машина класса «В» • 2 машины класса «С»

Сокращение времени ожидания службы скорой помощи Нормативный срок ожидания приезда бригады скорой медицинской помощи составляет 20 минут. Но на деле это время составляет от 30 минут, а зачастую и больше. После увеличения количества машин скорой помощи время ожидания сократиться приблизительно на 7-10 минут (количество машин станет больше, чем на половину, следовательно, время ожидания сократиться ~2 раза)

Снижение халатности в оказании медицинской помощи во время перевозки больного. При установке камер видеонаблюдения в салоне скорой помощи, халатность врачей сократиться на 100%, т.к. все действия будут под контролем.

Увеличение числа рабочих мест В машине скорой помощи обычно находятся 3 человека, это водитель, врач и фельдшер. При увеличении автопарка на 5 машин, число рабочих мест увеличится на 15.

Сведение к минимуму поломок автомобилей После введения новых машин скорой помощи, число поломок сократиться 100%, т.к. техника будет новая и более качественная.

По итогам внедренного проекта будут достигнуты следующие индикаторы:

1. Увеличение автопарка скорой помощи на Подстанции №2. На подстанцию будет добавлено 5 машин скорой помощи на базе Fiat Ducato: 3 машины класса «В» и 2 машины класса «С» на подстанции Канавинского района.

2. Сокращение времени ожидания службы скорой помощи.

Нормативный срок ожидания приезда бригады скорой медицинской помощи составляет 20 минут. Но на деле это время составляет от 30 минут, а зачастую и больше. После увеличения количества машин скорой помощи время ожидания сократиться приблизительно на 7-10 минут (количество машин станет больше, чем на половину, следовательно, время ожидания сократиться примерно в 2 раза).

3. Повышение ответственности кадров и качества оказания скорой помощи. При установке камер видеонаблюдения в салоне скорой помощи, т.к. все действия будут под контролем.

4. Увеличение числа рабочих мест. В машине скорой помощи обычно находятся 3 человека, это водитель, врач и фельдшер. Проект предусматривает увеличение автопарка на 5 машин, число рабочих мест увеличится на 15.

5. Сведение к минимуму поломок автомобилей. После введения новых машин скорой помощи, число поломок сократиться 100 %, т.к. техника будет новая и более качественная.

Увеличение автопарка скорой помощи на подстанции непосредственно связно с материальными затратами. Реализация проекта влечет за собой закупку автомобилей скорой медицинской помощи класса В и С. Также необходим набор сотрудников, чей труд должен оплачиваться. Достижение всех поставленных целей и задач, а также эффективность проекта в целом всегда требуют затрат. Финансовым обеспечением предложенного проек-

та будет использование средств государственного бюджета, на «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации выделено всего: 149 217 022,46 тыс. руб. с 2021 по 2025 годы [1]. Расходы на реализацию проекта и источники финансирования представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Расходы и источники финанси

ювания социально- экономического проекта

Расходы Источники финансирования

Закупка автомобилей скорой помощи и дополнительного оборудования: Класс «В»-3 автомобиль на базе Fiat Ducato Класс «С»-2 автомобиля на базе Fiat Ducato Государственная программа «Развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года»

Оплата труда привлеченным специалистам по установке оборудования: - перегонщик автомобилей на подстанцию - установщик оборудования Оплата труда специалистам, работающим на подстанции: - водители - врачи скорой помощи - фельдшеры - механик Перегон автомобилей будет осуществляться фирмой по итогам тендера. Установка камер видеонаблюдения будет произведена фирмой «ОбезопасимНН». Набор специалистов будет осуществляться отделом кадров ГБУЗ НО ССМПНН.

Оплата труда привлеченных специалистов будет производиться в соответствии с данными таблицы 5.

Таблица 5 - Оплата труда привлеченных специалистов для реализации проекта

Специалист Обязанности Заработная плата, руб

Перегонщик автомобилей на подстанцию Перегон машин скорой помощи с производства до подстанции 30000

Специалист по установке камер видеонаблюдения Установка камер видеонаблюдения, 5 шт. 3200*5=16000

Программист Запуск камер видеонаблюдения 700*5=3500

Водитель скорой помощи Работа на машине скорой помощи 21000*5=105000

Врачи Врач скорой помощи 23000*5=115000

Фельдшер Помощник врача скорой помощи 16000*5=80000

Механик Ремонт машин скорой помощи 15000

Итого 364500

Так же для реализации проекта необходима закупка недостающей техники (таблица 6).

Таблица 6 - Машины, оснащенные необходимым оборудованием для реализации социально-экономического _проекта_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Количество, шт. Цена, руб./шт. Итого, руб.

Автомобиль «Скорая медицинская помощь» на базе Fiat Ducato , класс «В» 3 шт. 4 414 150 руб. 13 242 450 руб.

Автомобиль «Скорая медицинская помощь» на базе Fiat Ducato, класс «С» 2 шт. 5 564 000 руб. 11 128 000 руб.

Камеры видеонаблюдения 5 шт. 3400 руб. 17 000 руб.

Итого 24 387 450 руб.

Выбор машин обоснован именно такой категории заключается в том, что именно машины скорой помощи класса «В» и «С» отвечают нынешним запросам состояния здоровья населения, отвечают в целом перспективе развития здравоохранения. Ведь численность автопарка должна не только количественно увеличиваться, но и качественно, ведь от этого зависит количество спасенных жизней и оперативность и качество исполнения медицинских услуг. На данный момент наблюдается не только недостаток автомобилей, но и недостаток именно специализированной техники, позволяющей мобильно оказывать экстренную помощь. Большую часть автопарка подстанции занимают машины попроще - машины класса «А» -для транспортировки пациентов до больницы, где оказывают помощь. У таких машин низкий уровень функциональности, в них нет травматологического оборудования, инфузионного набора, прибора для ингаляционного наркоза и тд. Так же на подстанции всего 2 машины класса «В» машины экстренной медпомощи, и одна машина класса «С» - реанимобиль, наполненный важным оборудованием, и позволяющий мониторинг состояния пациентов на догоспитальном этапе.

Реализуемый проект будет проведен в один этап в период с 2023 по 2024 год.

Заработная плата привлеченных специалистов будет составлять 364500 рублей. Затраты на покупку автомобилей и дополнительного оборудования составят 12011550 рублей.

Общая сумма затрат на реализацию проекта составит 364500+ 24 387 450= 24 751 950 рублей.

Финансирование реализуемого проекта «Усовершенствование оказания скорой медицинской помощи» будет производиться на основании Государственной программы «Развитие здравоохранения» 2021-2025 гг. Ответственный исполнитель Программы - Министерство здравоохранения Нижегородской области.

Целью программы является увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.

Реализуемый проект «Усовершенствование системы оказания скорой медицинской помощи» предполагает затраты в размере 24 751 950 рублей и рублей будет финансироваться за счет программы. Оплата труда специалистов будет осуществляться из средств станции скорой помощи города Нижнего Новгорода.

Для оценки и контроля социально-экономических проектов используют три вида эффективности проекта: экономическая, бюджетная и социальная, расчет которых способен подкрепить ценность реализации проекта. Экономическую эффективность можно найти путем отношения экономического эффекта от проектной деятельности к количеству средств, которые были использованы для достижения этого эффекта, но данный проект не предусматривает финансовых выгод, поэтому расчет данного показателя невозможен [4].

Бюджетная эффективность заключается в снижении затрат или поступлений в государственный бюджет от осуществляемого проекта. Но в данном случае влияние на доходы и расходы в бюджете региона от реализации проекта бюджетную эффективность невозможно рассчитать.

Реализуемый проект «Усовершенствование оказания скорой медицинской помощи», предполагает социальную эффективность, во благо общества, граждан:

1) сокращение летальности в догоспитальном этапе;

2) своевременность оказания скорой медицинской помощи в пределах нормирования;

3) более внимательное и ответственное отношение к оказанию первой помощи населению;

4) повышение качества и доступности медицинской помощи, укрепляющее здоровье населения;

5) повышение степени удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью, формирование положительного мнения о функционале сферы здравоохранения;

6) повышение уровня и качества жизни региона, способствующий к увеличению продолжительности жизни населения Нижегородской области и укреплению здоровья;

7) сокращение времени ожидания службы скорой помощи.

Расчет показателей социальной эффективности проекта представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Показатели социальной эффективности при работе с новыми машинами скорой помощи

Показатель Формула 2022 2023 (после проекта) Разница

Своевременность оказания скорой экстренной помощи Число доездов/Общее число выездов *100 60/75*100=80 72/75*100=96 Увеличение показателя на 16%

Обеспеченность выездными бригадами Число бригад/ Численность населения *10000 8/147717*10000=0,5 10/147717*10000=0,7 Увеличение показателя на 20%

Дополнительные машины 8 10 Увеличилось на 2

Старые машины 7 4 Уменьшились на 3

Летальность в догоспитальном этапе Число умерших при ЭМП/ Общее число обслуженных лиц * 100 3/75*100 = 4 1/1,3*100=1,3 Уменьшился на 2,7

Так же при осуществлении проекта можно отметить следующую положительную динамику:

1. Так как Канавинский район оборудован недостаточным количеством машинам скорой помощи, а также автомобилями, которым уже пришло время для списывания, Среднее ожидание вызова скорой помощи составляет 50 минут. А новые машины быстрее позволят выполнять работу скорой приблизительно на 15 минут, которые уходят на лишние манипуляции со старой техникой осмотр, устранения неполадок, заведение, выведение из строя и тд. А благодаря Оснащению дополнительных машин, участвующих в оказании скорой помощи, показатели времени должны уменьшиться на 20 % от 50 минут, то есть средняя величина времени будет уменьшена на 10 минут. Общая сумма сбереженного времени от проекта составит 25 минут.

2. Благодаря обновлению автопарка скорой помощи на подстанциях, сокращается так же процент поломок, на все 100 %. Что приведет так же к своевременному оказанию скорой помощи пострадавшим. Из-за срока эксплуатации машин скорой помощи, большее число автомобилей находятся в ненадлежащем состоянии: ржавчина, старые детали, резина. Что так же увеличивает время ожидания прибытия скорой помощи.

3. Установка камер видеонаблюдения, проявит себя в том, что врачи скорой помощи будут находиться под прицелом камер, все разговоры будут также записаны, врачи будут более внимательны и ответственны в своей работе. Так же, благодаря тому, то камеры будут работать в режиме онлайн, врачам может быть дистанционно оказана помощь в действиях при сложных медицинских случаях. Халатность уменьшится на 100 %.

4. Так же, благодаря увеличению числа машин «Скорая помощь» на подстанции, увеличится число рабочих мест, на 6 человек. Так как автомобили и оборудование будет обновленное, возможно увеличение процента молодых специалистов в этой сфере.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/72164534/#1000 (дата обращения 10.12.2023).

2. Постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274.

1. Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: //https://docs.шtd.ru/documeпt/465503209#1 (дата обращения 10.12.2023).

2. Климова, Е. З. Характеристика и направления развития малых городов Нижегородской области / Е. З. Климова, Л. Н. Перцева, Н. А. Софьин // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 111-115.

3. Крапивин, В. А. Основные социально-экономические аспекты развития системы здравоохранения Нижегородской области / В. А. Крапивин, Е. А. Кочкурова, А. С. Кочку-ров // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 11. - С. 83-88.

4. Перцева, Л. Н. Особенности содержания и оказания услуг муниципальных образовательных учреждений Нижнего Новгорода / Л. Н. Перцева, Е. З. Климова, Н. А. Софьин // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 26 сентября 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. - С. 243-247.

5. Хростова, Д. Р. Кадровая политика в сфере здравоохранения Нижегородской области / Д. Р. Хростова // Вестник науки. - 2022. - Т. 5, № 5(50). - С. 108-114.

6. Официальный сайт Министерства здравоохранения Нижегородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://zdrav-ппov.ru/(дата обращения 10.12.2023).

7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://52.rosstat.gov.ru/folder/33271 (дата обращения 10.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.