Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
производственное предприятие / система менеджмента качества / программное обеспечение «Asana» / система «5S». / manufacturing enterprise / quality management system / «Asana» software / «5S» system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гутник Сергей Владимирович, Малышева Елена Вячеславовна

В статье раскрываются возможности совершенствования системы менеджмента качества на производственном предприятии ООО «ПК МиГ», функционирующем в Республике Татарстан. Ключевой акцент статьи сделан на определении возможностей улучшения качества деятельности предприятия посредством внедрения в работу его персонала специализированного программного обеспечения «Asana». В статье также раскрываются возможности внедрения в деятельность ООО «ПК МиГ» метода организации рабочего пространства «5S», позволяющего создать оптимальные условия для выполнения рабочих операций и экономии рабочего времени и энергии персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гутник Сергей Владимирович, Малышева Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM BY OPTIMIZING PERSONNEL ACTIVITIES

The article reveals the possibilities of improving the quality management system at the production enterprise «PK MiG» LLC, operating in the Republic of Tatarstan. The key emphasis of the article is on determining the possibilities of improving the quality of the enterprise’s activities by introducing specialized «Asana» software into the work of its personnel. The article also reveals the possibilities of introducing the «5S» method of organizing the workspace into the activities of «PK MiG» LLC, which makes it possible to create optimal conditions for performing work operations and saving working time and energy of personnel.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА»

УДК 658

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Гутник Сергей Владимирович,

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ,

магистрант 1 курса dupon@ribox.ru

Малышева Елена Вячеславовна,

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, канд. социол наук, доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента

evmalysheva@fcai.ru

Аннотация

В статье раскрываются возможности совершенствования системы менеджмента качества на производственном предприятии ООО «ПК МиГ», функционирующем в Республике Татарстан. Ключевой акцент статьи сделан на определении возможностей улучшения качества деятельности предприятия посредством внедрения в работу его персонала специализированного программного обеспечения «Asana». В статье также раскрываются возможности внедрения в деятельность ООО «ПК МиГ» метода организации рабочего пространства «5S», позволяющего создать оптимальные условия для выполнения рабочих операций и экономии рабочего времени и энергии персонала.

Ключевые слова: производственное предприятие, система менеджмента качества, программное обеспечение «Asana», система «5S».

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM BY OPTIMIZING PERSONNEL ACTIVITIES

Gutnik Sergey Vladimirovich,

Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, undergraduate dupon@inbox.ru

Malysheva Elena Vyacheslavovna,

Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, Candidate of sociological Sciences, assistant professor of the Department for Sociology, Political Sciences and Management

evmalysheva@fcai.ru

Abstract

The article reveals the possibilities of improving the quality management system at the production enterprise «PK MiG» LLC, operating in the Republic of Tatarstan. The key emphasis of the article is on determining the possibilities of improving the quality of the enterprise's activities by introducing specialized «Asana» software into the work of its personnel. The article also reveals the possibilities of introducing the «5S» method of organizing the workspace into the activities of «PK MiG» LLC, which makes it possible to create optimal conditions for performing work operations and saving working time and energy of personnel.

Keywords: manufacturing enterprise, quality management system, «Asana» software, «5S» system.

Современные тенденции рынка и постоянная конкуренция между предприятиями требуют от организации постоянных улучшений. Одним из факторов успешности организаций различных сфер деятельности является совершенствование менеджмента качества на предприятии. Современные организации используют систему качества для того, чтобы тщательно проанализировать изъяны своей деятельности и выявить брак на производстве, чтобы в дальнейшем устранить его, улучшить товар с помощью совершенствования каждого этапа производства. Внедрение и последующее совершенствование системы менеджмента качества на производстве в значительной мере определяет его выживаемость на рынке, темпы технического прогресса, внедрение последующих инноваций и рост эффективности производственного процесса.

Внедрение и дальнейшее совершенствование системы менеджмента качества на предприятии является сложным и

трудоёмким процессом, так как необходимо учитывать все нюансы данного процесса и быть готовым к возникающим сложностям при его реализации. У руководителя всегда возникает вопрос относительно методов оценки действующей системы менеджмента качества на предприятии, методов оценки рисков при внедрении системы менеджмента качества в производство.

Несмотря на большое количество материалов по теме исследования, следует отметить, что научную разработанность проблемы внедрения и реализации системы менеджмента качества в организации нельзя назвать исчерпывающей. Постоянные изменения в производстве и создание новых стандартов и систем качества требуют развития теории и практики при реализации системы менеджмента качества. Используемые на современном этапе методы не всегда учитывают специфику производства и деятельность организации, вследствие чего данный вопрос

требует дополнительной проработки. В этой связи целью нашего исследования выступал анализ действующих мер по реализации качества на производственном предприятии ООО «МиГ», функционирующем в Республике Татарстан, выявление преимуществ и недостатков данных мер и последующая разработка проекта внедрения системы управления качеством на данном предприятии.

«МиГ» является крупнейшим предприятием Казани, занимающимся производством и дальнейшей продажей матрасов по всей России. «МиГ» - это уникальный производственный комплекс с развитой технической и научной базой. В современных рыночных условиях, становясь объектом товарных отношений, «МиГ» обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. За долгие годы своего существования предприятие смогло сформировать четкую систему управления, которая обеспечивает эффективную работу, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. На предприятии созданы и функционируют системы прогнозирования и предотвращения кризисных ситуаций, осуществляется полный контроль над каждым этапом производства. На каждом из этапов жизненного цикла высшим руководством предприятия реализовывались мероприятия по улучшению производства.

В структуре «МиГ» выделяют 4 линейных подразделения, которые подчиняются двум руководителям организации:

• производственное объединение - занимается непосредственной сборкой матрасов;

• торговое объединение - занимается продажей матрасов и поиском потенци-альнъх. клиентов;

• швейное объединение - занимается пошивом тканей и чехлов для матрасов;

• инженерно-техническое объединение

- обеспечивает организацию энергоресурсами и техническими услугами в случае замены или ремонта оборудования.

Стратегия организации «МиГ» заключается в повышении эффективности производственного цикла за счет внедрения мобильной автоматизации, заменяя человеческий труд машинным.

Во время производства продукции на предприятии используется система «бесперебойного внутреннего цикла», которая подразумевает максимальное упрощение расходов на первичное сырье. То есть, это позволяет свести к минимуму повторное использование материалов. Все материалы эффективно используются в организации, что позволяет точно определить расходы на производство конечной продукции. Такая система также обеспечивает четкое планирование и распределение ресурсов, помогает предотвратить риски и обеспечивает полный контроль над этапами производства, так как имеется четкое понятие о том, куда должны идти материалы и каким образом их использовать.

Успешное предприятие должно увеличивать выручку, развиваться на рынке, но не забывать о безопасности продукта и тем самым терять в качестве и объеме продаж. В таком случае возникает необходимость внедрения на предприятиях систем менеджмента качества и международных стандартов. Доказано, что наличие такой системы на предприятии способствует повышению эффективности деятельности организации и росту ее конкурентоспособности. Если предприятие ставит перед собой главной целью процветание и достижение передовых показателей, то наличие такой системы качества является очень ценным. Необходимость внедрения функциональной системы менеджмента качества обусловлена следующими факторами:

• основательное увеличение производительности продукции на конкретном предприятии;

• рост доверия со стороны потребителей к выпускаемой продукции;

• разрастание сферы влияния, выход на новые региональные рынки

Осуществленный авторами анализ деятельности ООО «МиГ» показал, что понятие «качество» реализовывается только в момент проверки матраса на наличие брака и дефектов. После анализа всех сфер и этапов производства, автором выпускной квалификационной работы был разработан проект по внедрению системы менеджмента качества. Данный проект рассчитан на подготовку и реализацию следующих мероприятий:

• внедрение программного обеспечения «Asana» для руководства предприятия;

• улучшение рабочего места операторов станков;

• улучшение складской системы хранения.

Перед началом реализации проекта авторами был проведен SWOT-анализ. SWOT - это аббревиатура которая расшифровывается так:

• strengths - сильные стороны;

• weakness - слабые стороны;

• opportunities - возможности;

• threats - угрозы

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая для предприятия дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в

неблагоприятное положение. Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

Раскроем рыночные возможности организации ООО «ПК МиГ»:

• выход на онлайн-площадки. Онлайн покупки в России выросли на 58,5 % за 2020 год;

• стройка новых производств в других городах на основе технологий главного производства. В период с 2012 по 2019 год ООО «ПК МиГ» активно инвестировала в новые технологии (станки, новые швейные машины, обновление рабочих мест).С 2019 года деньги копятся в инвестиционном фонде. Организация может использовать эти деньги для создания своих филиалов.

Рыночные угрозы, воздействующие на ООО «ПК МиГ»:

• высокая конкуренция на рынке. Лидирующую долю на современном рынке производства и продажи матрасов в России занимает«Аскона»>. Также у предприятия есть конкуренты на территории Казани: на территории города функционируют 8 производственных фабрик;

• нестабильная экономическая ситуация. В связи с распространением корона-вирусной инфекции в 2020 г, многие организации переводили свою деятельность в дистанционный формат работы. Производства останавливали полностью. Данное обстоятельство сказалось на ООО «ПК МиГ», которое приостановило свое производство на 3 месяца во время эпидемии. Если сейчас на производстве заболеет высококвалифицированный сотрудник, организации будет сложно его заменить.

Раскроем внутренние сильные стороны ООО «ПК МиГ»:

• широкий ассортимент выбора матрасов. Сейчас в продаже у организации имеется более 20 видов матрасов различного ценового сегмента;

• высококвалифицированные сотрудники, половина из которых работает в организации более 10 лет, что позволяет им передавать опыт новичкам;

• создание и внедрение новых технологий производства матрасов;

• закупка только высококачественных материалов для производства.

К слабым сторонам ООО «ПК МиГ» можно отнести следующие:

• отсутствие материалов у поставщика. Ввиду того, что материалы для производства не доставляются своевременно, у организации возникают проблемы со сдачей контрактов в срок;

• отсутствие своего собственного магазина, только производство и продажа на самой фабрике.

Так как сильной стороной организации является широкий ассортимент реализуемой продукции, то одной из рекомендаций по совершенствованию деятельности ООО «ПК МиГ» может выступать выход на крупные онлайн площадки. Такой большой выбор продуктов позволит покупателю найти подходящий для себя товар по соотношению цена - качество.

Сильная сторона предприятия, связанная с высококвалифицированными работниками, может максимально продемонстрировать свою эффективность при открытии новых фабрик в других городах. Сотрудники предприятия, имеющие высокий уровень квалификации, смогут передать опыт новым сотрудникам, быстро наладить работу новых цехов и поспособствуют качественному производству матрасов и мебельных изделий.

Для устранения проблемы с высокой конкуренцией и монополией компании-конкурента «Аскона» необходимо более детально информировать потенциальных клиентов о достоинствах товаров ООО «МиГ», таких как высокое качество материалов и производство матрасов на станках нового поколения, что служит гарантом долговечности использования товаров.

Организация уже использует в своей деятельности такие программы, как «1C», которая позволяет составлять быстро бухгалтерский отчет и распределять заработную плату среди сотрудников. Также организация активно использует программу «Microsoft Excel» для составления финансовой отчетности.

В современных условиях существует ряд специализированных программных обеспечений, которые в значительной степени улучшают систему менеджмента качества в организации. Поэтому в качестве одной из практических рекомендаций, входящих в процесс внедрения системы менеджмента качества на предприятии «ПК МиГ», является внедрение в деятельность предприятия программного обеспечения «Asana». Asana (Асана) является мобильным и веб-приложением для управления проектами и системами в командах. Asana представляет собой SaaS-приложе-ние для небольших компаний и индивидуального использования, обладающее всеми необходимыми возможностями для успешного ведения небольших проектов.

Основной акцент создатели данного сервиса делают на том, что управление проектами может быть реализовано без использования электронной почты. Концепция работы с приложением Asana проста и напоминает большинство систем подобного назначения. Каждая организация может создать для себя удобное рабочее пространство, которое может включать в себя множество проектов, а каждый проект, в свою очередь, множе-

ство задач. Пользователи, имеющие на то полномочия, могут дополнять задачу, добавлять комментарии и теги, прикреплять к задаче необходимые рабочие файлы [1].

Раскроем основополагающие правила работы с программным обеспечением <^апа»:

• работа в приложении занимает максимум час в день;

• статус задач проверяется как минимум в начале и в конце рабочего дня;

• каждая входящая задача или новый проект сразу же из электронной почты переносятся в ПО «Asana».

Функции, которые реализует Asana:

1. Организация работы коллектива в общем пространстве. Каждому сотруднику руководитель может написать задачи, сроки и определить важность выполнения цели (рис. 1).

2. Систематизация и назначение задач. Руководитель может составлять разные задачи и ранжировать их по степе-

ни важности. В случае необходимости задачи могут быть скрыты от части сотрудников. В «списках» сотрудники сразу видят, что нужно делать, какие задачи приоритетны и какой срок отведён на выполнение работы (рис. 2). 3. Контроль разных задач и их соотношение по времени Управление зависящими друг от друга, пересекающимися и непредвиденными задачами, а также создание реалистичных планов. При выполнении плана можно расписать задачи, поставить определённых сотрудников на их выполнение, определить сроки реализации задач (рис. 3).

Главная страница приложения, предназначенная для руководителя предприятия, отображает основное меню, в котором можно составлять планы, менять задачи, давать задания отдельным сотрудникам и просматривать календарь, добавляя туда все, что необходимо. Меню слева отображает несколько кнопок, с помощью которых можно управлять всей деятельностью организации (рис. 4).

Планирован не

^^^ Риработпъ структуру гаанссв £) 3 ^^ 1-Ю мвртй.

Написать задание на ¡проведение кампании ^ 5-15 МП рт?

) Окончательно согласовать г>... & ^20 ^^ апрепя

Разработка материалов

Провести организационное совеща... 5 5-12 марта

^^ СпаДЯТь М^ргЛТИнГОЯше-ЬлЯТЙрИЙЛы ^^ 1-гОдррепя

Проамли^нромть ресурсы... ¿Ь 12 1 Д 1--15 д.пря™

Рис.1. Пример организации работы в программном обеспечении «Asana»

Рис.2. Пример назначения задач в нрограммном обеспечении «Asana»>

Рис.3. Пример составления задач разной стегни срочности

Рис.4. Главный экран «Asana»

Кнопка «Дом» позволяет перейти на общую страницу организации. При внедрении ПО <^апа» в деятельность ООО «ПК МиГ» будет представлена возможность отслеживать завершенные задачи, количество времени, в течение которого руководители работают в программе. Также на данной странице будут отображены проекты, которые в данный момент находятся в работе. Помимо этого возможно будет посмотреть портфолио каждого сотрудника организации (в бесплатной версии программы доступен просмотр портфолио всего 14 человек, в платной - число сотрудников не ограничено).

Кнопка «Мои задачи» (рис. 5) позволяет просмотреть как активные задачи, так и уже реализованные, а также дает возможность создать новую задачу, определить её сроки и важность выполнения. При создании новой задачи учитывается и то, в какой теме должна стоять задача. Например, задача «проверка упаковочных из-

делий» должна храниться в теме «закупка материала у поставщика», так как от качества упаковочных изделий будет зависеть, продолжит ли организации работать с данным поставщиком, или же нужно находить новые варианты сотрудничества.

Кнопка «входящие» является аналогом электронной почты. Сюда можно переместить письма с основной почты, создать новое письмо, посмотреть архив, а также можно из отдельного сообщения создать новый проект или задачу.

Кнопка «составления отчетов» (рис. 6) помогает быстро проанализировать качество работы организации на конкретных примерах. Это позволяет отслеживать количество выполненных и не реализованных задач, выявляет задачи, требующие незамедлительного решения, и определяет задачи, которые можно отложить на определенное время.

. . Материалы конференции

National Science «Национальная наука - 2022»

Кнопка «Портфолио» позволяет добавить сведения о новых сотрудников в организации, а также хранить всю информацию о всех кадрах, задействан-ных в работе предприятия в одном месте.

Кнопка «Цели»» позволяет поставить цель организации. Цели намного глобальнее задач, сортируются по кварталам, году или же месяцам. Цель организация всегда видна во время работы на любой вкладке программы и служит хорошим инструментом для мотивации сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кнопка «сохраненный поиск» (рис. 7) позволяет найти задачи и цели, которые ставились на конкретный период, находить входящие и отправленные сообщения, портфолио сотрудников предприятия. При включенной вкладке «организация» появляется календарь, где можно посмотреть задачи и сроки их выполнения. Благодаря этому можно определить важные задачи и сроки для их выполнения. На данной вкладке также можно сразу добавить задачу, что упрощает создание системы качества. Важные задачи стоят на первом месте, далее идут средние и внизу маловажные задачи для организации (рис. 8).

Рис.5. Пример добавления новой задачи

Puc.6. npuMep cоcmaвленuя оmчеma зa одuн paбочuй денъ

£ tmpUrj-KVrnKGKMn'LUSS' j/i.-MiiHTq^Hï-Vr-^tJiJ

£ kifhrwotif

G 'ЛК» фсмрчсбогдоач'р

Г-« i гн J hin

V>

Puc.7. npuMep nauc^a зaдaч

■WUif WUiT ■ЖТЦ-MC TU-

Puc.8. npuMep оmобpaжeнuя зaдaч в кaлeндape

С целью апробации представленного проекта по оптимизации деятельности ООО «ПК МиГ» посредством внедрения специального программного обеспечения «Asana», директорами организации ООО «ПК МиГ» было принято решение установить данное программное обеспечение на компьютерах четырех специалистов: бухгалтера, двух директоров и менеджера по продажам.

После установки ПО на компьютер бухгалтера, в данную программу были перенесены таблицы по финансам и таблицы работников организации. Во вкладке «портфолио» были систематизировании навыки сотрудников предприятия, их характер, опыт работы в организации, количество произведенного брака в среднем за месяц, умения адаптироваться к работе на новом оборудовании. Это позволило перераспределить рабочую силу и нагрузку. Во время реализации проекта, когда «ПК МиГ» получала большие оптовые заказы, стали привлекаться рабочие с большим опытом работы, которые умеют работать слажено и давно знают друг друга. Остальные рабочие брали на себя меньшую нагрузку и старались перенять опыт. Это позволило не только сократить издержки на распределение ресурсов, но и обучить новых сотрудников тяжелой работе в период высокого спроса на продукцию организации. Посредством внедрения программного обеспечения «Asana» в деятельность предприятия «МиГ» бухгалтеру стало проще распределять финансы, которые могут тратиться на улучшение технической части производства и увеличение заработной платы. До этого бухгалтер делал это только с помощью программы «1С» или таблиц в программе «Microsoft Excel».

После установки программного обеспечения «Asana» на компьютер менеджера по продажам, все клиенты, а также все поставщики были перенесены во вкладку «портфолио». Там менеджер

указал всех поставщиков и отфильтровал их по следующим показателям:

• количество доступного материала;

• количество брака;

• время доставки.

Это помогло понять, с какими поставщиками следует плотнее наладить контакты, а с какими прекратить сотрудничество. До установки ПО данный процесс осуществлялся посредством написания и хранения данных о поставщиках на бумаге, что затрудняло выбор лучшего поставщика. Также все оптовые клиенты были занесены во вкладку «портфолио». Это позволило распределить их по количеству заказов, срокам осуществления оплаты за товар. До внедрения ПО все данные элементы фиксировались на бумаге, что не давало возможности получить информацию о том, какие оптовики оплачивают товар своевременно и каким из них следует чаще предлагать товар организации.

В организационную структуру предприятия «ПК МиГ» входят два директора - один занимается технической частью, поиском нового современного оборудования, а другой вовлечен в рабочий процесс и найм новых сотрудников. После установки ПО на оба компьютера первым делом были распределены задачи на рабочие дни календарного месяца во вкладке «календарь». Благодаря этому в любое время директор мог зайти во вкладку и посмотреть, какое количество произведенных матрасов осталось на складах, сколько сотрудников сегодня находятся на рабочем месте, какой покупатель должен в ближайшее время приехать, когда будут доставлены материалы для производства.

В случае если происходят сбои в осуществлении производственного процесса или требуется срочно произвести большее количество матрасов, руководитель может перераспределить трудовые ресурсы, переместить сотрудников по ка-

лендарным дням или же дать им на изготовление большее количество матрасов в течение рабочего дня. Таким образом, апробация программного обеспечения «Asana» на предприятии «ПК МиГ» позволила систематизировать и наладить производственный цикл организации.

Следующим этапом апробации программного обеспечения было совершенствование процесса работы с почтой. Вся электронная корреспонденция, поступающая на адрес предприятия, была перенесена в специально созданную вкладку «почта». Теперь сотрудникам предприятия не нужно было заходить на отдельный сайт, а вся поступающая корреспонденция отображалась на одной странице. Также огромным плюсом стало то, что любую информацию из письма можно было сразу переместить в любые вкладки программного обеспечения «Asana».

Помимо этого, были сформулированы цели организации, рассчитанные на месяц, квартал и год, составлены отчеты на основе данных организации, были выявлены дни, когда следует сокращать или наоборот, наращивать производство. Внедрение программы «Asana» позволило руководителю по технической части составлять отчеты о пригодности станков и машин на производстве, выявлять проблемы и сразу же высылать данные инженерам по наладке оборудования. До этого момента все записи о неисправностях работы оборудования хранились на бумаге. Таким образом, программа «Asana» позволила организации «ПК МиГ» систематизировать все сферы производства, от начала производственного цикла до связи с конечным потребителем клиентам.

Отдельным этапом внедрения программного обеспечения в деятельность предприятия «МиГ» стало улучшение рабочего места каждого сотрудника на производстве. Как отмечают директора «ПК МиГ», брак продукции в 80 процентах вызван

человеческим фактором. Среди причин они отмечают низкую квалификацию новых кадров, малый стаж работы на производстве, невнимательное знакомство с новыми станками, технологиями, инструкциями или чертежами и некачественную подготовку рабочего места.

Авторами статьи было выявлено, что брак может происходить не только по вине сотрудников организации, но и по причине неисправности инструментов или оборудования, что зачастую происходит из-за того, что рабочий не бережно хранит свои вещи на рабочем месте.

Для решения данной проблемы было принято решение улучшить качество рабочего места с помощью системы 5S. Это метод организации рабочего пространства, целью которого является создание оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии. 5S является инструментом бережливого производства. Порядок и чистота на рабочем месте являются основой всех улучшений, повышения производительности и качества в промышленном производстве.

Внедрение системы «53» на предприятии «ПК МиГ» было реализовано в 5 шагов:

Шаг 1 - SEIRI - Сортировка, удаление ненужного. На рабочем месте все предметы разделились на необходимые и ненужные, после чего было произведено исключение ненужных предметов. Эти действия на рабочем месте привели к улучшению культуры и безопасности труда. Все сотрудники были включены в процесс отсортировки и определение предметов, которые должны быть немедленно удалены и утилизированы или перенесены в место для хранения, или оставлены, как необходимые. Были установлены правила, каким образом необходимо осуществлять отсортировку ненуж-

ного. Сортировка проходила поэтапно:

I. Определение необходимых предметов. Организация должна определить перечень нужных предметов (с указанием их наименования и количества), необходимых на каждом рабочем месте, в каждом рабочем пространстве. К нужным предметам относятся предметыс, без которых невозможно осуществление трудовой деятельности на рабочем месте или пространстве.

II. Разделение предметов на нужнысе и ненужныье. При сортировке происходит разделение предметов на нужные и ненужные по временным критериям использования, которыье организация определяет самостоятельно. Например: ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Такие критерии предметов как «ежеквартально» и «ежегодно» не используются.

III. Удаление ненужных предметов (организация должна определить способы, место и сроки удаления ненужных предметов).

IV. Обеспечение персонала нужными предметами (Организация должна определить перечень необходимых предметов и их количество, способыс, сроки обеспечения нужными предметами.)

Шаг 2 - SEITON - Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места. Для реализации данного шага на предприятии «ПК МиГ» были отсортированы необходимые предметы. Необходимые предметы располагаются на определенных местах так, чтобы они были доступными для каждого сотрудника, кто пользуется ими. Все предметы были промаркированы для быстрого использования. Осуществилось размещение нужных предметов на рабочем месте таким образом, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске сотрудником предприятия. Места размещения продукции незавершенного производства, гото-

вой продукции, бракованной продукции должны быть отделены друг от друга.

Реализация шага 2 позволила получить следующие результаты: располагаться предметы стали в соответствии с частотой их использования (часто используемые предметы стали располагаться в непосредственной близости к месту их использования, а редко используемые предметы в отдалении от него).

Предметы для выполнения производственного процесса или работы были размещены таким образом, чтобы минимизировать количество перемещений персонала во время работы. При хранении предметов на рабочем месте или пространстве стали использоваться инструменты метода визуализации в соответствии с ГОСТ Р 56907 [2]:

I. Оконтуривание.

II. Маркировка.

III. Разметка.

IV. Цветовое кодирование.

Шаг 3 - SEISO - Соблюдение чистоты, систематическая уборка. Была создана система, в которой были разграничены и обозначены рабочие зоны для рабочих мест. Систематическая уборка включает в себя постоянное поддержание рабочих мест в чистоте и готовности к использованию. Были определены правила обеспечения и поддержания чистоты рабочих мест и пространства, предметов, включающие:

• объекты;

• периодичность уборки;

• методы выполнения уборки;

• инструменты для уборки;

• методы контроля уборки.

Шаг 4 - SEIKETSU - «Стандартизировать» процесс. Поддержание порядка и чистоты посредством регулярного выполнения первых трех шагов. Самые эффективные решения, найденные в ходе

реализации первых трех шагов, были закреплены письменно, чтобы стать наглядными и легко запоминающимися. Были разработаны стандарты документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля.

Шаг 5 - SHITSUKE - Совершенствование порядка и дисциплина. Для

поддержания рабочего места в должном состоянии было принято решение установить стандарты для каждого оператора цеха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56907 [2]. После того, как на предприятии «ПК МиГ» была внедрена система «5S», было проведено организационное собрание, в ходе которого были приняты правила работы с системой и озвучены ее ключевые особенности:

I. Вовлечение всех сотрудников предприятия в поддержание работы системы Систему «5S» невозможно внедрить только лишь на одном рабочем месте, она требует слаженности работы всего коллектива организации

II. Сложность освоения. Работникам необходимо чётко понять, что «5S»> - это новая система отношения к своему рабочему месту, нужно постоянно поддерживать чистоту и высокоорганизованность своего рабочего места.

III. Своевременность. Рабочим нужно своевременно определять и фиксировать нарушения в работе оборудования, в порядке организации своего рабочего места.

IV. Управление процессом При реализации на предприятии системы «5S»> необходимо видеть не только результаты, но и сам процесс, и его причинно-следственные связи

V. Выполнение всех требований. Работникам необходимо привыкнуть к выполнению всех требований для улучшения своего рабочего места.

VI. Ответственность каждого работника. Фактор личной ответственности

играет одну из главных ролей, благодаря которому у сотрудников может создаться позитивный настрой на рабочую деятельность.

VII. Понимание инструкций Важно понимание сути инструкций и того, какие требования и рекомендации применяются к каждому сотруднику.

VIII. Постепенный подход. Система должна предполагать постепенное и пошаговое освоение сотрудниками всех входящих в нее принципов.

Такое собрание помогло поддержать и развить систему «5S» в организации, реализовать механизм привлечения в реализацию данной системы всего персонала, основанный на материальной и нематериальной мотивации, включая проведение новых аудитов и создание контрольных листов.

Для поддержания системы были разработаны контрольные листы на соответствие рабочих мест, которые основаны на стандартах, включающих в себя планы, графики и порядок рабочего места.

После внедрения системы «5S» на предприятии ООО «ПК МиГ» повысить эффективность рабочих процессов получилось лишь спустя месяц. В первые 30 дней рабочие и операторы станков привыкали к новой системе. До всех нововведений все инструменты лежали вперемешку, никакой выраженной системы систематизации используемых в производстве инструментов не было. Из-за этого многим работникам было достаточно сложно привыкнуть к новым условиям. Однако спустя время каждый работник начал следовать правилам, создать для себя новое рабочее место и ухаживать за ним. Каждый сотрудник подписал свои инструменты: для чего они используются и в каком отсеке должны лежать. Это позволило сократить время каждого производственного этапа. Теперь на клепку независимого блока требуется на 15 секунд меньше, на раскройку ткани для матраса

на 6 секунд меньше, сборка всего матраса производится на 40 секунд меньше, чем ранее. Суммарное время производства матраса сократилось на 1 минуту и теперь в общей сложности занимает 39 минут.

После внедрение системы «5S» на предприятии «ПК МиГ» было принято решение наладить логистику и складирование матрасов на производстве. До этого у производства был один большой склад, куда перемешались все матрасы после их изготовления и новые материалы для производства. Однако склад предприятия не был распределен на зоны. С учетом анализа были созданы 3 новые зоны склада:

I. «Зона приемки». Готовые матрасы поступают в эту зону, где происходит их маркировка и проверка на брак.

II. «Зона отгрузки». Сюда перемещают матрасы после приемки, их распределяют по размеру и дате выдачи покупателю. Отдельно стоят матрасы, которые продаются оптом или высылаются на тендер.

III. «Зона хранения». Здесь принято решение держать весь необходимый материал для производства матрасов, а также необходимые материалы для ремонта станков.

После создания таких зон, на производстве появилось «адресное хранение». Ушло из обихода понятие «человеческий фактор», при котором могут возникнуть сложности. Например, если какой-либо сотрудник положил матрас или материал в удобное именно для него место и нужно срочно отдать товар, либо появился заказ на большое количество матрасов. Теперь такая ситуация невозможна, так как для каждого материала и матраса есть свое место.

Благодаря внедрению системы менеджмента качества в организацию «ПК МиГ», можно сделать выводы о том, что каждый этап производства улучшается благодаря внедрению такой системы. Повышается эффективность труда, время создания одной единицы продукции уменьшается, появляются стандарты качества, появляется четкое понимание производственного цикла.

Система менеджмента качества должна быть внедрена в каждую организацию, в каждое производство. Именно благодаря такой системе организация сможет быть конкурентоспособной на рынке и производить продукцию, которая будет полностью отвечать всем стандартам качества.

Список использованных источников:

1. Официальный интернет-сайт компании «Asana» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asana.com/, свободный.

2. ГОСТ Р 56907-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс». Режим доступа: https://docs.cntd. ги^оситеп^1200133737, свободный.

© Гутник С.В., Малышева Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.