Научная статья на тему 'Повышение эффективности развития предприятий пищевой промышленности'

Повышение эффективности развития предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE DEVELOPMENT EFFICIENCY / DEVELOPMENT DYNAMICS / ОТРАСЛИ / РЕЙТИНГ / RATING / INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., Строев В.В.

В статье раскрываются основные подходы к дефиниции категорий эффективность производства и эффективность развития. Описываются основные тенденции производства продуктов питания в Российской Федерации в современных условиях. Анализируются проблемы пищевой промышленности и предлагаются основные направления повышения эффективности ее развития. Пищевая промышленность, 11/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., Строев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing development efficiency of food industry enterprises

The article describes the basic approaches to a definition of categories «production efficiency» and «efficiency of development». The basic tendencies of manufacturing of food products in the Russian Federation in modern conditions are described. Problems of food industry are analyzed and directions of increase of efficiency of development are offered. Food processing, 11/2011

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности развития предприятий пищевой промышленности»

УДК 330.341: 664

Повышение

эффективности развития

предприятий пищевой промышленности

Е.Ю. Алексейчева, д-р экон. наук, М.Д. Магомедов, д-р экон. наук, В.В. Строев, д-р экон. наук

Московский государственный университет пищевых производств

В настоящее время в экономике Российской Федерации пищевая промышленность оказалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. В 2010 г. рост промышленного производства составил 8,2 %, что стало одним из самых высоких результатов в новейшей истории России (выше показатели были только в 2000 и 2003 гг.). Такой значимый прирост в 2010 г. был во многом обусловлен фактором низкой базы. Однако промышленности удалось в большей степени восстановить докризисный уро-

Ключевые слова: пищевая промышленность; эффективность развития предприятия; отрасли; рейтинг; динамика развития.

Key words: food industry; enterprise development efficiency; industries; rating; development dynamics.

вень, чем это наблюдалось в отношении валового внутреннего продукта в целом, инвестиций, строительства и ряда других показателей.

В то же время динамика промышленного производства в отраслевом разрезе оказалась неоднозначной. Одни отрасли показали существенный рост, динамика развития других была недостаточной. Позиция пищевой промышленности в рейтинге, составляемом агентством АК&М на основе данных Росстата, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. существенно ухудшилась (табл. 1).

Согласно информации Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук [3], одними из основных проблем в России являются продовольственная безопасность и качество питания. У значительной части граждан рацион питания скуден, занижены нормы потребления многих видов продуктов. По калорийности суточного рациона одного среднестатистического человека Россия уступает не только развитым, но и некоторым развивающимся странам. В 2010 г. производство отдельных видов продукции пищевой промышленности имело разнонаправленную динамику (табл. 2).

По одним видам продукции наблюдался рост производства в натуральном выражении, по другим -

Таблица 1

Рейтинг эффективности отраслей российской промышленности по итогам 2010 г.

Отрасль Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг, % Производительность труда, тыс. руб. на чел. Доля прибыльных предприятий, % Темпы роста прибыли в 2010 г. к 2009 г., % Темпы роста оборота в 2010 г. к 2009 г., % Интег-риро-ванный рейтинг Место в рейтинге по итогам 2009 г.

Производство кокса и нефтепродуктов 23,10 38151,2 81,0 123,3 129,9 69,65 1

Добыча полезных ископаемых, кроме 54,00 2828,0 65,0 270,0 141,1 65,14 4

топливно-энергетических

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 33,10 9530,7 69,8 139,3 126,2 48,55 2

Металлургическое производство 20,70 5633,6 67,8 210,0 140,8 46,03 14

Химическое производство 19,80 3603,9 78,2 168,1 129,3 44,90 8

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,30 1496,6 80,1 230,0 126,5 41,72 9

Производство резиновых и пластмассовых 7,30 3405,0 75,0 250,0 125,7 38,78 10

изделий

Производство, передача и распределение электроэнергии 10,20 5526,4 72,2 250,0 121,4 38,68 3

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 8,00 1177,9 81,9 190,8 121,7 37,62 7

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 14,10 3446,4 73,8 184,1 121,7 37,03 6

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 12,20 3065,8 75,0 109,3 110,1 28,56 5

Производство машин и оборудования 7,30 1541,6 73,5 116,1 118,1 26,65 11

Производство готовых металлических 6,70 1639,1 71,4 112,2 123,0 26,36 13

изделий

Текстильное и швейное производство 5,40 1071,1 69,5 118,7 116,2 22,15 12

Производство транспортных средств и оборудования 4,70 1774,4 68,1 0,0 134,7 20,67 16

Обработка древесины и производство изделий из дерева 2,50 1383,9 51,3 0,0 115,6 1,99 15

Источник: Рейтинговое агентство AK&M [1] по данным Росстата [2].

уменьшение показателей. Однако в целом динамика выпуска продукции была положительной. Отчасти это вызвано мерами государственного регулирования по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Поэтому низкие относительно других отраслей промышленности экономические показатели вызывают серьезное опасение в устойчивости развития пищевой промышленности.

Решение проблемы повышения эффективности развития пищевой промышленности приобретает в этой связи особую актуальность, ведь производство пищевых продуктов является важнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса России, оказывающей значительное влияние на состояние экономики страны, уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа, улучшение здоровья нации. Устойчивое обеспечение всех слоев населения качественными и доступными продуктами питания оказывает решающее влияние на улучшение основных демографических показателей, что в настоящее время является приоритетом государственной политики.

Прогрессирующее развитие пищевой промышленности, в свою очередь, обеспечит потенциальную возможность развития широкого спектра смежных отраслей народного хозяйства.

Как показывает анализ, динамика основных показателей, характеризующих развитие различных производств, весьма неоднородна. Это порождает сильную дифференциацию отраслей по потенциалу экономического развития. В этой связи необходимо, чтобы макроэкономическое регулирование было ориентировано на поддержку развития устойчивых и эффективных отраслей, дающих потенциальную возможность развития широкого спектра смежных отраслей народного хозяйства. Возникла необходимость в разработке теоретических и методологических основ эффективности развития и практических рекомендаций по ее повышению в Российской Федерации и в качестве приоритетных - в пищевой промышленности. Изучению экономического роста на макроуровне посвящен целый ряд работ, также исследуются динамические процессы на уровне регионов России, в то время как процессы на уровне отдельных отраслей недостаточно изучены.

Таблица 2

Производство важнейших видов продукции по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака»*

Вид продукции Z009 г. Z010 г.

Мясо и субпродукты пищевые убойных животных, тыс. т 9вб 1140

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы, тыс. т 2388 Z/39

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) охлажденные, тыс. т 4Z0 5Z/

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) подмороженные и замороженные, тыс. т 10Z3 77п7 10Z6

Изделия колбасные, тыс. т Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные, тыс. т ZZ0Z 3309 Z39 5 3400

Масла растительные нерафинированные, тыс. т Молоко жидкое обработанное, млн т 3Z5/ 4,4 717 303Б 4,9 7п7

Масло сливочное и пасты масляные, тыс. т Сыры и продукты сырные, тыс. т Z I/ 428 Z0/ 433

Консервы мясные (мясосодержащие), млн условных банок Бб/ 55Z

Консервы мясорастительные, млн условных банок 113 9/,3

Консервы рыбные натуральные, млн условных банок Пресервы рыбные, млн условных банок П Г1Г\ п\/^ти 1 ипплииию гп/шоииию к /пц п Г\ р и и iv пДЦП/ зоо 15б ввз Z/ Б 1/Z вв0

Продук1ы молочные с1ущенные, млн условных банок Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них, млн т 10,1 9,в

Крупа, мука грубого помола, гранулы из пшеницы, тыс. т 113 1Z1

Крупа, мука грубого помола и гранулы из зерновых культур, не включенные в другие группировки, тыс. т 10/4 1л 7 113Б п

Комбикорма, млн т Изделия хлебобулочные недлительного хранения, млн т 14,/ б,/ 1б,0 б,/

Кондитерские изделия, тыс. т Z09Z 2881

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии, тыс. т 3305 Z^

Сахар белый тростниковый в твердом состоянии, тыс. т 1ЮБ 19//

Изделия макаронные без начинки, не подвергнутые тепловой обработке или не приготовленные каким-либо другим способом, тыс. т 96Z 1044

Водка, млн дал 9Z,0 9Б,4

Ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25 % включительно от объема готовой продукции, млн дал 5,4 3,4

Ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25 % от объема готовой продукции, млн дал к лиь а 1/" пи пэп 13,4 1Z 1 /,Б

коньяк, млн дал Вина игристые и газированные, млн дал р1/1 и а г"топорк1р кипи пяп 1Z,/ 19,4 39 4 9,0 9,0 ZZ,4 4Б,1

иипа 1 \JJ 1 и о 01с , 1\ш 1 п Вина специальные, млн дал Пиво светлое, млн дал 10,5 1035 9,0 9/Б

1 1 VI ци 11 , 1уи 1 п 1 Воды минеральные и газированные неподслащенные и неароматизированные, млн полулитров HZi 91бБ

Папиросы и сигареты, млрд шт. 4И 405

* В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД).

Выявление сущности эффективности развития требует разграничения понятий «эффективность производства» и «эффективность развития», так как часто в экономической литературе эти категории трактуются как тождественные. Понятие эффективности производства относится к числу основополагающих категорий, в теории и практике выделяется несколько видов: экономическая, социальная и технологическая. Экономическая эффективность характеризует соотношение результата и зат-

рат, а социальная - удовлетворение членов общества. Технологическая эффективность производства связана с определением уровня использования материальных, трудовых, земельных ресурсов, ее часто трактуют как составную часть экономической эффективности.

Эффективность как экономическая категория приобретает в современной науке более широкую трактовку. Теперь она призвана характеризовать результативность деятельности хозяйствующего субъекта не только с пози-

ции соотношения его результатов и затрат, но также с позиции использования производственного потенциала и соответствия требованиям внешней среды. Такое понимание эффективности производства сближает его с понятием эффективности развития.

В отечественной экономической теории под развитием принято понимать изменения существующей производственной или экономической системы, достижение ею необходимого роста и обновление отдельных подсистем или их частей. Зарубежные ученые рассматривают развитие, в основном, как усиление позиции предприятия на рынке, расширение круга потребителей про-

Прогрессирующее развитие пищевой промышленности, в свою очередь, обеспечит потенциальную возможность развития широкого спектра смежных отраслей народного хозяйства.

дукции, освоение новых сфер деятельности, увеличение объема сбыта, гармоничное взаимодействие с окружающей средой.

Мы рассматриваем пищевую промышленность как совокупность единиц производства, между которыми в результате взаимодействия на конкурентных рынках ресурсов, сбыта и других устанавливается взаимное влияние. Эффективное развитие пищевой промышленности определяется влиянием факторов макросреды и эффективностью развития входящих в нее предприятий и отраслей.

Эффективность развития пищевой промышленности предполагает наличие: рациональной отраслевой структуры; группы предприятий -лидеров, выступающих для других предприятий в качестве ориентиров бенчмаркетинга; отлаженной опытно-конструкторской, прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества. Эффективность развития пищевой промышленности характеризуется территориальной принадлежностью - ее предприятия могут эффективно развиваться на мировом рынке, в национальной

хозяйственной системе или на региональном уровне.

Таким образом, эффективность развития пищевой промышленности - относительная категория рыночного хозяйства. Она представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик отрасли в целом и предприятий, ее составляющих, (производственный, научно-технический, финансовый, кадровый, инфраструктурный, организационный потенциал, структура промышленности), а с другой - внешних факторов (государственное, общественное, правовое устройство страны, финансово-кредитная, налоговая политика, уровень развития национального рынка и т. д.).

Факторы микро- и макроуровня определяют способность предприятий пищевой промышленности более эффективно функционировать на внутреннем и внешнем рынках страны в определенный период времени, получая при этом широкие возможности для дальнейшего развития отрасли. В этой связи эффективность развития можно подразделить на две базовые составляющие: во-первых, позиционную - позицию по отношению к критическим элементам внешней среды; и, во-вторых, динамическую - процесс обеспечения позиционной эффективности развития. Позиционная эффективность развития представляет собой накопленный результат хозяйственной деятельности предприятий, формируемый динамической составляющей эффективности развития хозяйствующих субъектов. Динамическая эффективность развития указывает на способность предприятий поддерживать и улучшать позиционную эффективность развития, т. е. определяет устойчивость процесса развития.

В целях раскрытия потенциальных возможностей повышения эффективности развития пищевой промышленности необходимо осуществлять ее мониторинг. Мы предлагаем определять эффективность развития отрасли на базе расчета эффективности развития входящих в нее предприятий, содержащей комплексную оценку конкурентоспособности производимой предприятием продукции, степени реализации потенциала хозяйствующего субъекта и его стратегии развития. В соответствии с этим подходом конкурентоспособность продукции представляет собой сравнительную характеристику, содержащую оценку всей сово-

купности свойств товара, проявляющуюся в способности удовлетворять требованиям покупателей по сравнению с другими товарами в условиях данного рынка в определенный период времени и содействовать реализации конкурентного потенциала предприятия. Конкурентным потенциалом предприятия следует считать имеющиеся в системе возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции. При этом под стратегией развития мы понимаем стратегию завоевания и удержания преимуществ над конкурентами.

Процесс комплексной оценки эффективности развития пищевой промышленности представляет собой сложносоставную процедуру, направленную на многоаспектное исследование объекта анализа, с изучением большого объема информационных данных, проведением ряда расчетных процедур, с последующей взвешенной оценкой эффективности развития отраслей промышленности. Публичной информацией для оценки эффективности развития служат сводная финансовая отчетность пищевых предприятий и данные маркетинговых исследований рынков.

При определении эффективности развития пищевой промышленности следует также учитывать синергети-ческий эффект, который проявляется в форме увеличения эффективности развития за счет повышения конкурентоспособности пищевых предприятий и всей отрасли в целом.

Разработка направлений повышения эффективности развития требует комплексного подхода, основанного на базе учета трех основных составляющих. Первая группа включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции: диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик; повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа; проведение взвешенной ценовой политики; выявление и обеспечение преимуществ продукта и пр.

Вторая группа содержит меры по усилению конкурентного потенциала предприятий по направлениям: повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; эффективное снабже-

ние сырьем и материалами предприятий пищевой промышленности, улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики; а также мероприятия государственного стимулирования развития: улучшение возможностей использования государственных программ по обеспечению развития пищевой промышленности РФ; использование налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, кредитов; повышение эффективности использования государственной системы страхования; совершенствование и использование законодательной и нормативной базы хозяйствования.

Третье направление - совершенствование конкурентных стратегий на рынке: изучение конъюнктуры рынка, выбор целевого рынка и его сегмента, определение условий деятельности на этом рынке; разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта и повышению престижа торговой марки и самого предприятия, рекламных концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др.

Реализации направлений эффективности развития пищевой промышленности будет способствовать концепция национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности предприятий. Ее основные элементы: система формирования и поддержания конкурентной среды; механизм индикативного планирования; механизм взаимодействия родственных и поддерживающих отраслей; механизм кредитно-денежной политики; механизм регулирования инфляционных процессов; инфраструктурный механизм; построение новых организационно-правовых форм предприятий; финансовые, налоговые, инвестиционные рычаги; механизм нормативно-правового регулирования единой системы создания и развития международных брендов для предприятий по производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Концепция создания и развития международных брендов, базирующаяся на принципах уникальности, комплексного развития, индивидуальности, включает следующие элементы: составление предприятиями бизнес-плана по созданию международной торговой марки, направлен-

ной на повышение коммерческой, инвестиционной и социальной привлекательности как самого хозяйствующего субъекта, так и государства в целом; анализ составленных бизнес-планов, отбор предприятий для участия в программе и корректировка бизнес-планов; разработку форм и способов государственной поддержки отобранных предприятий в рамках разработанных бизнес-планов; реализацию бизнес-планов при помощи государственных органов управления в продвижении международных товарных марок; разработку концепции исполнения бизнес-планов на основе системы отчетных показателей.

Приоритетными направлениями управления издержками пищевых предприятий РФ должны стать следующие: совершенствование техники и технологии производства; улучшение использования основных производственных фондов; использование основного и дополнительного сырья хорошего качества по оптимальной цене; оптимизация транспортных расходов по перевозке сырья и готовой продукции; внедрение прогрессивных приемов и методов организации производства; оптимизация численности и заработной платы работающих; оптимизация непроизводственных расходов.

В пищевой промышленности необходимо реализовывать меры инновационного развития предприятий по следующим направлениям: создание инфраструктуры, обеспечивающей движение потоков информации, знаний, технологий, поддерживающей взаимодействие внутренних звеньев и контакты с контрагентами; адаптация инновационных решений путем проведения маркетин-

говых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, разработки индивидуальной политики

Реализации направлений эффективности развития пищевой промышленности будет способствовать концепция национальной стратегии экономического роста и повышения конкурентоспособности предприятий.

предприятия на рынке, сегментирования, позиционирования, определения потенциала развития предприятия и выявления узких мест; снижение уровня риска инноваций путем сбора информации и разработки предварительных мероприятий, связанных с последовательным выполнением первоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума; разработка новых количественных и качественных показателей для анализа экономической эффективности предлагаемых новаций и применяемых инноваций; повышение квалификации кадров, построение отношений между работниками и установление обратной связи в управлении инновационным развитием предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.akmrating.ru

2. www.fsgs.ru

3. www.imemo.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «IC.T.IC.»

Тор гов ы й il редс та вител ь немещмю jnL концерна

6

■£

КРАХМАЛЫ:!

EMSLAND-STARKE GMBH

ПРЕДЛАГАЕТ следующие пищевые добавки: картофельный

картофельный модифицированный кукурузный модифицированный •соусов, кетчупов и майонеза ппа »детского питания и молочных продуктов

прпмчвплгтйл- .консервов и мясной гастрономии итои^надивд, «безалкогольныхнапитков

• кондитерских и хлебобулочных изделий

СУХОЕ КАРТОФЕЛЬНОЕ ПЮРЕ И КАРТОФЕЛЬНЫЙ ГРАНУЛЯТ

мешки но 25 кг

Спшбилгмые поставки. Вся продукция сертифицировав

x«n.î (49» 575-6471, 575 6570 х/ф, <49» 573-4083 (495) 508-85-72, 508-85-73

14HQQ Россия, Московская ооллпъ, г. Химки, ул. Энгельса,, д. 10/19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.