Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы аграрных предприятий на основе повышения конкурентоспособности управленческих кадров'

Повышение эффективности работы аграрных предприятий на основе повышения конкурентоспособности управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конев П. А.

В статье проводится анализ кадровых аспектов управления, концепции, принципов управления кадрами применительно к предприятиям агропромышленного комплекса, совершенствования подготовки кадров для сферы аграрного производства, анализируются условия гармоничного взаимодействия предприятия с внутренней и внешней средой. Отмечено, что состояние кадровой обеспеченности аграрного сектора экономики страны в сельскохозяйственных организаций в целом по Российской Федерации показывает, что за последние 15 лет наблюдается тенденция резкого снижения (практически в 2 раза) среднегодовой численности руководителей и специалистов отраслевой направленности. Целью исследования является конкурентоспособность управленческого персонала организаций сельскохозяйственного профиля на основе изучения показателей численности, структуры персонала сельскохозяйственных организаций, возможностей привлечения в отрасль молодых сециалистов, а также выявления факторов, оказывающих негативное влияние на численность и структуру персонала сельскохозяйственных организаций. Проведенный анализ кадровых ресурсов и их состояние в аграрном секторе экономики показывает, что в сельскохозяйственных организациях в 2015 году было занято 366,9 тыс. руководителей, специалистов, что составляет 75% от требуемого количества. Изучение показателей ведомственного наблюдения в целом по стране за прошедшие 15 лет позволяют выявить тенденцию резкого снижения количества отраслевых руководителей, специалистов. Как направления решения обозначенной проблемы рассматриваются механизмы перемещения подготовленных кадров к рабочим местам. Поэтому вузами должны создаваться структуры ответственные, прежде всего, за взаимодействие с работодателями, создание кластеров непрерывного образования (школа-техникум-вуз-предприятие); повышение роли обучения со значительным усилением практико-ориентированных интерактивных форм, увеличение периодов прохождения практики в производственных организациях; в системе высшего образования составлять прогнозные расчеты по всем направлениям подготовки, которые востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of HR management issues, concepts, principles of personnel management as applied to agricultural enterprises, improvement of personnel training for the sphere of agricultural production conditions and the balanced interaction of the enterprise with internal and external environment. Noted that the status of human security of agrarian sector of economy in the agricultural organizations in the Russian Federation shows that in General over the last 15 years there has been a trend of sharp decline (almost 2 times) the average annual number of managers and specialists of sectoral focus. The aim of the research is competitiveness of managerial staff of the organizations of agricultural profile based on the study of numbers, structure of the staff of agricultural organizations, the ability to attract the industry's young experts and identify factors that have a negative impact on the number and structure of staff of agricultural organizations. The analysis of the resources and their status in agricultural sector in agricultural organizations in 2015, employed 366,9 thousand managers, professionals, accounting for 75% of the required amount. The study of indicators of the departmental observations, in the whole country over the past 15 years help to identify the trend of a sharp decline in the number of industry leaders and experts. As the ways of solution of the given problem considered moving mechanisms of trained personnel to jobs. Therefore, universities must create a structure, primarily responsible for interaction with employers, creating clusters of continuous education (school-College-University-enterprise); enhancing the role of learning with a significant strengthening of practice-oriented interactive forms, increased periods of practice in industrial organizations; in higher education to make predictive calculations for all areas of training that are in demand in the medium and long term.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы аграрных предприятий на основе повышения конкурентоспособности управленческих кадров»

4. РгоГеввшпаЫе 81ап(1аг1у: Р8 "А§гопот" (Шлу. Рпкаэот Мп^еге^а 1шёа I эоааЬю] вазЬку ЯР о! 11.11.2014 N87511); Р8 ""ОуозЬсуос1" (utw. Рпкавот Мп^еге^а 1шёа I зоаа1по| вазЬку Ю7 о! 04.08.2014 N52511); Р8 ""8ас1о\осГ (utw. Рпкавот М1шз1ег81уа tшda I socialnoj заэЬку КБ о! 04.08.2014 N52711); Р8 "Ро1суос1" (utw. Рпкаэот Мт^с^уа ^а I зоаа1по| эазЬйу КБ о! 04.08.2014 N52211).

5. http://www.kdelo.ru/qa/141456-qqkss8-obyazatelno4i-primenenie-profstandarta-dlya-spetsialista-ро-оЬгапсМшёа.

6. Mintruda Ыоввн ot 04.04.2016 N14-0/10/6-2253 "(Жс^у па йроууе \oprosy ро рйтепешуи professionalih з1апёаг1:о\"

7. РгоГеввшпаЫу standart Р8 ""8\\агзЫк" (utw. Рпкаэот Ministerstva tшda 1 socialnoj заэЬку КБ ot 28.11.2013 N70111);

8. РгоГеввшпаЫу standart Р8 "^рсааПэ! ро иргау1ешуи рсгзопаЬт" (utw. Рпкаэот Ministerstva tшda \ 80<па1псд эазЬйу КБ сЛ 06.10.2015 N69111).

УДК 338.242.2

Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (СПбГАУ, paw.konew@yandex.ru)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Цель управления, система, аграрная политика, профессиональная подготовка, конкурентоспособность, кадровое обеспечение, маркетинг

Анализ кадровой обеспеченности аграрного сектора экономики страны в сельскохозяйственных организаций в целом по Российской Федерации показывает, что в целом за последние 15 лет наблюдается тенденция резкого снижения (практический в 2 раза) среднегодовой численности руководителей и специалистов отраслевой направленности. Данная ситуация негатино отражается как на самих сельскохозяйственных предприятиях, так и на предприятиях, имеющих хозяйственные связи с ними. Для повышения эффективности работы экономических субъектов особый смысл приобретают в настоящее время вопросы применения форм управления и его информационного обеспечения, а также усиления кадрового потенциала управленцев, специалистов и служащих, рабочих [1]. Именно работники, занятые в организациях обеспечивают основной успех работы организации. Наибольшее значение, при этом, имеет анализ характеристик рабочей силы как в разрезе отдельных субъектов, так и рынка в целом. Ключевое значение в управлении персоналом имеет его конкурентоспособность, которая в настоящее время изучена недостаточно, что не позволяет осуществлять эффективного управления персоналом различных категорий (руководителей, специалистов и служащих, рабочих) [1]. В настоящей статье остановимся на изучении характеристик, позволяющих оценить конкурентоспособность управленческого персонала организаций сельскохозяйственного профиля.

Цель исследования состоит в изучении конкурентоспособности управленческого персонала организаций сельскохозяйственного профиля на основе изучения показателей численности, структуры персонала сельскохозяйственных организаций, возможностей привлечения в отрасль молодых сециалистов а также выявления факторов, оказывающих негативное влияние на численность и структуру персонала сельскохозяйственных организаций. Анализ конкурентоспособности управленческого персонала сельскохозяйственных организаций в разрезе приведенных показателей позволит добиться

повышения качественных характеристик данной категории работников, что является основой повышения эффективности работы организаций сельскохозяйственного профиля.

Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проведено на материалах Росстата, ведомственного статистического наблюдения, отчетности сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области. Методы исследования -экономико-математический метод, графический метод, статистические методы. Объекты исследования - сельскохозяйственные организации РФ, учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Результаты исследования. Проведенный анализ кадровых ресурсов и их состояния в аграрном секторе экономики в сельскохозяйственных организациях показвает, что в 2015 году было занято 366,9 тыс. руководителей, специалистов (75% от требуемого количества). Изучение показателей ведомственного наблюдения, в целом по стране за прошедшие 15 лет позволяют выявить тенденцию резкое снижение (в 2 раза) количества отраслевых руководителей, специалистов.

Организация подготовки специалистов и руководителей для аграрного сектора экономики играет важную роль в кадровом и научном обеспечении агропромышленного комплекса и российского села [2]. Уровень квалификации и компетентность этой категории кадров во многом определяют темпы развития агропромышленного комплекса и обусловливают эффективное управление сельскими территориями России.

В настоящее время рынок услуг в сфере образования, в который входят аграрные вузы, а также учреждения среднего профессионального образования, отстает от часто изменяющихся потребностей работодателей, что приводит к углублению диспропорций между существующим профессиональным уровнем подготавливаемых специалистов и технологическими требованиями производства, что, в свою очередь, приводит к структурным несоответствиям рабочей силы в разрезах количества и предлагаемых рабочих мест.

Следует отметить, что имеющийся потенциал аграрных учреждений системы образования реализуется в настоящее время не полностью, так как только около 1/3 выпусков молодых специалистов работает в отраслях сельского хозяйства, хотя имеется значительный разброс данного показателя по отдельным субъектам Российской Федерации [2].

На ситуацию в кадрах отрицательное влияние также оказывает социально-психологический уровень молодых руководителей, специалистов сферы аграрного производства. По оценкам специалистов, социально-трудовые установки, суть которых заключается в желании «много работать», наблюдаются не более чем у 8-10% руководителей, специалистов сельскохозяйственных организаций (рис.1).

Изучение ситуации показывает, что снижение численности с одной стороны, идет за счет укрупнения хозяйствующих субъектов, вследствие формирования крупных интегрированных агропромышленных объединений, а также в связи с процессами кооперации и интеграции субъектов, относящихся к малым формам хозяйствования. С другой стороны, увеличивается количество малых предприятий, где экономически нецелесообразно содержать полный штат специалистов. Кроме этого, уровень заработной платы, который в большинстве случаев обусловлен низкой рентабельностью производства, ориентирует многих отраслевых специалистов на трудоустройство в других отраслях (в 2013 г. среднемесячная заработная плата в аграрном секторе равнялась 14017 руб.; к уровню средней по экономике, этот показатель составлял 52,3%; по отношению к заработной плате в производстве пищевых продуктов - 66,5%).

800000

700000

600000

¿500000

о

т л

I-

0400000 х

х •

с

200000

100000

\

>

у= Ш4,х'-Ы/ЗЬх + /ЗЬЬЬ

Я2 =0,915

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Годы

Рис. 1. Динамика численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных

организаций РФ

Исследования также позволили выявить тенденцию увеличения доли женщин в составе отраслевых руководителей и главных специалистов (рис.2).

60,0% -

50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

49,1%

50 3% 50,8% 51,2% 51,2% 51,2% 51,2% 51,7% 51,4% 51,0% 50,9% 51,4%

.о л0/ 48 4% «Т «»/ -- ■«' —

А

48,0%

47,9% 47.4%— 47,6% 47.4%

I I

3,6% 3,9%

КПП

2,5%

II

И

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

■ Замещающие должности руководителей и специалистов ■ Руководители хозяйстз « Главные специалисты

Рис. 2. Динамика тендерного состава руководителей и специалистов в аграрном секторе РФ, %

Процесс неоднозначный и вряд ли может характеризоваться только положительно, поскольку условия труда специалистов во времени заметно усложняются при относительно низких зарплатах, которые вряд ли устраивают мужчин, но могут в определенной степени удовлетворять потребности женщин-специалистов в период структурной безработицы, развивающейся в сельской местности.

Диагностика кадровой ситуации диктует необходимость оперативного решения задачи притока молодых специалистов с соответствующим образованием и закрепления их в аграрном секторе экономики. В отрасли наблюдается заметное старение управленческих кадров: среди руководителей и специалистов растет доля лиц пенсионного возраста (в 2008 г. - 7,7%, в 2013 - 11%); снижается уровень квалификации менеджмента аграрных организаций, высшее профессиональное образование имеют 69% руководителей и 46% специалистов; уменьшается доля специалистов, прошедших повышение квалификации (в 2013 г. их было только 4,6%).

Анализ динамики численности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций в разрезе регионов показал, что снижение контингента наблюдалось в 50 субъектах Российской Федерации, наибольшее - в республиках Тыва, Татарстан, Удмуртия, Московской, Омской, Нижегородской, Тверской областях, Алтайском и Хабаровском краях. Увеличение - в 26 субъектах РФ, особенно в республике Карелия, Волгоградской, Ленинградской, Астраханской, Липецкой областях, Краснодарском крае.

На общем фоне ухудшения кадровой ситуации наблюдается заметное сокращение численности (рис.3) и образовательного уровня (рис.4) руководителей отраслевых организаций и предприятий (в 2013 г. - 52,3 % от уровня 2000 г.)

27617

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.

Рис. 3. Численность руководителей сельскохозяйственных организаций

и предприятий РФ, чел.

80,0 70 0

60 0 50,0 ¡5 40.0 30,0

20,0 10.0 0.0

Рис. 4. Уровень образования руководителей сельскохозяйственных организаций Российской Федерации

Доля руководителей с высшим образованием с 2000 по 2008 год сохранялась на уровне 70%, начиная с 2009 года, отмечается ежегодное снижение этого показателя. К сожалению тенденция сокращение насыщенности хозяйств дипломированными специалистами сохраняется. Интенсивность данного процесса за последние годы возрастает, особенно это характерно для экономической, агрономической, зоотехнической служб (табл. 3). Данный процесс во многом объясняется снижением уровня концентрации производства и ростом числа малых предприятий, в которых экономически нецелесообразно содержать полный штат специалистов. Значительную роль играют также отсутствие благоустроенного жилья и низкий уровень заработной платы специалистов, общий недостаточный уровень социальной инфраструктуры в сельской местности Анализ имеющейся кадровой ситуации на примере Ленинградской области показал, что изменения в уровнях обеспеченности специалистами определяются следующими показателями: объем и структура подготовки кадров, характеристики системы распределения и уровень сменяемости специалистов на управленческих должностях в сельском хозяйстве, (табл.1).

Таблица 1. Уровень насыщенности производственных служб аграрного сектора РФ дипломированными специалистами

Производственные службы Насыщенность, чел. на 100 хозяйств Изменения % 2013 г. к 2008 г.

2008 г. 2010 г. 2013 г.

Дипломированные специалисты и руководители 1450 1417 1129 77,8

Руководители среднего звена 287 288 198 69,0

Агрономическая служба 82 76 63 76,8

Зоотехническая служба 66 64 51 77,3

Ветеринарная служба 96 96 75 78,1

Инженерно-технологическая служба 131 122 96 73,3

Экономическая служба 55 51 42 76,3

Бухгалтерская служба 318 281 226 71,0

д — -Д — Д---Д---д - - -Д - Д---Д---Д - _ .д. _ _ д---д_ - -Д - - -Д

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

♦ С высшим образованием -в- Со средним образованием - л -1 |рактики

Чтобы избежать ошибок в дальнейшем при подготовке специалистов сферы аграрного производства, необходимо обоснованно определять потребности в специалистах как по объему, так и структуре. Для обозначенной цели следует, прежде всего, определить роль специалистов на перспективу с учетом изменений отраслевой экономической ситуации в целом [2].

Основным выводом общей оценки системы подготовки специалистов сельского хозяйства является долго сохраняющееся несоответствие, нестабильность а также диспропорции развития. И как результат - рассогласованность, слабая управляемость кадровыми процессами. Это особенно затрагивает формирование кадрового резерва действующих предприятий [2]. Попытки изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону, лишь путем изменения структуры подготовки специалистов сферы АПК, которые сейчас предпринимаются, определенные результаты приносят, но сталкиваются с имеющимися проблемами, поскольку приемлемой и обоснованной концепции подготовки кадров в новых условиях для сферы АПК пока не разработано. В значительной степени данная ситуация связана с тем, что имеющаяся система подготовки кадров для нужд АПК рассматривается вне системы рыночных отношений и вне актуальных потребностей рынка труда [3].

Поэтому главным содержанием проводимой реформы профессионального образования является повышение конкурентоспособности учебных заведений. Но реформа подготовки кадров должна являться не самоцелью, а средством повышения качества и эффективности экономики страны. Поэтому нужны новые подходы к системе подготовки кадров в сельскохозяйственном производства. Материальная заинтересованность будущего специалиста, а государства - в специалистах должны быть выражены более конкретно. Предполагается, что со стороны государства это, прежде всего, укрепление материально-технической базы учреждений образования за счет бюджетных средств, а со стороны желающих - стремление получить профессиональное образование.

В то же время ни в одном учебном заведении отраслевой специализации пока не создано достаточно эффективной маркетинговой службы, которая решала бы проблемы рынка квалифицированной рабочей силы, т.е. определяла всю совокупность потенциальных мест работы по категориям, территориям; выявляла бы потенциальные возможности рынка труда путём сегментирования рынка труда, осуществляла прогнозы основных тенденций на рынке труда по объемам, структуре представленных вакансий. Как острую можно определить проблему распределения квалифицированных специалистов сельского хозяйства - выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений.

Изменившиеся условия социально-экономического характера в современной аграрной сфере и острое развитие кризисных явлений, наряду с другими факторами, отразились при распределении специалистов. Если система распределения кадров, действовавшая ранее, позволила в 1990 г. распределить и впоследствии трудоустроить до 90% выпускников, то к настоящему времени, уровень трудоустройства выпускников учебных заведений снизился в 6 раз. Экономический кризис, структурная безработица выступают в виде контрфакторов и их действие достаточно долго будет оказывать свое негативное влияние. Выходом из сложившейся ситуации может только один - повышение конкурентоспособности молодых специалистов и выпускников учебных заведений [4]. Учреждения среднеспециального и высшего образования пока очень слабо заявляют о себе на рынках квалифицированного труда, поскольку плохо ориентируются на рынке труда.

Результаты исследования показывают, что уровень мобильности специалистов в организациях сельскохозяйственного профиля в 2015 г. превышала 20%. В среднем за 2011-2015 гг. закрепляемость молодых специалистов составила 82% (табл. 2).

Таблица 2. Подготовка и трудоустройство молодых специалистов в аграрном секторе России, чел.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. в %; к 2008 г.

Подготовлено специалистов

Всего 120952 112217 105986 102750 107791 89.1

с высшим образованием 67255 66746 65348 63854 66613 99,0

в% 55,6 59,5 61,7 62,1 61,8 -6,2

со средним образованием 53697 45471 40638 38896 41178 76,8

в% 44,4 40,5 38,3 37,9 38,2 -6,2

В порядке:

очного обучения 76384 70170 65162 59862 60317 78,9

в% 63,2 62,5 61,5 58,3 55,9 -7.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе:

очного обучения за счет федерального бюджета 53385 51486 46783 43479 32973 61,8

в% 69,9 73,4 71,8 72,6 54,7 -15.2

очного обучения в рамках целевой контрактной подготовки 11334 12110 10816 9024 7301 64,4

в% 14,8 17,3 16,6 15,1 12,1 -2,7

заочного и вечернего обучения 44568 42047 40824 42888 47859 107,4

в% 36,8 37,5 38,5 41,7 44,4 -7,6

Осталось работать в сельхозо эганизациях на конец года:

из числа принятых на работу молодых специалистов выпуска отчетного года 13474 14186 12290 15914 15510 115,1

в % от числа подготовленных специалистов по очной форме обучения 17,6 20,2 18,9 26,6 25,7 -8,1

в % от числа принятых на работу 85,5 77,6 83,6 84.1 78,8 -6,7

Оценивая ситуацию, можно в целом видеть значительное снижение объемов подготовки студентов в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования аграрного профиля [3]. В 2015 году подготовлено 107, 8 тысяч специалистов, что на 10,9% ниже уровня 2011 г. Доля специалистов, имеющих с высшим образованием в общей структуре подготовленных кадров составила более 60%.

Выводы. Для изменения описанной ситуации требуются усилия по следующим направлениям работы:

- формирование образовательного комплекса для подготовки специалистов сферы АПК, который призван обеспечивать эффективную работу создаваемой системы образования на основе учета принципов преемственности, гибкости основных форм подготовки;

- осуществление поэтапного перехода на взаимосвязанную структуру общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, обеспечивающую повышение качества подготовки кадров для сельского хозяйства;

- совершенствование подготовки сельскохозяйственных кадров путем интеграции науки, образования и производства;

- формирование маркетинговых служб, действующих в рамках образовательных учреждений, а также создание единой системы подготовки кадров.

При формировании стратегии повышения конкурентоспособности кадров одним из основных этапов являются механизмы перемещения подготовленных кадров к рабочим местам. Поэтому вузами должны создаваться структуры, ответственные, прежде всего, за взаимодействие с работодателями.

Разбалансированность системы среднего и высшего профессионального образования, можно пред одолеть, реализовав следующие мероприятия:

- создания кластеров непрерывного образования (школа-техникум-вуз-предприятие);

- обеспечение условий ранней профессионализации еще на этапе обучения в школе в виде кружков, межшкольных комбинатов, производственных бригад учеников школ для прохождения летней трудовой практики;

- повысить роль обучения со значительным усилением практико-ориентированных интерактивных форм, увеличением периодов прохождения практики в производственных организациях;

-в системе высшего образования - составлять прогнозные расчеты по всем направлениям подготовки, которые востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе[3].

Современное состояние, а также возможности развития аграрного образования пока не позволяют существенно влиять состав кадров управления в отрасли, повысить уровень конкурентоспособности специалистов аграрной сферы [4]. Результаты представленного исследования позволяют утверждать, что обозначенная проблема требует системного подхода, без чего реализация конструктивных решений невозможна.

Литература

1. Ткаченко В.А., Конев П.А. Аспекты информационного обеснечения современного управления (на примере сельского хозяйства) // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2011. - № 22. - С. 215-221.

2. Макушова О.М., Конев П.А. Возможности и условия перехода к маркетинговой ориентации в управлении хозяйствующими субъектами аграрной сферы экономики //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2013. № 33. С. 118-123.

3. Ткаченко В.А., Конев П.А. Взаимосвязь нланирования и управления с затратами в сельском хозяйстве//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 35. - С. 150-153.

4. Ткаченко В.А., Конев П.А. Порядок организационного проектирования развития муниципального (районного) образования АПК// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. -2015,- №39. - С. 206-209.

Literatura

1. Tkachenko V.A., Konev Р.A. Aspekty informacionnogo obespecheniya sovremennogo upravleniya (na primere sel'skogo hozyajstva) // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2011. - № 22. - S. 215-221.

2. Makushova O.M., Konev P.A. Vozmozhnosti i usloviya perekhoda k marketingovoj orientacii v upravlenii hozyaj stvuyushchimi sub"ektami agramoj sfery ehkonomiki //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 33. - S. 118-123.

3. Tkachenko V.A., Konev P.A. Vzaimosvyaz' planirovaniya i upravleniya s zatratami v sel'skom hozyajstve//Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. -№ 35. - S. 150-153.

4. Tkachenko V.A., Konev P.A. Poryadok organizacionnogo proektirovaniya razvitiya municipal'nogo (rajonnogo) obrazovaniya APK// Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2015.-№39.-S. 206-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.