© Г.Н. Шаповаленко, С.Ф. Зубарев, В.В. Глухорев, В.С. Байкин, 2015
УДК 658.588.8
Г.Н. Шаповаленко, С.Ф. Зубарев, В.В. Глухорев, В.С. Байкин
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЛАЗ НА РАЗРЕЗЕ «ЧЕРНОГОРСКИЙ» ООО «СУЭК-ХАКАСИЯ»
Представлен практический опыт повышения эффективности проведения технического обслуживания (ТО) БелАЗов в авторемонтной мастерской горно-транспортного цеха разреза «Черногорский» (далее АРМ ГТЦ) для повышения их эксплуатационной надежности: изменение организации труда, формирования учета и контроля, увеличение объемов выполненных операций ТО, а так же разработка стимулирующего Положения об оплате труда для слесарей бригады ТО. Произведены сравнение и анализ показателей работы персонала до и после улучшения организации проведения ТО БелАЗ.
Ключевые слова: БелАЗ, техническое обслуживание, оплата труда, учет, контроль, анализ, операция, качество, визуализированная технологическая карта, производительное время.
На разрезе «Черногорский» с августа 2014 г. начата целенаправленная работа по улучшению организации труда слесарей бригад технического обслуживания (ТО) самосвалов БелАЗ. Данная работа обусловлена недостаточным качеством проведения ТО, что приводит к значительному количеству внезапных отказов и внеплановым простоям оборудования.
Хронометраж, разработка и освоение журнала учета объема выполнения ТО позволили установить, что в период январь-август 2014 г. фактический объем выполненных операций по всем видам ТО в среднем не превышал 11% от необходимого (табл. 1).
На основе хронометража, анализа и опросов было установлено, что основными причинами неудовлетворительного качества проведения ТО являются:
1. Отсутствие у слесарей бригад ТО необходимых знаний о полном перечне операций ТО.
122
Таблица 1
Фактический объем выполнения ТО самосвалов БелАЗ в период январь-август 2014
БелАЗ 7513 БелАЗ 7530
Средний объем выполнения ТО, %
ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТО-1 ТО-2 ТО-3
16 10 8 15 7 6
Среднее по всем видам ТО, %
11 9
2. Халатное отношение к инструменту, а также его недокомплект.
3. Неудовлетворительная организация труда бригады ТО, в том числе, отвлечение исполнителей от их основных обязанностей, несвоевременная постановка самосвалов на ТО, нере-гламентированные перерывы слесарей.
4. Слабая связь между количеством, качеством ТО и величиной заработной платы слесарей.
Разработка и внедрение мероприятий, для устранения данных причин, осуществлялась в течение 3-х месяцев: сентябрь-ноябрь 2014 года.
Совместно с бригадами и мастером по ТО, были разработаны и утверждены визуализированные технологические карты (ТК) на проведение всех видов ТО БелАЗ моделей 7513 и 7530. ТК включают перечень операций для проведения ТО, список необходимого инструмента, визуализацию и регламентированное время на выполнение всех работ. Фрагмент ТК для проведения ТО БелАЗ представлен на рис. 1.
Разработка ТК, позволила обосновать и оборудовать инструментальный цех, а также доукомплектовать необходимым инструментом бригады ТО.
Кроме этого установлено, что в среднем на выполненные операции ТО у слесарей уходит только 18% рабочего времени — функциональное время. Остальное время затрачивается на хозяйственные работы разреза, ожидание постановки самосвалов на ТО и прочие нефункциональные работы. В связи с этим были разработаны и утверждены приказы, запрещающие привлекать бригады ТО к посторонним работам и несвоевременную постановку самосвалов на ТО. Контроль за исполнением данных приказов осуществлялся лично директором разреза.
123
Рис. 1. Фрагмент ТК для проведения ТО БелАЗ
Для повышения заинтересованности слесарей в результатах своего труда было разработано и освоено Положение об оплате, суть которого заключается в оплате за количество, полноту и качество выполненных ТО, а не за отработанные часы на предприятии [4, 5]. Величина оплаты каждого вида ТО определялась в зависимости от трудоемкости операций. Величина оплаты каждого вида ТО представлена в табл. 2.
Реализованный комплекс мероприятий обеспечил: - повышение производительного времени бригад ТО в среднем в 4 раза с 18% до 80% в их сменном рабочем времени (рис. 2);
Таблица 2 Оплата одного ТО
Вид обслуживания Оплата одного ТО, руб.
БелАЗ 75131 БелАЗ 75306
ТО-1 3948 5209
ТО-2 8516 12237
ТО-3 12030 17197
СО 2666 2666
Рис. 2. Величина производительного времени бригад ТО в общем их рабочем времени: а — январь-август 2014 г. (период до реализации мероприятий); б — сентябрь-декабрь 2014 г. (период во время освоения мероприятий); в — январь-июль 2015 г. (текущий режим)
п 1
__ Шиг\ 1 _
Январь-август 2014г. Сентябрь-декабрь 2014 г. январь-июль 2015 г
(период до (период во время (текущий режим)
реализации мероприятий) освоения мероприяшй)
Рис. 3. Средний объем выполнения операций ТО
Раз
2
Январь-август 2014 г Сентябрь-декабрь 2014 г январь -июль 2015 г.
(период до (период во время (текущий режим)
реализации мероприятий) освоения мероприятий)
Рис. 4. Изменение величины заработной платы слесарей ТО
- повышение объема выполнения операций по видам ТО в среднем в 8 раз с 11 до 90% (рис. 3);
- увеличение среднего заработка слесарей в 1,8 раза с 19 689 до 34 849 руб/мес (рис. 4).
Данные мероприятия позволили сократить продолжительность простоя БелАЗ в ремонте в среднем на 30% и, соответственно, повысить производительность этих машин в 1,18 раза.
1. Карьерные самосвалы БелАЗ-75145, БелАЗ 75131 и их модификации Руководство по ремонту 7513-3902080 РС Республика Беларусь. — Жо-дино, 2007.
2. Положение о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте карьерных самосвалов БелАЗ. — Жодино, 2004.
3. Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей «Камминз» серий К38 и К50. 2002.
4. Кукаренко А.И. и др. Стимулирование персонала к повышению эксплуатационной надежности горного оборудования / А.И. Кукаренко, С.Т. Грибанов, И.И. Емец, И.В. Марьясов, В.А. Хажиев // Комплексное освоение месторождений полезных ископаемых: Сб. научных трудов. — Магнитогорск, 2012.
5. Килин А.Б. и др. Совершенствование системы премирования персонала энерго-механической службы обогатительной фабрики ООО «СУЭК-Хака-сия» / А.Б. Килин, Н.Ш. Пастухова, В.В. Рыжов, И.В. Марьясов, С.Ф. Зубарев, С.И. Захаров, В.А. Хажиев // Организация и управление горным предприятием: Отдельный выпуск ГИАБ. — 2014. — № ОВ5. — С. 90-99.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Шаповаленко Геннадий Николаевич - канд. техн. наук, директор разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», Республика Хакасия, Черногорск Зубарев Сергей Федорович — начальник отдела организации и оплаты труда ООО «СУЭК-Хакасия», Республика Хакасия, Черногорск Глухорев Владислав Васильевич — механик Цеха по ремонту технологического автотранспорта АО «Черногорский РМЗ», Республика Хакасия, Черногорск
Байкин Валентин Станиславович — лаборант лаборатории эффективной эксплуатации оборудования ООО «НИИОГР», Челябинск
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
126
UDC 658.588.8
ENHANCEMENT OF BELAZ MAINTENANCE EFFICIENCY IN CHERNOGORSKY OPEN PIT MINE, SUEK-KHAKASSIA
Shapovalenko Gennady N., Candidate of Engineering Sciences, Director, Cher-nogorsky Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, Republic of Khakassia, Chernogorsk Zubarev Sergey F., Head of Methods and Wages Department, SUEK-Khakassia, Republic of Khakassia, Chernogorsk
Glukhorev Vladislav V, Mechanic, Utility Vehicles Repair Shop, Chernogorsky Repair Works, Republic of Khakassia, Chernogorsk
Baikin Valentin S., Laboratory Assistant, Equipment Operation Efficiency Laboratory, NIIOGR, Chelyabinsk
The article describes the experience gained by auto repair workshop of mining and haulage equipment department in Chernogorsky open pit mine in the enhancement of functional reliability of BelAZ dump trucks: modification of job management, generation of record keeping and control, expansion of maintenance work performed and elaboration of stimulating Regulations for remuneration of labor of maintenance screw fitters. The personnel performance figures before and after the improvement of BelAZ maintenance efficiency are compared and analyzed.
Key words: BelAZ, maintenance, labor remuneration, record keeping, control, analysis, operation, quality, visualized operation flow chart, production time.
References
1. Open pit dump trucks BelAZ-75145, BelAZ 75131 and modifications. Repair manual 7513-3902080 RS, Republic of Belarus, Zhodino, 2007
2. Regulations for maintenance, diagnostics and repair of open pit dump truck BelAZ, Zhodino, 2004
3. Manual on operation and maintenance of Kamminz motors series K38 and K50, 2002
4. Kukarenko A.I., Gribanov S.T., Emets I.I., Mar'yasov I.V., Khazhiev V.A. Stimulation of personnel towards enhancement of functional reliability of mining equipment, Comprehensive Mineral Mining: Collection of Scientific Papers, Magnitogorsk, 2012.
5. Kilin A.B., Pastukhova N.Sh., Ryzhov V.V., Mar'yasov I.V., Zubarev S.F., Zakharov S.I., Khazhiev V.A. Mining Informational and Analytical Bulletin, 2014, issue OV5, pp. 90-99.
127