ТОНОЯН Хорен Аветисович — доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73;professor- [email protected]) ЛАХТИН Артем Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; [email protected])
УСОЯН Нуре Рустамовна - студентка Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; usoyan.usoyan.98@ mail.ru)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРВОМ КАЗАЧЬЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. В статье рассматриваются современные методы организации и проведения спортивных массовых мероприятий, показана связь между организацией спортивных праздников и здоровым образом жизни молодых людей. Авторы поднимают вопрос об эффективности спортивных праздников в вузе. На основе исследования проблемы разработаны и апробированы новые подходы к организации спортивных праздников в Первом казачьем университете.
Ключевые слова: организация спортивных праздников, организация массовых спортивных мероприятий, спортивные праздники, организация культурного досуга, критерии оценки эффективности спортивных праздников, современные технологии организации и проведения спортивных праздников
Выявление наиболее эффективных способов организации и проведения спортивных и массовых мероприятий в России на настоящем этапе является очень актуальным. Мероприятия такого характера приобрели популярность, в т.ч. из-за того, что современная молодежь в условиях быстрого технологического прогресса все больше времени проводит за гаджетами. C физической точки зрения это очень плохо, т.к. сидячий образ жизни отрицательно влияет на все человеческие органы и на мозговую активность [Тоноян 2007].
Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения, изучая отношение россиян к спорту и здоровому образу жизни, задались вопросом, сколько россиян занимаются спортом. Исследование показывает, что лишь 13% опрошенных делают это регулярно, 21% - время от времени, а 18% - крайне редко. Поддерживать себя в хорошей физической форме в большей степени старается молодежь (78% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет), активные интернет-пользователи (66%) и люди с высшим образованием (61%) [Агаджанян, Шабатура 2014].
Для большего привлечения людей к занятиям физической культурой необходима их заинтересованность в современных технологиях, проведение спортивных мероприятий как праздников и формирование принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). Каждый год в нашей стране проходят сотни спортивных и массовых мероприятий разного масштаба. Россия блестяще организовала и провела зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. А в 2018 г. впервые в России будет проходить чемпионат мира по футболу.
Что такое спортивно-массовое мероприятие, и какие у него задачи? В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под физическими спортивными мероприятиями понимаются «спортивные соревнования, а также тренировочные и другие мероприятия по подготовке к
спортивным соревнованиям с участием спортсменов»1. Во время мероприятия формируются и развиваются физические, психологические качества личности; волевые черты характера. Можно сказать, что спортивные мероприятия являются важным социальным феноменом, оказывающим влияние на основные сферы жизнедеятельности общества.
Давно известно, что спортивно-массовое мероприятие всегда ассоциируется с праздником. Для спортсменов - это повод показать себя с лучшей стороны и, по возможности, вовлечь в занятия спортом новых людей, а для зрителей - это наслаждение и развлечение. Задача организаторов спортивного представления - вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеет свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск [Трощенко, Шлемова, Чернышева 2013].
Из года в год популярность спортивно-массовых мероприятий возрастает в связи с появлением новых современных технологий (теле- и радиосвязь, Интернет, мобильная связь). Все перечисленное способствует тому, чтобы молодое поколение проявляло интерес к разным видам спорта и к участию в спортивных мероприятиях и спортивных праздниках [Тоноян, Юлина 2015].
Успех любого проводимого мероприятия зависит от многих факторов: экономических, социальных и даже политических. Следует учитывать и исторический фактор. В разные исторические эпохи содержание спортивных праздников менялось. Поэтому для организатора спортивно-массовых мероприятий необходимо и важно работать с историческими материалами для того, чтобы понять, как изменялись вкусы людей на протяжении многих лет. О спортивном мероприятии как о празднике начали говорить задолго до появления телевизоров и Интернета. Одно из первых упоминаний о зрелищности спортивного мероприятия было зафиксировано в Античности: самым популярным мероприятием в Древнем Риме были гладиаторские бои. На современном этапе в России и мире стремительно растет популярность боевых искусств, различных видов спортивных единоборств.
Для организации эффективных физкультурных и спортивных мероприятий следует соблюдать несколько правил, которые дадут качественный результат. Во-первых, организаторы должны определиться с размахом события. От этого зависит разработка дальнейшего плана действий. Во-вторых, необходимо правильно выбрать дату и место проведения мероприятия. Надо убедиться в том, что соревнование не пройдет одновременно с другим мероприятием. Необходимо определить, кто несет ответственность за расходы, связанные с проведением соревнований, такие как оплата аренды спортсооружений, приобретение инвентаря, а также призов, дипломов и грамот для награждения участников соревнований, оплата работы судейского аппарата. Разумеется, необходимо обеспечить рекламу события, для этого можно использовать СМИ, Интернет, газеты, журналы, листовки и т.д. Так как в спорте велик риск получения травм, то на физкультурных и спортивных мероприятиях необходимо обеспечить присутствие врача с набором первой помощи. Важно обеспечить безопасность всех участников и зрителей с помощью охраны, волонтеров, а также, при необходимости, полиции.
Спортивно-массовые мероприятия могут проходить на разных уровнях: международном, национальном, региональном, местном, корпоративном. Особую популярность приобрели соревнования по различным видам спорта, спартакиады, Дни здоровья в высших учебных заведениях. Для МГУТУ
1 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». С. 3, 26-34.
Рис. 1. Сравнительный анализ количественных показателей студентов МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), принимающих в участие на плановых спортивных мероприятиях университета с 2011 по 2016 уч.г.
им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) главным спортивным праздником вот уже 7 лет является Казачья спартакиада, которая проводится в 5 видах спорта по 21 дисциплине: кросс на 3 000 и 1 000 м, бег на 100 м, плавание на 50, 100 и 200 м, лыжные гонки на 5 000 и 3 000 м, волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, дартс, шахматы, армрестлинг, казачьи виды борьбы и др. Администрация ректора, кафедра физической культуры, спортивный клуб и студенческий совет МГУТУ создали максимально комфортные условия для участия в различных соревнованиях всех студентов, начиная с 1-го курса. Официальные спортивные мероприятия открываются массовым кроссом первокурсников в начале сентября и заканчиваются в конце мая праздником Дня здоровья. Все это делает студентов более коммуникабельными, они получают широкое поле для реализации своих возможностей в спорте и учебе. Само собой, процесс спортивного праздника в вузе создает соревновательный эффект среди студентов, стремление к достижению наилучшего результата.
Цель исследования - разработка комплекса заданий, направленных на повышение эффективности организации и проведения спортивных и массовых мероприятий в Первом казачьем университете, определение критерия эффективности этих праздников. Методы исследования - анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, видеоанализ спортивных и массовых мероприятий, опрос студентов, преподавателей и гостей праздника. Материалы исследования: для сравнения результатов и оценки эффективности физкультурных и спортивных мероприятий мы проанализировали все спортивные мероприятия университета за последние 5 лет (см. рис. 1).
Таким образом, можно сказать, что за последние 5 лет по 5 видам спорта средняя активность студентов ПКУ не превышала 1,2%, что составляет около
1. Откуда Вы узнали о спортивном празднике университета?
Варианты ответов Число случаев Доля фактора, % Оценка фактора по 5-балльной шкале
1) Реклама в университете 123 6,53 1
2) Через знакомых и друзей 1 667 88,5 5
3) Через сайт университета 94 4,9 1
2. Как часто Вы посещаете спортивные праздники МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)?
Несколько раз в год 500 26,5 3
Один раз в год 1 000 53,1 4
Не посещаю 384 20,4 3
3. Какой из рекламных проспектов больше всего привлек Ваше внимание?
Реклама на телеэкранах университета 14 0,7 1
Реклама на сайтах университета 290 15,4 2
Реклама на информационных стендах университета 1 120 59,5 5
Реклама на сайте кафедры физической культуры 460 24,4 3
4. Как Вы охарактеризуете оборудование спортивных сооружений?
Разнообразное, эффективное, есть выбор 526 27,9 3
Неэффективное, нет выбора 134 7Д 2
Старое 1 224 65 5
5. Насколько Вы в общем довольны нашим спортивным комплексом «Университетский»?
На 100% 245 13 2
На 75% 356 18,9 2
На 50% 886 47 4
На 25% 232 12,3 2
На 0% 165 8,8 2
6. Вы бы рекомендовали наш спортивный праздник своим знакомым, однокурсникам, друзьям?
Да 1 209 64,2 5
Нет 675 35,8 3
7. Вы будете на следующий учебный год принимать участие в Казачьей спартакиаде?
Да 875 46,4 4
Нет 756 40,1 4
Затрудняюсь ответить 119 6,3 1
8. Насколько долгой должна быть программа праздника?
Не больше 2 часов 1245 66 5
Не больше 4 часов 439 23,3 3
Полдня 126 6,7 1
Весь день 74 3,9 1
9 . Вы довольны спортивным праздником?
Да 763 40,5 4
Нет 679 36 3
Не очень 442 23,5 3
Рис.2 Показатели анкетирования среди участников и гостей спортивного мероприятия
200 чел. Большинство участников, в свою очередь, отдавали предпочтение игровым видам спорта - в среднем 25,7%. Далее места распределились следующим образом: легкая атлетика - 25,6%, плавание - 23,5%, зимние виды спорта - 21,4% и единоборства - 20,5%. Причем в плавании число участников увеличилось на 2,1%, в единоборствах - на 0,4%, в игровых видах спорта - на 0,5%. В то же время в легкоатлетических и зимних видах спорта число участников уменьшилось. Результаты неутешительные. Положение дел не удовлетворяло руководство университета. Была поставлена задача увеличить число участников по всем видам спорта.
Для оценки эффективности плановых спортивных мероприятий университета в 2016-2017 гг. была разработана анкета, где все участники, зрители и гости после спортивного праздника по желанию отвечали на 9 вопросов. В исследовании приняли участие 1 884 чел. Из них 82 человека - сотрудники администрации, профессорско-преподавательский состав и 1 802 - студенты (см. рис. 2).
На основании полученных в процессе исследования данных, рекомендаций, опубликованных ранее в литературных источниках, зрительских предпочтений, пожеланий, интересов с помощью метода фокус-группы, результатов анкетирования был разработан комплекс заданий, направленных на повышение эффективности организации и проведения спортивных и массовых мероприятий в Первом казачьем университете.
Согласно плану исследований, в 2016/2017 уч. г. на всех спортивных мероприятиях в университете был применен комплекс заданий, разработанных нами в процессе исследования. К каждому спортивному мероприятию готовились в течение 3 месяцев. Участники заранее знали место и время проведения мероприятия. За месяц до соревнования информация о проведении мероприятия распространялась через социальные сети и буклеты. На университетском и на кафедральном сайтах была представлена программа, правила и положения о спартакиаде. Продолжалась активная работа с директорами институтов, с деканатами и кафедрами. Университетский спортивный клуб и студенческий совет отвечали за явку студентов, информацию о форме одежды. Представители оргкомитета проводили осмотр спортивных сооружений, игровых залов, бассейна, беговых дорожек, спортивного оборудования и инвентаря.
В результате общее число участников увеличилось почти на 40%, или на 1 057 человек (см. рис. 1). Количественные показатели по видам спорта распределились следующим образом: в плавании число участников выросло на 7,1%, в единоборствах - на 2,6%, легкой атлетике - на 0,7%. Снизились показатели по игровым видам спорта - на 2,6% и зимним видам спорта - на 7,3%. Ухудшение количественных показателей по игровым и зимним видам спорта объясняется рядом объективных причин, которые создавали определенные проблемы для четкой организации и проведения спортивных мероприятий (ремонт игрового зала в течение года, погодные условия для лыжной подготовки и т.д.).
В завершение можно сделать следующие выводы. Результаты исследования позволяют обоснованно предположить, что с применением разработанного нами комплекса заданий при соблюдении всех правил и норм организации и проведения массовых спортивных мероприятий эффективность спортивных праздников стала намного выше:
- использование современных технологий в мире спорта играет важную роль как в ходе тренировочного процесса, так и в обеспечении проведения и освещения спортивных проектов и мероприятий; способствует тому, чтобы как можно большее число людей начали вести спортивный, т.е. здоровый, образ жизни;
- новые инновационные технологии, которые внедряются в спортивную индустрию, делают спортивные соревнования более привлекательными для миллионов зрителей и, в конечном итоге, позволяют вовлечь в спортивные секции десятки и сотни тысяч студентов, наиболее перспективные из которых будут готовы ставить новые спортивные рекорды;
- новые PR-технологии позволяют работать как с целевой аудиторией, так и со спортсменами и спонсорами спортивных мероприятий; интернет-технологии являются основным фактором рекламы и помогают организаторам и спонсорам популяризировать и продвигать спортивные мероприятия; СМИ играют ключевую роль в повышении эффективности проводимых спортивных мероприятий.
Список литературы
Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. 2014. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт. 208 с.
Тоноян Х.А. 2007. Физическая культура и спорт как средство нравственного и физического оздоровления молодежи. Новые подходы. М.: РосЗИТЛП.
Тоноян Х.А., Юлина Г.Н. 2015. Методика преподавания казачьих видов единоборств (на примере Первого казачьего университета). - Власть. № 3. С. 86-90.
Трощенко О.Н., Шлемова М.В., Чернышева И.В. 2013. Использование информационных технологий при проведении спортивных мероприятий. -Успехи современного естествознания. № 10. С. 191-192.
TONOYAN Khoren Avetisovich, Dr.Sci. (Ped.), Professor of the Chair of Physical Education, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University) (73 Zemljanoj Val St, Moscow, Russia, 109004; [email protected])
LAKHTIN Artem Yur'evich, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor of the Chair of Physical Education, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (73 Zemljanoj Val St, Moscow, Russia, 109004; [email protected])
USOYAN Nure Rustamovna, student of Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (73 Zemljanoj Val St, Moscow, Russia, 109004); [email protected])
EFFECTIVENESS OF PHYSICAL AND SPORTS EVENTS AT THE FIRST COSSACK UNIVERSITY
Abstract. The article deals with modern methods of organizing and holding sports mass events. The authors show the connection between the organization of sports events and the healthy way of life of young people, raise the question of the effectiveness of sports holidays in the university. Based on the study of the problem, the authors develop and test new approaches to the organization of sports festivals at First Cossack University.
Keywords: organization of mass sports events, sports holidays in the university, organization of cultural leisure at the university, criteria for evaluating effectiveness of sports events at the university, modern technologies for organizing and holding sports events