Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРАКТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / БИОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бримжанова Акмарал Зиядаевна, Баязитова Зульфия Ерзатовна

Экология-уникальное явление в современной науке. В нем проявляется масштаб обобщений, достигнутых в нескольких областях знания. Знания в области экологии весьма разнообразны и многомерны: от точных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Обобщающий характер результатов, важнейшая методологическая и теоретическая основа экологии сделали ее центром интеграции научных знаний. В настоящее время границы экологических исследований значительно расширились и охватывают социальную экологию, философию экологии, философию социоэкологии и антропоэкологии, экологическую этику и эстетику, педагогическую и профессиональную экологию.Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, что означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в конкретных условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.8

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бримжанова А. З., Баязитова З.Е.

Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: Экология-уникальное явление в современной науке. В нем проявляется масштаб обобщений, достигнутых в нескольких областях знания. Знания в области экологии весьма разнообразны и многомерны: от точных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Обобщающий характер результатов, важнейшая методологическая и теоретическая основа экологии сделали ее центром интеграции научных знаний. В настоящее время границы экологических исследований значительно расширились и охватывают социальную экологию, философию экологии, философию социоэкологии и антропоэкологии, экологическую этику и эстетику, педагогическую и профессиональную экологию.Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, что означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в конкретных условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: методика, практика, экологическая наука, биоцентрический подход, закрепления знаний, формирование знаний, дидактика.

Метод обучения-совместная упорядоченная работа учителя и ученика, направленная на достижение заданной цели обучения. Структура метода - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод-работа с книгами, прием по анализу отдельных тем, их составление) [1].

Любой метод в практике обучения реализуется с помощью методов обучения. В процессе обучения происходит действие метода, выражающее индивидуальные действия учителя и учащихся.

Говоря о задачах, объекте, предмете и характеристике методики преподавания экологии, среди основных задач методики преподавания экологии как науки можно выделить следующие:

1. определить роль предмета экологии в общей системе общего обучения и воспитания;

2. составление учебников, изучаемых в вузе, и выработка предложений по их совершенствованию и применение этих предложений на практике;

3. определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учащихся и программами для разных уровней;

4. подготовка и совершенствование методов и приемов обучения учащихся с учетом основных особенностей экологических наук;

5. практическая подготовка и проверка оснащенности учебного процесса: организация учебно-практического кабинета в высшем учебном заведении, организация наличия природных объектов, наглядных пособий, рабочих пособий и др [2].

Биоцентрический подход к методике воспитания всех детей в целом, внимание к экологии и ее общим понятиям выдвинули необходимость создания конкретных условий для воспитания детей. Главной особенностью этих условий является занесение объектов природы в окружающую среду учащегося, в его жизненное пространство. Наличие растительного и животного мира у детей

с раннего возраста, экологически правильное-организация зеленой зоны в помещении учреждения, формирует у детей экологическую воспитанность [3].

Отличительными чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой, животными, практическая деятельность по наблюдению и уходу за ними, понимание увиденного в ходе обсуждения. Косвенное знание природы (через книги, сказки, рисунки, рассказы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дальше совершенствовать знания, полученные ребенком от непосредственного контакта с объектами природы.

Под технологией обучения понимается упорядоченная система методов педагогического взаимодействия, обеспечивающих достижение планируемого результата [4].

Методика преподавания экологии - это учебная дисциплина, знакомящая экологию с теорией и технологией обучения. Основной задачей методики преподавания экологии как учебного предмета является обеспечение профессиональной подготовки, формирование творческой самостоятельности учителя, разработка ее с методическими знаниями и умениями, обеспечивающими выполнение различных функций.

К методике преподавания экологии можно отнести следующие методы:

Урок изучения нового материала посвящен изучению нового, очень большого по объему и сложного материала, требующего полного глубокого изучения. Потребность в занятиях по изучению нового материала возникает, как правило, тогда, когда большой объем материала не может быть разделен на два урока, и в то же время, когда новый материал трудно поместить в то время, когда он может быть разделен для дополнения на смешанном уроке. Такое сложное занятие целесообразно проводить в тех случаях, когда объемный материал подлежит усвоению [5].

Во время занятий самостоятельной или практической работы основной целью этих занятий является формирование у учащихся практических умений и навыков, присущих экологии, развитие у них творческих умений и навыков, развитие творческих умений и навыков, связанных с учебным процессом. Поэтому занятия такого типа еще называют уроками закрепления знаний и формирования умений.

Уроки обобщающего повторения предусмотрены школьной программой по всем курсам экологии. Они реализуются в конце изучения большой темы или раздела программы. Поскольку истощение знаний сопровождается их повторением, их называют уроками обобщающего повторения. Систематизация и повторение этапа необходимы для установления логической связи между пройденным и рассматриваемым новым материалом. Уроки обобщающего повторения имеют большое значение для полного усвоения учащимися теоретических основ и основных основ курса, подталкивания их к мировоззренческим выводам.

Наряду с обобщающими повторными уроками могут быть и уроки, основной дидактической целью которых является проверка знаний. Наряду со школьной экологией на этих уроках уроки обобщения и повторения всегда сопровождаются проверкой знаний.

В результате таких занятий у учащихся в зависимости от уровня восприятия методов обучения возрастают такие умения, как: сравнивать, составлять, делать выводы [6].

Библиографический список

1. Дайнов М.И., Метечко Л.Б., Толоконникова В.В. Методические указания к практическим занятиям «Расчет величины выбросов загрязняющих вещества в окружающую среду от технологического оборудования, применяемого при механической обработке материалов»/. - М.: Изд-во МАИ, 2001. - 60с.

2. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Андреева Н.Д.,.Соломин В.П, Васильева Т.В.; под ред. Андреевой Н.Д. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.

4. Дунаева, Е.А. Подготовка учителей к преподаванию экологии в условиях внедрения ФГОС ООО // География в школе. - 2013. - № 8. - С. 53-54.

5. Жигарев, И.А. Экология. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. ФГОС. - М.: Вертикаль-Дрофа, 2013.

6. Зверев, А.Т. Экология. 7-9 классы. Методическое пособие / А.Т. Зверев, В.Н., Кузнецов, Л.А. Ачапкина. - М.: Оникс, 2017. - 316 с.

Бримжанова Акмарал Зиядаевна, магистр 1 курса специальности экология, Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: akmaral_kz97@mail .ru

Баязитова Зульфия Ерзатовна научный руководитель, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии, экологии и туризма, Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: z_bayazitova@mail.ru

Дата поступления статьи: 12.01.2021

© А.З. Бримжанова, З.Е. Баязитова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.