УДК 372.8
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бримжанова А. З., Баязитова З.Е.
Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: Экология-уникальное явление в современной науке. В нем проявляется масштаб обобщений, достигнутых в нескольких областях знания. Знания в области экологии весьма разнообразны и многомерны: от точных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Обобщающий характер результатов, важнейшая методологическая и теоретическая основа экологии сделали ее центром интеграции научных знаний. В настоящее время границы экологических исследований значительно расширились и охватывают социальную экологию, философию экологии, философию социоэкологии и антропоэкологии, экологическую этику и эстетику, педагогическую и профессиональную экологию.Эффективность экологического образования во многом определяется готовностью педагогов-экологов к профессиональной деятельности, что означает способность решать профессиональные задачи и проблемы, возникающие в конкретных условиях образовательного процесса.
Ключевые слова: методика, практика, экологическая наука, биоцентрический подход, закрепления знаний, формирование знаний, дидактика.
Метод обучения-совместная упорядоченная работа учителя и ученика, направленная на достижение заданной цели обучения. Структура метода - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод-работа с книгами, прием по анализу отдельных тем, их составление) [1].
Любой метод в практике обучения реализуется с помощью методов обучения. В процессе обучения происходит действие метода, выражающее индивидуальные действия учителя и учащихся.
Говоря о задачах, объекте, предмете и характеристике методики преподавания экологии, среди основных задач методики преподавания экологии как науки можно выделить следующие:
1. определить роль предмета экологии в общей системе общего обучения и воспитания;
2. составление учебников, изучаемых в вузе, и выработка предложений по их совершенствованию и применение этих предложений на практике;
3. определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учащихся и программами для разных уровней;
4. подготовка и совершенствование методов и приемов обучения учащихся с учетом основных особенностей экологических наук;
5. практическая подготовка и проверка оснащенности учебного процесса: организация учебно-практического кабинета в высшем учебном заведении, организация наличия природных объектов, наглядных пособий, рабочих пособий и др [2].
Биоцентрический подход к методике воспитания всех детей в целом, внимание к экологии и ее общим понятиям выдвинули необходимость создания конкретных условий для воспитания детей. Главной особенностью этих условий является занесение объектов природы в окружающую среду учащегося, в его жизненное пространство. Наличие растительного и животного мира у детей
с раннего возраста, экологически правильное-организация зеленой зоны в помещении учреждения, формирует у детей экологическую воспитанность [3].
Отличительными чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой, животными, практическая деятельность по наблюдению и уходу за ними, понимание увиденного в ходе обсуждения. Косвенное знание природы (через книги, сказки, рисунки, рассказы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дальше совершенствовать знания, полученные ребенком от непосредственного контакта с объектами природы.
Под технологией обучения понимается упорядоченная система методов педагогического взаимодействия, обеспечивающих достижение планируемого результата [4].
Методика преподавания экологии - это учебная дисциплина, знакомящая экологию с теорией и технологией обучения. Основной задачей методики преподавания экологии как учебного предмета является обеспечение профессиональной подготовки, формирование творческой самостоятельности учителя, разработка ее с методическими знаниями и умениями, обеспечивающими выполнение различных функций.
К методике преподавания экологии можно отнести следующие методы:
Урок изучения нового материала посвящен изучению нового, очень большого по объему и сложного материала, требующего полного глубокого изучения. Потребность в занятиях по изучению нового материала возникает, как правило, тогда, когда большой объем материала не может быть разделен на два урока, и в то же время, когда новый материал трудно поместить в то время, когда он может быть разделен для дополнения на смешанном уроке. Такое сложное занятие целесообразно проводить в тех случаях, когда объемный материал подлежит усвоению [5].
Во время занятий самостоятельной или практической работы основной целью этих занятий является формирование у учащихся практических умений и навыков, присущих экологии, развитие у них творческих умений и навыков, развитие творческих умений и навыков, связанных с учебным процессом. Поэтому занятия такого типа еще называют уроками закрепления знаний и формирования умений.
Уроки обобщающего повторения предусмотрены школьной программой по всем курсам экологии. Они реализуются в конце изучения большой темы или раздела программы. Поскольку истощение знаний сопровождается их повторением, их называют уроками обобщающего повторения. Систематизация и повторение этапа необходимы для установления логической связи между пройденным и рассматриваемым новым материалом. Уроки обобщающего повторения имеют большое значение для полного усвоения учащимися теоретических основ и основных основ курса, подталкивания их к мировоззренческим выводам.
Наряду с обобщающими повторными уроками могут быть и уроки, основной дидактической целью которых является проверка знаний. Наряду со школьной экологией на этих уроках уроки обобщения и повторения всегда сопровождаются проверкой знаний.
В результате таких занятий у учащихся в зависимости от уровня восприятия методов обучения возрастают такие умения, как: сравнивать, составлять, делать выводы [6].
Библиографический список
1. Дайнов М.И., Метечко Л.Б., Толоконникова В.В. Методические указания к практическим занятиям «Расчет величины выбросов загрязняющих вещества в окружающую среду от технологического оборудования, применяемого при механической обработке материалов»/. - М.: Изд-во МАИ, 2001. - 60с.
2. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Андреева Н.Д.,.Соломин В.П, Васильева Т.В.; под ред. Андреевой Н.Д. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
4. Дунаева, Е.А. Подготовка учителей к преподаванию экологии в условиях внедрения ФГОС ООО // География в школе. - 2013. - № 8. - С. 53-54.
5. Жигарев, И.А. Экология. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. ФГОС. - М.: Вертикаль-Дрофа, 2013.
6. Зверев, А.Т. Экология. 7-9 классы. Методическое пособие / А.Т. Зверев, В.Н., Кузнецов, Л.А. Ачапкина. - М.: Оникс, 2017. - 316 с.
Бримжанова Акмарал Зиядаевна, магистр 1 курса специальности экология, Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: akmaral_kz97@mail .ru
Баязитова Зульфия Ерзатовна научный руководитель, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии, экологии и туризма, Некоммерческое акционерное общество «Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова» (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: z_bayazitova@mail.ru
Дата поступления статьи: 12.01.2021
© А.З. Бримжанова, З.Е. Баязитова