Научная статья на тему 'Повышение эффективности процедур интернет маркетинга'

Повышение эффективности процедур интернет маркетинга Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
478
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЭБ-САЙТ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / АРХИТЕКТОНИКА ЛИЧНОСТИ / ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ильин Н. П.

Рассматриваются возможности развития интернет-маркетинга в направлении использования особенностей восприятия и обработки информации целевым потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of development of internet-marketing in the direction of use of features of perception and information processing by the target consumer are considered.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности процедур интернет маркетинга»

конкурентоспособное состояние субъектов становится стратегическим ресурсом каждого товаропроизводителя.

Литература

1. Алчиан А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация//Истоки. - М.: ГУ ВШЭ, 2004.

2. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. -2001,-№5.

3. Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления. Конкурентная политика. Контроль над качеством. - СПб.: Питер, 2002.

4. Москалев М.В., Герасимов М.Е. Маркетинговые проблемы в сельскохозяйственном производстве // Экономика сельского хозяйства России, 2001. - №3.

УДК 339.138

Доктор экон. наук Н.П. ИЛЬИН (СПбГАУ, ПткКШтоПпаП..сот)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГА

Вэб-сайт, комплекс маркетинга, архитектоника личности, золотое сечение

Стремительное развитие информационных и интернет-технологий в последнее время и их широкое применение в экономике и коммерции все в большей степени определяет динамику развития теории и практики маркетинга как философии любого современного бизнес-процесса. Фактически с момента появления сети Интернет началось ее использование в интересах коммерции, определив основной тренд совершенствования хозяйственной деятельности в любой стране в направлении формирования интегрированного мирового рынка.

На рис 1. представлена динамика объемов продаж интернет - магазинов мира в последние годы, включая прогнозные оценки [1] .

Объемы продаж интернет-магазинов мира (трлн. долл.)

52,36

2012 2013 2014 2015 2016 2017

и! Объемы продаж интернет-магазинов мира (трлн. долл.) -•-Темп роста к предыдущему году (%)

Рис. 1

Объемы продаж интернет-магазинов России также демонстрируют рост даже

в условиях кризиса (табл.1) [1].

Таблица 1

2012 2013 2014 7015 2016 2017

Китай 93.7% 78.5% 63.8% 43.3% 34.4% 29.4%

Индонезия 85.0% 71 3% 45 1% 37,2% 26 0% 22.0%

Индия 35.9& 34.9% 31.5% 30.3% 24.5% 20.0%

Аргентина 31.1% 6 3% 24 0% 18.0% 12 0% 10.0%

Мексика 55.8% 41.9% 20.0% 14.5% 10.0% 5.0%

Бразилия 21.8% 165% 19.1% 8.5% 69% 6.0%

Россия 34.4% 19.4% 17.1% 10.8% 6.9% 5.2%

Италия 17.0% 168% 15 3% 13,5% 1? 0% 10.6%

Великобритания 14.5% 16.3% 14.2% 12.2% 9.2% 8.2%

Канада 15.0% 14 2% 14 0% 13,5% 125% 11,5%

Испания 10.0% 10.0% 13.8% 11.9% 10.0% 8.0%

Швеция 18.4% 162% 13 3% 10.3% 90% 8.4%

США 14.2% 13.4% 11.8% 11.4% 10.9% 10.4%

Норвегия 14.9% 127% 11 0% 10.8% 81% 7,2%

Цания 14.3% 12.4% 10.6% 8.9% 6.5% 5.9%

Франция 32,3% 10 3% 100% 9.8% 76% 7.1%

Нидерланды 12.7% 11.4% 9.4% 8.4% 6.3% 5.3%

Южная Корея 12,7% 9 6% 7 4% 4.8% 4 3% 3.6%

Германия 25.6% 5.7% 7.4% 6.9% 6.5% 6.1%

Япония 12.3% -10.2% 7.1% 6.7% 5.6% 5.0%

Австралия 10.5% 60% 5.7% 5.1% 50% 4.2%

Финляндия 4.3% 44% 3.7% 3.2% 2.7% 2.5%

Ьесь ми о 22.3% 18.3% 20.2% 17.7% 15.9% 14.8%

Интернет-торговля может выступить одним из драйверов роста экономики страны за счет, в том числе, снижения транзакционных и трансформационных издержек, устранения посредников как излишних промежуточных звеньев между производителем и потребителем. Обычно снижение цены товара при организации интернет-торговли составляет до 20%, однако у нас в стране, учитывая особенности организации бизнес-среды, снижение может быть существенно больше, даже в разы. Именно это обстоятельство определяет актуальность разработки путей и способов повышения эффективности процедур интернет-маркетинга.

С момента своего появления интернет-маркетинг или опНпе-маркетинг постоянно развивается. Если на начальном этапе своего развития интернет-маркетинг как элемент электронной коммерции основывался исключительно на практике традиционного использования всех аспектов маркетинга-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение, то впоследствии его развитие осуществлялось по двум направлениям.

Во-первых, в процессе своего совершенствования, по мере развития информационных технологий интернет-маркетинг стал использовать новые процедуры, реализующие основные элементы традиционного комплекса маркетинга. В частности, при разработке процедур продвижения (promotion) товара как элемента комплекса маркетинга стали использоваться контекстная реклама, баннерная реклама, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, интерактивная реклама и др.

Во-вторых, по мере интеграции информационных и коммуникационных технологий (ICT) в международные коммерческие операции стал расширяться сам комплекс маркетинга. На смену традиционному комплексу 4P пришли модели 5Р; 7Р; 4С; 4S; 4Ps+(2P+2C+2S); 2P+2C+3S; 6С.

Комплекс маркетинга 5Р - это расширенная модель 4P, в которую включена составляющая people - персонал или люди.

Комплекс маркетинга услуг 7Р - это модель 4P, дополненная следующими составляющими: people - человек (персонал); process - все процедуры, механизмы, виды деятельности, необходимые для оказания услуги; physical evidence - физическое доказательство осуществления услуги (материальные свидетельства).

Комплекс маркетинга (метод интроспекции) 4С включает: consumer want and needs - потребности и нужды клиента; cost to satisfy - расходы потребителя; convenience to buy -удобство приобретения продукта и communication are the catechism - коммуникации.

Комплекс веб-маркетинга 4 S состоит из scope - масштаба или сферы деятельности; site - сайта; synergy - синергии и system - системы.

Комплекс электронного маркетинга 4Ps+(2P+2C+2S) включает традиционный комплекс маркетинга 4P, а также составляющие personalization - персонализация; privacy -конфиденциальность; community - сообщество; customer service - сервис потребителя; site design - дизайн сайта и security - безопасность.

Комплекс электронного маркетинга (взаимосвязь функций) 2P+2C+3S включает следующие элементы: personalization - персонализация; privacy - конфиденциальность; community - сообщество; customer service - сервис потребителя; site - сайт; security -безопасность и sales promotion - стимулирование сбыта.

Комплекс элементов эффективного web-сайта 6С - это составляющие: capture -доступность; content - текст; community - сообщество; commerce - электронная коммерция; customer orientation - ориентация на покупателя и credibility - благоприятный имидж.

Общий тренд развития интернет-маркетинга, выражающийся в совершенствовании модели его функционирования, демонстрирует рост значимости «человеческого фактора» в любом бизнес-процессе.

Статистические данные показывают, что в период кризиса становится больше посетителей сети Интернет, но одновременно усиливается конкуренция за привлечение внимания каждого покупателя. В сеть Интернет перемещается все большее число различных бизнесов, отдельные процедуры обслуживания клиентов, предлагаются новые товары и услуги, проводятся маркетинговые исследования и реализуются маркетинговые программы.

Реализуются следующие модели взаимодействия рыночных субъектов в сетевом пространстве:

- В2В - бизнес-бизнес;

- В2С - бизнес-потребитель;

- С2С - потребитель-потребитель, или рыночная деятельность, ориентированная на конечного потребителя;

- В2А - бизнес-администрация - определяет взаимодействие фирм с управленческими органами;

- С2А - потребитель-администрация - определяет связь администрации с потребителем.

Маркетинговые технологии работы с потребителями включают торговые площадки, рекламные площадки и средства коммуникации. Торговые площадки представляют собой интернет-каталоги, интернет-аукционы, электронные биржи и торговые интернет-сообщества. Рекламные площадки содержат поисковые системы, он-лайн СМИ, специализированные интернет-ресурсы для продвижения продукции, хостинговые сайты и сайты других компаний. Средства коммуникации охватывают социальные сети и сообщества, пейджинговые службы в Интернете, блоги, форумы и чаты, виртуальные 3D-миры.

Основным элементом и инструментом системы взаимодействия с клиентом является веб-сайт организации.

С позиций интернет-маркетинга посетитель сайта также важен для компании, как и реальный покупатель. Посетитель сайта может быть уже действующим покупателем, собирающим дополнительную информацию о товарах. Это может быть потенциальный покупатель, который в будущем может стать постоянным клиентом фирмы. При этом любой посетитель сайта, даже при отсутствии покупки, повышает показатель посещаемости и тем самым улучшает позиции ресурса в поисковых системах, что привлекает дополнительное число клиентов и увеличивает в конечном итоге число продаж.

Для привлечения посетителей на сайт могут быть использованы различные инструменты и способы, которые можно разделить на две группы - финансовой мотивации и психологической мотивации. Технологии финансовой мотивации включают накопительные карты и скидки, бонусы за покупки, подарки. Психологическая мотивация обеспечивается персонализацией интернет ресурсов, повышением уровня сервиса и повышением качества обслуживания клиентов, использованием он-лайн коммуникации. Практика применения различных способов мотивации посетителей сайтов показала большую эффективность инструментов психологической мотивации по сравнению с подходами финансовой мотивации.

Сайт должен обеспечивать комфортные условия работы посетителя с предлагаемым интернет-ресурсом. Комфортные условия включают эмоциональные, эстетические и эргономические показатели функционирования сайта. Эмоциональные показатели функционирования сайта характеризуются уровнем генерации позитивных эмоций у клиентов. Эстетические показатели определяются дизайном, цветовыми решениями, мультивидио, музыкой и фото, размещенными на сайте, наглядностью презентации объектов, корректностью работы сайта с использованием различных браузеров. Эргономика сайта определяется степенью удобства интерфейса, рациональностью структуры и адекватностью навигации по интернет ресурсу.

Повышение уровня ориентированности интернет ресурса на нужды и запросы клиента для увеличения действенности любых маркетинговых программ предлагается обеспечить за счет учета особенностей обработки поступающей информации каждым конкретным потребителем.

В качестве основных особенностей восприятия и обработки поступающей информации индивидом рационально рассматривать следующие [2]:

- центральные отделы мозга могут перерабатывать ~ 16 бит информации в секунду;

- интеграция информации при восприятии происходит за 5-10 секунд;

- в кратковременной памяти человека может фиксироваться порядка семи элементов;

- проявляется инерционность сознания (распространение не скорректированных представлений на соседний по месту или времени элемент действительности);

- готовность посетителя позитивно откликаться на коммерческое предложение сайта связана с определенным временем суток.

У нас в стране, как и во всем мире, сложилось общество потребления. Развивающийся экономический кризис и усиливающееся расслоение населения не изменили к настоящему времени сложившегося положения. В этих условиях в маркетинговых программах происходит смещение от содержательной аргументации в сторону «эмоциональных аргументов» и формирования впечатлений. Растет значение эмоциональных и эстетических показателей сайта, которые обеспечивают своеобразный психологический «фундамент» коммуникации с клиентом. Существенное значение имеет дизайн сайта, цветовые решения, расположение блоков информации и динамика их смены. Все эти параметры связаны с количеством одномоментно фиксируемых сознанием клиента элементов, симметрией или асимметрией, «золотым сечением» [2]. Указанные параметры у каждого клиента имеют свои значения, которые могут меняться в течение дня и в зависимости от эмоционального

состояния. Они должны оцениваться в режиме реального времени и использоваться при предоставлении информации в рамках интерактивного сайта.

Психологическая архитектоника личности потребителя формируется набором ценностных шкал, определяющих отношение потребителя к различным товарам и их характеристикам. Пересечение оценочных шкал формирует своеобразные реперные точки, которые определяют то или иное решение потребителя. Сопутствующей и предшествующей коммерческому предложению информацией необходимо сформировать гештальт в сознании потребителя, некоторую скрытую семантику, определяющую контекст выхода на соответствующую реперную точку, ответственную за принятие потребителем решения по коммерческому предложению.

Таким образом, предлагается для продвижения товаров в сети Интернет использовать эксклюзивные интерактивные сайты, ориентирующие свои предложения на оперативно диагностируемые потребности и характеристики каждого конкретного клиента.

Технология создания вэб-сайта в настоящее время включает следующие этапы:

- определение целей веб-сайта и его позиционирование;

- разработку технического задания на создание веб-сайта; -разработку дизайна сайта;

-выбор места размещения сайта и поставщика интернет-услуг;

-программирование и верстка сайта;

-наполнение сайта контентом;

-размещение сайта в сети;

-тестирование сайта.

Для того чтобы реализовать интерактивный вэб-сайт, традиционная технология должна быть соответствующим образом модернизирована. Должны быть включены этапы технологической схемы, ответственные за обеспечение интерактивного характера работы сайта. На начальной стадии реализации функционирования сайта с оперативной обратной связью может быть реализован режим работы, обеспечивающий процесс коммуникации с определенными группами целевой аудитории. На следующих стадиях постепенно может быть усложнена схема работы сайта вплоть до эксклюзивной работы с каждым посетителем.

Возможности осуществления такой технологии работы с клиентами в сети Интернет уже созданы. Разработаны и функционируют средства сбора и хранения огромных объемов информации, измеряемых петабайтами (1015 байтов), а также соответствующие алгоритмы их обработки. Существует сеть Интернет с достаточной пропускной способностью, в рамках которой уже собрана и постоянно актуализируется и собирается дополнительная информация обо всех пользователях (порядка 800 показателей, характеризующих каждого интернет-пользователя). В настоящее время в мире насчитывается до 2 млд. интернет-пользователей из 7,3 млд. общего числа жителей Земли, причем количество интернет-пользователей постоянно растет.

В заключение можно отметить, что разработанные предложения могут обеспечить более эффективный процесс коммуникации с клиентами и тем самым способствовать стимулированию товародвижения как одного из важнейших звеньев различных бизнес-процессов.

Литература

1. http://xn~blae2adf4f.xn~p lai/analytics/16849-statistika-mtepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html

2. Ильин Н.П. Алгоритмизация творческого процесса получения нового знания // Информационные технологии. - 2006. - №4. - С.28 - 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.